Научная статья на тему 'Особенности формирования федерального списка кандидатов политической партии «Единая Россия»'

Особенности формирования федерального списка кандидатов политической партии «Единая Россия» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
555
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вагина Л. С.

В России процедура предварительных внутрипартийных выборов – праймериз, как способа формирования партийных списков в преддверии выборов в Государственную Думу 6 созыва, стало стартовой площадкой не только для членов определённой партии, но и для многих представителей, как общественных объединений, так и для людей, не являющихся членами никаких объединений. В данной статье описывается особенности проведения процедуры праймериз политической партией «Единая Россия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования федерального списка кандидатов политической партии «Единая Россия»»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СПИСКА КАНДИДАТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

© Вагина Л.С.*

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В России процедура предварительных внутрипартийных выборов -праймериз, как способа формирования партийных списков в преддверии выборов в Государственную Думу 6 созыва, стало стартовой площадкой не только для членов определённой партии, но и для многих представителей, как общественных объединений, так и для людей, не являющихся членами никаких объединений. В данной статье описывается особенности проведения процедуры праймериз политической партией «Единая Россия».

Главное государственное событие уходящего 2011 года в РФ - парламентские выборы в государственную думу 6 созыва. Подготовка к выборам явилась основным направлением в деятельности политических партий России. Одной из задач партий, участвующих в избирательном процессе - формирование списков кандидатов в депутаты Государственной Думы, способы, формирования которых определяются уставом политических партий. Одним из таких способов формирования партийных списков является внутрипартийное голосование (праймериз) - это новый инструмент обеспечения качества предстоящих выборов и формирования региональных списков кандидатов. Первые «праймериз» были применены в американской избирательной системе в 1842 году. В разные годы в Соединенных Штатах процедура праймериз то поддерживалась, то забывалась. Первым штатом, принявшим закон «Об обязательном проведении праймериз», стал штат Висконсин в 1903 году. К 1927 году такие законы имели уже все штаты. Праймериз стали общепринятой процедурой отбора партийных кандидатов. Однако впоследствии ряд штатов отказался от обязательного проведения праймериз.

«Праймериз» (англ. primaries - первичные, предварительные выборы) перед президентскими выборами представляют собой тип голосования, в котором выбирается один кандидат от партии. В дальнейшем между выбранными кандидатами проходит обычное голосование. Перед парламентскими выборами - это отбор кандидатов в предвыборный список партии. Выдвижение кандидатов - одна из основных стадий избирательного процесса, т.к. от подбора кандидатов в значительной мере зависит и исход голосования. Основная цель «праймериз» - это повышение доверия к конкретной политической партии и к существующей политической системе в целом. Праймериз

* Старший преподаватель кафедры Политологии.

позволяют: расширить электоральную базу власти, формировать лояльность избирателей, стабилизировать партийную систему, обеспечить дополнительное финансирование партий, сформировать повестку дня задолго до выборов, повысить известность, рейтинг партии и кандидатов, сформировать общественное мнение - фактически расширить время и возможности избирательной кампании, получить подтверждение лояльности элит и т.д. Внутрипартийные выборы позволяют определить наиболее избираемых кандидатов, кандидатов, которые устраивают в наибольшей мере всех сторонников партии, к каким бы крылам партии они не принадлежали. При этом праймериз позволяют нивелировать разницу в электоральных предпочтениях отдельных регионов, выдвинув наиболее подходящих кандидатов для всего округа.

Процесс внесения в партийный список в качестве будущих кандидатов в депутаты или в качестве кандидата в президенты это всегда равноправный торг между партией и кандидатом, в котором можно выделить два направления. Первое - кандидаты борются за поддержку партии, т.к. принадлежность к партии всегда дает кандидату огромные преимущества. Партии предоставляют своим кандидатам ресурсы, такие как, организационные, человеческие, финансовые, интеллектуальные и медиа-ресурсы, без которых не возможно бороться за единый федеральный округ. Именно поэтому значение партий на государственном уровне, на больших политических пространствах так высоко. Так, во Франции, во времена Третьей Республики, было принято говорить о получении кандидатом в президенты «инвеституры» партии. В США инициатива о включении в список кандидатов на праймериз также исходит не от партии, а от самого человека. Для этого необходимо иметь и наработанный авторитет, и достаточные финансовые возможности для инвестирования в кампанию. Таким образом, выдвижение кандидатов для политической партии может стать и источником дополнительных ресурсов. Второе -партии борются за привлечение кандидатов с высоким потенциалом. В частности в США претенденту необходимо наработать первичный рейтинг и материальную базу для включения в бюллетень на праймериз, а далее в ходе самой кампании по проведению праймериз вложиться для включения именно в этот список. Партиям приходится бороться за кандидатов - за деньги и авторитет представителей федеральной и региональной политической элиты. Весь процесс борьбы сама по себе способен придать партии дополнительный электоральный рейтинг. За свои ресурсы партия стремится получить наиболее избираемых кандидатов. Праймериз является оптимальной, хотя на первый взгляд несколько дорогой, формой определения наиболее избираемых кандидатов, способных расширить электоральную базу партии.

В зависимости от целей и задач партии праймериз могут быть закрытыми и открытыми. В «закрытых» праймериз могут участвовать только зарегистрированные избиратели одной партии, проводящей праймериз. В бюллетене указываются возможные кандидаты от этой партии. Такая сис-

тема используется для мобилизации собственного электората, поощрения и повышения лояльности партийцев, отбора наиболее популярного кандидата, проведения дополнительной кампании. В «открытых» праймериз могут участвовать избиратели других партий и независимые избиратели, которые могут высказаться за любого кандидата от любой партии. Такие прай-мериз могут использоваться для выяснения соотношения сил, определения кандидатов способных привлечь дополнительный электорат. Именно такие праймериз более отвечают задачам отбора кандидатов в президенты, где необходимо набрать сверхбольшинство голосов избирателей.

Существуют и промежуточные варианты. Например, «полузакрытые» праймериз - к участию в них привлекаются не только члены партии, но и неопределившиеся со своими партийными предпочтениями. Высказав свое мнение в ходе праймериз они, скорее всего будут голосовать за поддержанных ими кандидатов и на самих выборах. Или «полуоткрытые» праймериз, на которых избиратель получает два партийных бюллетеня, но имеет право использовать только один, предварительно заявив о своих партийных пристрастиях.

С точки зрения современных российских задач наибольший интерес представляют именно полузакрытые праймериз, которые позволяют не просто активизировать очередной раз формальных членов партии, а именно провести работу с плавающим электоратом и «сторонниками», консолидировав собственных партийцев и неопределившихся избирателей вокруг партии.

Для российской политики «праймериз» это достаточно новое политическое явление, вызывающее ряд положительных и отрицательных мнений. Так, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, говорит о том, что праймериз - это «дорогостоящая процедура, вследствие чего может быть доступна не всем партиям» [1]. «Правое дело» поддерживая идею развития демократической практики и технологии выдвижения кандидатов, предлагает вводить свои самобытные методы формирования списков партий, используя свою терминологию и отказаться от прямого копирования американских традиций. Председатель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев назвал процедуру праймериз -«инструментом сомнительной ценности». Один из функционеров КПРФ в сердцах даже назвал праймериз «Единой России» «разбоем на большой предвыборной дороге»[2]. Сторонники праймериз выдвигают свои аргументы, в поддержку этого процесса. Например, секретарь президиума Ген-совета «Единой России» Сергей Неверов убежден, что процедура предварительного голосования позволяет выявить самых достойных, перспективных и эффективных людей. Политолог Дмитрий Орлов полагает, что проведение праймериз необходимо для того, чтобы избиратель имел представление о том, как формируются партийные списки. Политолог убежден, что население вправе знать, откуда берутся кандидаты в депутаты во всех

других партиях, т.к. многие оппозиционные партии не имеют прозрачного механизма по формированию списков, и электорату не ясна процедура выдвижения кандидатов [3].

В настоящее время процедуру праймериз широко использует единственная политическая партия - «Единая Россия». Цель партийных праймериз «Единой России» не только в обеспечении успешных выборов в Государственную Думу, но и создание кадрового потенциала партии для реализации «плана Путина».

Свои первые праймериз партия провела в августе 2007 года перед осенними выборами в Госдуму, хотя во многом они напоминали обычные партсобрания, где обсуждался только перечень кандидатов, предварительно одобренных партийным руководством [4]. Перед парламентскими выборами 2011 года праймериз получили более широкий размах. Более 4700 человек по всей стране приняли участие в этом мероприятии. Юридически данный процесс был закреплён в ноябре 2009 года на XI съезде «Единой России», где пункт об обязательном проведении процедуры праймериз был внесен в устав партии. «Проведение предварительного внутрипартийного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Результаты участников предварительного внутрипартийного голосования подлежат обязательному учету соответствующими органами Партии или ее структурных подразделений при принятии ими решений, касающихся выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом Партии и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах»[5].

В апреле 2010 года Президиум Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» принял положение о порядке проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Положение регламентирует порядок проведения праймериз (например, ответственных за принятие решений о проведении партийных выборов, организацию партийного голосования и утверждение списков участников прайме-риз, количество и характер проводимых встреч с участниками процесса предварительного голосования и другое), устанавливает способы определения результатов голосования, а так же состав участников процесса.

По Положению участниками партийного голосования могут быть не только члены партии, но и её сторонники, лица, не являющиеся членами по-

литических партий, представители общественных объединений, молодёжные организации с которыми у Партии заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве.

Одним из таких объединений является Общественный народный фронт (ОНФ), сформированного по инициативе лидера Партии и фронта, председателя правительства РФ Владимира Путина. «Народный фронт» представляет собой самую широкую коалицию общественных сил, созданную для выработки и реализации долгосрочной народной программы развития нашего общества, подготовленной на основе широкого обсуждения во всех общественных организациях, вошедших в Общероссийский народный фронт, а так же для привлечения новых лиц в политическую элиту. Именно под эгидой ОНФ и проходил праймериз. В течение месяца, начиная с 21 июля по 25 августа 2011 года, собрания выборщиков (более 200 тыс.) по всей стране, сформированных из представителей политической партии «Единой России» и ОНФ на паритетных началах, отбирали тех, кто, по их мнению, достоин представлять думский корпус VI созыва. «Народный фронт», задействовав все свои механизмы и общественные коммуникации, привлёк большое количество общественных организаций, интересных, неравнодушных людей к судьбе нашей страны, с хорошими и востребованными предложениями по развитию различных секторов российской экономики и общественной жизни. Его участниками стали почти все институты гражданского общества, они совместно приняли участие в выборах в Государственную Думу, по общему согласию сформировали список кандидатов от партии «Единая Россия».

В результате проведения народного голосования в федеральный список партии «Единая Россия» вошли 228 представителей ОНФ, из них 158 с федерального уровня, 70 человек с регионального уровня. На заседании федерального координационного совета Общероссийского народного фронта 29 сентября 2011 года в Москве, с участием Владимира Путина, Б. Грызлов выделил общественные объединения, представители которых более успешно прошли процедуру праймериз - Федерация независимых профсоюзов России (16 человек), Союз женщин России (16 человек), от здравоохранения (13 человек), «Всероссийское педагогическое собрание» (12 человек), «Деловая Россия» (12 человек). Борис Грызлов так же отметил отдельных участников праймериз, набравших высокие позиции: А. Андриянов - представитель общероссийской организации «Студенческий союз МГУ им. М.В. Ломоносова», В. Гутенюв - «Союз машиностроителей России», В. Ефимов - объединение юридических лиц «Союз транспортников России», Ф. Клинцекевич «Союз ветеранов Афганистана», Е. Лахова - «Союз женщин России», В. Лыс-ков - организация автомобилистов «Свобода выбора», М. Моисеев - ветеран вооруженных сил, Т. Прокопенко - член молодёжной организации «Молодая гвардия Единой России», А. Васильев - представитель Интерне-сооб-щества «Убитые дороги Пскова»[6]. В связи с этим председатель правитель-

ства сообщил на заседании федерального координационного совета ОНФ, что вместо предусмотренных 150 мест беспартийным будет предоставлено 185 позиций в партийном списке.

В список кандидатов для участия в общенародных праймериз на территории Оренбургской области вошли 56 представителей региона, из них по итогам народного праймериз восемь человек вошли в федеральный список партии «Единой России»: 6 членов партии «Единая Россия» - Ю.А. Берг, Е.Л. Николаева, Ю.Н. Мищеряков, В.М. Заварзин, В.Л. Нефедов, А.Б. Коган, и двое беспартийные - О.В. Сальдаева представитель Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» и Н.Т. Эфендиев - представитель Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей) [7].

В преддверии всенародного праймериз молодёжные организации, входящие в Общероссийский народный фронт, провели свой специальный проект - «Молодежный праймериз 2011», который определил кандидатов для участия в предварительном голосовании. Политическая партия «Единая Россия» прекрасно понимая, что будущее страны - за молодежью, дало такую возможность молодому поколению проявить свою политическую волю.

Положение о порядке отбора кандидатов от молодёжных организаций Общероссийского народного фронта для выдвижения на Народное предварительное голосование по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе региональных групп федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва было утверждено Координационным Советом ВОО «Молодая Гвардия Единой России» 27 апреля 2011 года, где четко бала обозначена цель молодёжного праймериз - «повысить конкуренцию, обеспечить равный доступ к выдвижению на выборы для молодых людей, а также повысить уровень профессионализма кадров, выдвигаемых на выборы» [8].

Оператором «Молодёжного Праймериз 2011» выступила ВОО «Молодая Гвардия Единой России». Официальный старт проекту «Молодежные праймериз 2011» был дан 27 апреля 2011 года. В этот день молодогвардейцы собрали на Болотной площади в Москве более пяти тысяч активистов, чтобы публично представить федеральный проект МГЕР «Молодежные прай-мериз - 2011». Открывая митинг, председатель Координационного совета МГЕР Тимур Прокопенко отметил «что мы не используем молодежь для достижения каких-то своих целей, мы вовлекаем молодежь, чтобы вместе сделать нашу страну еще лучше!» Затем на сцену поднялись, вице-спикер Госдумы, член Общественного совета МГЕР Светлана Журова и Сопредседатель Координационного совета МГЕР Артем Туров, которые прямо с трибуны, интерактивным способом запустили «Молодежные праймериз», открыв сайт проекта на который каждый желающий, соответствующий требовани-

ям, мог заполнить на сайте необходимую форму, и попробовать себя в большой политике[9].

Подача заявок и информационное сопровождение всех действий участников проекта (как было уже отмечено) происходила на специальном Интернет-ресурсе www.mp2011.ru, где и проходило Интернет-голсование. За 2 месяца существования «Молодежных праймериз 2011» в Оренбургской области на специальном сайте было подано более 40 заявок на участие в проекте. Электронные заявки принимались до 12 июня.

В ходе «Молодежных праймериз 2011» участникам было предложено провести ряд мероприятий: уличную акцию (митинг, пикет, шествие), привлекающую внимание к какой-либо общественно значимой проблеме, с количеством участников не менее 50 человек; культурно-развлекательное мероприятие акцию по поддержке какой-либо социально незащищённой группы населения; спортивное мероприятие; мероприятие с участием пожилых людей; не менее 4-х встреч с молодёжью с общим количеством участников не менее 300 человек; собрать не менее 1000 подписей (с контактами подписантов) в свою поддержку; записать видеообращение к избирателям и разместить его на канале YouTube. Все мероприятия участников должны завершиться 19 июня 2011 года.

В течение суток на сайте появлялась информация - отчет о проведенных мероприятиях. Основными критериями отбора финалистов проекта стала массовость проведенных мероприятий, актуальность поставленных и решенных проблем, сбор подписей в поддержку кандидатов, а также результаты sms-голосования. На первый взгляд может сложиться мнение, что задание легки и справиться с ними не составит большего труда. Но все эти мероприятия требовали от участников большего умения сооорганизовать, увлечь сверстников, убедить разных по интересам людей поддержать его и его мероприятие. И наиболее удачно это получилось у семерых оренбурж-цев: Андраника Айрумяна, Александра Беляка, Равиля Махмутова, Елены Обвинцевой, Айслу Урунбасаровой, Натальи Чертовой и Кирилла Шкилева. Все они стали участниками финальных дебатов, проходившие 25 июня в развлекательном комплексе г.Оренбурга «Дружба». На заключительном мероприятии присутствовали: комиссия, куратор и участники.

Финальные дебаты состояли из нескольких частей. Участники выступали с программными заявлениями, отвечали на вопросы зрителей, гостей и экспертов, дискутировали друг с другом, представляли свои программы, обсуждали актуальные вопросы молодежной политики, социальных преобразований, политического развития. Дебаты - пример правильного поведения молодых людей. Очень радует то, что есть ещё молодежь, которая увлекается не только сиюминутными делами, но и очень правильно, взвешено подходит к тем или иным социальным вопросам, просматривая долгосрочную перспективу.

На итоговом совещании в рамках проекта «Молодежные праймериз 2011», которое состоялось в начале июля, куратор проекта «Молодежные праймериз 2011» в Оренбуржье Сергей Дужников сообщил участникам встречи о том, что 28 июня в Москве Координационный Совет «Молодой Гвардии», после согласования кандидатур, представленных общественной палатой Оренбурга, принял решение выдвинуть на Народное предварительное голосование по отбору кандидатов в Государственную Думу от «Единой России» победителей «Молодежных праймериз 2011» в Оренбуржье Александра Беляка, Кирилла Шкилева и Наталью Чертову. «В случае успеха эти молодые ребята войдут в список Партии на выборах и могут стать депутатами Государственной Думы», - подчеркнул Дужников [10].

Проект показал насколько эти ребята могут самостоятельно организовывать мероприятия, проводить встречи, общаться с людьми, вовлекать сверстников в общественные процессы. Организаторы проекта «Молодежные праймериз 2011» сами не ожидали такого ажиотажа. 1900 человек в целом стали участниками этой молодежной кампании, которая охватила все регионы страны. Через молодежные праймериз прошли и испытали свои возможности 285 человек, победили 162 человека, которые продолжили свою борьбу в всенародном праймериз.

Исходя из выше сказанного, можно согласиться с мнением заместителя председателя правительства, главы штаба ОНФ Вячеслав Володина, что задача «Народного фронта» по привлечению новых лиц в политику выполнена. Почти треть федерального партийного списка - это беспартийные участники ОНФ, которые приняли участие в праймериз. «Это для партии даёт дополнительные возможности. Она укрепила свой потенциал, вовлекая в число кандидатов эффективных и энергичных людей, которые будут участвовать в управлении государством в качестве членов фракции», пояснил В. Володин. В то же время сохранилась преемственность за счет включения в список наиболее активных и профессиональных депутатов [11].

Список литературы:

1. Новости NEWSru.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.newsru.com/russia/23aug2011/primall.html (дата обращения: 02.12.11).

2. Данилов В.Н. Соскучились по выборам [Электронный ресурс] // Независимая газета. - Режим доступа: http://www.ng.ru/politics/2011-07-25/ 3_kartblansh.html (дата обращения: 03.12.2011).

3. Поголовные праймериз в РФ: партии против и в легком шоке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/politics/20110823/ 422470026. html (дата обращения: 03.12.2011).

4. Праймериз для всех [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kp.ru/ daily/25742.4/2730036 (дата обращения: 03.12.2011).

5. Устав ВПП «Единая Россия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://er.ru/party/rules/#8 (дата обращения: 20.11.2011).

6. Общероссийский народный фронт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narodfront.ru/multimedia/20110921/380196877.html (дата обращения: 10.12.2011).

7. Официальный сайт ВПП «Единая Россия» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://er.ru/news/2011/9/24/sezd-utverdil-spisok-kandidatov-v-deputaty-gosdumy (дата обращения: 10.12.2011).

8. Положение о порядке отбора кандидатов от молодёжных организаций Общероссийского народного фронта для выдвижения на Народное предварительное голосование по определению кандидатур для последующего их выдвижения в составе региональных групп федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mp2011.ru/regulation/selection (дата обращения: 20.10.2011).

9. ВОО «Молодая гвардия» Я 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mger2020.ru/nextday/2011/04/27/29345 (дата обращения: 15.11.2011).

10. Оренбург. БезФормата.Яи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orenburg.bezformata.ru/listnews/prajmeriz-2011-obsudili-itogi/934843 (дата обращения: 20.11.2011).

11. Общероссийский народный фронт. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narodfront.ru/news/20110925/380214797.html (дата обращения: 10.12.2011).

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО общества В СТРУКТУРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

© Ламзин Р.М.*

Волгоградский государственный колледж управления и новых технологий,

г. Волгоград

В статье происходит характеристика сущности и значения гражданского общества в развитии политических отношений. Отмечаются различные научные взгляды на роль гражданского социума в отношениях с властью по вопросам обеспечения экономической свободы и защиты прав человека. Учитывается трактовка сущности гражданского общества в качестве социального пространства с возможной реализацией интересов различных общественных групп и отдельных граждан.

Понятие «гражданское общество» идентифицируется с характеристикой определенного уровня развития политической культуры и проявления само-

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.