Научная статья на тему 'Особенности формирования нарушений системы пищеварения и обмена веществ у московских учащихся в процессе обучения в школе'

Особенности формирования нарушений системы пищеварения и обмена веществ у московских учащихся в процессе обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
254
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ЛОНГИТУДИНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / LONGITUDINAL HEALTH STUDY / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ / FUNCTIONAL DISORDERS / ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / CHRONIC DISEASES / ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ / ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ОБМЕН ВЕЩЕСТВ / ENDOCRINE SYSTEM AND METABOLISM / ТЕЧЕНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / THE COURSE OF PATHOLOGICAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рапопорт И.К., Сухарева Л.М.

Представлен анализ данных лонгитудинального наблюдения за здоровьем одних и тех же московских школьников, наблюдавшихся врачами-специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, с 1-го по 11-й класс. Изучена динамика заболеваемости функциональной диспепсией, дискинезией желчевыводящих путей, функциональными кишечными нарушениями, хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью, дефицитом и избытком массы тела, ожирением, ювенильной струмой и др. Помимо показателей заболеваемости проводилось изучение течения патологических процессов по каждой нозологии на протяжении 11 лет. Выявлено, что рассматриваемые нарушения здоровья характеризуются ростом распространенности и/или неблагоприятным течением патологических процессов в школьном онтогенезе. Высокая заболеваемость указанными нарушениями здоровья и ухудшение клинической симптоматики у 43-65 % учащихся в 9-11-х классах свидетельствуют о негативной роли чрезмерных учебных нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и предэкзаменационного стресса в формировании патологических состояний у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рапопорт И.К., Сухарева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of disorders in the digestive and metabolism systems of Moscow schoolchildren in the learning process

The article presents an analysis of the data of longitudinal health study of the same Moscow schoolchildren, observed by medical specialists from the Institute of Hygiene and Health Care of Children and Adolescents from the 1st to the 11th grade. The morbidity dynamics of functional dyspepsia, biliary dyskinesia, functional intestinal disorders, chronic gastroduodenitis, peptic ulcer disease, underweight, overweight, obesity, juvenile struma was considered. In addition to reviewing the data on the prevalence of these health disorders, assessment of the course of pathological processes for each nosology was carried out over a period of 11 years. It was revealed that the studied health disorders are characterized by an increase in the prevalence and/or adverse course of pathological processes in school ontogenesis. The high prevalence of these health disorders and the worsening of clinical symptoms in 43-65 % of students indicate the negative role of the excessive training loads, psycho-emotional overstrain and pre-examination stress in the formation of pathological conditions in grades 9-11.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования нарушений системы пищеварения и обмена веществ у московских учащихся в процессе обучения в школе»

лота m ooD

ЗУивб

g

© Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., 2018 УДК 613.955

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ СИСТЕМЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ У МОСКОВСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

И.К. Рапопорт, Л.М. Сухарева

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ломоносовский проспект, 2, стр. 1, Москва, 119991, Россия

Представлен анализ данных лонгитудинального наблюдения за здоровьем одних и тех же московских школьников, наблюдавшихся врачами-специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, с 1-го по 11-й класс.

Изучена динамика заболеваемости функциональной диспепсией, дискинезией желчевыводящих путей, функциональными кишечными нарушениями, хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью, дефицитом и избытком массы тела, ожирением, ювенильной струмой и др. Помимо показателей заболеваемости проводилось изучение течения патологических процессов по каждой нозологии на протяжении 11 лет. Выявлено, что рассматриваемые нарушения здоровья характеризуются ростом распространенности и/или неблагоприятным течением патологических процессов в школьном онтогенезе. Высокая заболеваемость указанными нарушениями здоровья и ухудшение клинической симптоматики у 43-65 % учащихся в 9-11-х классах свидетельствуют о негативной роли чрезмерных учебных нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и предэкзаменационного стресса в формировании патологических состояний у школьников. Ключевые слова: школьники; лонгитудинальное медицинское наблюдение; функциональные отклонения; хронические заболевания; органы пищеварения; эндокринная система и обмен веществ; течение патологических процессов.

I.K. Rapoport, L.M. Sukhareva □ CHARACTERISTICS OF DISORDERS IN THE DIGESTIVE AND METABOLISM SYSTEMS OF MOSCOW SCHOOLCHILDREN IN THE LEARNING PROCESS □ National Medical Research Center for Children's Health of the Ministry of Health of Russia, 2, build. 1, Lomonosovskij prospect, Moscow, 119991, Russia

The article presents an analysis of the data of longitudinal health study of the same Moscow schoolchildren, observed by medical specialists from the Institute of Hygiene and Health Care of Children and Adolescents from the 1st to the 11th grade.

The morbidity dynamics of functional dyspepsia, biliary dyskinesia, functional intestinal disorders, chronic gastroduodenitis, peptic ulcer disease, underweight, overweight, obesity, juvenile struma was considered. In addition to reviewing the data on the prevalence of these health disorders, assessment of the course of pathological processes for each nosology was carried out over a period of 11 years. It was revealed that the studied health disorders are characterized by an increase in the prevalence and/or adverse course of pathological processes in school ontogenesis. The high prevalence of these health disorders and the worsening of clinical symptoms in 43-65 % of students indicate the negative role of the excessive training loads, psycho-emotional overstrain and pre-examination stress in the formation of pathological conditions in grades 9-11.

Key words: schoolchildren, longitudinal health study, functional disorders, chronic diseases, digestive organs, endocrine system and metabolism; the course of pathological processes.

Здоровье современных школьников формируется в результате сложного, пока мало изученного, воздействия эндогенных и экзогенных факторов: социально-экономических, экологических, психолого-педагогических, семейно-быто-вых, образа жизни детей и подростков [1, 3, 4, 11]. Установлены высокая напряженность учебного процесса, развитие переутомления, невротических реакций и неврозов в период обучения школьников в 9—11-х классах [5, 7—9]. Для изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между воздействующими факторами и показателями состояния здоровья достаточно давно применяются «лонгитудинальные наблюдения (longitudinal study) - клинические исследования, при которых на протяжении длительного времени ведется наблюдение за одними и теми же лицами» [14]. Лонгитудинальное наблюдение дает возможность выявить динамику заболеваемости и распространенности факторов риска развития функциональных отклонений и хронических заболеваний различных систем

организма у школьников в процессе обучения в общеобразовательных организациях на протяжении ряда лет. На основании полученных данных могут приниматься адекватные решения органами управления здравоохранением и образованием, разрабатываться СанПиНы, практические рекомендации для медицинских и педагогических работников, родителей.

С 2005 по 2015 год включительно сотрудниками НИИ ГиОЗДиП при участи специалистов КДЦ Научного центра здоровья детей Минздрава России проводилось лонгитудинальное наблюдение за состоянием здоровья учащихся 4 школ, расположенных в различных АО округах г. Москвы, с 1-го до 11-го класса (руководители темы: Л.С. Намазова-Баранова, Л.М. Сухарева; ответственные исполнители: И.В. Звездина, И.К. Рапопорт). Основные результаты изменений показателей заболеваемости школьников приводились в наших предыдущих публикациях [1, 4, 5, 8, 9]. Однако в данной статье мы рассматриваем не только изменения заболеваемо-

12

ЗУивб

шст т (ж)

сти (условно назовем это количественным анализом), но и течение патологических процессов у детей, страдающих различными функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями (назовем это качественным анализом), в динамике обучения в школе.

Представлены данные о формировании нарушений системы пищеварения и обмена веществ у наблюдаемых школьников. Патологии этих двух систем целесообразно рассматривать в одной статье, т. к. поступление макро- и микроэлементов в организм и обмен веществ напрямую связаны с состоянием желудочно-кишечного тракта. Особенности развития патологий других систем организма у наблюдавшихся учащихся мы предполагаем представить в последующих статьях.

Цель исследования - изучить особенности формирования наиболее часто встречающихся функциональных отклонений и хронических заболеваний системы пищеварения и эндо-кринно-обменных нарушений у учащихся московских школ по материалам лонгитудиналь-ного наблюдения с 1-го по 11-й класс.

Материалы и методы. Под наблюдением врачей с 1-го класса вплоть до окончания 11-го находились одни и те же московские школьники. В 1-м классе число наблюдаемых детей составляло 426 чел. (216 мальчиков и 210 девочек), из них до 11-го класса дошли 277 чел. (130 юношей и 147 девушек). Обследование учащихся проводилось ежегодно в одно и то же время (в апреле) непосредственно в школах и включало: осмотры педиатрами и врачами 6 узких специальностей, использование электрокардиографии, плантографии, ряда функциональных проб, оценку физического развития, а также разнообразные виды медико-социального анкетирования детей и их родителей для уточнения жалоб, анамнеза, катамнеза и образа жизни школьников. Клинические обследования и анкетирование школьников проводились после ежегодного получения информированных согласий родителей.

В результате обследований учащихся были получены 25 298 заключений врачебных осмотров и 3 614 анкет, позволяющих провести персонифицированное катамнестическое (после установления диагноза) прослеживание течения хронических заболеваний и функциональных отклонений у всех наблюдаемых школьников на протяжении 4 временных этапов наблюдения: с 1-го по 4-й класс, с 4-го по 7-й, с 7-го по 9-й и с 9-го по 11-й класс. Такое катамнестическое прослеживание дало возможность установить, как протекали те или иные нарушения здоровья у каждого школьника в указанные 4 временные промежутка: с улучшением (благоприятная динамика), с ухудшением (неблагоприятная динамика), или динамика патологических процессов отсутствовала. Далее рассчитывались процентные соотношения детей, у которых конкретное хроническое заболевание или функциональное отклонение протекало с благоприятной, неблагоприятной динамикой или ее отсутствием. Данная часть исследований, названная нами «качественным анализом» данных лонгитудиналь-ного исследования, выполнялась в соответствии с ранее разработанными методическими рекомендациями «Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья школьников по результатам профилактических медицинских осмотров» [6].

Статистическая обработка данных исследования проводилась с использованием пакета статистического анализа SPSS v19. Результаты рассматривали как статистически значимые при p < 0,05.

Результаты исследования. Болезни органов пищеварения. В табл. 1 представлены данные о распространенности функциональных отклонений среди наблюдаемых школьников в зависимости от класса. В табл. 2 аналогичным образом приведены сведения о распространенности хронических заболеваний органов пищеварения.

Таблица 1. Распространенность функциональных отклонений системы пищеварения среди школьников (%о) Table 1. Prevalence of functional disorders of the digestive system among schoolchildren (%o)

Классы школы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Все функциональные отклонения М 604 612 568 470 358 318 294 196 231 190 112

Д 593 585 565 525 393 313 281 257 190 179 231

ОП 599 594 567 497 377 316 287 226 211 184 177

в т. ч. множественный кариес М 10 11 10 - - 5 6 6 6 10 14

Д 12 19 11 10 10 10 10 6 6 - 24

ОП 11 15 10 5 5 8 8 6 6 5 20

функциональная диспепсия М 238 207 207 165 112 78 52 33 52 40 42

Д 186 144 158 156 110 101 57 47 56 16 85

ОП 214 174 184 161 111 90 54 40 54 27 65

дискинезия желчевыводя-щих путей М 149 141 188 193 167 141 139 88 70 80 14

Д 209 168 198 202 137 112 141 157 56 106 73

ОП 177 152 193 197 152 127 140 122 63 94 46

пищевая аллергия М 40 109 36 35 30 84 73 63 78 50 42

Д 58 96 63 71 71 70 57 29 60 49 49

ОП 48 102 49 52 51 76 65 46 69 49 46

функциональные кишечные нарушения М 168 144 127 69 49 10 24 6 19 10 -

Д 128 158 114 86 65 20 16 12 13 8 -

ОП 450 151 121 78 58 15 20 9 16 9 -

прочие М - - - 8 - - - - 6 - -

Д - - 21 - - - - 6 - - -

ОП - - 10 4 - - - 3 3 - -

ОП - 5 10 5 2 15 11 6 - 5 7

лота т ooD

ЗУивб

и

Анализ изменений распространенности ° функциональных отклонений (ФО) и хрониче-^ ских заболеваний (ХЗ) пищеварительной системы в зависимости от класса обучения свиде-^^ тельствует о двух наблюдающихся противопо-Д ложных тенденциях: распространенность ФО снижается от 1-го класса к 11-му с 599 %о до 177 %о, различия между показателями высоко I—Н значимы (р < 0,001), а частота встречаемости ^ ХЗ, наоборот, возрастает с 70%о до 281%о ^^ (р < 0,001). Аналогичные тенденции наблюда-3 ются как среди мальчиков, так и среди девочек. О! Наиболее часто встречающимися ФО являются дискинезия желчевыводящих путей (ДЖВП) и функциональная диспепсия (ранее использовался термин «функциональные нарушения желудка»); среди детей в начальных классах весьма распространены функциональные кишечные нарушения (ФКН). Частота встречаемости функциональной диспепсии (ФД) у школьников обоего пола имеет тенденцию к постепенному снижению с 1-го по 8-й класс включительно - с 214 % до 40 % (р < 0,05). В 11-м классе распространенность ФД вновь возрастает до 65%. Рост показателя в выпускном классе объясняется значительным психоэмоциональным напряжением школьников при подготовке к ЕГЭ, что приводит к обострениям психосоматических функциональных расстройств, включая ФД. Распространенность ДЖВП среди школьников, с некоторыми колебаниями показателей, также снижается от 1 -го класса к 11 -му — с 177 % до 46 %, различия в показателях высоко достоверны (р < 0,001). Распространенность ФКН, проявляющихся в основном склонностью к запорам, высока в 1—3-х классах (450—121 %), однако имеет тенденцию к уменьшению до нуля в выпускных классах (р < 0,001). Множественный кариес (4—5 кариозных зубов у ребенка) встречается с частотой 5—20 %; показатели выше всего у детей в 1—3-м классах и у 11-клас-сников. Распространенность пищевой аллергии находится практически на одном уровне как в группе мальчиков, так и в группе девочек.

Результаты качественного анализа течения ФО системы пищеварения свидетельствуют о том, что, несмотря на количественное уменьшение

случаев указанных расстройств, в 5—9-х классах происходит постепенное ухудшение течения этих нарушений у школьников обоего пола. В старших классах течение функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта зависит от пола: у юношей ФО протекают более благоприятно: положительная динамика отмечалась в 45,2—63,6 % случаев, в то же время у девушек в старших классах не выявлено ни одного случая течения ФО с улучшением клинической симптоматики.

В структуре хронических заболеваний системы пищеварения (табл. 2) наибольший удельный вес имеют хронический гастродуоденит или более локальные поражения — хронический гастрит или хронический дуоденит. Выявлено четырехкратное увеличение частоты встречаемости хронического гастродуоденита у всех учащихся вместе взятых в динамике школьного онтогенеза с 48 % до 202 % (р < 0,001). Среди мальчиков наблюдался рост распространенности заболевания в 9 раз: с 20 % до 183 % (р < 0,001), среди девочек — в 2,7 раза: с 81 % до 220 % (р < 0,001), хотя исходный уровень показателей у девочек был выше, чем у мальчиков (81 % против 20 %).

В 5-м классе у наблюдаемых мальчиков появились случаи язвенной болезни. В 10—11-м классах увеличилась распространенность этой тяжелой патологии желудочно-кишечного тракта до 39 %, причем на фоне предэкзаменационного стресса развитие заболевания произошло как у юношей, так и у девушек. Можно предположить, опираясь на современные исследования в области гастроэнтерологии [2, 15], что в результате психоэмоционального перенапряжения у учащихся снижается иммунитет, повышается желудочная секреция и развиваются геликобактериальные язвенно-воспалительные процессы в слизистых желудка и 12-перст-ной кишки.

Среди наблюдаемых школьников распространенность хронических болезней гепато-панкреобилиарной системы колеблется в пределах 5—33 %. У девочек эти заболевания встречаются несколько чаще, чем среди мальчиков, но различия статистически не значимы. Частота встречаемости хронического энтероколита и колита колеблется в пределах 0—15 %.

Таблица 2. Распространенность хронических заболеваний органов пищеварения среди школьников (%о) Table 2. Prevalence of chronic diseases of the digestive system among schoolchildren (%o)

Классы школы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Все хронические заболевания М 40 131 94 114 162 208 257 232 252 320 281

Д 105 125 117 141 122 180 179 190 242 285 281

ОП 70 128 105 128 143 193 218 211 247 300 281

в т. ч. хронический га-стродуоденит (хр. гастрит, хр. дуоденит) М 20 87 84 114 136 183 209 196 234 260 183

Д 81 96 96 121 95 138 139 172 202 252 220

ОП 48 92 90 118 116 161 174 184 218 256 202

язвенная болезнь М - - - - 5 5 6 12 12 30 56

Д - - - - - - - - - - 24

ОП - - - - 2 2 3 6 6 13 39

хронический энтерит, хр. колит, хр. энтероколит М - 11 - - 5 10 21 6 - 10 14

Д - - 21 10 - 21 - 6 - - -

ОП - 5 10 5 2 15 11 6 - 5 7

болезни гепатопанкреоби-лиарнои системы М 20 33 10 - 16 10 21 12 - 20 28

Д 23 29 10 27 21 40 12 40 33 37

ОП 21 31 5 5 23 15 30 12 20 26 33

Прочие (рефлюкс-эзофагит) М - - - - - - - 6 6

Д - - - - - - - - -

ОП - - - - - - - 3 3

и

ЗУивб

шст m оое)

Качественный анализ течения патологических процессов при хроническом гастродуоде-ните показал, что на первом этапе обучения детей (1—4-е классы) в группе мальчиков преобладал процент благоприятно протекающих случаев заболевания над процентом случаев, протекавших с ухудшением (60 % против 40 %; p < 0,05), в группе девочек наблюдалась схожая картина (54 % против 31 %; p < 0,05). На втором этапе обучения (4—7-е классы) фактически процент случаев с благоприятной динамикой стал равен проценту случаев с отрицательной динамикой: в группе мальчиков 45 % против 41 %; в группе девочек 50 % против 45 %. На третьем этапе обучения (7—9-е классы) в группе мальчиков было больше случаев с положительной динамикой (63 % против 32 %; p < 0,05), а вот в группе девочек стали преобладать случаи неблагоприятно протекающих процессов (59 % против 41 %; p < 0,05). В старших классах (4-й этап) в обеих половых группах процент случаев с отрицательной динамикой было выше, чем с положительной: в группе юношей 43 % против 14 % (р < 0,01), в группе девушек 40 % против 20 % (р < 0,05). В процессе обучения в школе, преимущественно в средних классах, в 34 % случаев у мальчиков и в 37 % случаев у девочек произошел переход функциональных отклонений (в основном функциональной диспепсии) в хронические заболевания (хронический гастродуоденит), что является крайне неблагоприятным явлением в формировании здоровья школьников.

Таким образом, выявленные негативные тенденции, свидетельствующие о росте расспрос-траненности хронических болезней органов пищеварения в динамике обучения детей и подростков в школе, дополнены данными о небла-

гоприятном течении патологических процессов в системе пищеварения учащихся, начиная со средних классов, и, что особенно выражено, на этапе завершения общего образования.

Эндокринно-обменные функциональные отклонения и хронические заболевания. Распространенность функциональных эндокринно-обменных нарушений (ЭОН) представлена в табл. 3, а хронических заболеваний — в табл. 4.

В структуре функциональных ЭОН наиболее часто выявляемыми отклонениями являются избыток и дефицит массы тела, а хронических эндокринно-обменных заболеваний — ожирение. Избыточная масса тела и в особенности ожирение в настоящее время вызывают особое беспокойство у медицинских работников всех развитиях стран, т. к. являются доказанными факторами риска и предикторами раннего развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни и ее осложнений, сахарного диабета, костно-мышечной и другой патологии [10, 11—13].

В группе мальчиков по сравнению с девочками чаще встречаются избыток массы тела (46-153 %о против 2-98 %«) и ожирение (27-115 %« против 14-57 %о), в группе девочек, наоборот, -дефицит массы тела (123-203 %о против 49193 %о). Средние значения показателей статистически достоверно различаются (р < 0,05).

К функциональным ЭОН относятся также ювенильная струма I, 1-11 и II ст., ювенильная гинекомастия, задержка полового созревания, низкий рост. Распространенность ювенильной струмы 1-11 ст. в группе мальчиков колеблется в пределах 5-24 %о, в группе девочек - в пределах 10-88 %о. Средние значения частоты встречаемости струмы у девочек достоверно выше, чем у мальчиков (р < 0,05).

Таблица 3. Распространенность функциональных эндокринно-обменных нарушений среди школьников (%о) Table 3. Prevalence of functional endocrine and metabolic disorders among schoolchildren (%o)

Классы школы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Все функциональные отклонения М 139 197 355 252 290 237 207 287 298 160 181

Д 197 146 240 261 236 239 260 253 350 325 195

ОП 166 172 301 258 265 238 234 271 325 251 190

в т.ч. ювенильная струма I, 1-11 и II ст. М 11 24 10 9 9 5 - - 6 - -

Д - 11 19 19 10 20 11 14 88 73 24

ОП 5 18 15 14 10 12 5 7 47 40 14

дефицит массы тела М 59 49 65 81 109 114 107 119 193 80 66

Д 174 135 123 161 170 196 184 135 168 203 171

ОП 112 92 92 121 140 155 146 127 181 148 123

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

избыток массы тела М 69 124 153 109 116 93 58 56 46 60 115

Д 23 - 98 81 56 23 65 61 94 41 -

ОП 48 62 125 95 86 58 62 59 70 49 53

юношеская гинекомастия М - - 127 53 56 25 42 75 53 20

Д - - - - - - - - - -

ОП - - 69 28 29 13 21 38 27 9

задержка полового созревания М - - - - - - - 25 - -

Д - - - - - - - 29 - 8

ОП - - - - - - - 27 - 5

низкий рост М - - - - - - - 12 - -

Д - - - - - - - 14 - -

ОП - - - - - - - 13 - -

мгуст м OoD

З^ивб

ic

Таблица 4. Распространенность хронических эндокринно-обменных заболеваний среди школьников (%о) Table 4. Prevalence of chronic endocrine-metabolic diseases among schoolchildren (%o)

Классы школы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Все хронические заболевания М 40 45 27 105 74 85 115 87 115 110 56

Д 23 51 31 30 49 51 23 28 49 89 110

ОП 32 49 29 70 62 68 69 58 83 99 85

в т. ч. ожирение М 40 45 27 105 74 85 115 62 76 100 42

Д 23 51 31 30 49 51 23 14 14 57 37

ОП 32 49 29 70 62 68 69 38 45 76 40

сахарный диабет М - - - - - - - 13 13 - -

Д - - - - - - - - - - -

ОП - - - - - - - 7 7 - -

ювенильная струма 11-111, III ст., аутоиммунный тиреоидит М - - - - - - - 12 13 - 14

Д - - - - - - - 14 7 32 73

ОП - - - - - - - 13 11 18 45

другие хрон. эндокринно-обменные заболевания М - - - - - - - - 13 10 -

Д - - - - - - - - 28 - -

ОП - - - - - - - - 20 5 -

Примечание: М - мальчики, Д - девочки, ОП - лица обоего пола Note: M - boys, D - girls, OP - persons of both genders.

В препубертаный и пубертатный периоды, т. е. на этапе обучения в 3-10-х классах, распространенность гинекомастии у мальчиков постепенно снижается от 127 %о до 20 %о, в 11-м классе юношей с указанным ЭОН выявлено не было. Такие функциональные ЭОН, как задержка полового развития и низкий рост, встречались среди детей в единичных случаях в 8-м и 10-м классах.

У наблюдаемых школьников помимо ожирения были диагностированы такие хронические эндокринно-обменные нарушения, как сахарный диабет, ювенильная струма II-III, III ст., аутоиммунный тиреоидит. Сахарный диабет был выявлен у 1 мальчика в 8-м классе, после 9-го класса он перешел в другую школу. Юве-нильная струма и аутоиммунный тиреоидит в единичных случаях выявлялись у учащихся 811-х классов, по средним показателям у девушек достоверно чаще, чему у юношей (p < 0,05).

Качественный анализ (рассмотрение течения патологических процессов при ЭОН) показал, что начиная с 3 -го класса у современных школьников наблюдаются сложные и интенсивные гормональные процессы, которые приводят к тому, что 23,5 % детей имеют дисгармоничное физическое развитие транзиторного характера. В средних классах частота встречаемости нарушений физического развития возрастает до 32,5 % (p < 0,05), но к завершению пубертатного периода, который приходится на период обучения подростков в 10-11-х классах, у значительного числа школьников физическое развитие гармонизируется. В общей сложности 21-22 % выпускников школы имеют нарушения: дефицит массы тела, избыток массы тела и ожирение. У 6,6 % юношей и 17,1 % девушек выявлен дефицит массы тела; у 11,5 % юношей - избыток массы тела; у 4,2 % юношей и 3,7 % девушек - ожирение. Однако если при дефиците массы тела течение патологических процессов в большинстве случаев (51-53 %) носит благоприятный характер, то у старших подростков с избытком массы тела и ожирением в преобладающем проценте случаев (53-66 %) течение патологических процессов носит не-

благоприятный характер — состояние прогрессивно ухудшается, развивается метаболический синдром.

Выводы. Анализ динамики показателей частоты встречаемости функциональных нарушений и хронических заболеваний системы пищеварения, эндокринной системы и нарушений обмена веществ, а также рассмотрение течения патологических процессов с 1-го по 11-й класс свидетельствуют о том, что изучаемые нарушения здоровья, полиэтиологичные по своей природе, характеризуются ростом распространенности и/или ухудшением клинической симптоматики в школьном онтогенезе.

Высокую заболеваемость указанными нарушениями здоровья и их неблагоприятное течение в 9—11-х классах можно объяснить негативной ролью повышенных учебных нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и предэкзаменационного стресса в формировании патологических состояний у школьников.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости организации учебного процесса в 9—11-х классах с учетом функциональных возможностей подростков; целесообразности создания благоприятного психологического климата и психологической поддержки школьников при подготовке обучающихся к экзаменам и их сдаче; актуальности здорового питания учащихся в школе и дома.

ЛИТЕРАТУРА (п. 11-15 см. References)

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН. 2009. №5. С. 6-11.

2. Детская гастроэнтерология: руководство для врачей / Под ред. проф. Н.П. Шабалова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: МЕДпресс-инфо, 2013. 760 с.

3. Заброда Н.Н., Пинигин М.А., Величковский Б.Т. Основные социально-гигиенические факторы, определяющие состояние здоровья населения России // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013. № 5-6. С. 23-26.

4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благопо-

ЗУивб

шст т (ж)

лучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. 2017. № 10. Т. 96. С. 990-995.

5. Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Чубаровский В.В. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в общеобразовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10-16.

6. Рапопорт И.К., Ямпольская Ю.А., Чубаровский В.В. и др. Дифференцированный подход к оценке динамики показателей состояния здоровья подростков по результатам профилактических медицинских осмотров: методические рекомендации // Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов / Под редакцией члена-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН,

2013. С. 93-110.

7. Степанова М.И., Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности педагогических технологий // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 52-55.

8. Сухарева Л.М., Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. 2013. № 4. С. 48-53.

9. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова М.А. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания.

2014. № 3 (252). С. 28-30.

10. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я. и др. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения Российской Федерации: мультицентровое исследование // Педиатрия (журнал им. Г.Н. Сперанского). 2014. № 56. С. 28-32.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Sostoyanie zdorov'ya sovremennykh detej i podrostkov i rol' mediko-social'nykh faktorov v ego formirovanii [Health state of modern children and adolescents and the role of medical and social factors in its formation]. Vestnik RAMN, 2009, no. 5, pp. 6-11. (In Russ.)

2. Detskaya gastroenterologiya: rukovodstvo dlya vrachej [Pediatric gastroenterology: a guideline for doctors]. Edited by Prof. N.P. Shabalov. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow: MEDpress-info Publ., 2013, 760 p. (In Russ.)

3. Zabroda N.N., Pinigin M.A., Velichkovskij B.T. Osnovnye social'no-gigienicheskie faktory, opredelyayushchie sostoyanie zdorov'ya naseleniya Rossii [The main social and hygienic factors determining the health status of the population of Russia]. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, 2013, no. 5-6, pp. 23-26. (In Russ.)

4. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K. et al. Pop-ulyatsionnoe zdorov'e detskogo naseleniya, riski zdorov'yu i sanitarno-epidemiologicheskoe blagopoluchie obuchayu-shchihsya: problemy, puti reshenija, tekhnologii deja-tel'nosti [Population health of children, health risks, sanitary and epidemiological welfare of schoolchildren: problems, solutions, technologies]. Gigiena i sanitariya, 2017, no. 10, vol. 96, pp. 990-995. (In Russ.)

5. Rapoport I.K., Sokolova S.B., Chubarovskij V.V. Zabo-le-vaemost' shkol'nikov i problemy sozdaniya profilaktiches-koj sredy v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh [Morbidity of schoolchildren and problems of creating a preventive environment in educational institutions]. Vo-prosy shkol'noj i universitetskoj meditsiny i zdorov'ya, 2014, no. 3, pp.10-16. (In Russ.)

6. Rapoport I.K., Yampol'skaya Yu.A., Chubarovskij V.V. et al. Differentsirovannyj podkhod k otsenke dinamiki poka-zatelej sostoyaniya zdorov'ya podrostkov po rezul'tatam profilakticheskikh meditsinskikh osmotrov (metodicheskie rekomendatsii) [Differentiated approach to assessing the dynamics of indicators of health status of adolescents on the results of preventive medical examinations (methodical recommendations)]. Gigiena detej i podrostkov. Sbornik normativno-metodicheskikh dokumentov. Edited by corresponding member of RAMS V.R. Kuchma. Moscow: Iz-datel'stvo Nauchnogo centra zdorov'ya detej RAMN, 2013, pp. 93-110. (In Russ.)

7. Stepanova M.I., Ulanova S.A. Zdorov'esberegayushchie vozmozhnosti pedagogicheskikh tekhnologij [Health saving opportunities of pedagogical technologies]. Gigiena i sanitariya, 2012, no. 2, pp. 52-55. (In Russ.)

8. Sukhareva L.M., Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. Zabolevaemost' moskovskikh shkol'nikov v dinamike obu-cheniya s pervogo po devyatyj klass [Morbidity of Moscow schoolchildren in the dynamics of education from the first to the ninth grade]. Rossijskij pediatricheskij zhurnal, 2013, no. 4, pp. 48-53. (In Russ.)

9. Suhareva L.M., Rapoport I.K., Polenova M.A. Sostoyanie zdorov'ya moskovskikh shkol'nikov i faktory, vliyayushchie na ego formirovanie (longitudinal'noe issledovanie) [Health status of Moscow schoolchildren and factors influencing its formation (longitudinal study)]. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2014, no. 3 (252), pp. 28-30. (In Russ.)

10. Tutel'yan V.A., Baturin A.K., Kon' I.Ya. et al. Raspros-tranennost' ozhireniya i izbytochnoj massy tela sredi detskogo naseleniya Rossijskoj Federatsii: mul'ticentrovoe issledovanie [Prevalence of obesity and overweight among children in the Russian Federation: a multicenter study]. Pediatriya (zhurnal im. G.N. Speranskogo), 2014, no. 56, pp. 28-32. (In Russ.)

11. Cattaneo A. et al. Child health in the European Union. Luxemburg: European Commission. 2012.

12. Flegal K., Kit B., Orpana H., Graubard B.J. Association of all-cause mortality with overweight and obesity using standard body mass index categories: a systematic review and meta-analysis // JAMA. 2013. № 309 (1). P. 71-82.

13. Trost-Brinkhues G., Ellsaber G. Overview of pediatric health examinations among school beginners in Germany -identifying health needs for adequate health promotion at school. Materials the 19-th EUSUHM Congress Youth Health Care in Europe «Mind the gap!» Building bridges to better health for all young people», Leuven, 6-8 September, 2017. P. 32.

14. Twisk J.W.R. Causal inference in longitudinal experimental research // Handbook of longitudinal research / Ed. S. Menard. N.Y.: Elsevier, 2008. P. 279-294.

15. Yamada T., Alpers Dh. et al. Textbook of gastroenterology (5th ed.). Chichester, West Sussex: Blackwell Pub. 2009. 284 p.

Контактная информация:

Рапопорт Ирина Калмановна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России e-mail: ikrapoport@yandex.ru

Contact information:

Rapoport Irina, Doctor of Medical Sciences, Professor, chief researcher of the Research Institute for Hygiene and Health of Children and Adolescents, National scientific-practical center of children's health of the Ministry of Health of Russia e-mail: ikrapoport@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.