Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития малых инновационных предприятий на базе национальных исследовательских университетов'

Особенности формирования и развития малых инновационных предприятий на базе национальных исследовательских университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / НАУЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / SMALL INNOVATIVE COMPANIES / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES / THE SCIENTIFIC INFRASTRUCTURE OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курамшина К. С.

В данной статье рассмотрены проблемы и особенности формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций, воздействие научной инфраструктуры национальных исследовательских университетов на специфику развития малого наукоемкого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the problems and peculiarities of small innovative enterprises on the basis of cost research and educational organizations, the impact of the scientific infrastructure of national research universities in the specific development of small high-tech business.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития малых инновационных предприятий на базе национальных исследовательских университетов»

К. С. Курамшина

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

НА БАЗЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, национальные исследовательские университеты, научная инфраструктура национальных исследовательских университетов.

В данной статье рассмотрены проблемы и особенности формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций, воздействие научной инфраструктуры национальных исследовательских университетов на специфику развития малого наукоемкого бизнеса

Keywords: small innovative companies, national research universities, the scientific infrastructure of national research universities.

This article discusses the problems and peculiarities of small innovative enterprises on the basis of cost research and educational organizations, the impact of the scientific infrastructure of national research universities in the specific development of small high-tech business.

Малые инновационные предприятия стали в развитых странах своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, государственным лабораториям и другим крупным исследовательским центрам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, небольшие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрытия творческого потенциала и инициативы научно-технических работников. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода «инновационного климата», т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. Основные усилия направляются на начальные периоды становления малых инновационных предприятий.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные направления ее заключаются в следующих пунктах:

1) финансовая поддержка (наличие многочисленных доступных источников государственного и частного капитала);

2) материально-техническая поддержка (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства: зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, оргтехники и т.д.);

3) информационная база (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);

4) консультативная база (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).

На создание таких сетей поддержки направлены сегодня усилия правительств местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса. Одним из важные элементов поддержки малого инновационного бизнеса, являются инфраструктурные организации, такие как агентства развития предпринимательства, учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и инновационнотехнологические центры. Развитие сети подобных объектов научной инфраструктуры стало непременным элементом всех государственных программ поддержки малого инновационного предпринимательства, как государственных, так и подавляющего большинства региональных.

Основное значение в деятельности бизнес-инкубаторов имеет сервисное, информационное и методологическое сопровождение, а также возможность сотрудничества с другими научными организациями. Для полноценной деятельности бизнес-инкубатор должен иметь необходимые помещения (исходя из зарубежного опыта - от 1500-2000 кв. м.), материально-техническую базу (офисная техника, учебные классы, конференц-зал, библиотека), квалифицированный штат, а также консультантов и преподавателей, работающих, как правило, на контрактной основе [1].

Региональные государственные центры научно-технической и экономической информации выполняли сходные задачи с момента своего основания. Именно через них было организован сбор и распространение научно-технической информации, формирование региональных и общегосударственных баз данных о научно-техническом развитии, проводилось повышение квалификации научно-технических работников научных и производственных организаций. И центры науки, инноваций и информатизации, созданные на их базе, имеют потенциал выполнять, в том числе роль региональной структуры поддержки малого инновационного бизнеса по всем четырем основным направлениям при условии поддержки такой деятельности со стороны государства [2].

Основные услуги региональных центров науки, инноваций и информатизации по поддержке малого инновационного бизнеса:

1) финансовая поддержка:

- могут выступать операторами по отбору и сопровождению проектов, конкурс на реализацию которых проводится государственными структурами, в т. ч. региональными;

- поиск инвесторов для существующих и старт-ап проектов, поиск исполнителей для высокотехнологических проектов;

2)материально-техническая поддержка:

- размещение офисов инновационных компаний;

- организация мест коллективного пользования, оснащенных высокопроизводительной вычислительной техникой, специализированной оргтехникой, научным оборудованием;

- транспортное обслуживание;

- конференц-сервис;

3)информационная поддержка:

- поиск партнеров по созданию и производству конкурентноспособной продукции или технологии (в т.ч. на принципах субконтрактации);

- информирование о новых достижениях в отрасли предприятия и смежных отраслях;

- предоставление данных маркетинговых исследований;

- информирование о международных программах и конкурсах (в т.ч. путем создание регионального контактного пункта таких программ);

- содействие в проведении маркетинговых кампаний;

- формирование баз данных и обеспечение доступа к ним;

- проведение патентного поиска;

4)консультативная и сервисная поддержка планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов:

- бухгалтерские и юридические услуги;

- проведение в подготовке выставок и конференций;

- организация обучения по различным направлениям ведения инновационного бизнеса;

- консультации по вопросам интеллектуальной собственности;

- услуги по трансферту технологий;

- подготовка бизнес-планов;

- подготовка документации для участия в проектах.

Следовательно, центры науки, инноваций и информатизации по своей оснащенности и наличию подготовленного персонала могут как оказывать отдельные услуги малым инновационным предприятиям, так и выполнять функции бизнес-инкубатора для таких предприятий. Наибольшая проблема заключается в том, что как и во всем мире, малые инновационные предприятия, в силу ограниченности своих ресурсов и высокой рискованности ведения инновационного бизнеса, не могут нести все расходы, связанные с полноценным ведением бизнеса. Во всех развитых странах, большую часть таких расходов несет государство через реализацию государственных и региональных программ поддержки, ограничивая свои риски, выбирая малые предприятия, которые будут пользоваться такими услугами на конкурсной основе и ограничивая продолжительность

пребывания в бизнес-инкубаторе четко оговоренными сроками.

Курс руководства российского государства на модернизацию экономики и ее построение «на знаниях» (англ. knowledge based economy) автоматически предполагает вовлечение учреждений высшей школы и научно-исследовательских организаций в развитие коммерциализации и трансферта технологий.

В течение последних пяти лет были инициированы, выполнены и реализуются следующие крупные программы поддержки сферы высшего образования:

1) В период с 2006 по 2008 гг., 57 вузов страны при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации приняло участие в разработке инновационных образовательных программ и повышении качества подготовки кадров по актуальным направлениям развития экономики.

2) В период с 2009 по 2018 гг., 29 университетов страны при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации реализуют программы развития, нацеленные на формирование университетов новой категории «национальных исследовательских университетов» (НИУ), одинаково эффективно осуществляющих образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. По замыслу российского правительства, важнейшим отличительным признаком НИУ должна стать способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансфер высоких технологий в экономику.

3) С 2006 г. в России формируется и осуществляется развитие еще одного класса вузов - «федеральных университетов», призванных осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий в целях комплексного социально-экономического развития своего федерального округа, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру дисциплин, интеграцию науки; образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) до их практического применения. С осени 2010г. реализуется серия программ, инициированных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г.:

- № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства», нацеленного на поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологического производства;

- № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», нацеленного на совершенствование и поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские учреждения высшего профессионального образования», нацеленного на поддержку научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Все упомянутые выше рамочные программы в той или иной степени вовлечены в поддержку развития российскими вузами различных видов инновационной деятельности в базовых сферах деятельности -образовательной, научной или предпринимательской [3].

Выборочный анализ поданных вузами заявок на участие в данных программах, показывает высокую вариативность предполагаемых к созданию и развитию административно-организационных образований и форм, призванных обеспечить как необходимую координацию и управление процессами развития инноваций в вузе, так и предоставление услуг информационного, консультативного или технического характера по решению конкретных задач в обсуждаемой сфере деятельности.

В частности, в своих программах и проектах вузы предполагают формирование и совершенствование инновационных среды, системы, экосистемы, хаба. Причем, зачастую происходит явное перемешивание их друг с другом и подмена одних понятий другими. Одной из системных проблем развития инноваций в России является несовершенство законодательной базы в целом и отсутствие необходимого числа юридически закрепленных понятий в частности.

При проведение государственной инновационной политики национальные исследовательские университеты рассматриваются как новая форма активизации научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, так как являются более приспособленными к этому: обеспечены соответствующим финансированием, имеют собственные каналы для передачи технологий и предлагают образовательные программы по созданию малого инновационного предприятии, инкубированию программ и т.д. Научная инфраструктура НИУ дает наиболее эффективные возможности для активизации инновационных разработок [4].

Успешность ведения инновационно-

предпринимательской деятельности, в рамках созданного МИПа, приводит к возникновению дополнительных задач научного характера, решаемых в вузе по заказам МИПов в рамках НИОКР.

Принятый федеральный закон № 217 от 2 августа 2009 г, об учреждении малых инновационных предприятий при ВУЗах и НИУ, должен был позволить коммерцилизировать научные разработки, развивать малый и средний высокотехнологичный бизнес, создавать совместные предпри-

ятия, но в действительности он оказался нерабочим. Причиной этого является непроработанность данного закона, нет гармонизированной государственной политики, проработанной схемы применения этого закона. Основными причинами не позволяющие реализации данного закона послужили: не имение возможности легального получения дивидендов от предпринимательской деятельности (такой поправки нет в Налоговом кодексе), незащищенность НИУ от необоснованных обвинений в нецелевом использовании бюджетных средств, нет действующих программ по поддержанию малого инновационного предпринимательства при НИУ, так же не решен вопрос с арендой для малых предприятий: были введены льготы на оплату, так в первый год необходимо было оплатить 40% от рыночной стоимости арендуемого помещения, во второй - 60%, в третий - 80%. Но коррупционная составляющая этих льгот приводит к обратному результату.

Еще одной преградой для НИУ является передача инновационным предприятиям имущества, для решения спорного вопроса требуется внести корректировки не только в закон о малом предпринимательстве, но и о высшем и послевузовском образовании и научно-технической деятельности. Так же есть ограничение в 25% в уставном капитале малого инновационного предприятия на бюджетные средства не позволяющей воспользоваться поддержкой государственного фонда в необходимом объеме. Необходимо запустить программу, в рамках которой будет представлены бюджетные деньги на НИОКР не научным организациям, а самим предприятиям с целью получения не отчета, а создания инновационного продукта и его реализации. Производственное предприятие должно будет представить информацию о ходе выполнения комплексного проекта и объемах выпускаемой продукции. Выше изложенное говорит о том, что взаимодействие производственных предприятий невозможно без грамотной поддержки государства.

Литература

1. Морозов А.В. Совершенствование модели управления инновационным развитием промышленности на основе кластерного подхода/А.В. Морозов, А.Х. Айтуганова // -Казань: Вестник КНИТУ № 19, 2012.

2. Останина С.Ш., Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водо-лажская Е.Л., Авилова В.В. - Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.

3. Н. Р. Тойвонен К вопросу о понятийном аппарате формируемых университетских инновационных образований» // Инновации №10 (156), 2011

4. Авилова В.В Региональный кластер как действенный механизм реализации кластерной политики Республики Татарстан / В.В. Авилова, О.С. Тимофеева - Казань: Вестник КНИТУ №12, 2012.

© К. С. Курамшина - асс. каф. экономики КНИТУ; соиск. каф. экономики и управления на предприятиях пищевой промышленности КНИТУ, kuramshinakristina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.