Научная статья на тему 'Особенности формирования и динамики социально-политических ориентаций российской молодежи в условиях экспансии потребительских ценностей'

Особенности формирования и динамики социально-политических ориентаций российской молодежи в условиях экспансии потребительских ценностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
422
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИ-ТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Викулов Александр Константинович

В условиях глобализации мирового пространства и оформления идеологии потребительства в глобальную, становление ценностного мира российской молодежи, том числе и политических ценностей, происходит под влиянием активно распространяющейся в России потребительской культуры. В свою очередь, формирование соответствующих обществу потребления социально-политических ориентаций в молодежной среде не способствует полноценному становлению молодежи как актора социально-полити-ческих отношений в политическом пространстве России. Обоснованию этого ключевого вывода, к которому приходят в ходе исследования авторы, посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Викулов Александр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и динамики социально-политических ориентаций российской молодежи в условиях экспансии потребительских ценностей»

УДК 316

Викулов Александр Константинович

соискатель кафедры социологии и психологии Южно-Российского государственного политехнического университета имени МП. Платова swatoza ri i @yandex. ru

Особенности

ФОРМИРОВАНИЯ И ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЭКСПАНСИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Aleksandr K. Vikulov

applicant at the Department of sociology and psychology,

Southern Russian State Polytechnical University of M.I. Platov swatoza ri i @yandex. ru

Features of formation and

DYNAMICS OF SOCIO-POLITICAL ORIENTATIONS OF THE RUSSIAN YOUTH IN THE CONDITIONS OF EXPANSION OF CONSUMER VALUES

Аннотация. В условиях глобализации мирового пространства и оформления идеологии потребительства в глобальную, становление ценностного мира российской молодежи, том числе и политических ценностей, происходит под влиянием активно распространяющейся в России потребительской культуры. В свою очередь, формирование соответствующих обществу потребления социально-политических ориентаций в молодежной среде не способствует полноценному становлению молодежи как актора социально-политических отношений в политическом пространстве России. Обоснованию этого ключевого вывода, к которому приходят в ходе исследования авторы, посвящена данная статья.

Ключевые слова: молодежь, социально-политические ценности, потребление, потребительская культура, потребительские ценности, национальная безопасность.

Annotation. In the conditions of globalization of world space and registration of ideology of consumerism in global, formation of the valuable world of the Russian youth, that number and political values, happens under the influence of the consumer culture which is actively extending in Russia. In turn, formation of the socio-political orientations corresponding to a consumer society in the youth environment, doesn't promote full formation of youth as an actor of the socio-political relations in political space of Russia. This article is devoted to justification of this key conclusion the authors come during research.

Keywords: youth, socio-political values, consumption, consumer culture, consumer values, national security.

Социологическое исследование социальнополитических ориентаций российской молодежи в современной реальности, социальные и политические процессы которой развиваются под влиянием стремительно распространяющихся по всему миру потребительских ценностей, представляет собой актуальное и важное направление в силу ряда причин.

Во-первых, их анализ позволяет определить восприятие молодежью социально-политической ситуации в России и отношение к ней; во-вторых, их изучение позволяет определить потенциал политической активности молодежи и выявить причины ее политической пассивности российской в современных условиях; в-третьих, их исследование может внести определенность в понимание молодежи как субъекта социально-политических отношений в современной, неопределенной с точки зрения социокультурной динамики, российской реальности; в-четвертых, изучение данной проблемы может стать источником прогнозирования развития

социально-политических процессов и оценки перспектив выхода из «традиционной российской авторитарной колеи» [1] посредством оценки потенциала молодежи как субъекта социально-политических отношений.

Ракурс данного исследования, связанный с интенсивным распространением в России потребительских ценностей, выбран далеко не случайно. Формирующееся в России общество потребления базируется на идеологии потребления, проникающей глубоко в сознание и структурирующей ценности в ином, ориентированном на тотальное потребительское поведение порядке. Социально-политические ценности молодежи, формирующиеся в данных условиях, также принимают специфический облик, отражая при этом протекающие в политическом пространстве страны явления и процессы, также принимающие потребительский оттенок.

С позиций признания субъектности в качестве важнейшей составляющей становления и жизне-

59

деятельности молодежи в условиях стремительной социокультурной динамики, под социально-политическими ориентациями молодежи предлагается понимать представления молодежи о желаемом типе социально-политической системы и социально-политических отношений, регулирующие ее поведение в социально-политической сфере и определяющие процесс становления ее социально-политической субъектности. Формирование социально-политических ориентаций молодежи представляет собой динамический и обусловленный тенденциями общественного развития процесс.

Радикальные перемены в общественно-политической жизни России, происшедшие после распада СССР и дальнейших событий 90-х гг., вызвали серьезные изменения не только в социальнополитической, но и в экономической, культурной, образовательной и других сферах жизнедеятельности общества, что обусловило трансформацию ценностных и мировоззренческих установок российского населения. Изменилось отношение к государству, религии, семье, образованию, труду, и эти изменения подорвали традиционные основы существования российского общества, его мировоззренческие доминанты, вызвав масштабный социокультурный кризис, проявившийся в дис-функциональности базовых социальных институтов, ответственных за социокультурное и демографическое воспроизводство общества. В частности, как следует из серии научных работ по безопасности ростовских ученых (Бандурина АЛ., Верещагиной А.В., Попова М.Ю., Самыгина С.И., Самыгина П.С. и др.) в кризисном состоянии оказались институты семьи, образования, культуры, спорта [2], что выдвинуло на передний план общественной жизни и научной рефлексии проблемы социальной, духовной, демографической, экономической и в целом национальной безопасности российского общества [3].

В условиях глобализации мирового пространства и оформления идеологии потребительства в глобальную становление ценностного мира российской молодежи происходит под влиянием активно распространяющейся в России потребительской культуры. В эпоху глобализации потребление становится одной из самых распространенных и социально значимых практик. Риски, стремительно формирующиеся в обществе потребления, в эпоху глобализации становятся глобальными, не имеющими границ и угрожающими всей человеческой цивилизации [4]. Эти риски характеризуются огромным разнообразием, и среди них наиболее актуальными, судя по анализу научной литературы, являются демографические, культурные, информационные, экологические, духовные и, в свете последних событий, военные [5]. Наибольшую опасность, на наш взгляд, представляют духовные риски и риски в сфере культуры, которые формируются под влиянием распространения массовой культуры и формирования массового человека, потребляющего продукты массовой культуры, в своей основе содержащей потребительские ценности и установки.

Именно потребительская культура становится основанием социализации молодежи и форми-

рования практик потребления, отличающихся поверхностным, гедонистическим отношением к реальности и восприятием жизненного мира. В условиях социально-экономической нестабильности, кризиса социально-нормативной системы [6], сам выбор той или иной потребительской стратегии становится рискогенным по своей сущности и источником углубления аксиологического кризиса в России. В этой связи важно понимать, в какой мере потребительские установки и ценности затронули молодое поколение россиян и как они сказались на политических установках и ориентациях.

Социально-политические ориентации российской молодежи отражают её отношение к политике, в целом, а также указывают на принадлежность молодых людей к тем или иным направлениям политических «идеологий». Система ценностных ориентаций российской молодежи, согласно данным Ф.Э Шереги, включает в себя три значимые и довольно устойчивые группы ценностей в следующей иерархии в соответствии с пятибалльной шкалой: биосоциальная жизненная среда (семья, здоровье, образование, друзья) -4,5 балла; свобода - 4,3 балла, материальная жизненная среда (условия жизни: деньги, карьера, работа) - 4,3 балла; институциональная жизненная среда (мировоззрение: вера, родина, власть) - 3,7 балла [7]. Как видим, ценности, относящиеся к сфере властно-политических отношений, занимают определенное, но не определяющее значение в иерархии ценностей российской молодежи при всем том, что для постсоветского поколения молодых россиян, по выражению В. В. Петухова, уже вкусивших плоды «потребительской революции», характерна высокая планка жизненных притязаний и стремление к выражению гражданской позиции, пусть даже через критическое осмысление и отрицание господствующих социальных норм [8].

Социологические исследования на уровне всероссийского масштаба показывают, что молодежь проявляет «нормальный» интерес к политике, т.е. в определенной мере интересуются политическими событиями в стране и обсуждают их в кругу друзей (42 %), хотя при этом 45 % молодежи совсем не интересуется политикой при 13 % тех, кто внимательно следит за событиями в мире российской политики [9]. При этом наибольший интерес к политике проявляют представители молодежи из обеспеченных слоев населения (28 % против 8 % из живущих за чертой бедности), а также крупных городов, административных центров субъектов РФ (16 %) [10].

Важно также отметить, что молодежь не очень активно проявляет свой протестный потенциал и абсолютное большинство (85 %) молодежи, как отмечает Ф.Э. Шереги, не имеет опыта протестной деятельности, т.е. участия в политических митингах, забастовках, демонстрациях [11], что, видимо, и дало повод иностранным экспертам сделать вывод о том, что не стоит ожидать серьезных политических изменений в стране от следующего поколения россиян, так как их ценности мало чем отличаются от ценностей среднего россиянина, как и гражданское поведение,

60

которое характеризуется не меньшей пассивностью, а значит «современная молодежь унаследует и воссоздаст путинскую систему и в дальнейшем, а шансы на выход из традиционной российской авторитарной колеи невелики» [12].

С этим выводом не согласны российские эксперты (Л. Гудков, Б. Дубин, Н. Зоркая), подчеркивающие, что при определенной близости межпоколенческих установок россиян, младшие поколения все же сильно отличаются от старших, так как у молодых россиян, в частности из больших и средних городов, демократические настроения выражены значительно заметнее; они демонстрируют более высокую общественную и гражданскую активность и более высокую оценку собственных возможностей влиять на ситуацию в стране, проявляя при этом менее позитивную оценку эпохи Путина по сравнению с остальным населением страны, и это позволило ученым прийти к выводу о том, что с возрастом протестный потенциал этой группы молодежи, проявляющей меньший политический конформизм, может возрасти [13].

Мы также полагаем, что современная российская молодежь, по своей сути, аполитична, так как она, в своем большинстве, ориентирована на индивидуальный успех и готова соблюдать «правила игры», если они не противоречат ее жизненным целям и планам, т.е., как пишет

В. В. Петухов, портрет российской молодежи носит либеральный характер и далек от русского идеала «соборности, коллективизма и бессреб-реничества» [14], т.е. этот портрет соответствует рыночному, ориентированному на потребительские ценности обществу, но в обществе, лишенном солидаризма, эти установки приобретают эгоистический характер.

Молодежь, проходя через институты социализации, по мнению Богданова А.В., начинает копировать ту модель политического поведения и

Литература:

1. Протестный потенциал российской молодежи

URL: http://www.levada.ru/21-01-2015/protestnyi-

potentsial-rossiiskoi-molodezhi

2. Верещагина А.В. Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергетической парадигмы / А.В. Верещагина, СИ. Самы-гин // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2531; Лоскутова И.М. Социальные проблемы современного российского образовательного пространства// Власть. 2013. № 4; Самыгин СИ., Самыгин П.С., Попов М.Ю. Спорт как институт социализации современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1.

3. Перов ГО. Молодежная безработица в науке, как фактор накопления рисков социальной безопасности России / ГО. Перов, СИ. Самыгин, И .В. Ту-майкин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3; Понеделков А.В.,

систему социально-политических ценностей, которые сформировались в российском обществе, а с учетом того, что политической культуре России свойственна модель пассивного политического участия, т.е. политического абсентеизма, молодое поколение воспроизводит именно эту модель [15]. И.С. Семененко описывает сложившуюся в России модель политической культуры как модель общественного служения, а не социального участия [16]. В этой ситуации, как полагает этот ученый, возникает вопрос о том, можно ли рассматривать российскую молодежь в качестве субъекта политической модернизации России или всего лишь как спутника данных процессов, и мы также задаемся данным вопросом. Ответ на него пока оптимизма не внушает. Он, безусловно, носит отрицательный характер.

Объяснений этому может быть множество, но одно из них, на наш взгляд, заключается в следующем. Утверждение потребительской культуры на фоне дефицита доверия и кризиса солидаристских ценностей в России не позволяет культивировать в молодежной среде политическую культуру, основанную на диалоговых формах взаимодействия в социально-политической сфере.

Таким образом, в условиях атомизированного, деконсолидированного российского общества, ориентированного на потребительские ценности, происходит формирование соответствующих обществу потребления социально-политических ориентаций в молодежной среде, не способствующих полноценному становлению молодежи как актора социально-политических отношений. Безусловно, такая ситуация нуждается в глубоком социологическом осмыслении, поскольку молодежь, не имея возможности выражения политической субъектности в границах заданных государством институтов и норм, стремится это сделать вне этих границ, что и становится источником политического экстремизма в молодежной среде.

Literature:

1. Protest potential of the Russian youth URL: http:// www .levada.ru/21-01-2015/ protestnyi-potentsial-rossiiskoi-molodezhi

2. Vereshchagina A. V. Crisis of a traditional family and alternative of development of a family institution in Russia: the theoretical analysis from positions of a synergetic paradigm / A.V. Vereshchagina,

S.I. Samygin // The Engineering bulletin of Don. 2014. № 3. URL: http://ivdon .ru/ ru/ magazine/ ar-chive/n3y2014/2531; Loskutova I.M. Social problems of modern Russian educational space // Power. 2013. № 4; Samygin S. I., Samygin P.S., Popov M. Yu. Sport as an institute of socialization of modern Russian youth // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2015. № 1.

3. Perov G.O. Youth unemployment in science as a factor of accumulation of risks of social safety of Russia / G.O. Perov, S.I. Samygin, I.V. Tumaikin // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2015. № 3; Ponedelkov A.V., Vorontsov S.A. The

61

Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России // Власть. 2014. № 7; Самыгин СИ., Самыгин П.С., Верещагина А.В. Спорт и здоровье российской молодежи в аспекте национальной безопасност // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 7; СИ. Самыгин, А В. Верещагина Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 2; Самыгин СИ., Верещагина А.В. Семья и социальная безопасность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2; Самыгин СИ., Верещагина А.В. Информационные аспекты обеспечения национальной безопасности России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4; Vereshchagina A., Samygin S. & Stanislavsky P. (2015). Family in the context of ensuring demographic security of Russian society: methodological research directions. European Journal of Science and Theology, August 2015, Vol. 11, № 4, pp. 53-63. Retrieved from URL: http:// www. ejst.tuiasi.ro/Files/53/Contents %2011_4_2015.pdf

4. Самыгин CM. Глобальные вызовы совре-

менности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия / Самыгин СИ., Верещагина А.В. // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. N° 6. Том 2. URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-

2014-6-2.pdf С. 60-66.

5. Бандурин АЛ. Духовные аспекты формирования нового экологического сознания и обеспечения экологической безопасности крупного города в современной России / АН. Бандурин, А.В. Верещагина, СИ. Самыгин // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015. № 8; Самыгин СИ., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государствен-ности//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2); Самыгин СИ., Верещагина А.В., Кузнецова А.В. Информационная безопасность молодежи в современной России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11/1; Верещагина А. В., Самыгин С.И. «Война и мир» в условиях новой социальной реальности (к вопросу о военной и национальной безопасности России). Государственное и муниципальное управление // Ученые записки СКАГС. 2015. № 2; Верещагина А. В., Самыгин СИ. Военно-политическая безопасность в системе социальной безопасности России: социологический ракурс теоретической рефлексии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4.

6. Бандурин АЛ. Социокультурные основания рационального и иррационального в системе социальной регуляции // Социально-^манитар-ные знания. 2005. № 4; Бандурин АЛ. Усиление регулирующего влияния норм повседневной реальности в современном обществе// Социальногуманитарные знания. 2012. № 11.

7. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013.

С. 88.

socio-political aspects of demographic processes influencing national security of Russia // The Power. 2014. № 7; Samygin S.I., Samygin P.S., Vereshchagina A.V. Sport and health of the Russian youth in aspect of national security // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2015. № 7;

Samygin S.I., Vereshchagina A.V. Demographic safety of the Russian society: criteria and assessment // Humanities, Social-economic and Social Sciences.2013. № 2; Samygin S.I., Vereshchagina A.V. Family and social safety // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 2;

Samygin S.I., Vereshchagina A.V. Information aspects of ensuring national security of Russia // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 4; Vereshchagina A., Samygin S. & Stanislavsky P. (2015). Family in the context of ensuring demographic security of Russian society: methodological research directions. European Journal of Science and Theology. August 2015. Vol. 11. № 4. P. 53-63. Retrieved from URL: http://www.

ejst.tuiasi.ro/Files/53/Contents %2011_4_2015.pdf

4. Samygin S.I. Global challenges of the present and safety of a civilization of the third millennium /

S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // European Social Science Journal 2014. № 6. Vol. 2. uRl: http:// mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf of P. 60-66.

5. Bandurin A.P. Spiritual aspects of formation of new ecological consciousness and ensuring ecological safety of the large city in modern Russia / A.P. Bandurin, A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2015. № 8; Samygin S.I., Vereshchagina A.V. Spiritual safety of Russia as a basis of the Russian statehood // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2011. № 1 (2); Samygin S.I., Vereshchagina A.V., Kuznetsova A.V. Information security of youth in modern Russia // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014. № 11/1; Vereshchagina A.V.,

Samygin S.I. «War and peace» in terms of new social reality (to a question of military and national security of Russia) // Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2015. № 2; Vereshchagina A.V., Samygin S.I. Military-political safety in the system of social safety of Russia: sociological foreshortening of a theoretical reflection // Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2015. № 4.

6. Bandurin A.P. The sociocultural bases of rational and irrational in the system of social regulation // Social and humanitarian knowledge. 2005. № 4; Bandurin A.P. Strengthening of the regulating influence of norms of daily reality in modern society // Social and humanitarian knowledge. 2012. № 11.

7. Shereg F.E. Russian youth: moods, expectations, valuable orientations. M. : Center of social forecasting and marketing, 2013. P. 88.

62

8. Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные настроения, идеологические установки и политическое участие // Полис. 2012. № 4. С. 56-57.

9. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. С. 24.

10. Там же.

11. Там же. С. 26.

12. Протестный потенциал российской молодежи

URL: http://www.levada.ru/21-01-2015/protestnyi-

potentsial-rossiiskoi-molodezhi

13. Там же.

14. Петухов В.В. Поколение «нулевых»: социальные настроения, идеологические установки и политическое участие//Полис. 2012. № 4. С. 58.

15. Богданов А.В. Модернизационные и традиционные ценностные политические ориентации молодежи в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 100.

16. Симоненко И.С. «Человек политический» перед альтернативами общественных трансформаций: опыт переосмысления индивидуального измерения политики // Полис. 2012. № 6. С. 17.

8. Petukhov V.V. Generation of «zeroes»: social moods, ideological settings and political participation // Policy. 2012. No. 4. P. 56-57.

9. Shereg F.E. Russian youth: mood, expectations, valuable orientations. M. : Center of social forecasting and marketing, 2013. P. 24.

10. In the same place.

11. n the same place. P. 26.

12. Protest potential of the Russian youth URL: http:// www.levada.ru/21-01-2015/protestnyi-potent-sial-rossiiskoi-molodezhi

13. In the same place.

14. Petukhov V.V. Generation of «zeroes»: social moods, ideological settings and political participation // Policy. 2012. № 4. P. 58.

15. Bogdanov A.V. Modernization and traditional valuable of political orientations of youth in modern Russia // News of the Saratov University. New series. Sociology. Political science. 2014. Vol. 14. Issue 1. P.100.

16. Simonenko I.S. «The person political» before alternatives of public transformations: experience of reconsideration of individual measurement of policy // Policy. 2012. № 6. P. 17.

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.