Научная статья на тему 'Особенности формирования правовой культуры студентов в вузе экономического профиля'

Особенности формирования правовой культуры студентов в вузе экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б., Цомаева М.Р.

В данной статье затрагивается тема о том, что необходимо развивать правовую культуру у студентов экономического профиля. В современных условиях подготовки будущего экономиста в вузе право относится к особым сферам деятельности, так как здесь в наибольшей степени проявляются сложные механизмы взаимосвязи экономических интересов и правовых взаимоотношений, что обуславливает высокий уровень требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов в правовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валиева И.Л., Гогицаева Е.Б., Цомаева М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования правовой культуры студентов в вузе экономического профиля»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

© Валиева И.Л.*, Гогицаева Е.Б.*, Цомаева М.Р.*

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Владикавказ

В данной статье затрагивается тема о том, что необходимо развивать правовую культуру у студентов экономического профиля. В современных условиях подготовки будущего экономиста в вузе право относится к особым сферам деятельности, так как здесь в наибольшей степени проявляются сложные механизмы взаимосвязи экономических интересов и правовых взаимоотношений, что обуславливает высокий уровень требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов в правовой сфере.

Ключевые слова право, правовая культура, ценности права.

Становление современного специалиста, выпускника вуза, определяется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и уровнем развития его нравственной, политической и правовой культуры. Современное российское общество нуждается в высокой культуре молодых специалистов и предпринимателей, так как она является предпосылкой стабильности самого государства, оказывает воздействие на характер и степень развития экономики, демократии в правовом государстве.

Особое значение формирование правовой культуры специалистов приобретает в контексте экономических отношений, в которые в настоящее время включаются практически все выпускники высших учебных заведений. Более того, процессы адаптации выпускников зачастую зависят от того, насколько они владеют правовой культурой и способны реализовать ее как в личностном, так и в профессиональном контексте.

Умение реализовать в экономической деятельности сформированную правовую компетентность дает возможность специалисту верно выбрать необходимое решение. Соблюдение правовых основ в профессиональной деятельности любого специалиста является актуальной жизненной необходимостью [1, с. 15]. Таким образом, в современных условиях подготовки будущего экономиста в вузе право относится к особым сферам деятельности, так как здесь в наибольшей степени проявляются сложные механизмы взаимосвязи экономических интересов и правовых взаимоотношений, что обуславливает высокий уровень требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов в правовой сфере. Процесс осуществления экономической подготовки должен учитывать как специфику экономики и ее основных понятий, так и возможности формирования правовой культуры.

* Студент.

Правовая культура специалиста экономической сферы - это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности и отражающая все ее компоненты: совокупность знаний, умений, благодаря которым знания основ права опредмечиваются в практических действиях; сформированная на основах права личная и профессиональная позиция, определяющая активное, творческое отношение к экономической деятельности; совокупность личностных и профессионально важных качеств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности специалиста, его самореализацию [1, с. 9].

Главная задача преподавателя - формирование у будущих специалистов убеждения в абсолютной ценности права, недопустимости и невозможности нарушений правовых предписаний. Повышение эффективности преподавания правовых дисциплин в учебном заведении экономического профиля может быть достигнуто при условиях [2, с. 89]:

- направленности преподавания на формирование у студентов положительно ориентированного правового сознания;

- отражения в содержании курса особенностей социально-экономического развития общества и требований профессиональной деятельности к правовой подготовленности будущих специалистов;

- применения информационных компьютерных технологий и использования методов, позволяющих активизировать процесс познавательной деятельности студентов.

Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в учебных заведениях экономического профиля:

- целью преподавания должно быть формирование положительно ориентированного правового сознания будущих экономистов (системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориен-таций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях);

- знания должны быть непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов.

Таким образом, формирование у студентов правового сознания включает формирование системы знаний, умений и навыков, в том числе [6, с. 79]:

- знаний фундаментальных принципов права и государства, правового положения личности в обществе, установленных конституцией прав и обязанностей человека и гражданина;

- знаний отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов;

- умений и навыков практического применения юридических знаний, владение нормами процессуального законодательства;

172

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

- формирование ценностных ориентаций и правовых установок, в том числе уважительное отношение к системе действующих в обществе правовых норм, ориентация в повседневной жизни и профессиональной деятельности на осознанное соблюдение требований законов, стремление к их реализации.

Студентам экономических специальностей необходимо продемонстрировать, как экономические отношения находят своё отражение в нормах права. В рамках правовых дисциплин нормы права рассматриваются как описания необходимых действий, совершение которых означает соблюдение закона. Методология преподавания правовых дисциплин студентам-экономистам требует, чтобы в начале курса в общих чертах были сформулированы общетеоретические положения права и было разъяснено значение для права таких ключевых категорий, как юридический факт, правовая норма, правоотношения и их содержание, ответственность и условия её применения в различных отраслях права и т.д. Правовые дисциплины должны преподноситься этим студентам как форма, опосредующая и регулирующая экономические и финансовые отношения [4].

Так, согласно «Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих», «экономист выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений. Оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств. Участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства. Ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных». Экономист должен знать законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия; организацию плановой работы; порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений; правила оформления материалов для заключения договоров; законодательство о труде; правила и нормы охраны труда [4].

Таким образом, развитие правовой культуры при подготовке специалистов в экономическом вузе предполагает не только формирование и разви-

тие соответствующих знаний и умений, но и практическое овладение содержанием и особенностями профессиональной деятельности. Данный подход способствует последовательному и целенаправленному овладению студентами правовыми основами профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Доронина Ю.Ю. Формирование правовой культуры студентов вузов экономического профиля: автореф. дисс. ... к.п.н. - М., 2004. - 47 с.

2. Грошева Т.М. Особенности и значение формирования правосознания и правовой культуры будущих специалистов банковского дела // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 2. - С. 89-91.

3. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1996. - С. 167.

4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. № 37 с изм. от 29 апреля 2008 г.): [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.rabota-102.ru/ekts.php (дата обращения: 21.01.2013).

5. Глазачев С.Н. Предисловие главного редактора // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Социально-экологические технологии». - 2011. -№ 1. - С. 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.