Научная статья на тему 'Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации'

Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1743
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РФ / ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шваков Е.Е.

В статье рассматривается современное состояние инвестиционной политики в субъектах РФ на основе сравнительного анализа их инвестиционной активности. Раскрывается содержание отдельных структурных элементов региональной инвестиционной политики и особенности ее формирования, обусловленные спецификой развития экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах Российской Федерации»

УДК 332.025

особенности формирования и содержание инвестиционной политики в различных субъектах российской федерации

е. е. шваков,

доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов и кредита E-mail: eshvakov@yandex.ru Алтайский государственный университет

В статье рассматривается современное состояние инвестиционной политики в субъектах РФ на основе сравнительного анализа их инвестиционной активности. Раскрываются содержание отдельных структурных элементов региональной инвестиционной политики и особенности ее формирования, обусловленные спецификой развития экономики региона.

Ключевые слова: инвестиционная активность субъектов РФ, особенности реализации региональной инвестиционной политики, инструменты инвестиционной политики региона.

Современными насущными проблемами российской экономики являются стимулирование и развитие инвестиционной деятельности. Данная задача была еще раз актуализирована в «майских» указах 2012 г. Президента РФ В. В. Путина, в которых установлена нижняя планка инвестиционной активности на уровне не ниже 25 % в 2015 г. и 27 % инвестиций от валового регионального продукта к 2018 г. [1]. Реализация этой задачи, как известно, была возложена на Агентство стратегических инициатив (далее - АСИ). Следует отдать должное той работе, которая была проведена АСи по налаживанию инвестиционного процесса в субъектах РФ. Предложенные Агентством стратегических инициатив положения о разработке и реализации инвестиционной деятельности в субъектах РФ стали основой для принятия региональных инвестиционных стратегий и формирования инвестиционной политики. Одним из результатов

данного процесса стало существенное повышение рейтинга РФ по условиям осуществления инвестиционной деятельности по итогам 2012 г. Вместе с тем использование типовых методик разработки и реализации инвестиционной деятельности без учета достигнутого уровня инвестиционной активности и особенностей реализации инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ может стать существенным препятствием для достижения критериальных значений объема инвестиций отдельными субъектами РФ. Во избежание этого инвестиционная политика субъектов РФ, формируемая на принципах, предложенных Агентством стратегических инициатив, должна учитывать специфику инвестиционной деятельности конкретного региона.

инвестиционная деятельность в субъектах РФ находится под влиянием целого ряда факторов, которые условно можно разделить на объективные и субъективные. К группе объективных факторов относятся:

- сложившееся размещение производства и, соответственно, региональное разделение труда (наличие инвестиционно привлекательных отраслей и производств или их отсутствие, отраслевая структура инвестиций и формы их реализации применительно к отраслевым особенностям региона);

- природно-климатические особенности региона и географическое расположение (доступность инвестиционных объектов, «затратность» инвестиций);

РЕгионАльнАяэкономикА: теория и практика

51

- законодательное обеспечение инвестиционного механизма и пр.

В группу субъективных факторов, определяющих уровень инвестиций в экономику и темпы их прироста, входят:

- бюджетная самодостаточность региона (средства регионального бюджета);

- степень активности по получению федеральных инвестиционных средств (средства федерального бюджета);

- региональная инвестиционная политика Правительства России;

- непредвиденные риски природного и техногенного характера и пр.

В совокупности указанные факторы определяют:

- совокупный объем инвестиций в регионе;

- соотношение различных источников инвестирования капитальных вложений.

В свете задач, поставленных Президентом РФ В. В. Путиным, необходимым представляется исследование уровня достигнутой инвестиционной

активности. В табл. 1 произведена группировка субъектов РФ по уровню инвестиционной активности, в качестве критериев которой выступает объем инвестиций относительно объема валового регионального продукта.

Как показывает анализ данных табл. 1, подавляющее большинство субъектов РФ по данным за 2010 г. либо имеет уровень инвестиций, превышающий установленную Президентом РФ величину, или близко к его достижению (группа риска). Число регионов, явно не справляющихся с задачей, минимально. В группу так называемых аутсайдеров в 2010 г. входили только 10 субъектов РФ, что составляет 12 % от общего числа регионов РФ. При этом следует признать, что попадание Москвы в эту группу является нелепым и не поддается какому-либо внятному объяснению. Другие субъекты РФ традиционно имеют достаточно низкий или ниже среднего по РФ уровень инвестиционной активности. Поэтому их вхождение в данную группу, учитывая значительные годовые колебания в объемах инвестиций, привлекаемых субъектами РФ, является скорее закономерным, нежели случайным.

Таблица 1

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности в 2010 г.

Доля инвестиций от объема валового регионального продукта, % Субъекты Российской Федерации

40 % и выше (группа лидеров) Ленинградская область, Краснодарский край, Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область

30-40% (группа преследователей) Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Республика Коми, Новгородская область, Республика Адыгея, Астраханская область, Ростовская область, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Тюменская область, Республика Алтай, Республика Саха (Якутия), Камчатский край

20-30 % (группа риска) Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Калининградская область, г Санкт-Петербург, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Пензенская область, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Оренбургская область, Свердловская область, Курганская область, Челябинская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Томская область, Магаданская область, Сахалинская область

Ниже 20 % (группа аутсайдеров) Костромская область, г. Москва, Республика Карелия, Мурманская область, Псковская область, Волгоградская область, Удмуртская Республика, Алтайский край, Омская область, Чукотский автономный округ

однако данный анализ с позиций оценки риска достижения отдельными субъектами РФ критериальных значений объемов привлекаемых в регион инвестиций явно является недостаточным. Этот риск в большей степени позволяет оценить источниковая база инвестиционных вложений. С этой целью все субъекты РФ распределены по группам в зависимости от преобладающего в регионе источника инвестиционных вложений, при этом используется ранее предложенный автором подход [2]. Под внутренней ориентацией инвестиционного механизма понимается обеспечение инвестиций за счет собственных финансовых средств предприятий и организаций (при этом данный источник обеспечивает более 60 % всех инвестиций предприятий в регионе). Внешняя ориентация инвестиционного механизма региона существует, если более 60 % всех инвестиций финансируется за счет привлеченных средств (бюджетные средства, средства внешних инвесторов, банковские ресурсы), а на долю собственных средств предприятий приходится 40 % и менее. Все остальные регионы отнесены в группу, имеющую сбалансированную ориентацию инвестиционного механизма. Из числа регионов, имеющих внешнюю ориентацию инвестиционного механизма, особо следует выделить группу регионов, большая часть инвестиций которых обеспечена бюджетными ресурсами. Данный факт обусловлен тем, что даже в относительно краткосрочной перспективе указанные инвестиции не имеют постоянной динамики. Их величина определяется необходимостью реше-

ния государством отдельных, зачастую текущих социальных, нежели стратегических задач, и по мере их решения или вследствие ограниченности бюджетных ресурсов существенно снижается. Тогда как регионы, имеющие иную ориентацию инвестиционного механизма, во-первых, имеют поле для маневра, замещая одни источники инвестиций другими, а во-вторых, в данных регионах инвестиции являются коммерческими и вкладываются в производственные объекты, что определяет их более или менее постоянный устойчивый объем.

В связи с этим существенно расширяется перечень субъектов РФ, попадающих в зону риска относительно достижения критериального значения уровня инвестиций в субъекте РФ (данная зона выделена более темным цветом в табл. 2.). К таким регионам помимо субъектов, имеющих уровень инвестиций ниже установленного уровня, следует отнести все субъекты РФ, имеющие бюджетную ориентацию инвестиционного механизма, а также регионы, относящиеся к группе риска. это регионы с уровнем инвестиционной активности на уровне 20-30 % инвестиций от объема ВРП с паритетным инвестиционным механизмом, в которых преобладают внешние относительно инвесторов инвестиционные ресурсы. Их отнесение в группу риска обусловлено вероятностью существенного снижения объема инвестиций в условиях неблагоприятной конъюнктуры. Согласно указанному подходу в зону риска (табл. 2) попадают 42 региона, что составляет более 50 % от их общей величины.

Таблица 2

Распределение субъектов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности и ориентации инвестиционного механизма по источникам инвестиций в 2010 г.*

Доля инвестиций от объема ВРП, % Внутренняя ориентация инвестиционного механизма Сбалансированный инвестиционный механизм Внешняя ориентация инвестиционного механизма по источникам инвестиций

Паритетная Бюджетная

40 % и выше (группа лиде- р°в) Амурская область, Ленинградская область, Краснодарский край, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ Еврейская автономная область, Приморский край, Чеченская Республика

30-40 % (группа преследователей) Республика Саха (Якутия), Тульская область, Тюменская область, Ярославская область Астраханская область, Ивановская область, Калужская область, Новгородская область, Республика Коми, Республика Татарстан, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область Воронежская область, Камчатский край, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Ростовская область, Чувашская Республика

Окончание табл. 2

Доля инвестиций от объема ВРП, °% Внутренняя ориентация инвестиционного механизма Сбалансированный инвестиционный механизм Внешняя ориентация инвестиционного механизма по источникам инвестиций

Паритетная Бюджетная

20-30 % (группа риска) Кемеровская область, Ненецкий автономный округ, Новосибирская область, Ханты-Мансийский автономный округ Архангельская область, Иркутская область, Калининградская область, Красноярский край, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, оренбургская область, орловская область, Пермский край, Республика Башкортостан Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Ставропольский край, Томская область, Челябинская область Белгородская область, Владимирская область, Вологодская область, Курская область, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Ульяновская область Брянская область, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская область, Курганская область, Магаданская область, Пензенская область, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Северная осетия - Алания, Республика Тыва, г. Санкт-Петербург

Ниже 20 % (группа аутсайдеров) Алтайский край, Волгоградская область, Костромская область, омская область, Удмуртская Республика Мурманская область, Псковская область, Чукотский автономный округ г. Москва, Республика Карелия

* Темным цветом выделены субъекты РФ, попадающие в зону риска относительно достижения критериального значения уровня инвестиций в субъекте РФ.

Таблица 3

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности в 2011 г.

Доля инвестиций от объема ВРП, % Субъекты РФ, повысившие свой статус относительно 2010 г. Субъекты РФ, сохранившие свой статус относительно 2010 г. Субъекты РФ, понизившие свой статус относительно 2010 г.

40 % и выше (группа лидеров) Архангельская область, Астраханская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Кемеровская область, Липецкая область, г. Москва, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, омская область, оренбургская область, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, г. Санкт-Петербург, Тамбовская область, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область Ленинградская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ

30-40 % (группа преследователей) Белгородская область, Брянская область, Красноярский край, Мурманская область, Республика Марий Эл, Сахалинская область, Ставропольский край, Томская область Воронежская область, Калужская область, Смоленская область, Тверская область, Тульская область Амурская область, Приморский край, Хабаровский край

Окончание табл. 3

Доля инвестиций от объема ВРП, % Субъекты РФ, повысившие свой статус относительно 2010 г. Субъекты РФ, сохранившие свой статус относительно 2010 г. Субъекты РФ, понизившие свой статус относительно 2010 г.

20-30 % (группа риска) Владимирская область Ивановская область

Ниже 20 % (группа аутсайдеров) Алтайский край, Костромская область, Псковская область, Республика Карелия, Чукотский автономный округ Еврейская автономная область, Забайкальский край, Калининградская область, Камчатский край, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская область, Курганская область, Курская область, Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Ульяновская область, Чеченская Республика, Чувашская Республика, Ярославская область

рование региональной инвестиционной политики в соответствии с особенностями субъекта РФ. По мнению автора, все инструменты инвестиционной политики можно сгруппировать по 4 функциональным направлениям:

1) инструменты мотивации и побуждения инвесторов к вложению средств в производство на территории региона;

2) инструменты информирования инвесторов о состоянии инвестиционной среды региона;

3) инструменты развития инвестиционного потенциала, которым обладает регион;

4) инструменты сопровождения инвестиционного проекта до момента его полного выполнения (достижения окупаемости). Направленность данных инструментов различна. Так, инструменты первых двух направлений, касающиеся формирования побудительных механизмов и информационного обеспечения инвесторов,

Проведенный анализ отчетливо показывает, что достижение уровня инвестиций, определенного Президентом РФ В. В. Путиным в качестве ориентира для региональных властей, при кажущейся простоте является сложной экономической задачей и требует серьезных целенаправленных действий. При этом ориентация на использование бюджетных инвестиций не является решением проблемы. На региональном уровне необходимо сформировать инвестиционную политику, в основе которой должно быть не просто стремление достичь определенного уровня инвестиций, а понимание особенностей региональных инвестиционных процессов и их разворачивание в нужном направлении. Для этих целей целесообразно представить инвестиционную политику в виде отдельных сегментов, объединяющих инструменты региональной инвестиционной политики по функциональному назначению. Данный подход существенно упрощает конструи-

действуют за пределами региона, поэтому они направлены на развитие и совершенствование внешних по отношению к региону факторов инвестиционной политики. Развитие инвестиционного потенциала и инвестиционное администрирование являются составными частями внутренней инвестиционной среды региона, их действие ограничивается его территорией, поэтому они выступают направлениями развития внутренней подсистемы инвестиционной политики. При этом следует признать, что представленное деление является достаточно условным. Отдельные инструменты являются факторами, как улучшающими внутреннюю подсистему инвестиционной политики, так и проявляющими свое действие за пределами региона (например, льготное налогообложение инвесторов). Поэтому предложено разделить все инструменты инвестиционной политики на содержательные, выступающие основными и определяющими контуры инвестиционной политики региона и организационные, являющиеся производными от основных (содержательных). Однако без организационных инструментов реализация основных невозможна, так как их проявление осуществляется опосредованно, путем использования в практической деятельности организационных инструментов. Например, решение о льготном налогообложении инвесторов на территории конкретного региона становится известным инвесторам только благодаря широкому освещению данного факта в средствах информации.

Сфера действия, внутренние взаимосвязи инструментов инвестиционной политики экономического роста и их обусловленность представлены в виде матрицы (см. рисунок).

Обратимся к анализу функциональных составляющих инвестиционной политики и определению входящих в них инструментов.

Инструменты совершенствования внешней подсистемы региональной инвестиционной политики Инструменты совершенствования внутренней подсистемы региональной инвестиционной политики

Содержательные инструменты региональной инвестиционной политики Побудительные инструменты Инструменты развития инвестиционного потенциала

Организационные инструменты региональной инвестиционной политики Инструменты информационного обеспечения Инструменты инвестиционного администрирования

Матрица инструментов региональной инвестиционной политики

Основой любой региональной инвестиционной политики является формирование механизмов мотивации и побуждения инвесторов к осуществлению инвестиций на территории региона. Данные стимулы представлены в нормативно-правовой базе региона, описывающей систему финансово-экономического регулирования инвестиционной деятельности на его территории. Побудительные механизмы лежат в системе «затраты - доход» и направлены на повышение рентабельности инвестиционных проектов и снижение связанных с ним издержек и рисков.

Создание регионального инвестиционного законодательства является одним из важнейших направлений законотворческой деятельности в регионе. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять инвесторам льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных средств.

Непосредственно с формированием побудительных механизмов для инвесторов сопряжено направление инвестиционной политики, связанное с улучшением текущего состояния инвестиционного потенциала региона. Совместно эти два функциональных направления инвестиционной политики определяют ее содержание. При этом следует признать, что инструменты инвестиционной политики, уже включенные в перечень инструментов, посредством которых реализуется побуждение инвесторов к инвестированию на территории региона, одновременно и опосредованно улучшают инвестиционный потенциал региона. В то же время улучшение состояния инвестиционного потенциала региона также выступает побудительным мотивом инвестирования. В рамках данного направления инвестиционной политики региона достигается улучшение его конкретных свойств, позволяющее снизить затраты инвестора и повысить эффективность инвестиционного проекта, т. е. данные инструменты, как и инструменты стимулирования инвесторов, находятся в системе «затраты -доходы». Однако в отличие от первых они не могут быть

однозначно оценены в денежной стоимости и в большинстве случаев неприменимы к конкретному инвестору. Иначе говоря, они улучшают условия инвестирования не для конкретного инвестора, а для всех инвесторов, пришедших в регион. Вместе с тем данные инструменты можно считать альтернативными инструментами побуждения. При их широком использовании можно уменьшать степень использования инструментов мотивации.

Следующим функциональным направлением инвестиционной политики является ее информационное обеспечение. Информационная подсистема региональной инвестиционной политики в настоящее время является достаточно развитой. В очень многих российских регионах созданы каталоги инвестиционных проектов, открыты специальные сайты, содержащие информацию о предлагаемых проектах, сформированы специальные органы для работы с инвесторами, выпускаются разного рода проспекты и даже инвестиционные путеводители. Вместе с тем инвесторы по-прежнему оценивают в большинстве случаев информационную прозрачность инвестиционной сферы в регионах как недостаточную. Причина этого, как представляется, заключается в том, что в основном доступной является информация об объектах инвестиций, но не об условиях и процедурах подготовки и принятия решений о представлении объектов инвестиций инвесторам. Иначе говоря, довольно легко получить информацию о том, куда вкладывать, и весьма сложно о том, как это делать. В связи с этим издержки, связанные с подготовкой к реализации инвестиционных проектов, весьма высоки, что способно даже оттолкнуть потенциальных инвесторов. Основными задачами информационного обеспечения инвестиционной политики являются формирование в глазах инвестора позитивного имиджа региона и доведение до него сведений об инвестиционных проектах, правилах и процедурах осуществления на его территории инвестиционной деятельности.

Сопряженным с данным функциональным направлением региональной инвестиционной политики и его логичным продолжением является развитие системы сопровождения инвестиционной деятельности (инвестиционное администрирование). Инвестиционное администрирование осуществляется с момента прихода инвестора в регион и заканчивается после достижения точки окупаемости инвестиционного проекта, т. е. момента его окончания.

Инвестиционное администрирование представляет собой как минимум три процедуры реализации инвестиционного проекта на территории региона:

1) процедуры, связанные с регистрацией нового предприятия (иммиграционные процедуры для иностранных инвесторов, регистрационные процедуры для отечественных и иностранных инвесторов, получение разрешений антимонопольного органа и др.);

2) процедуры, связанные с выбором места для размещения предприятия (основные требования, связанные со строительством, выделением земельного участка, согласованием проекта на начальной стадии, получением разрешений на строительство, подключением к коммуникациям, проведением инспекций и получением разрешений на эксплуатацию сооружений);

3) процедуры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (взаимоотношения с налоговой службой, осуществление импортно-экспортных и валютных операций, сертификация продукции, проведение инспекций и проверок, осуществляемых различными государственными ведомствами). Естественно, при таком широком круге взаимодействия с государственными организациями и ведомствами субъекты инвестиционной деятельности нуждаются в придании административному содействию институционального уровня, так как в решении вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционной политики, а также осуществлением инвестиционной деятельности, участвует значительное количество административных структур. Как подтверждает практика, именно от согласованности их деятельности чаще всего и зависит успех в реализации инвестиционных проектов на территории субъектов РФ. В целях снижения административных барьеров на пути инвесторов необходима координация их деятельности. Роль координатора должны выполнять подразделения региональной администрации, которые непосредственно ответственны за разработку и реализацию инвестиционной политики. Именно поэтому в настоящее время в большинстве регионов РФ инвестиционное администрирование осуществляется специальной службой.

Очевидно, что для выделенных ранее двух групп регионов инвестиционная политика должна иметь существенные отличия. С этих позиций определим наиболее общие характерные признаки

инвестиционной деятельности в субъектах РФ, имеющих высокий уровень инвестиционной активности, и в субъектах РФ, попавших в зону риска относительно достижения критериального значения уровня инвестиций. Для первой группы регионов наиболее существенными характеристиками инвестиционной деятельности являются:

- осуществление инвестиционных вложений в основном за счет собственных средств предприятий и организаций региона;

- достаточно высокий уровень инвестиционной активности, обусловленный наличием в регионе крупных конкурентных производств. Для второй, проблемной группы характерными

признаками инвестиционной деятельности выступают:

- отсутствие у предприятий и организаций региона средств, необходимых для реализации крупных инвестиционных проектов;

- осуществление инвестиций за счет бюджетных средств и в основном в социальную сферу;

- непостоянная динамика показателей инвестиционной деятельности (уровень инвестиционной активности определяется объемом государственных инвестиций). Соответственно, для первой группы регионов,

как регионов самодостаточных с позиции обеспечения необходимого уровня инвестиций, инвестиционная политика должна быть направлена в первую очередь на совершенствование внутренней подсистемы инвестиционной деятельности. Для проблемных же регионов, наоборот, - на совершенствование внешней подсистемы инвестиционной деятельности, ориентированной на формирование и привлечение необходимого инвестиционного капитала извне. Учитывая наибольшую критичность исследования вопросов формирования инвестиционной политики второй группы регионов, рассмотрим их более подробно.

Инвестиционная политика таких регионов в первую очередь должна быть направлена на создание инструментов стимулирования и привлечения внешних относительно региона инвестиций и доведение этой информации до потенциальных инвесторов. В данных регионах целесообразно развивать и использовать инструменты финансово-экономической поддержки инвестиционной деятельности. Эти инструменты находятся в системе фискального и финансового механизмов региона. Посредством фискальных механизмов осуществляется снижение

налогового бремени для инвесторов и достигается сокращение периода окупаемости инвестиционных проектов. Финансовые побудительные механизмы заключаются в представлении инвесторам прямых дотаций в рамках реализации конкретных проектов либо в оказании иной помощи, имеющей конкретное денежное выражение (например, уменьшение арендной платы). В число конкретных инструментов такой поддержки в настоящее время входят:

■ фискальные:

- временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты субъектов Федерации (налог на прибыль, налог на имущество предприятий) и местные бюджеты (налог на прибыль, земельный налог);

- отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональные и местные бюджеты;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

■ финансовые:

- предоставление инвесторам гарантий и поручительств за счет регионального и муниципальных бюджетов в рамках, установленных бюджетным законодательством РФ;

- льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимися в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;

- бюджетные (инвестиционные) кредиты;

- участие региона в уставном капитале предприятий;

- предоставление субвенций за счет средств регионального и местных бюджетов за выпущенную продукцию (осуществляется, как правило, за счет дополнительных доходов, поступающих в бюджеты территории от реализации инвестиционных проектов);

- субсидирование процентной ставки по кредитам банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Параллельно с этим необходимо развивать информационную среду региональной инвестиционной деятельности. Учитывая тот факт, что в настоящее время в России нарастает конкуренция между отдельными регионами за привлечение внешних инвестиций, по мнению автора статьи, активный PR является существенным фактором в конкурентной борьбе регионов за внешние (в том числе и иностранные) инвестиции. Важно постоянно вести работу по повышению имиджа региона среди потен-

циальных инвесторов, а для этого должен быть разработан четкий план мероприятий, обеспеченных соответствующим финансированием и кадрами. Инструментами данного направления региональной инвестиционной политики выступают:

■ поддержка интернет-сайтов, на которых размещается подробная информация о субъекте РФ, включая данные по условиям ведения бизнеса в субъекте РФ и районах, а также предлагаемые для реализации инвестиционные проекты;

■ создание информационно-аналитических и консультационных центров по вопросам привлечения инвестиций, рейтинговых агентств, оценивающих кредитоспособность и осуществляющих регулярное проведение рейтингов, публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

■ разработка каталогов свободных производственных площадей, в которых инвесторам предлагается широкий выбор незадействованных производственных площадей, обеспеченных полным объемом необходимой инфраструктуры;

■ разработка бизнес-профилей предприятий субъекта РФ;

■ издание справочников «Бизнес-путеводитель», «Путеводитель инвестора» и т. п. на бумажных и магнитных носителях;

■ проведение конференций с участием потенциальных инвесторов;

■ создание баз данных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям в регионе;

■ участие в международных симпозиумах, выставках, конференциях;

■ организация визитов иностранных делегаций (представители власти и бизнеса);

■ подготовка и проведение презентаций инвестиционных возможностей субъекта РФ для дальнейшего развития сотрудничества с потенциальными инвесторами и для привлечения инвестиций.

Менее важными, но также необходимыми направлениями инвестиционной политики проблемных регионов с позиций достижения критериального уровня инвестиционной активности являются направления по развитию внутренней подсистемы инвестиционной деятельности. Данные направления реализуются в силу финансовых возможностей региона и касаются они развития регионального инвестиционного потенциала и создания системы

сопровождения инвестиционной деятельности в регионе.

В качестве инструментов инвестиционной политики региона по развитию его инвестиционного потенциала следует назвать:

■ финансирование создания (улучшения текущего состояния) инфраструктуры региона за счет средств регионального и местных бюджетов, т. е. прокладка новых или ремонт существующих автомобильных и железных дорог, развитие инфраструктуры водного транспорта, развитие сети телефонной и спутниковой связи, развитие системы энергообеспечения, водоснабжения, дренажа места реализации инвестиционных проектов и пр.;

■ финансирование подготовки местного населения в учебных заведениях региона и страны для приоритетных секторов региональной экономики;

■ гарантии от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти (органов местного самоуправления и их должностных лиц), включая преодоление коррупции в органах власти региона и муниципалитетов;

■ гарантии от незаконных действий иных лиц (усиление правового режима хозяйствования на территории региона);

■ оказание инвесторам помощи по получению в аренду и приобретению в собственность земельных участков и объектов нежилого фонда, отнесенных к государственной собственности субъекта Федерации.

Инструментами по развитию системы сопровождения инвестиционной деятельности (инвестиционного администрирования) являются:

■ организация консультаций по любым вопросам устройства и осуществления бизнеса в регионе, начиная с регистрации предприятия и выбора площадки под будущее строительство, заканчивая разъяснением особенностей российского и регионального законодательства, системы налогообложения и т. п.;

■ создание на конкурсной основе специализированных уполномоченных компаний, оказывающих инвесторам на договорной основе услуги по регистрации предприятий на территории региона, их бухгалтерскому, аудиторскому,

страховому, лизинговому сопровождению и взаимодействию с налоговыми органами региона и др. Ценовые параметры, а также качество предоставляемых услуг определяются договором, но в пределах нормативов, установленных в соглашении между администрацией региона и компаниями, оказывающими соответствующие услуги;

■ создание консультативных органов, ориентированных на выработку предложений по совершенствованию инвестиционной деятельности и работе с иностранными инвесторами. Они призваны консультировать региональные власти по вопросам стратегии и приоритетов региональной инвестиционной политики, а также оказывать информационную и правовую поддержку субъектам инвестиционной деятельности;

■ минимизация процедурного бремени для инвесторов и оптимизация административных механизмов решения вопросов по государственной поддержке инвестиций. Все это достигается через установление в региональном законодательстве унифицированных критериев и процедур, при соблюдении которых инвестор получает доступ к мерам государственной поддержки инвестиций. В качестве одного из направлений решения проблемы можно предложить проведение конкурсов инвестиционных проектов на основе четких и ясных критериев либо определение отраслевых приоритетов с минимальным количеством иных универсальных критериев, соответствие которым обеспечивает доступ к льготам и преференциям;

■ решение отдельных вопросов с контролирующими органами региона;

■ создание системы «единого окна», предусматривающей обслуживание инвесторов по взаимосвязанным направлениям функционирования инвестора в одном месте. В качестве таких направлений могут быть налоги, разрешительная документация и пр. Подход к формированию региональной инвестиционной политики, построенный на понимании особенностей региональной экономики и протекания инвестиционных процессов в ней, а также определении ее приоритетов не только с точки зрения уровня инвестиционной активности, но и с точки зрения содержания, с большей вероятностью обеспечит достижение необходимого уровня инвестиций в регионе. Вместе с тем построение региональной инвестиционной политики применительно к каждому субъекту РФ имеет существенные особенности и специфику, обусловленные разным уровнем проработки вопросов осуществления в регионе инвестиционной деятельности. В этих условиях «фрагментарное» представление об инвестиционной политике в соответствии с решаемыми задачами и проведение межрегионального сравнительного анализа данных фрагментов обеспечат формирование в регионе инвестиционной политики, адекватной его позициям в инвестиционных рейтингах и его экономическим особенностям.

Список литературы

1. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596.

2. Шваков Е. Е. Анализ основных подходов к формированию региональных инвестиционных механизмов в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2006. № 31. С. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.