Научная статья на тему 'Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи'

Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2426
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ПРАВОВАЯ АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENT''S YOUTH / LEGAL ACTIVE PERSONALITY / SENSE OF JUSTICE / HIGH LEVEL OF LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION / LEGAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Зайцева Светлана Петровна

В статье рассматриваются особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи. Подчеркивается, что правовая культура это неотъемлемая часть общей культуры народа, которая является отражением уровня развития конкретного общества. Такая связь с правом обусловлена особенностями функционирования нормативно-регулятивной системы государства, так как она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, причем уровень сформированности правовой культуры в значительной степени влияет на выбор соответствующих правомерных действий и поступков в повседневной жизни. Правовая культура в своём роде является отображением сложившегося отношения правового субъекта к праву. На основе анализа научной литературы в статье выявляются особенности формирования правовой культуры студенческой молодёжи и отмечается, что это непрерывный процесс, направленный на повешение уровня правовой культуры молодого человека; во-вторых, рассматриваемый процесс находится в тесной взаимосвязи с правовым воспитанием, так как именно благодаря средствам и методам воспитания, происходит интеграция правовых ценностей в сознание молодого человека, а так же формирование четких представлений личности об правовых нормах обустройства общества; в-третьих, период обучения в высшем учебном заведении совпадает с активной стадией социализации индивида. В связи с чем, успех повышения правовой грамотности молодого человека зависит от межличностных отношений, складывающихся в рамках вуза, от точности поставленной цели правового воспитания, а так же от уровня правосознания, состояния учебной дисциплины, индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, социальной структуры, ее однородности и постоянства, морально-психологического микроклимата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьева Елена Ивановна, Зайцева Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENT''S YOUTH

In article authors considered features of formation of legal culture of student's youth. They emphasized that the legal culture is an integral part of the general culture of the people which is the reflection of a level of development of concrete society. Features of functioning standard and regulatory system of the state cause such communication with the right as it covers all spheres of activity of the person, and the level of formation of legal culture substantially influences a choice of the corresponding lawful actions and acts in everyday life. The legal culture in own way is a display of the developed attitude of the legal subject towards the right. On the basis of the analysis of scientific literature in article authors revealed features of formation of legal culture of student's youth come to light and noted that it is the continuous process directed on hanging of level of legal culture of the young man; the considered process is in close interrelation with legal education as exactly thanks to means and methods of education, there is an integration of legal values into consciousness of the young man, and also formation of clear ideas of the personality of precepts of law of arrangement of society; the training period in a higher educational institution coincides with an active stage of socialization of the individual. In this connection, the success of increase of legal literacy of the young man, depends on the interpersonal relations developing within Higher Education Institution from the accuracy of a goal of legal education, and also from the level of sense of justice, a condition of a subject matter, individual and psychological features of members of collective, social structure, its uniformity and constancy, a moral and psychological microclimate.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ГРИГОРЬЕВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

ЗАЙЦЕВА СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: solnce1939@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи. Подчеркивается, что правовая культура - это неотъемлемая часть общей культуры народа, которая является отражением уровня развития конкретного общества. Такая связь с правом обусловлена особенностями функционирования нормативно-регулятивной системы государства, так как она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, причем уровень сформированности правовой культуры в значительной степени влияет на выбор соответствующих правомерных действий и поступков в повседневной жизни.

Правовая культура в своём роде является отображением сложившегося отношения правового субъекта к праву.

На основе анализа научной литературы в статье выявляются особенности формирования правовой культуры студенческой молодёжи и отмечается, что это непрерывный процесс, направленный на повешение уровня правовой культуры молодого человека; во-вторых, рассматриваемый процесс находится в тесной взаимосвязи с правовым воспитанием, так как именно благодаря средствам и методам воспитания, происходит интеграция правовых ценностей в сознание молодого человека, а так же формирование четких представлений личности об правовых нормах обустройства общества; в-третьих, период обучения в высшем учебном заведении совпадает с активной стадией социализации индивида. В связи с чем, успех повышения правовой грамотности молодого человека зависит от межличностных отношений, складывающихся в рамках вуза, от точности поставленной цели правового воспитания, а так же от уровня правосознания, состояния учебной дисциплины, индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, социальной структуры, ее однородности и постоянства, морально-психологического микроклимата.

Ключевые слова: формирование правовой культуры студенческой молодежи, правовая активная личность, правосознание, высокий уровень правовой культуры, правовое воспитание, правовая социализация.

Проблема формирования правовой культуры студенческой молодежи в высокой степени интересует исследователей из разных областей знаний, что подтверждает значительное количество научных работ, посвященных данной проблеме: труды С. С. Алексеева, Ю. А. Алферова, А. А. Баимбетова, Э. А. Баллера, Е. В. Болотова, С. А. Злобина, И. А. Иванникова, М. С. Кагана, М. В. Капитонова, Э. В. Соколова, М. Б. Смоленского, А. К. Уледова, Ф. Р. Филиппова и ряда других исследователей, работающих в этом направлении. Тем не менее, постоянно меняющаяся политическая, экономическая, социально-культурная обстановка в обществе затрагивает и культурно-правовую сферу жизнедеятельности человека,

требуя дополнительного рассмотрения вопроса, особенностей формирования правовой культуры студенческой молодежи.

Правовая культура - это неотъемлемая часть общей культуры народа, которая является отражением уровня развития конкретного общества. Такая связь с правом обусловлена особенностями функционирования нормативно-регулятивной системы государства, так как она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, фактически предопределяя его поведение в обществе.

Правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества. Как правило, в научных кругах в связи с этим

E. I. GRIGORYEVA, S. P. ZAYTSEVA

Т. 9. № 12, 2014

обстоятельством теоретическое определение правовой культуры представлено в узком и широком понимании. Наиболее емко данный теоретический вопрос осветил Г. В. Назаренко. По его словам, правовая культура в широком смысле - это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую практику и стабильный правопорядок. А правовая культура в узком смысле - это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения [1].

Однако именно правовая культура отдельного лица является ядром для всей правовой системы общества. От таких слагаемых в жизни каждого человека, как: уважение других лиц, являющихся равными участниками правового общения; уверенность в том, что только свобода всех людей в обществе есть надежная гарантия свободы каждого; уважение к закону; чувство личной ответственности за свои поступки; внутреннее убеждение в необходимости исполнения своих обязательств зависит качественное развитие всего правового общества демократического государства.

Правовая культура в своем роде является отражением сложившегося отношения правового субъекта к праву, которое формируется из его оценок правовой реальности, и проявляется в правовом поведении самого субъекта, оцениваемого с точки зрения соблюдения нормы права. Однако собственные оценки могут быть как положительными, так и отрицательными, в связи с этим правовую культуру субъекта можно представить как позитивную или негативную. Соответственно правовая культура как явление общечеловеческого порождения имеет уровни собственного отражения: низкий уровень правовой культуры не совпадает с требованиями общества к поведению субъекта права, основанный на его маргинальном или конформистском правосознании; должный уровень правовой культуры отражает в основном правовые ценности общества и его требования к субъекту права; высокий уровень правовой культуры, основанный на развитом правосознании и социально активном поведении [2].

Высокий уровень правовой культуры - это необходимое условие демократического развития России, превращения ее в экономически развитое и процветающие государство. Однако формирование необходимого уровня правовой культуры - это долгий целенаправленный процесс, который до-

стигается системой мер, направленных на интеграцию в сознание правовых норм, принципов и идей, представляющих ценности для национальной правовой культуры.

Обращая внимания на сферу сознания, мы затрагиваем определенную область воспитания, так как в самом общем виде воспитание - это процесс, направленный на качественное изменение сознания человека. И здесь следует отметить, что изменения, происходящие в сознания человека в области права, осуществляются по средствам правового воспитания.

Правовое воспитание - это сложная и многоаспектная система деятельности, со специальными инструментами по донесению до разума и чувств правовых ценностей, и превращения их в личное убеждение. Именно благодаря правовому воспитанию происходит включение индивида в правовую жизнь общества.

Изменение правового сознания по средствам правового воспитания происходит путем усвоения личностью правовых ценностей прошлого и настоящего и формирование своих четких представлений о правовых нормах обустройства общества. Процесс такого формирования начинается с момента вступления человека в общественные отношения, и активно себя проявляет в период молодости. Именно в этот возрастной период происходит психологическое и биологическое созревание индивида как личности, и в это время молодой человек наиболее предрасположен к обучению, осознанию своих поступков и выбора жизненных ориентиров. Именно поэтому так важно на этой стадии развития человека дать основные принципы и направления правовых норм, помочь в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон.

При этом следует помнить, что молодежь - это большая социальная группа, которая неоднородна по своей структуре и состоит из разных категорий молодежных сообществ, среди которых особо выделяют студенчество. Причем такое выделение происходит не случайно, оно определено рядом отличительных способностей: во-первых, молодой человек, обучающийся в высшем учебном заведении, обладает более высоким интеллектуальным потенциалом, так как обучение в вузе предполагает подготовку к высококвалифицированному умственному труду; во-вторых, наличие достаточного количества свободного времени создает предпосылки для активной досуговой деятельности, которая при правильной организации может способ-

Т. 9. № 12, 2014

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

ствовать превращению личности в специалиста с высоким уровнем культуры и правового самосознания; в-третьих, в период студенчества активно устанавливаются новые социальные связи и взаимодействия, представляя проекцию будущего развития взаимоотношений в обществе.

Вышеописанные обстоятельства дают возможность студенческой молодежи проявить себя в качестве силы, способной оказать воздействие и указать направления изменений в экономической, политической и правовой жизни общества. В связи с этим так важно сформировать внутреннюю правовою культуру у данной группы молодежи.

Следует заметить, что администрация высшего учебного заведения, в силу возложенных должностных обязательств, имеет возможность применить меры воспитательного характера, как в рамках обучающего процесса, так и за его пределами, эффективно организовав культурно-досуговую деятельность молодого человека.

Безусловно, правовое воспитание не является единственным способом формирования правовой культуры. Существует достаточно значительное количество воздействующих факторов, которые способствуют данному процессу. Среди них можно отметить такие, как: грамотная законотворческая деятельность законодательных органов власти; справедливая деятельность судебной и исполнительной системы; межличностные отношения в обществе и ряд других внешних регуляторов. По нашему мнению, именно многообразными методами правового воспитания возможно сформировать правовую активную личность.

Правовую активность личности можно определить как часть социальной активности, включающую инициативную, правомерную, сознательную деятельность граждан, направленную на исполнение возложенных обязанностей, на эффективное использование предоставленных прав, а так же реализацию охраняемых законом государственных, общественных или личных интересов.

В результате правового воспитания у молодых людей формируются правовые потребности, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые, так или иначе, способствуют ее удовлетворению. В этой связи формируются интересы - важный компонент социально-психологической регуляции правомерного поведения. Они сопряжены с осмыслением объективных

условий, в которых существует норма права, способов надлежащей реализации предоставленных прав, исполнения юридических обязанностей [3].

Успех правового воспитания во многом зависит от субъекта правового воспитания, его умения правильно обозначить цель данного процесса.

Существуют достаточно большой спектр взглядов на формирование и постановку целей правового воспитания. Особо хочется отметить существующую в теории и методике правового воспитания тройственную иерархию целей, направленную на формирование комплекса специфических качеств личности. Сущность данной теории заключается в следующем: ближайшая цель -формирование системы правовых знаний; промежуточная цель - формирование правовой убежденности; конечная цель - формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения [4].

Особенность постановки такой иерархии целей, на наш взгляд, заключается в том, что весь процесс современного правового воспитания должен быть направлен на формирование высоких волевых качеств личности, способной защитить справедливость от несправедливости. Так же в контексте данного подхода следует отметить, что для того, чтобы правовоспитательная деятельность развивалась в направлении прогресса, необходимо обеспечить ее планомерное движение от цели к цели. В то же время достижение какой-либо цели нельзя считать безусловным. Например, студент может достигнуть понимания и знания каких-либо норм, которое будет оценено как желаемое и достаточное на определенном этапе развития общества и самого индивида. Однако ни развитие общества, ни развитие субъекта на этом не прекращается. Кроме того, само знание является лишь большим или меньшим приближением к идеалу. Следовательно, наряду с другими, усложненными целями правового воспитания всякий последующий этап не должен полностью утрачивать цели, относительно реализованные на предыдущих этапах. В такой позиции формирования цели реализуется принцип преемственности и непрерывности воспитательного процесса.

Еще одной особенностью формирования правовой культуры в период обучения молодого человека в высшем учебном заведении являются межличностные отношения. Они, как правило, складываются в коллективе вуза, играют определенную роль в формировании правосознания студенческой молодежи через усвоение общих требований к личности специалиста и подготовку к будущей деятельности. Но все же приоритет

Е. I. ОЫООКУЕУА 8. Р. гАУТ8ЕУА

Т. 9. № 12, 2014

необходимо отдавать отношениям, складывающимся в студенческой группе, так как именно они включают молодого человека в характерную для вуза деятельность, через многообразные формы правового воспитания, способствуя реализации личных качеств личности, и фиксирует нравственные позиции личности и убеждения. Объясняется это тем, что в первичном коллективе прививаются навыки самоуправления переплетается участие в разных видах общественных работ и происходят всевозможные другие психологические процессы. Прямые контакты в студенческой группе создают благоприятные условия для взаимного обмена правовыми взглядами и представлениями, увеличивают объем используемой ими правовой информации, вырабатывают образцы право-мерного поведения. Кроме того, общение в коллективе предопределяет механизм избира-тельности в познании правовой действительности, выборе той или иной правомерной линии поведения. Эти процессы зависят от ряда обстоятельств: уровня правосознания, состояния учебной дисциплины, индивидуально-психоло-гических особенностей членов коллектива, социальной структуры ее, однородности и постоянства, морально-психологического микроклимата.

Правовое регулирование отношений студентов с вузом формирует у них ценностно-правовые ориентации и правовые установки, они являются основными детерминантами поведения личности в правовой сфере, отражают ее готовность использовать правовые нормы на основе убежденности в их полезности и целесообразности в силу ценностной и социальной значимости права для личности.

Следовательно, межличностное общение студенческой молодежи не только обеспечивает обмен правовой информацией, но и формирует единую ценностно-правовую ориентацию учебного коллектива, определяет избирательность правовых интересов, содействует ее развитию и уточнению. Она означает общую заинтересованность ее членов в совершенствовании правовой деятельности, в которой протекает их совместная деятельность и совпадение взглядов. С другой стороны, правовая ориентация учебного коллектива предполагает формирование путем рефлексорно-взаимных оценок студентами своих действий, выполнение правовых предписаний и норм, сложившихся в результате внутреннего

коллективного общения и соответствующих правовых установок.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно выявить следующие особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи.

Во-первых, формирование правовой культуры студенческой молодежи - это непрерывный процесс, направленный на повышение уровня правовой культуры молодого человека.

Во-вторых, рассматриваемый процесс находится в тесной взаимосвязи с правовым воспитанием, так как именно благодаря средствам и методам воспитания, происходит интеграция правовых ценностей в сознание молодого человека, а так же формирование четких представлений личности о правовых нормах обустройства общества.

В-третьих, период обучения в высшем учебном заведении совпадает с активной стадией социализации индивида. В связи с чем, успех повышения правовой грамотности молодого человека зависит от межличностных отношений, складывающихся в рамках вуза, от точности поставленной цели правового воспитания, а так же от уровня правосознания, состояния учебной дисциплины, индивидуально-психологических особенностей членов коллектива, социальной структуры, ее однородности и постоянства, морально-психологического микроклимата.

Литература

1. Назаренко Г. В. Теория государства и права. М., 2000.

2. Оксамытный В. В. Теория государства и права. Из-во: Юнита-Дана, 2012.

3. Затонский В. А. Сильное государство и активная личность: теоретико-правовой аспект. Изд-во Са-рат. Ун-та., 2005.

4. Татаринцева Е. В. Правовое воспитание: методология и методика. М., 1990.

References

1. Nazarenko G. V. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2000.

2. Oksamytnyj V. V. Teoriya gosudarstva i prava. Iz-vo: Yunita-Dana, 2012.

3. Zatonskij V. А. Sil'noye gosudarstvo i aktivnaya lichnost': teoretiko-pravovoj aspekt. Izd-vo Sarat. Un-ta, 2005.

4. Tatarintseva Ye. V. Pravovoye vospitaniye: metodologiya i metodika. M., 1990.

Т. 9. № 12, 2014

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

E. H. rPHrOPbEBA, C. n. 3AH^BA

259

* * *

FEATURES OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

GRIGORYEVA ELENA IVANOVNA Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

ZAYTSEVA SVETLANA PETROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: solnce1939@yandex.ru

In article authors considered features of formation of legal culture of student's youth. They emphasized that the legal culture is an integral part of the general culture of the people which is the reflection of a level of development of concrete society. Features of functioning standard and regulatory system of the state cause such communication with the right as it covers all spheres of activity of the person, and the level of formation of legal culture substantially influences a choice of the corresponding lawful actions and acts in everyday life.

The legal culture in own way is a display of the developed attitude of the legal subject towards the right.

On the basis of the analysis of scientific literature in article authors revealed features of formation of legal culture of student's youth come to light and noted that it is the continuous process directed on hanging of level of legal culture of the young man; the considered process is in close interrelation with legal education as exactly thanks to means and methods of education, there is an integration of legal values into consciousness of the young man, and also formation of clear ideas of the personality of precepts of law of arrangement of society; the training period in a higher educational institution coincides with an active stage of socialization of the individual. In this connection, the success of increase of legal literacy of the young man, depends on the interpersonal relations developing within Higher Education Institution from the accuracy of a goal of legal education, and also from the level of sense of justice, a condition of a subject matter, individual and psychological features of members of collective, social structure, its uniformity and constancy, a moral and psychological microclimate.

Key words: formation of legal culture of student's youth, legal active personality, sense of justice, high level of legal culture, legal education, legal socialization.

E. I. GRIGORYEVA, S. P. ZAYTSEVA

^ 9. № 12, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.