Научная статья на тему 'Особенности формирования личности подростков в различных типах семей'

Особенности формирования личности подростков в различных типах семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2138
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FAMILY / TEENAGERS / SOCIAL-PROFESSIONAL STATUS / ONE-PARENT FAMILIES / LARGE FAMILIES / DISADVANTAGED FAMILIES / SOCIALIZATION / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна, Устинова Оксана Вячеславовна

Трансформация института семьи и брака проявляется в распространении различных структурных типов семей с детьми несовершеннолетнего возраста. На эмпирическом уровне автор рассматривает влияние структурных и социальных особенностей семей на развитие личности детей, процесс социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of teenagers' personality development in different family types

Transformation of family institution and institution of marriage results in appearance of different family types with dependent children. The author considers empirically the effect of structural and social features of families on children's personality development and the process of their socialization.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования личности подростков в различных типах семей»

Примечания

1. См.: Крупнов Ю. Качество жизни. URL: http:// www.kroupnov.ru/pubs/2005/01/09/10178/print.html (публикация 09.01.2005).

2. См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %CA%E0%F7%E5%F1%F2%E2%EE_%E6%E8%E7%ED%E8.

3. Монтень М. Об искусстве жить достойно. М.: Дет. лит., 1975. С. 84-85.

4. См.: Анурин В. Ф. Контуры провинциального среднего класса России // Социологические исследования. 2006. № 10.

5. К оценке качества жизни среднего класса России. URL: http://www.evrodol.ru/vladimir/vladimir_39.html.

6. См.: Концепции качества жизни в современном обществе. URL: http://referat.mp3city.kiev.ua/20/pages/ 21351.php. Здесь они именуются почему-то «индикаторами качества жизни». Хотя «индикаторы» - это дословно не что иное, как «указатели»; однако то, о чем идет речь, - это именно «факторы» (напомним также изначальное значение понятия «фактор»: причина, движущая сила чего-либо).

7. Соотношение этих групп в выборке было таким: 57,6% занято на постоянной основе, 12,6% - временно.

УДК 316.612-053.2

Л. Б. Осипова, О. В. Устинова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ СЕМЕЙ

Трансформация института семьи и брака проявляется в распространении различных структурных типов семей с детьми несовершеннолетнего возраста. На эмпирическом уровне автор рассматривает влияние структурных и социальных особенностей семей на развитие личности детей, процесс социализации.

Transformation of family institution and institution of marriage results in appearance of different family types with dependent children. The author considers empirically the effect of structural and social features of families on children's personality development and the process of their socialization.

Ключевые слова: семья, подростки, социально-профессиональный статус, неполные семьи, многодетные семьи, неблагополучные семьи, социализация, девиантное поведение.

Keywords: family, teenagers, social-professional status, one-parent families, large families, disadvantaged families, socialization, deviant behavior.

В условиях трансформации института семьи наблюдается процесс возникновения многообразия семейных типов, выделяемых по разным критериям. Если за основу брать структурный (демографический) признак, то можно констатировать увеличение материнских (неполных) семей за счет разводов, внебрачной рождаемости и

© Осипова Л. Б., Устинова О. В., 2014

вдовства, семей с отчимами или приемными отцами (сводные), создающихся в результате повторных браков, заключения браков ранее незамужними матерями и длительных нерегистриру-емых сожительств, рост малодетных семей.

В качестве важного типологизирующего критерия семей выступает и уровень материальной обеспеченности. Это особенно актуально в условиях резкой имущественной дифференциации населения России. При этом важен не столько показатель дохода, сколько его восприятие членами семьи. Дифференцирующими социальными критериями типологии семей могут выступать социально-профессиональный статус и уровень образования супругов.

Возникает вопрос: как различные структурные и социальные особенности семей влияют на развитие личности детей, процесс их социализации? По данным переписи 2002 г., в 52% домохозяйств России проживали несовершеннолетние дети, 70% составляли семьи с двумя родителями, 27% - с матерями и 3% - с отцами. Об увеличении числа сводных семей можно судить лишь по данным статистики ЗАГСа, согласно которой пропорция повторных браков составляла в 2012 г. 26% -для мужчин и 25% - для женщин [1].

Процессы трансформации семейной структуры в России сходны с западными тенденциями. Например, менее половины детей в США проживают в нормативных семьях с обоими биологическими родителями, родными братьями и сестрами. К сожалению, бюро переписи США не предоставляет данных о числе сводных семей. По данным 2010 г., семьи с обоими родителями составляли 69% всех семей с детьми до 18 лет, материнские - 26%, отцовские - 5%, причем велики отличия по этническим группам. Однако в России и США последняя перепись населения 2010 г. позволила получить новые данные о структурных типах. По результатам репрезентативных исследований, в США процесс численного увеличения ненормативных типов остановился.

Перспективы развития института семьи многие ученые на Западе и в России рассматривают сквозь призму двух концепций - кризиса (упадка) и модернизации (пластичности) семьи, в определенной мере отражающих консервативную и либеральную позиции. Повышенный интерес вызывает вопрос: как процесс трансформации брака связан с благополучием детей. Негативное влияние отличных от нормативной структуры с одним родителем и сводных семей на выполнение функции воспроизводства и социализации является основным аргументом сторонников кризиса института семьи. Можно согласиться с мнением американского ученого П. Эмейто, который предлагает вместо принятия одной из этих позиций анализировать отрицательные послед-

ствия развития семьи и развивать соответствующие меры помощи и одновременно видеть и «поощрять» положительные стороны происходящих изменений [2].

Научная проблема может быть сформулирована как противоречие между знанием о процессе трансформации брака в России, дальнейшем распространении ненормативных структурных типов семей с несовершеннолетними детьми и недостатком научных знаний о влиянии типа семьи на развитие личности подростков в современных условиях. В повседневном сознании людей, в СМИ, среди специалистов, профессионально связанных с детьми, в России до сих пор распространен стереотип, что у детей из неполных семей больше проблем по сравнению с детьми, проживающими в полных семьях. Такая стигматизация негативно сказывается на успешности развития личности детей из ненормативных семей, становясь практической проблемой.

В настоящее время несколько уменьшилась доля нормативных и увеличилась доля сводных семей. Результаты проведенного исследования в 2012 г. показали, что большинство семей с одним родителем составляют разведенные матери (15%), никогда не вступавшие в брак (4%), 2% -вдовые матери и 1% - отцовские семьи. Несколько увеличилось число семей «без родителей», где подростки проживают с бабушкой и/или дедушкой, редко со старшей сестрой/братом. Этот тип разнороден: родители (внебрачные матери) могут иметь новые семьи и проживать отдельно от ребенка, родители могут быть лишены прав, а дети находятся под опекой у бабушек/дедушек. Процесс изменения семейной структуры достаточно медленный. Следует отметить, что более половины подростков живут с биологическими родителями (табл. 1).

Рассмотрим измеряемые показатели и индикаторы развития личности подростков вне зависимости от того, установлены ли связи со структурой семей. Поступать в вуз планируют 78% юношей и 87% девушек, т. е. человеческий капитал населения России предположительно растет. При этом темп интеллектуального роста у девушек выше. Только 1% выпускников после окончания школы собираются пойти работать. Девушки чаще посещают факультативы. Хотя «продвинутыми» пользователями компьютера считают себя 35% юношей и только 18% девушек. Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности. Как правило, в таких семьях наблюдается снижение познавательных установок у детей, низкая школьная успеваемость и слабая выраженность стремления к достижениям. Однако, по результатам опроса, не обнаружено статистически значимых отличий между подростками из нормативных и материнских типов семей ни по одному из индикаторов образовательного потенциала. Установлено, что большинство юношей из семей с отчимами учатся на тройки в сравнении с юношами из нормативных семей (табл. 2).

Эмпирически подтверждено, что дети из неполных семей не всегда могут получить достойное образование в силу их низкой доходности. Государство и работодатели заинтересованы в воспроизводстве человеческого капитала - образованного и здорового конкурентоспособного трудового ресурса в условиях глобальной экономики. В то же время вызывает озабоченность морально-нравственное состояние молодого поколения.

Результаты переписи Нормативные Сводные С одним родителем Проживают без родителей

2002 64 17 23 2

2010 58 26 37 3,5

Таблица 2

Образовательные потребности подростков, в процентах

Индикаторы Нормативные Сводные с отчимом С матерью

юн. дев. юн. дев. юн. дев.

Посещение факультативов 45 53 47 48 52 64

Умение пользоваться компьютером 38 21 27 23 38 28

Планирует поступление в вуз 68 73 66 69 65 73

Призеры олимпиад 24 46 11 18 23 36

Успеваемость (учатся на «3») 30 17 34 20 31 3

Таблица 1

Динамика числа подростков, проживающих в различных семейных ячейках, в процентах

Многие подростки не всегда сострадательны к социально уязвимым категориям населения. Например, «испытывают жалость и/или желание помочь» инвалиду 83% юношей и 90% девушек, старому беспомощному человеку - 85% и 95%, маленькому ребенку - 63% и 81% соответственно. Девушки лучше относятся к детям, чем юноши, что можно объяснить и «материнским инстинктом» и доминированием норм родительства, не предполагающих активного и ответственного отцовства. «Испытывают жалость и/ или желание помочь» бомжу - 36% юношей и 32% девушек; бездомной собаке - 68% и 87%, т. е. к людям без определенного места жительства подростки относятся почти в два раза хуже, чем к бездомным животным.

Выделена группа альтруистов, которые готовы помочь или сочувствуют по всем индикаторам, их оказалось 49%. Исключение составляют девушки из хорошо обеспеченных семей, среди которых меньше всего альтруисток. Полностью безразличных, которые не придут на помощь пострадавшим, - только 1%. Следовательно, по измеряемым индикаторам гражданских качеств не обнаружено значимых различий между подростками из различных типов семей. Результаты оценки здоровья, занятия спортом, секс и вредные привычки представлены в табл. 3.

Возможно, более слабое здоровье девушек связано с меньшей вовлеченностью в спортивные занятия. В материнских семьях больше девушек, которые оценивают свое здоровье как плохое. Эта закономерность нуждается в дальнейшем изучении. Возможно, на здоровье влияют психологические причины, связанные с отсутствием мужчины в семье, либо матери уделяют здоровью дочерей больше внимания. Выявлено, что большое количество молодых людей уделяет внимание спорту.

Распределение по материальной обеспеченности семей подростков оценивалось по следующим показателям (табл. 4).

В целом по выборке 29% проживают в материально необеспеченных семьях, 54% - в семьях среднего уровня обеспеченности и 17% - в хорошо обеспеченных. Как видим, выявлен средний уровень материальной обеспеченности в материнских семьях, промежуточное положение занимают подростки из сводных семей, хорошо обеспечены подростки из нормативных семей. Ярко выраженных различий в обеспеченности с одним и двумя родителями не выявлено. Вероятно, этот факт связан с тем, что сегодня женщины-матери занимают высокие позиции в экономике и способны обеспечивать детей без помощи мужей.

В последнее время наблюдается рост числа неблагополучных семей. Причиной семейного неблагополучия является алкоголизм взрослых, бесконтрольность воспитания детей со стороны взрослых, отсутствие у родителей потребности в саморазвитии во внесемейной сфере. Для родителей из таких семей большое значение приобретают аффилиативные ценности (потребность принадлежать к определенной группе и занимать какое-либо место в ней, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви). Взаимоотношения с окружающими необходимы им для подпитки собственной ценности, для получения оценки себя извне. Без взаимоотношений с кем-либо они чувствуют себя ничтожными, тесные взаимоотношения дают им чувство безопасности. Став родителем, такой человек вовлекается в бесконечную последовательность хаотичных действий по воспитанию ребенка, не задумываясь ни о причинах его поведения, ни о том, как с толком подойти к возникшей воспитательной ситуации, испытывая удовлетворение от вовлеченности в процесс общения.

Таблица 3

Оценка здоровья и частота занятий спортом подростков в структурных типах семей, в процентах

Индикаторы Нормативные Сводные с отчимом С матерью

юн. дев. юн. дев. юн. дев.

Хорошее здоровье 78 69 74 64 71 73

Регулярно занимаюсь спортом 72 58 69 53 64 56

Посещаю фитнес-клуб 65 55 56 49 58 56

Таблица 4

Показатели материальной обеспеченности семей, в процентах

Индикаторы Нормативные Сводные с отчимом С матерью

юн. дев. юн. дев. юн. дев.

Нам не хватает денег даже на еду 18 23 31 34 36 38

У нас почти нет материальных проблем 23 27 16 19 12 14

Материально-жилищная обеспеченность 82 79 45 39 43 38

Отличительными особенностями семейного окружения в такой семье являются непостоянство и непредсказуемость. В таких семьях детям редко объясняют, почему им не следует делать то или другое. Воспитание в основном строится по принципу запретов и наказаний. В результате у подростка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение. Он постоянно нуждается во внешнем контроле, который со временем становится все более обременительным. В конце концов, подростки начинают искать возможность частично или полностью покинуть семью. У членов неблагополучных семей познавательная потребность выступает чаще как потребность в новом стимуле, чем как потребность в системе представлений о мире. Их привлекают темы, которые эмоционально возбуждают, динамичны, полны неожиданностей (например, подробности угона автомашины, драки водителей такси, поведение алкоголиков микрорайона). Значительную часть взаимодействий детей занимают выяснения отношений с применением силы.

В неблагополучных семьях можно столкнуться с равнодушными установками по отношению к труду (выбор места работы, учебы членами семьи довольно случаен) и со скептическим или пренебрежительным отношением к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость. Достижение своих целей с помощью этих качеств нередко явно или скрытно считается уделом людей, которые «не умеют жить». При таком отношении к труду их деятельность регулируется не стремлением достичь каких-либо целей, а стремлением избежать каких-либо отрицательных последствий собственных действий, действий своих детей или же собственного бездействия. Постоянные столкновения с окружающими людьми и социальными институтами способствуют формированию в таких семьях недоверчивых установок по отношению к окружающим (соседям, товарищам по работе, сотрудникам учреждений), уверенности, что все легко нарушают моральные правила и законы, не сомневаются в своей безнаказанности.

В противоположность родители в благополучных семьях передают своим детям собственные духовные ценности (стремление к познанию, творчеству, самосовершенствованию), формируя у детей соответствующие ценностные ориентации, которые позволяют им самостоятельно двигаться в социально одобряемом направлении. Для родителей дети представляют ценность, прежде всего, тем, что помогают организовать напряженный межличностный контакт, они воспринимаются как добавление и отражение себя.

Современное общество породило и такой массовый тип семьи, которую называют карьерной. Родители в такой семье живут в постоянной по-

гоне за работой, зарплатой, экономическим и социальным престижем. Они поглощены борьбой за достижение высокого социального статуса. Сверхвовлеченность в производство, сосредоточение внимания на улучшении материально-бытовых условий и ориентация на развлечения являются важными факторами, влекущими отсутствие сознательного воспитательного воздействия на подростка, что приводит к возникновению девиантного поведения. Как правило, подростки из таких семей в пределах микрорайона образуют относительно замкнутую обособленную от других сверстников группу.

В последние годы все чаще специалисты обращают внимание на рост количества и специфику положения в обществе неполных семей. Выделяют несколько источников формирования таких семей. Первый - связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что более одного миллиона детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза. Второй источник пополнения неполных семей - внебрачная рождаемость, показатели которой неуклонно возрастают. Формированию неполных семей в значительной мере способствует также наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственные травмы, военные действия). Лишь около 56% мужчин трудоспособного возраста доживают до 60 лет [3].

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Как отмечает социолог И. Е. Ка-лабихина, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Поясним эти сугубо экономические термины. «Бедными» считаются семьи, в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. В среднем по регионам России среди неполных семей доля «бедных» составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа.

Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы и «лидируют» по зависимости от социальной поддержки государства. Так, подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из нормативных семей отметили серьезные материальные трудности, испытываемые семьей: соответственно 30 и 15%. Кроме того, в этих семьях высок риск попадания в малообеспеченные группы населения в связи с единственным кор-

мильцем. Учитывая, что неполные семьи - преимущественно материнские (мать и ребенок), дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране. Сегодня идет активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.

Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством их здоровья. Дети из данной категории семей чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не столько с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Американские психологи, анализируя особенности возникающих проблем воспитания в неполной семье, предостерегают от их прямого увязывания с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи. В рамках воспитательной деятельности матерям не удается осуществлять полноценный контроль за детьми и влиять на их поведение. Главная причина - чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания [4].

Опросы старшеклассников из разных типов семей подтверждают этот тезис, а результаты опроса позволили сделать определенные выводы. Во-первых, авторитет отца остается неизменным и стабильно невысоким (16%). Во-вторых, значительно изменилось отношение подростков к матери как образцу для идентификации. Это связано с изменением ее трудового ста-

туса. Большая доля работающих женщин сегодня занята не вполне престижной работой либо домашним хозяйством (15%). В-третьих, достаточно стабильна установка старшеклассников на свою идентичность с обоими родителями (31%).

Установлен весьма тревожный факт - нежелание значительной части подростков соотносить себя как личность ни с отцом, ни с матерью. При этом прослеживается четкая тенденция к увеличению сторонников такой позиции, что свидетельствует о нарастании так называемого «социального одиночества» среди российских детей. Абсолютно логичным выглядит разброс в оценках роли отца в этих двух группах детей: его уход из семьи ведет к отчуждению ребенка, формированию негативного, порой враждебного отношения к покинувшему семью родителю. Столь же логично в подобных условиях возрастание авторитета матери как единственного оставшегося в семье взрослого и кормильца. Более четверти детей из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной мере отца и мать, сохраняя доброе отношение к родителю, причинившему ему, ребенку, страдания и боль. Наиболее драматичным свидетельством действия фактора развода на ребенка представляется преобладающее количество детей из неполных семей, категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей (39%). Другой показатель уровня близости отношений ребенка со своими родителями - обращаемость к матери или отцу за советом и помощью. При этом взаимодействие родителей с детьми строится на основе добровольного признания последними права родителя на роль старшего друга, советчика в трудные моменты жизни.

В табл. 6 наглядно показано, что происходит деформация воспитательного действия в неполной семье. Чаще всего подростки из разных типов семей выбирают советчиком мать (соответственно 36% и 37%). Менее значим в неполной семье по сравне-

Таблица 5

Самоидентификация подростков с родителями, в процентах

Желание быть похожим Дети из полных семей Дети из неполных семей

На отца 23 7

На мать 19 31

На обоих родителей в равной степени 47 25

Ни на отца, ни на мать 11 37

Таблица 6 Выбор подростком советчика по важным проблемам, в процентах

Советчик подростка Из полных семей Из неполных семей

Мать 36 37

Отец 22 13

Старший брат (сестра) 18 15

Друг 14 28

Ни с кем не советуюсь 10 7

Е. В. Митягина. Рабочие в условиях российской модернизации

нию с полной семьей авторитет старших братьев (сестер) (соответственно 18% и 15%). Вместе с тем дети развода значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг. Весьма тревожным следует считать факт, что подростки отвергают все возможные варианты советчиков и принимают важные для себя решения самостоятельно. Таким образом, подтверждается феномен массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокая способность строить конструктивное межличностное взаимодействие.

Далее рассмотрена тема психологического дискомфорта подростков в двух плоскостях: во-первых, тревожность детей как реакция на объективные трудности функционирования неполной семьи и, во-вторых, личные проблемы детей как следствие семейного неблагополучия. Первый срез включал такие показатели, как тревога подростка в связи с финансовыми трудностями семьи (в неполной - 39%, в полной - 22%), беспокойство за здоровье родных (46% и 35%), конфликты в семье (6% и 19%). Полученные процентные распределения свидетельствуют о значительном отставании материальных возможностей неполной семьи по сравнению с полной семьей. Обостренное беспокойство детей развода о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувство формируется у детей развода на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности. Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Детские страхи выявлялись через переживания разногласий с родителями (29% в неполной семье и 19% - в полной семье), а также через трудности усвоения школьной программы (24% и 15%). Как обнаружилось, развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями. Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью построения отношений с каждым родителем отдельно. Иногда развод родителей порождает в душе ребенка враждебность к отцу и матери, которой вменяется вина за уход отца. В связи с отсутствием в неполной семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли [5]. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и теплоты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Таким образом, необходимо принимать активные меры по повышению адаптации всех типов семей к условиям проживания в современном обществе.

Примечания

1. Гурко Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 81.

2. Fong M. S. The Role of Women in Rebuiling the Russian Economy. The World Bank. Washington. D.S.P.29

3. Аристова H. Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. М.: ИСИ АН СССР, 1986.

4. 1урко Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 99-101.

5. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 109-111.

УДК 316.034

Е. В. Митягина

РАБОЧИЕ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель статьи - выяснить степень готовности рабочих выступить ключевыми субъектами прогрессивного развития страны. За основу анализа взята классификация, предложенная сотрудниками Института социологии РАН, согласно которой всех рабочих можно разделить на «модернистов», «традиционалистов» и «промежуточный тип». Выяснено, что эти типы рабочих демонстрируют значительное количество различий по целому ряду показателей. Российских рабочих, способных выступить актором модернизации, следует искать, прежде всего, в группе обладающих модернистским типом мышления.

The purpose of the article is to find out if there are people among the workers who could become the key persons of the country's progressive development. The basis of the analysis is a classification offered by the Institute of Sociology of the RAS staff members. According to the classification all workers could be divided into the groups of "modernists", "traditionalists" and "intermediate type". It was figured out that these types of workers demonstrate a significant number of differences in many aspects. If among Russian workers there are people who can become the actors of modernization, they should be uppermost searched for among the workers having the modernist type of thinking.

Ключевые слова: рабочие, модернизация, акторы модернизации, стадии модернизации, модернисты и традиционалисты.

Keywords: workers, modernization, modernization actors, modernization stages, modernist and traditionalists.

Тема модернизации активно обсуждается в общероссийском социологическом дискурсе. Как это бывало неоднократно, тема возникла с подачи высшей власти, заявившей о том, что пришло

© Митягина Е. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.