Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов по проблеме защиты прав детей'

Особенности формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов по проблеме защиты прав детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ДЕТЕЙ / CHILDREN''S RIGHTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION / КИНО-ЛЕКЦИЯ / FILM LECTURE / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / ФОТОВЫСТАВКА / PHOTO-EXHIBITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савенкова Ирина Витальевна, Дурнев Станислав Евдокимович, Лебеденко Ольга Алексеевна, Лукьяненко Екатерина Станиславовна

Анализируются вопросы защиты прав детей, являющихся в настоящее время приоритетными для мирового общества. Насилие над ребенком, приобщение к алкоголю и наркотикам, повсеместное нарушение его прав, к сожалению, остается свойственным для современных государств. Привлечение внимания будущих педагогов-психологов к проблемам детства послужило толчком для поиска новых форм и приемов обучения, в том числе инновационных методов, а также интерактивных форм организации образовательного процесса (дискуссии, кинолекции), при которых студенты вовлекаются в активную практическую деятельность. Эти и многие другие приемы способствуют формированию компетенций будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савенкова Ирина Витальевна, Дурнев Станислав Евдокимович, Лебеденко Ольга Алексеевна, Лукьяненко Екатерина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of professional competence of future teachers-psychologists on the protection of children''s rights

The protection of children's rights is the priority for the international community at present is considered in the article. Child abuse, familiarizing with alcohol and drugs, the widespread violation of his rights, unfortunately, remains characteristic to modern states. Attracting the attention of future teacher-psychologists to children's problems starts the search of new forms and methods of training and interactive forms of organization of the educational process (discussions, film lectures) in which the students are involved in active practice activitiesthese problems are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов по проблеме защиты прав детей»

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

© 2014 г. И.В. Савенкова, С.Е. Дурнев, О.А. Лебеденко, Е.С. Лукьяненко

Савенкова Ирина Витальевна -кандидат психологических наук, доцент,

кафедра психологии развития и возрастной психологии,

факультет педагогики и практической психологии, Южный федеральный университет, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: Ira.znam@mail.ru.

Дурнев Станислав Евдокимович -кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра технологии и дизайна,

факультет технологии, экономики и дизайна,

Армавирская государственная

педагогическая академия,

ул. Р. Люксембург, 159, г. Армавир, 352901.

E-mail: p4elka00746@mail.ru.

Лебеденко Ольга Алексеевна -кандидат философских наук, старший преподаватель, кафедра психологии развития и возрастной психологии,

факультет педагогики и практической психологии, Южный федеральный университет, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: olgaleb08@rambler.ru.

Лукьяненко Екатерина Станиславовна -кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра психологии развития

Savenkova Irina Vitalyevna -Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor,

Department of Developmental Psychology and Age Psychology,

Faculty of Pedagogy and Practical Psychology, Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: Ira.znam@mail.ru.

Durnev Stanislav Yevdokimovich -

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Department of Technology and Design,

Faculty of Technology, Economics and Design,

Armavir State

Pedagogical Academy,

R. Luxemburg St., 159, Armavir, 352901.

E-mail: p4elka00746@mail.ru.

Lebedenko Olga Alekseyevna -Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lecturer,

Department of Developmental Psychology and Age Psychology,

Faculty of Pedagogy and Practical Psychology, Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: olgaleb08@rambler.ru.

Lukyanenko Yekaterina Stanislavovna -Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer,

Department of Developmental Psychology

и возрастной психологии,

факультет педагогики и практической психологии, Южный федеральный университет, пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. E-mail: kate_pat@mail.ru.

and Age Psychology,

Faculty of Pedagogy and Practical Psychology, Southern Federal University, M. Nagibina Ave., 13, Rostov-on-Don, 344038. E-mail: kate_pat@mail.ru.

Анализируются вопросы защиты прав детей, являющихся в настоящее время приоритетными для мирового общества. Насилие над ребенком, приобщение к алкоголю и наркотикам, повсеместное нарушение его прав, к сожалению, остается свойственным для современных государств. Привлечение внимания будущих педагогов-психологов к проблемам детства послужило толчком для поиска новых форм и приемов обучения, в том числе инновационных методов, а также интерактивных форм организации образовательного процесса (дискуссии, кинолекции), при которых студенты вовлекаются в активную практическую деятельность. Эти и многие другие приемы способствуют формированию компетенций будущих специалистов.

Ключевые слова: права детей, профессиональные компетенции, интерактивные формы обучения, кино-лекция, дискуссия, фотовыставка.

The protection of children's rights is the priority for the international community at present is considered in the article. Child abuse, familiarizing with alcohol and drugs, the widespread violation of his rights, unfortunately, remains characteristic to modern states. Attracting the attention of future teacher-psychologists to children's problems starts the search of new forms and methods of training and interactive forms of organization of the educational process (discussions, film lectures) in which the students are involved in active practice activities- these problems are presented in the article.

Keywords: children's rights, professional competence, interactive forms of education, film lecture, discussion, photo-exhibition.

К началу XXI в. в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. В современной России проблема защиты прав детей и детства - один из актуальных вопросов по расширению возможностей практического обеспечения принципов Конвенции о правах ребенка и выполнению рекомендаций ООН [1 - 3]. На наш взгляд, вопросы защиты прав детей и детства должны быть приоритетными для любого государства [4, 5].

Именно в детстве, отмечает Д.И. Фельд-штейн, формируются социально-психологические особенности человека, его умственные способности, осуществляется процесс социализации и индивидуализации, осваиваются нормы общества. Неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров российского общества вызывают массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом здоровье людей и особенно детей. Весьма тревожно, по мнению ученого, что в этом пространстве четко наблюдается отстранение взрослого мира от мира

детства. По сути дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. В нашей стране 1,5 млн детей, по официальным данным, находятся в зоне риска. Анализируя глубинные изменения современного детства, Фельдштейн отмечает интенсивную примитивизацию сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности [6].

Причины этого явления кроются прежде всего в современной духовной жизни российского общества, крайне губительно сказывающейся на состоянии семьи и фактически стимулирующей снижение ее ценности. К сожалению, такие семьи становятся источником и резервом для рекрутирования различных форм девиантного поведения. И в первую очередь эти процессы затрагивают детей. Возрастает количественный рост детской преступности, лавинообразное приобщение к алкоголю и наркотикам, усиление пагубного влияния на разрастание торговли детьми и растление малолетних. Например, только в Ростовской области за 2012 г. выявлено 858 безнадзорных детей, хотя отмечается снижение уровня безнадзорности на 16,5 % по сравнению с 2011 г. [7] (рис. 1).

Рис. 1. Количество безнадзорных детей в Ростовской области за 2012 г.

Таким образом, в процессе подготовки будущих педагогов-психологов следует особое внимание уделять формированию такой профессиональной компетенции, как готовность применять в своей деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка. Поэтому одной из первых профессиональных задач специалиста, согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», является «реализация на практике прав ребенка» [8].

С целью определения знаний и выявления общей информированности студентов по проблемам детства и защиты их прав был прове-

ден эспресс-опрос среди студентов 2, 3 курсов направления «Психолого-педагогическое образование» ЮФУ. Полученные результаты обобщены в диаграмме (рис. 2). По мнению будущих педагогов-психологов, в большей степени нарушаются права детей на получение медицинской помощи, права на достойный уровень жизни, достойное и бесплатное обучение. А вот право на свободу самовыражения и заботу и любовь родителей реализуется в большей степени. На диаграмме в процентном соотношении представлены ответы студентов на вопрос: «На сколько, на ваш взгляд, реализованы права детей, согласно Конвенции о правах ребенка?»

Рис. 2. Реализация прав детей в России, % (результаты экспресс-опроса будущих педагогов-психологов)

В соответствии с ФГОС ВПО по направлениям 050400 «Психолого-педагогическое образование», реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [8 - 10]. Это послужило основанием для поиска новых форм, методов и приемов включения студентов в активную познавательную (образовательную) деятельность.

Вместе с тем следует отметить, что в учебном процессе каждый метод настолько активен, насколько он стимулирует познавательную деятельность студентов и предоставляет им возможности заниматься деятельностью, имеющей для них безусловный смысл, в которую они включаются без напряжения, проявляя и реализуя себя в ней [10]. Это может быть освоение новой технологии или способа выполнения работы, просто интересная увлекательная работа; любимый вид творчества и т.п. Если в такую внутренне мотивированную деятельность незаметно для студентов включить деятельность учебную, то будет типичное «учение без принуждения», что и было использовано для проведения интерактивного мероприятия со студентами, обучающимися по психолого-педагогическому направлению.

Для привлечения внимания студентов к актуальным проблемам детства в современном мире в течение 2013 г. студенческой лабораторией «Мы говорим об этом» при поддержке кафедры психологии развития и возрастной психологии ЮФУ и НОЦ «Развитие личности в контексте культуры и образования» было организовано интерактивное мероприятие, посвященное Международному дню защиты детей. Такая форма работы включала в себя:

- кинолекцию с сюжетами из фильма «Невидимые дети»;

- дискуссию «Проблемы детства в современном мире»;

- фотовыставку «Дети прошлого и настоящего».

Кратко охарактеризуем каждый этап работы.

Кинолекция - форма организации процесса обучения с использованием художественного, документального или анимационного (мультипликационного) видеоматериала для

изложения нового учебного материала, обобщения, систематизации и повторения с опорой на наглядность восприятия информации [9,10].

Кинолекция предполагает:

- подготовленный видеоматериал (фильм, отрывок из фильма, интервью, репортаж, мультфильм), содержит актуальную проблему современной психологической науки;

- просмотр в аудитории или кинозале студентами и преподавателем;

- совместное обсуждение возникших проблем в аудитории под руководством преподавателя или выполнение иных заданий, направленных на форматирование универсальных и профессиональных компетенций.

Применение кинолекции в образовательном процессе направлено:

- на стимулирование познавательной активности, творческой деятельности и абстрактного мышления студентов;

- инициирование студентов к самостоятельности эмпирических исследований и к созидательным намерениям и действиям по преобразованию окружающей действительности;

- развитие различных познавательных процессов, прежде всего внимания и памяти, а также перестройку психической деятельности студентов;

- реализацию личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса, рационализации обучения и повышения его эффективности и продуктивности путем обеспечения оптимального объема научной информации.

Кинолекция, посвященная Международному дню защиты детей, представляла собой показ фильма «Невидимые дети» с последующей дискуссией. Мероприятие проводилось при поддержке медиа-центра ЮФУ в специально оборудованном кинозале в три этапа.

Подготовительный этап: вступительная беседа с обозначением темы и цели предстоящего мероприятия.

Основной этап: просмотр фильма «Невидимые дети» режиссеров М. Шарефа, Э. Кустури-цы и др., являющегося частью всемирного проекта ЮНИСЕФ (UNICEF) и Международной продуктовой программы ООН (WFF) [11].

Заключительный этап: рефлексия увиденного.

Таким образом, кинолекция позволила включить студентов в самостоятельный процесс познания и осознания актуальных проблем детства на основе визуального восприятия путем анализа предложенного видеоматериала, выявления причинно-следственной связи и проектирования возможных вариантов развития ситуации, перспектив решения проблемы.

Преимуществом кинолекции как инновационного метода обучения является сила впечатлений и эмоционального воздействия на студентов. Именно поэтому особое внимание уделяется формированию личностного отношения к увиденному [9, 12]. Достижение такой цели возможно при правильно методически организованной демонстрации видеоматериала и регулярности использования данного метода.

Следующим этапом интерактивного мероприятия было проведение дискуссии.

Дискуссия - это метод обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Целесообразность и эффективность данного метода подтверждается его широким спектром применения в обучении на разных ступенях образования, организации психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, проведении воспитательных, просветительских и иных развивающих мероприятий [13]. Непосредственно на нашем мероприятии дискуссия использовалась как интерактивный способ организации совместной деятельности студентов по постановке цели, нахождению путей и принятию решений [10].

После просмотра фильма студентам была предложена дискуссия «Проблемы детства в современном мире», где каждый мог высказать свое мнение по вопросам, заранее составленным преподавателем. В ходе дискуссии обсуждались положение и права детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (дети и война, дети и воровство, дети и СПИД, дети и нищета, дети-мигранты, детская агрессивность, детский труд), негативное влияние взрослых на развитие и становление личности ребенка; одиночество и безысходность в детском возрасте; роль международных организаций по защите прав детей (ЕС, ООН, ЮНИСЕФ), международная норматив-

ная база по защите прав детей (Декларация, Конвенция о правах ребенка) [1, 5, 11].

В заключение дискуссии студентами были определены инициативы по поддержке и защите детства:

- оказание помощи детским домам г. Ростова-на-Дону;

- установления сотрудничества с общественными организациями, занимающимися защитой и поддержкой детей;

- проведение просветительской работы среди студентов ЮФУ по проблемам детства;

- организация просветительской работы среди студентов и школьников по развитию толерантного отношения к различным национальностям.

В рамках данного мероприятия студентами была подготовлена фотовыставка «Дети прошлого и настоящего». Используя прием художественной наглядности (отражение объектов и действительности во всех деталях), в частности организацию фотовыставки, преследовалась цель создания ситуации визуального восприятия образа детства [12, 14 - 16]. Студентами были подобраны портреты детей 80 - 90-х гг. и современных детей, отражающие эмоциональную сферу ребенка, культурно-историческую и социально-экономическую ситуацию развития детей.

Использование кино-лекции и фотовыставки строилось на основе критериев эффективности метода наглядности:

- демонстрируемая наглядность должна согласовываться с содержанием материала и мероприятия в целом;

- демонстрация должна быть организована так, чтобы все посетители могли хорошо видеть объекты восприятия;

- необходимо четко выделять главное, существенное при показе картин, фильмов, фотографий, рисунков и т.д.;

- следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации [10, 12, 15].

В заключение необходимо обратить внимание, что дети составляют более половины населения земного шара. Развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала. Вот почему забота о детях - важнейшая задача человечества.

Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в трудные жизненные

ситуации, имеет стратегическое значение для страны. Не обращая должного внимания на эту проблему, общество рискует не только многократно усугубить и дезорганизовать своё настоящее, но и потерять своё будущее.

Таким образом, организация интерактивного мероприятия, посвященного Международному дню защиты детей, способствовала наглядно-образному раскрытию сущности проблем детства.

Особенности формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов по проблеме защиты прав детей заключаются в необходимости использования не только инновационных методов обучения, но прежде всего интерактивных форм организации образовательного процесса (дискуссии, кинолекции), при которых студенты вовлекаются в активную практическую деятельность: совершенствуют навыки анализа конкретных жизненных ситуаций, организуют поиск путей решения, проводят подбор инструментария, составляют план последующих мероприятий, изучают нормативную и правовую документацию, регламентирующую деятельность педагога-психолога, а также права детей в мировом сообществе. Актуальность развития визуальной культуры, специфика мышления современных юношей по средствам визуального восприятия вызывает потребность поиска эффективных методов и приемов формирования профессиональных компетенций будущих специалистов. Современные средства видеоинформации позволяют раскрыть проблемные стороны защиты прав детей в современном мире, тем самым создавая благоприятные условия для восприятия целого ряда сюжетов, образов, ситуаций и способствуя интенсификации образовательного процесса в вопросе формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-психологов.

Литература

1. Конвенция о правах ребенка. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventio ns/childcon.shtml (дата обращения: 15.01.2014).

2. End Military Use of Schools in War Zones. URL: http://www.crin.org/resources/infodetail.asp?id=32155 (дата обращения: 15.01.2014).

3. Jean A. Pardeck Children's Rights: Policy and Practice Published. 2006. 30th April.

Поступила в редакцию

4. Официальный сайт ООН. URL: http://www.un. org/ru/ (дата обращения: 23.01.2014).

5. Официальный сайт UNICEF. URL: http://www.u-nicef.org/ (дата обращения: 23.01.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестн. практ. психологии образования. 2011. № 1. C. 45 - 54.

7. Савенкова И.В. Особенности доверительного общения подростков-делинквентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2010.

8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 18.01.2014).

9. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психол. журн. Международ. ун-та природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. URL: http://www.psyanima.ru/journal/2012/2/2012n2a1/ 2012n2a1.pdf (дата обращения: 18.01.2014).

10. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской: 2-е изд., стер. М., 2011.

11. Child Rights International Network. URL: http://www.crin.org/ (дата обращения: 12.02.2014).

12. Виноградов П.Н. Визуальная культура личности: генезис. Структура и функции // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 136. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vizualnaya-kultura-lichno-sti-genezis-struktura-i-funktsii (дата обращения: 12.02.2014).

13. Лукьяненко Е.С., Вервекина Ю.Г. Опыт гармонизации межличностных отношений с противоположным полом в подростковом и юношеском возрасте // Всерос. науч.-практ. интернет-конф. «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». 25 - 30 мая 2013 г. / под общ. ред. А.В. Черной. Ростов н/Д, 2013.

14. Козяр Г.Н., Нуркова В.В. Какие воспоминания мы выбираем? Как цифровой фотоаппарат изменяет нашу память // Лабиринт. Журн. социально-гуманитарных исследований. 2012. № 4.

15. Литвин А.В. Метод психологического анализа фотографий: механизм работы // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). СПб., 2011. С. 57 - 60.

16. Нуркова В.В. Как фотография влияла и продолжает влиять на психику? // Видео. URL: http://psypress.ru/media/26340.shtml (дата обращения: 15.02.2014).

20 февраля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.