Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативной компетентности учащихся при преподавании математики в условиях профильного обучения'

Особенности формирования коммуникативной компетентности учащихся при преподавании математики в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Екатерина Сергеевна

В данной статье рассмотрена сущность понятия коммуникативная компетентность в аспекте профильного обучения. Отмечена структурная организация коммуникативной компетентности личности. Обозначены основные формы и методы организации образовательного процесса, которые способствуют развитию и формированию коммуникативной компетентности учащихся. Рассмотрены приемы проблемно - диалогического обучения: побуждающий и подводящий диалоги. Предложены программы элективных курсов (спецкурсов) по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативной компетентности учащихся при преподавании математики в условиях профильного обучения»

УДК 371+159.9

Пономарева Екатерина Сергеевна

Аспирант кафедры педагогики и психологии ИФМИЭО Новосибирского государственного педагогического университета, учитель математики Новосибирского городского педагогического лицея, pks1983@mail.ru, Новосибирск

особенности формирования коммуникативной компетентности учащихся при преподавании математики в условиях профильного обучения*

Аннотация. В данной статье рассмотрена сущность понятия коммуникативная компетентность в аспекте профильного обучения. Отмечена структурная организация коммуникативной компетентности личности. Обозначены основные формы и методы организации образовательного процесса, которые способствуют развитию и формированию коммуникативной компетентности учащихся. Рассмотрены приемы проблемно - диалогического обучения: побуждающий и подводящий диалоги. Предложены программы элективных курсов (спецкурсов) по математике.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профильное обучения, преподавание математики, формы и методы обучения, проблемное обучение.

Ponomareva Ekaterina Sergeyevna

Post-Graduate student of the Department of Pedagogy and Psychology IFMIEO Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Teacher of Mathematics at Pedagogical Lyceum, pks1983@mail.ru, Novosibirsk.

peculiarities of formation of communicative competence of students in the process of teaching mathematics in the context of the profile training**

Abstract. This article describes the essence of the notion of communicative competence, namely in terms of profile training. Marked by the structural organization of the communicative competence of the individual. Identified the main forms and methods of the educational process, which contribute to the development and formation of communicative competence of students. Techniques discussed problem - dialogic learning: motivating and feed dialogue. Proposed program of elective courses (specialized courses) in mathematics.

Keywords: communicative competence, profile learning, mathematics teaching, forms and methods of learning, problem-based learning.

За последние десятилетия экономическая и социальная жизнь страны претерпела существенные изменения, что, в свою очередь, повлекло преобразование системы отечественного образования.

Актуальной проблемой всего мирового сообщества и России, в частности, является повышение качества образовательного процесса. Именно с решением этой проблемы

связана модернизация содержания образования, оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысление цели и результата образования. В целях осуществления приоритетных направлений модернизации и развития образовательной системы Российской Федерации правительство утвердило ряд нормативных документов, регламенти-

* Статья подготовлена в рамках исполнения задач гранта президента РФ по поддержке ведущих научных школ НШ-2486.2014.6.

** The article was prepared due to the implementation of the purpose of the grant of the President of the Russian Federation for supporting leading scientific schools NSH-2486.2014.6.

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS

рующих направления совершенствования содержания и качества образования, среди которых Концепция развития математического образования в РФ. Основными положениями Концепции являются повышение качества российского математического образования; возможность достижения необходимого уровня математической подготовки за счет индивидуализации обучения; использование математического образования, как средства развития общеинтеллектуальной деятельности обучающегося и др. [3].

Получившая широкое распространение идея профильного обучения позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения, способствуя личностному развитию обучающегося, формированию ключевых компетентностей. Анализ научных исследований убеждает нас в том, что одной из ключевых компетентностей, которыми должен обладать выпускник любого образовательного учреждения и профиля является коммуникативная компетентность, являющаяся одной из базовых характеристик личности, обладающей развитым вниманием к другому человеку, умением понимать и управлять ситуациями общения.

Говоря о формировании коммуникативной компетентности, необходимо рассмотреть сущностные характеристики процесса общения и его представление в совокупности следующих компонентов: коммуникативного (обмен информацией), интерактивного (организация взаимодействия между партнерами) и перцептивного (восприятие партнерами по общению друг друга и установление на этой основе взаимопонимания). Необходимо отметить, что данные компоненты не существуют разрозненно, а являются взаимосвязанными, обеспечивая целостность процесса общения. Мы разделяем точку зрения Е. В. Андриенко на определение понятий коммуникативного, перцептивного и интерактивного компонентов общения [1]. Рассматривая проблему формирования коммуникативной компетентности, мы предлагаем определение коммуникативной компетентности как совокупности знаний, умений, опыта и личностных качеств индивида, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания, проявляющейся в социальном и предметном (в рамках

выбранного профиля обучения или специализации) аспектах. Таким образом, коммуникативная компетентность может быть представлена теоретической, практической и личностной составляющими. Отмеченная совокупность составляющих представляет собой структурную организацию коммуникативной компетентности личности.

Систематизируя компоненты коммуникативной компетентности личности, выделим среди них три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сфор-мированность:

- речевые коммуникативные знания и умения (в данную группу определим знания и умения, связанные с владением знаниями и умениями в соответствии с общепринятыми языковыми правилами и нормами; умения поддерживать правильность, точность и выразительность устной и письменной речи; знания специальной терминологии, в рамках изучаемого профиля или выбранной специализации, и умения грамотного и целесообразного ее использования в речи);

- социально-психологические коммуникативные знания и умения;

- деятельностно-практические коммуникативные умения.

На основе проведенной нами исследовательской работы можно сделать вывод о том, что возможно построение образовательного процесса, способствующего формированию и развитию коммуникативной компетентности учащихся в условиях профильного обучения. Формирование коммуникативной компетентности учащихся происходит опосредованно за счет реализации форм и методов организации образовательного процесса на основе личностно значимого для обучающегося содержания, таким образом, формируя положительную мотивацию учения.

Нами были разработаны программы элективных курсов, имеющих в своей основе логическое продолжение курса профильной дисциплины, более углубленное изучение конкретных тем профильной дисциплины, интегрированное содержание нескольких профильных дисциплин, изучение смежных дисциплин. Основной организационной формой обучения элективных курсов является урок, который может быть представлен как лекция, семинар, практикум,

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 5 / 2014

31

защита проектов, презентация, аукцион, путешествие, круглый стол, конференция, консультация, домашняя работа и др. Например, изучение тем «Теория процентных ставок», «Основные понятия кредитной операции» (курс «Финансовая математика») и др. целесообразно проводить в форме лекций, тем самым способствуя развитию умений составлять план, конспект, тезисы, письменные высказывания, адекватно передающие содержание прослушанного текста. Для изучения тем «Финансовый анализ базовых рент», «Индекс неравенства в распределении семейных доходов» (курс «Финансовая математика»), «Решение уравнений с параметрами» (курс «Практикум по решению задач») наиболее актуальной является форма практикума или семинара, развивающая способность адекватно воспринимать устную речь, выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения, кроме этого предоставляющая возможность связать научные знания с практической реализацией в жизненных ситуациях.

- Для наиболее полного проявления и развития коммуникативных умений, таких как, умение организовывать общение, использовать различные методы общения, умение пользоваться речевым этикетом, законами логики и практикой аргументации, по мнению А. В. Шевкун, необходимо строить образовательный процесс с использованием групповой и коллективной форм организации обучения [конструирования личностно значимого содержания образования на основе индивидуального выбора учащегося;

- использования интерактивных методов воспитания и обучения с учетом формирования профильных умений;

- реализации социально-профессиональной позиции учителя как педагога-аниматора в процессе учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Библиографический список

1. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 264 с.

2. Андриенко Е. В. Влияние глобализации на региональную стратегию развития высшего образования // Сибирский педагогический журнал. -2013. - №5. - С.31-35.

3. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб. - метод. пособие для учителей. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.

4. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. - М. 2013. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// минобрнауки.рф/ (дата обращения: 15. 05.2014)

5. Мельникова Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». - сб. программ. Основная школа. Старшая школа. - М.: Баласс - 312 с.

6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя. - М., АПКиПРО, 2006. - 168 с.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 512 с.

8. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576 с.

9. Шевкун А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса: дис. ... канд. пед. наук.

10. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

11. Stuart C. Speak for yourself: The complete guide to effective communication and powerful presentations. - London; Piathus, 2000. - 294 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.