Научная статья на тему 'Особенности формирования и проблемы защиты коллекций музеев спорта'

Особенности формирования и проблемы защиты коллекций музеев спорта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДЫ МУЗЕЯ / MUSEUM FUNDS / СПОРТИВНЫЕ ЭКСПОНАТЫ / SPORTS EXHIBITS / ХРАНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ / СПОРТИВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / SPORTS COLLECTION / МУЗЕЙ СПОРТА / STORAGE OF MUSEUM EXHIBITS / SPORT MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Доронина М.М.

В конце ХХ начале XXI века музейное сообщество пришло к выводу, что помимо изменений, которые коснулись мира в целом, они произошли и в нем. Одним из них стало появление нового типа музеев музеев спорта. Как любое социокультурное явление и тип они имею свои особенности и специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING AND PROBLEMS OF PROTECTION OF COLLECTIONS OF MUSEUMS OF SPORT

At the end of the XX beginning of the XXI century the museum community came to the conclusion that apart from the changes that touched the world as a whole, they occurred in it. One of them was the emergence of a new type of museums sports museums. Like any socio-cultural phenomenon and type, they have their own characteristics and specifics.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и проблемы защиты коллекций музеев спорта»

- Культурология -

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОЛЛЕКЦИЙ

МУЗЕЕВ СПОРТА

М.М. Доронина, главный хранитель Государственный музей спорта (Россия, г. Москва)

Аннотация. В конце ХХ - начале XXI века музейное сообщество пришло к выводу, что помимо изменений, которые коснулись мира в целом, они произошли и в нем. Одним из них стало появление нового типа музеев - музеев спорта. Как любое социокультурное явление и тип они имею свои особенности и специфику.

Ключевые слова: фонды музея, спортивные экспонаты, хранение музейных экспонатов, спортивная коллекция, музей спорта.

Роль музея в современном обществе стала одной из центральных проблем, находившихся в фокусе внимания музейного мира на протяжении всего ХХ века и по настоящее время. Дискуссия о социальной роли музея, начавшаяся в период между двумя мировыми войнами, во второй половине ХХ века практически не сходили со страниц музееведческой периодики. Могут ли музеи сохранять качества научного учреждения и при этом обращаться к массовой аудитории? Можно ли сбалансировать научность и развлекательность? Является ли это все проблемой? Какое влияние может оказать музей на развитие общества на окружающую среду? Эти и подобные им вопросы не переставали будоражить умы музейных специалистов.

Равикович Д.А. - исследователь музейного дела середины ХХ века в своих работах смогла дать основные характеристики проблемам взаимоотношения общества и музея. Ее определения не теряют своей актуальности и в настоящее время: «Музей представляет собой научно-

исследовательское учреждение, поскольку создает базу источников для исследований, вводит в научный оборот фонд музейных предметов, проводит исследования, основанные на их изучении. В тоже время музей выступает и как научно-просветительское учреждение, ибо, демонстрируя музейные собрания в соответствии с определенной научной концепцией, он распространяет знания, удовлетворяет культурные запросы общества».

На примере коллекции «Государственного музея спорта» и других музеев спорта

в регионах можно более четко рассмотреть особенности формирования фондов. Безусловно, музей спорта опирается на многовековой опыт музеев другого типа в области учёта и хранения, а также соблюдает установленное в Российской Федерации нормативно-правовое поле в области музейного дела.

Перед более детальным рассмотрением вопроса формирования фондов именно музеев спорта, стоит внимательно рассмотреть некоторые общие для всех музеев понятия и проблемы. В ХХ веке предпринимались попытки научного анализа понятия «музейный предмет», в то время как в практике интуитивно пользовались этим термином в обиходном значении, имея в виду предмет, находящийся и сохраняемый в музее. Его решающее значение в системе музея постепенно осознавалось большинством музееведов.

Одно из первых определений понятия «музейный предмет» было дано в учебном пособии «Основы советского музееведения». Он трактовался как «памятник материальной и духовной культуры, непосредственный свидетель общественных отношений, событий и явлений». Отмечалось, что «предметы приобретают музейное значение в связи со своей необычностью или в связи с исчезновением подобных предметов», то есть подчеркивалось значение редкости предмета и указывалось на важность применения научных критериев при отборе предметов.

Дальнейшее развитие музееведения углубило понимание музейного предмета, выявило новые его признаки. Было отме-

- Культурология -

чено, что отбор извлекаемого из реальной действительности предмета и превращение его в музейный предмет опирается на научные, эстетические и другие оценки.

Как «первоисточник знаний и эмоционального воздействия» определялся музейный предмет в «Кратком словаре музейных терминов». Полностью это определение таково: «Музейный предмет - первоисточник знаний и эмоционального воздействия, целенаправленно извлеченный из окружающей среды и включенный в музейное собрание. Содержание музейного предмета раскрывается, прежде всего, через зрительное восприятие. При определенном уровне консервации и реставрации сохраняется в фондах музея в течение длительного времени». Важным, на наш взгляд, является акцент на специфике восприятия информационного потенциала музейного предмета, причем именно через зрительное восприятие в экспозиционном пространстве.

Многообразие подходов к определению термина «музейный предмет» и широкий спектр его толкований позволяет сделать вывод о том, что в современном музеоло-гии нет единства мнений и не существует канонического определения музейного предмета.

В некотором смысле этапным стало толкование музейного предмета в «Российской музейной энциклопедии», где он определяется как «одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, ставших объектами научно-познавательного и ценностного отношения и включенных в состав музейного собрания» . В посвященной музейному предмету статье констатируется, что особенности музейного предмета проявляются в условиях его функционирования в рамках фондовой, экспозиционной и научно-просветительской работы, в каждой из которых он выступает соответственно в функции источника, экспоната или памятника.

Проведенный анализ различных трактовок термина «музейный предмет» позволяет резюмировать следующее: музейный

предмет - это движимый объект, изъятый из первоначальной среды бытования в связи с его подлинностью и способностью характеризовать специфические особенности той среды, во взаимосвязи с которой он находился в естественных условиях. Обладая определенными свойствами, присущими каждому предмету, и функциями, выявляющимися в процессе создания коллекции, музейный предмет является важным источником знаний и глубокого эмоционального воздействия.

Главная особенность фондовой коллекции музеев спорта - это непосредственно тип музейных предметов.

Музейные предметы в коллекциях музеев спорта отличаются от большинства классических музеев тем, что это сочетание предметы давно минувших дней, так и изготовленных практически «вчера». Говоря о формировании коллекции стоит отдельно выделить и особенности самого музейного предмета спортивной тематики.

В настоящий момент до сих пор нет четкого определения «спортивный раритет». Общее определение, которое можно дать не отрежет полностью тонкостей понимания различия и причин выделения конкретного предмета из общей среды бытования. Так, что же такое спортивный раритет в общем понимании. Это вещь с тематической принадлежностью к спортивной тематике, либо сама являющаяся спортивным инвентарем, формой, экипировкой и т.д.

В коллекции «Государственного музея спорта», есть Приз имени ЦИК СОЮЗА ССР, Москва, 1928 года работы Московского отделения фабрики Карла Фаберже 1908-1917 годов. Имеет высоту 48 сантиметров и весит 4,5 кг.

Этот предмет имеет двойную ценность. Данный приз - декоративный серебряный кубок является не просто редким аутентичным предметом из драгоценного металла работы фирмы Фаберже начала ХХ века, но и раритетным по своей единичности. В настоящий момент в частных коллекциях есть предметы, выполненные в похожей технике, а также в ряде государственных музеев, но ни один предмет не

■ Культурология

сравнится с данным кубком по размеру и при этом по такой декоративности.

В коллекции «Государственного музея спорта» есть борцовки Александра Александровича Карелина, в которых он выступал на XXV Олимпийских летних играх 1992 года в Барселоне. Они несут также в себе, как исторический источник несколько смыслов и ценностных понятий. Самый очевидный - это мемориальный предмет, который принадлежал спортсмену, олимпийскому чемпиону, а ныне государственному и политическому деятелю, депутату Государственной Думы пяти созывов, заслуженному мастеру спорта

Второй и важный для музея спорта -именно в этих борцовках он выступал на Олимпийских играх. Третий - это предмет начала 90-х годов ХХ века, выполненный в определенной стилистике и из характерного на тот период времени сочетания материалов.

Можно приводить бессчётное количество примеров, когда предмет заключает в себе несколько вариантов чтениях их как историко-культурного источника. Но основная идея будет одна - мы не всегда до конца знаем, что перед нами за предмет, а также что критерии оценки предметов, как спортивных раритетов еще не выработаны.

СССР и Герою российской Федерации.

Библиографический список

1. Истягина-Елисеева Е.А. Основные характеристики спортивно-исторического наследия в современной России // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 238-239.

2. Истягина-Елисеева Е.А. Обзор спортивных музеев Республики Татарстан, Кировской и Саратовской областей. // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 3 (9). С. 17-18.

3. Истягина-Елисеева Е.А. Краткая характеристика музея спорта и олимпийского движения Псковского края. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 49-50.

4. Истягина-Елисеева Е.А. Рассмотрение спортивных музеев Ижевска и Миасса. // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 3 (7). С. 21-22.

5. Истягина-Елисеева Е.А. Краткий обзор музеев спорта Самары и Ярославля. // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 2 (8). С. 120-121.

PECULIARITIES OF FORMING AND PROBLEMS OF PROTECTION OF COLLECTIONS OF MUSEUMS OF SPORT

M.M. Doronina, chief curator State museum of sports (Russia, Moscow)

Abstract. At the end of the XX - beginning of the XXI century the museum community came to the conclusion that apart from the changes that touched the world as a whole, they occurred in it. One of them was the emergence of a new type of museums - sports museums. Like any socio-cultural phenomenon and type, they have their own characteristics and specifics.

Keywords: museum funds, sports exhibits, storage of museum exhibits, sports collection, sport museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.