Научная статья на тему 'Особенности формирования конкурентоспособности будущего педагога в вузе'

Особенности формирования конкурентоспособности будущего педагога в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETITIVENESS / MOBILITY / QUALITY OF EDUCATION / COMPETITIVE ENVIRONMENT / PROFESSIONAL SUCCESS / PERSONAL MATURITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезинов Владимир Николаевич, Маркова Светлана Витальевна

Рассматривается проблема обеспечения конкурентоспособности педагога, сущность его профессионального становления через анализ понимания конкурентоспособности, развития профессионализма, личностной зрелости. Предлагается взгляд на построение целостной педагогической системы, последовательно реализуемой в учебно-воспитательном процессе вуза, обладающей возможностью построения индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития будущего педагога. Конкурентоспособность педагога зависит от уровня его личностного развития. Следовательно, снижение профессиональной успешности педагога связано с уровнем развития компонентов конкурентоспособности. Делается вывод о том, что именно формирование конкурентоспособности педагога обеспечивает не только стремление к самообразованию педагога, но и способствует развитию познавательной самостоятельности – интегральному свойству личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезинов Владимир Николаевич, Маркова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF COMPETITIVENESS OF THE FUTURE TEACHER IN HIGHER SCHOOL

The article deals with the problem of ensuring the competitiveness of the teacher, the essence of his professional development through the analysis of understanding of the competitiveness, professional development, personal maturity. Proposes a look at building a holistic pedagogical system, successively implemented in the university educational process, which has a possibility of constructing individual paths of professional and personal development of a future teacher. The competitiveness of the teacher depends on his personal development. Consequently, the decline in professional success of a teacher is associated with the level of development of the competitiveness components. Gives a detailed analysis of the shortcomings of the development of personal qualities of the teacher, preventing professional self-expession, professional self-improvement and success.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования конкурентоспособности будущего педагога в вузе»

УДК 378

В. Н. Мезинов, С. В. Маркова ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Рассматривается проблема обеспечения конкурентоспособности педагога, сущность его профессионального становления через анализ понимания конкурентоспособности, развития профессионализма, личностной зрелости. Предлагается взгляд на построение целостной педагогической системы, последовательно реализуемой в учебно-воспитательном процессе вуза, обладающей возможностью построения индивидуальных траекторий профессионально-личностного развития будущего педагога. Конкурентоспособность педагога зависит от уровня его личностного развития. Следовательно, снижение профессиональной успешности педагога связано с уровнем развития компонентов конкурентоспособности.

Делается вывод о том, что именно формирование конкурентоспособности педагога обеспечивает не только стремление к самообразованию педагога, но и способствует развитию познавательной самостоятельности -интегральному свойству личности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, мобильность, качество образования, конкурентная среда, профессиональная успешность, личностная зрелость.

Реформирование высшего педагогического образования определяет решение задачи конкурентоспособности будущего педагога. Профессиональная подготовка подразумевает не только высокий уровень развития компетенций, знаний, умений и навыков, но и способность педагога выстоять в процессе конкуренции на рынке труда.

Необходимость разработки теоретических положений, способствующих развитию конкурентоспособности будущего педагога, предопределяется рядом противоречий, актуализирующих проблему исследования:

- между готовностью к профессиональной деятельности педагога и новыми экономическими и социокультурными требованиями конкурентной среды;

- между потенциальными возможностями университета и доминирующей узкоспециальной направленностью подготовки специалистов;

- между уровнем квалификации и продуктивностью решения педагогических задач в практической деятельности педагога.

В процессе организации развития конкурентоспособности будущих педагогов решаются следующие задачи: установка будущих педагогов на формирование конкурентоспособности; ориентация учебной деятельности на профессиональный и инновационный поиски; формирование системы знаний в области достижения конкурентоспособности с последующим анализом содержания конкретной педагогической деятельности; стимулирование потребности в саморазвитии, создании перспективных программ саморазвития личности.

Констатируя необходимость развития конкурентоспособности будущего педагога, можно предположить, что решение данной задачи заключается в построении целостной педагогической системы вуза. Это цель, содержание, деятельность и результат.

Основная цель педагогической системы - это формирование конкурентоспособности будущего педагога, развитие устойчивых профессиональных убеждений, принципов, идеалов. Достижение цели формирования конкурентоспособности осуществляется в учебной деятельности. Целевой компонент характеризуется, с одной стороны, социальным заказом на конкурентоспособного специалиста, а с другой стороны, потребностями в конкурентоспособности самих студентов - выпускников вуза.

Содержательный компонент педагогической системы определяется основными показателями базовых компетенций, освоением знаний, умений, навыков, формированием основ мировоззрения и убеждений. Под базовыми компетенциями в педагогике понимается совокупность универсальных и предметно-специализированных компетенций, отражающих специфику определенной профессиональной педагогической деятельности. К базовым компетенциям в педагогической деятельности исследователи А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницына относят теоретическую подготовку, умение реализовать полученные знания и опыт, критическое мышление, рефлексию, владение методами решения педагогических задач.

Функциональный компонент педагогической системы развития конкурентоспособности будущего педагога отображает когнитивную, коммуникативную, рефлексивную, ценностно-смысловую, мировоззренческую, социальную функции в образовательном процессе вуза, а также осознание будущими педагогами конструктивной предназначенности всех аспектов целостного педагогического знания и технологии его использования в различных формах обучения и воспитания.

Использование данной системы способствует развитию стержневых компетенций, гармонизации внутреннего мира студентов, определению

Вестник ТГПУ (ТБРиБиПеПп). 2016. 8 (173)

перспектив профессионального развития, освоению культуросообразных способов самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Формирование конкурентоспособности будущего педагога рассматривается как двусторонний процесс: с одной стороны, вхождение человека в профессиональную конкурентную среду, усвоение им профессионального опыта, а с другой -процесс непрерывного личностного и профессионального развития.

Таким образом, формирование конкурентоспособности педагога характеризуется неравномерностью, многофакторностью и противоречивостью.

В связи с повышением требований к качеству педагогического образования конкурентоспособный педагог стремится к личностному росту для достижения успеха в профессиональной деятельности. Общеизвестно, что личностное развитие педагога происходит при условии оптимального сочетания личностных особенностей и установленных специфических требований профессионально-педагогической деятельности. Это возможно лишь при наличии и развитии особой системы качеств, адекватных меняющимся социальным условиям, требованиям педагогической профессии и конкурентной среды.

Формирование конкурентоспособности будущего педагога изменяет саму организацию образовательного процесса, эффективность которого определяется интерактивностью, диалогичностью, возможностью построения индивидуальных траекторий его профессионально-личностного развития.

Исследователь Л. М. Митина под развитием конкурентоспособной личности понимает формирование рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических нестандартных ситуациях [1, с. 115]. Вместе с тем динамика развития элементов конкурентоспособности обеспечивает становление профессионального опыта, формирование готовности к инновационной деятельности [2, с. 30].

Успешность формирования конкурентоспособной личности заключается в осознании человеком своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста, постоянное экспериментирование, понимаемое как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития человека является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой [1, с. 11].

Согласно исследованиям С. Ю. Лаврентьева, Д. А. Крылова и др., конкурентоспособность личности - это динамическая открытая система, развивающаяся на основе личностной программы са-

моопределения и саморазвития и дающая возможность выпускнику вуза результативно приспособиться в мире труда [3, с. 2].

В. И. Андреев интерпретирует конкурентоспособность как синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стрес-соустойчивость, стремление к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда [4, с. 149].

Определяя конкурентоспособность как динамическое, системное, многоуровневое образование, выделяются следующие структурные компоненты в данном явлении: мотивационно-ценностный компонент включает ценностные ориентации будущего педагога, позитивное стремление к различным видам социально значимой активности, устойчивые потребности самообразования, саморазвития, самоутверждения, преодоления препятствий в достижении цели; эмоционально-волевой компонент определяется следующими показателями: осознанное и положительное отношение к профессиональной деятельности, готовность будущих учителей достигать своей цели, невзирая на объективные и субъективные трудности, устойчивое проявление инициативы, самостоятельности, осуществление самоконтроля; нравственно-эстетический компонент предполагает единство высокого морального сознания, убеждений, гражданственности, человечности, рационально осмысленную деятельность и конкурентное поведение, самосовершенствование, проявление интереса к нравственно-эстетической культуре общества, ориентации на идеалы, моральные и художественные образцы, нормы, а в конечном счете на духовные ценности; информационно-содержательный компонент отражается в знании основных категорий и закономерностей педагогической деятельности, содействующих личностному росту, систематизации информации на единой концептуальной основе, единой логике, творческом подходе к изучаемому явлению, критичности в восприятии информации, восприятии и преобразовании информации о сущности педагогической профессии; деятель-ностно-практический компонент включает в себя волевую готовность педагога к проявлению личностной позиции в профессиональной деятельности, творческое применение знаний, умений на практике, навыки познавательного, коммуникативного, регулятивного характера. Данный компонент обеспечивает проектирование инновационных средств обучения, решение теоретических и практических проблем в развитии конкурентоспособности педагога.

В процессе изучения конкурентоспособности будущего педагога в вузе мы пришли к заключению, что как и всякая сложная система она должна включать ряд положений.

1. Владение комплексом психолого-педагогических знаний, освоение студентами педагогических теорий, концепций, системы понятий и терминов, характеризующих наиболее общие представления современной педагогической науки об образовании и воспитании, развитие ключевых компетенций студентов.

Это необходимо педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического взаимодействия, принимать решения с глубоким знанием существа дела, с предвидением последствий и достигать на этой основе успеха в решении профессиональных задач.

2. Системный взгляд на педагогическую деятельность, характеризующийся умением структурировать педагогические явления, процессы, а также такими свойствами, как целостность, диалогич-ность, критичность. Педагог благодаря развитию этого компонента понимает, что надо делать в той или иной педагогической ситуации и почему надо так делать. Он всесторонне оценивает результаты своей работы, анализирует ее и на основе этого оптимизирует учебный процесс, создает все необходимые условия для повышения его эффективности.

3. Готовность применять современные педагогические технологии, в том числе и информационные, обеспечивающие качество учебно-воспитательного процесса и являющиеся важным показателем профессиональной компетентности. Конкурентоспособный педагог должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов ее передачи учащимся на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

4. Развитие креативности и творческих способностей. Педагогическая работа всегда гармонично совмещается с творческим поиском, креативным мышлением. Развитие креативности обусловлено социальными объективными факторами. Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные идеи, обладает креативным мышлением, приумножает его успешность.

Успешность организации формирования конкурентоспособности будущего педагога в вузе обеспечивается рядом педагогических условий.

1. Организация образовательного пространства и создание конкурентной среды в вузе.

Общеизвестно, что образовательное пространство университета представляет собой совокупность социокультурных связей, деятельности и от-

ношений. По социальному вектору воздействия на личность образовательное пространство может как содействовать, так и препятствовать процессу формирования конкурентоспособности будущего педагога. Поэтому задачей вуза является определение созидательных возможностей образовательного пространства и создание конкурентной среды, то есть условий и влияний, обусловливающих кругозор, стиль мышления и отношений включенных в нее субъектов, стимулируя в них потребность к соревнованию, социально активному действию.

2. Следующим педагогическим условием, необходимым для формирования конкурентоспособности будущего учителя, является актуализация и стимулирование профессионального становления и личностного развития студента.

Педагогическая практика свидетельствует о том, что образовательно-воспитательные учреждения испытывают острую потребность в педагоге, который способен воспитывать людей трудолюбивых, нравственных, предприимчивых, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям. Профессиональное становление и личностное развитие студента обеспечиваются осознанием и принятием цели, задач, установок деятельности на настоящем и предстоящих этапах ее осуществления, стремлением самостоятельно их определять, владением необходимыми умениями, ориентировочными основами реализации дея-тельностей в соответствии с принятыми или самостоятельно выработанными установками и задачами, осознанием собственной значимости для других людей, своей ответственности за результаты собственной деятельности, способностью к рефлексии, потребностью в ней как необходимом условии сознательного регулирования своего поведения. Вместе с тем степень активности личности педагога обусловливается ее направленностью на реализацию самовоспитания, самообразования, самоуважения, самопознания, самоидентификации, самореализации и т. п.

Это может быть достигнуто, если учебно-воспитательный процесс обеспечивает погружение студентов в конкурентную среду, выход за границы учебного общения, практическое применение полученных знаний, навыков и умений в социально значимых ситуациях.

3. Одним из педагогических условий является формирование у студентов готовности к саморазвитию, самообразованию, самореализации, самоопределению, составляющим основу конкурентоспособности. Доказано, что в сфере профессиональной деятельности педагога наблюдается зависимость эффективности деятельности от профессионального самосовершенствования и саморазвития, которые детерминируются самим субъектом.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 8 (173)

Процесс саморазвития охватывает все сферы личности, это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации. Для эффективности процесса формирования установки на саморазвитие, самообразование, самореализацию и самоопределение необходимо стимулирование выхода в рефлексивную позицию. К рефлексивным приемам относится самоанализ и самопознание. Формирование у студентов установки на самообразование и саморазвитие путем стимулирования их рефлексивной позиции и формирование знаний и умений в данной области способствуют развитию познавательной самостоятельности как интегральному свойству личности.

Рассмотрев содержательные и функциональные характеристики выделенных педагогических условий, авторы приходят к выводу о том, что в специально организованных педагогических условиях происходят позитивные сдвиги в развитии компонентов конкурентоспособности будущих педагогов. Комплекс данных условий не только способст-

вует развитию конкурентоспособности будущего учителя в вузе, но и обеспечивает достижение педагогической культуры студентов.

Сказанное позволяет констатировать следующее: целенаправленно организованный процесс формирования конкурентоспособности будущего педагога в вузе позволяет подготавливать специалистов, способных легко адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и личностном развитии. Эффективность этого процесса определяется глубокой заинтересованностью студентов в поиске, формировании необходимых качеств и свойств личности.

Выстроенная педагогическая система вуза позволяет сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые помогли бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

Список литературы

1. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. 400с.

2. Прищепа Т. А. Особенности формирования готовности педагога к инновационной деятельности на основе развития профессионального опыта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 30-35.

3. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1-5.

4. Андреев В. И. Принцип конкурентоспособности и конкурентностный подход в совершенствовании качества высшего образования студента как конкурентоспособной личности // Материалы Х111 Всерос. науч.-практ. конф. «Мониторинг качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности». Казань: ЦИТ, 2005. 468 с.

Мезинов В. Н., доктор педагогических наук, профессор. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.

Ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая обл., Россия, 399770. E-mail: vmezinov127@yandex.ru

Маркова С. В., кандидат психологических наук, доцент. Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина.

Ул. Коммунаров, 28, Елец, Липецкая обл., Россия, 399770. E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 11.02.2016.

V N. Mezinov, S. V Markova FEATURES OF FORMATION OF COMPETITIVENESS OF THE FUTURE TEACHER IN HIGHER SCHOOL

The article deals with the problem of ensuring the competitiveness of the teacher, the essence of his professional development through the analysis of understanding of the competitiveness, professional development, personal maturity. Proposes a look at building a holistic pedagogical system, successively implemented in the university educational process, which has a possibility of constructing individual paths of professional and personal development of a future teacher. The competitiveness of the teacher depends on his personal development. Consequently, the decline in professional success of a teacher is associated with the level of development of the competitiveness components. Gives a detailed analysis of the shortcomings of the development of personal qualities of the teacher, preventing professional self-expession, professional self-improvement and success.

Key words: competitiveness, mobility, quality of education, competitive environment, professional success,

personal maturity.

References

1. Mitina L. M. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoy lichnosti [Psychology of development of a competitive personality]. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2002. 400 p. (in Russian).

2. Prishchepa T. A. Osobennosti formirovaniya gotovnosti pedagoga k innovatsionnoy deyatel'nosti na osnove razvitiya professional'nogo opyta [The features of formation of teacher's willingness for innovative activity on the bases of development of professional experience]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2015, vol. 12 (165), pp. 30-35 (in Russian).

3. Lavrent'ev S. Yu., Krylov D. A. Formirovaniye konkurentosposobnosti budushchego spetsialista v protsesse professional'noy podgotovki v vuze [Shaping the competitiveness of future specialists in the process of training at the University]. Sovremenniye problemy nauki i obrazovaniya -Current Issues of Science and Education, 2015, no. 1. pp. 1-5 (in Russian).

4. Andreev V. I. Printsip konkurentosposobnosti i konkurentnostnyy podkhod v sovershenstvovanii kachestva vysshego obrazovaniya studenta kak konkurentosposobnoy lichnosti [The principle of competitiveness and competitive approach in improving the quality of higher education of a student as a competitive personality]. Materialy XIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii"Monitoring kachestva vospitaniya i tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnoy lichnosti", pod nauchnoy red. V. I. Andreeva [Materials of XIII All-Russian scientific-practical Conference "Monitoring of the quality of education and creative self-development of the competitive person" under the scientific editorship of V. I. Andreev], Kazan', TsIT Publ., 2005. 468 p. (in Russian).

Mezinov V. N.

Bunin Yelets State University.

Ul. Kommunarov, 28, Elets, Lipetskaya obl., Russia, 399770.

E-mail: vmezinov127@yandex.ru

Markovа S. V.

Bunin Yelets State University.

Ul. Kommunarov, 28, Elets, Lipetskaya obl., Russia, 399770.

E-mail: marckova.s2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.