Научная статья на тему 'Особенности формирования холдинговых отношений в российской Федерации'

Особенности формирования холдинговых отношений в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышова Н. А.

Данная статья определяет влияние основных моделей формирования холдинговых структур на систему консолидированного управленческого учета и внутренней отчетности холдинга. В статье рассматривается проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» и анализируются его основные положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FORMATION OF HOLDING REL ATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article determines the influence of the basic models of the formation of holding structures on th e system of consolidated management accounting and internal reporting of the holding. In the article the project of Federal law «On the consolidated financial accounting» is examined and its basic conditions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования холдинговых отношений в российской Федерации»

♦

2) конечным результатом оценки является числовой показатель рейтинговой оценки соответствия нормам действующего природоохранного законодательства. На его основе при проведении повторного экологического аудита можно определить динамику соответствия требованиям природоохранного законодательства;

3) возможность создания общероссийского рейтинга соблюдения требований природоохранного законодательства предприятиями. На основе коэффициентов соблюдения требований природоохранного законодательства можно составить рейтинги предприятий как

для каждой группы критериев, так и для итогового показателя.

Предложенную методику рейтинговой оценки целесообразно утвердить законодательно и рекомендовать к использованию всем экоаудиторскими фирмам, проводящим экологический аудит в РФ. По результатам проведения экологических аудитов появится возможность составить общероссийский рейтинг соблюдения природоохранного законодательства предприятиями.

1. Лопатин В.Н. Менеджмент и маркетинг в экологии: хрестоматия. М., 2001.

УДК 658.114(470)

I N I AA I I I NOE О I D I ED I AA I EB

OTЁAE^ATAOO TOM0A^EЁ A DTNNЁЁNЁTЁ OAAAdAOEE

/ .А. xadfu0Taaf

anїёдa^oёa ёaoaaдu a^aёёQa дТдуёпдааТ-ТТё aayдaёu^тnдё ё aбaёдa/ NAnyO

AaNOI^. 2008. № 5(24)

Естественным направлением развития деятельности российских компаний в современных условиях является создание холдинговых структур. Процессы интеграции активизировались вследствие объективных экономических изменений, происходящих как на национальном, так и на международном уровне. В настоящее время большая часть внутреннего продукта страны создается крупными холдингами. Так, в 2003 г совокупный объем реализации 400 крупнейших компаний [3] составил 8 537 632,2 млн руб., что составляло примерно 64,47% валового внутреннего продукта. В 2006 г показатели составляли соответственно 19 264 528,4 млн руб. и 71,67%.

В зависимости от способа установления холдинговых отношений на основании проекта ФЗ «О холдингах» можно выделить соответственно следующие типы холдингов: имущественный, договорной и унитарный. Однако выделение унитарного холдинга «противоречит п. 1 ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"» [2], где говорится, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие) [1. С. 320]. Следовательно, создание унитарного холдинга в данном случае исключается. В рамках статьи остановимся на первом обстоятельстве формирования холдинговых структур посредством преобладающего участия головной компании в капитале других юридических лиц. Выделим несколько основных, на наш взгляд, моделей образования таких холдинговых отношений.

Первая модель образования холдингов на базе преобладающего участия представляет собой приобретение материнской компанией контроля над ранее существовавшей компанией путем выкупа части ее акций или доли в уставном капитале. Данная модель активно применяется на практике, так как головное общество помимо части акций (долей) уже действующей на рынке компании может получить дополнительные преимущества, основанные на базовых мотивах интеграции, таких как достижение монополистического положения (явного или скрытого), диверсификация производства, доступ к новым ресурсам, рынкам сбыта. С позиций учета отличительной особенностью данной модели установления контроля является переоценка чистых активов приобретаемой компании по справедливой стоимости и определение гудвилла, нематериального актива, представляющего собой разницу между ценой приобретения компании и справедливой стоимостью идентифицируемых чистых активов и обязательств (в том числе условных) в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий».

Вторая модель образования холдингов на базе преобладающего участия состоит в том, что консолидированная группа возникает на базе кон-

кретного юридического лица, которое впоследствии получает статус материнской компании. Дочерняя компания, ранее не существовавшая, возникает непосред -ственно в результате действий материнской компании. Такой способ создания холдингов регламентируется в основном российскими законодательными актами, такими как Гражданский кодекс РФ и ФЗ «Об акционерных обществах». В этой группе можно выделить следующие варианты создания холдинга.

Первый вариант. Одно юридическое лицо (впоследствии материнская компания) учреждает другое юридическое лицо (дочернюю компанию). В этом случае головное общество вносит в уставный капитал вновь созданного дочернего общества определенную часть имущества (денежных средств), т. е., по сути, осуществляет финансовое вложение. Общество-учредитель в бухгалтерском учете отражает акции появившегося дочернего общества. При такой модели создания холдин -га также следует принимать во внимание и общий порядок учреждения общества, так как активы, вносимые учредителем в оплату акций при учреждении дочернего предприятия, должны быть оценены по соглашению между учредителями. В случае оплаты акций вновь созданной компании не денежными средствами они дол -жны оцениваться независимым экспертом для определения их рыночной стоимости.

Второй вариант. Юридическое лицо (впоследствии материнская компания) реорганизуется в форме выделения, при этом в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об акционерных обществах» вновь созданному обществу (обществам) передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего .

В ходе такой операции имущество от головной компании передается выделенному обществу по балансовой стоимости, т. е. отсутствует необходимость в привлечении оценщика и определении рыночной стоимости активов. При реорганизации путем выделения составляется разделительный баланс, распределяющий имущество и его источники между обществами, а также содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников (в соответствии со ст. 58-59 ГК РФ).

При второй модели гудвилл не образуется, так как дочерняя компания не приобретается в готовом виде, а создается действиями материнской компании, соответственно отсутствует необходимость переоценки активов дочерней компании по справедливой стоимости.

Следует подчеркнуть, что рассмотренные модели не являются единственно возможными, существуют и иные способы установления контроля посредством приобретения акций (долей в уставном капитале). Мы рассмотрели основные, наиболее ярко характеризующие данную специфику формирования холдинговых отношений.

В настоящее время консолидированная отчетность является свидетельством объективного наличия холдинга как совокупности юридических лиц, так как она характеризует имущественное и финансовое положение, а также финансовый результат группы предприятий как единого целого. Следует отметить, что механизм составления консолидированной отчетности, а

также методы учета регулируются в основном нормами международного права, в частности Международными стандартами финансовой отчетности (IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность», IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные организации», IFRS 3 «Объединение предприятий» и др.), седьмой Директивой, принятой Советом Европейского экономического сообщества. В Российской Федерации в настоящее время предпринимаются попытки законодательного регулирования составления такого вида отчетности. Разработан проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» (проект № 55792-4), устанавливающий общие требования ее по составлению, представлению и публикации. Этот законодательный акт имеет исключительное значение для правого обеспечения деятельности холдингов в России. Его принятие может способствовать решению многих спорных вопросов регулирования холдинговых отношений. В п.1 ст.3 данного проекта сказано: «Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО». Таким образом, законодатели официально утверждают используемую ранее практику составления отчетности российскими холдингами. Помимо ссылки на МСФО при определении методики составления консолидированной отчетности в проекте дается понятие консолидированной отчетности, привязанное к международным стандартам. В п. 2 ст. 1 сказано: «Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового по -ложения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единый хозяйствующий субъект в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности организации, других организаций, иностранных организаций». То есть за отсутствием законодательного определения «холдинга» в российских нормативных актах (понятие «холдинга», приведенное в проекте ФЗ «О холдингах», в данном случае во внимание не принимается, так как данный акт не был утвержден) законодатели вынуждены обращаться именно к международным стандартам. Важным моментом является закрепление требований проведения обязательного аудита годовой консолидированной отчетности, а также ее представления и публикации.

Подводя итог, необходимо отметить, что одной из основных проблем развития холдинговых структур в России является отсутствие соответствующей нормативнозаконодательной базы, принятие которой будет значительно способствовать социально-экономическому развитию российской экономики, а также окажет существенную помощь в разработке методологии финансового и управленческого учета в холдингах.

1. Плотников В.С., Плотникова В.С. Основы финансового и управленческого учета: учеб. пособие. Саратов: СГСЭУ, 2005.

2. ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (принят ГД ФС РФ 11.10.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)// КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/

3. Эксперт: рейтинг. Эксперт-400 // URL:http://www. expert.ru/ratings

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.