Научная статья на тему 'Особенности формирования адаптационных возможностей учащихся в процессе учебно-тренировочных занятий по самбо'

Особенности формирования адаптационных возможностей учащихся в процессе учебно-тренировочных занятий по самбо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / FUNCTIONAL STATE / FUNCTIONAL POSSIBILITIES / PSYCHOPHYSIOLOGICAL COMPONENT / PHYSICAL AND PSYCHICAL LOADINGS / EDUCATIONAL TRAININGS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мартышов Александр Владимирович

В статье рассматриваются возможности повышения качества учебного процесса в школах за счет решения задач адаптоспособности к стрессовым факторам, в результате чего наблюдается улучшение физического состояния и повышение работоспособности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мартышов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of students' adaptive abilities at sambo classes

The article discusses the opportunities of improving the quality of the learning process of school students through developing their adaptability to stress factors, which results in a better physical condition, improved academic and physical performance of students.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования адаптационных возможностей учащихся в процессе учебно-тренировочных занятий по самбо»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО САМБО

А.В. Мартышов

Кафедра безопасности жизнедеятельности Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

В статье рассматриваются возможности повышения качества учебного процесса в школах за счет решения задач адаптоспособности к стрессовым факторам, в результате чего наблюдается улучшение физического состояния и повышение работоспособности учащихся.

Ключевые слова: функциональное состоянии, функциональные возможности, психофизиологический компонент, физические и психические нагрузки, учебно-тренировочные занятия.

Одним из средств, способствующих эффективной адаптации детей к условиям учебной деятельности в образовательных учреждениях, может являться физическая культура, которая выступает как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры детей.

Ежегодно наблюдается снижение уровня физической подготовленности и адаптивных возможностей, отклонения в физическом развитии детей, возрастает количество хронических заболеваний.

Эффективная физическая подготовка должна находиться в границах психофункциональных возможностей человека, чтобы не вызывать патологические состояния и болезни. Поэтому детей важно научить управлять своим психофункциональным состоянием, чтобы обеспечить здоровое развитие и совершенствование личности. Совокупность факторов и психолого-педагогических условий имеют огромное значение в обеспечении эффективности адаптационных процессов детей в процессе занятий физической культурой в сочетании с учебно-тренировочными занятиями (оздоровительными) с использованием современных технологий [1].

От того, как построена технология, зависит эффективность учебно-тренировочных занятий. Поэтому остро стоят вопросы развития и внедрения таких технологий проведения учебно-тренировочных занятий, которые могут заинтересовать и привлечь детей, имеют оздоровительно-профилактическую направленность, способствуют их адаптации в условиях непрерывности образования к влиянию различных факторов окружающей среды, наиболее эффективно воздействуют на функциональные возможности организма занимающихся детей.

Особую значимость приобретает необходимость решения проблемы поиска эффективных мер педагогического воздействия, обеспечивающих формирование адаптируемости к физическим нагрузкам.

Профессиональная адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям окружающей среды (психофизиологический аспект),

адаптации к специальным задачам, выполняемым операциям и т.д. и адаптиро-ванности личности к социальным компонентам окружающей среды (социально-психологический аспект) [2].

Психофизиологический компонент — адаптируемость к внешним условиям окружающей среды, физической и нервно-эмоциональной нагрузке. Основными показателями сформированности психофизиологического компонента является высокий уровень развития важных психомоторных качеств и способностей учащихся, а также устойчивость психофизиологических свойств и функций организма учащихся к воздействиям внешних условий окружающей среды [3].

Формирование всех критериальных качеств адаптируемости к физическим нагрузкам достаточно эффективно и полноценно осуществляется в ходе специально смоделированной и организованной физкультурной и учебно-тренировочной деятельности.

Мониторинг функционального состояния обучаемых, необходимый всем учителям, преподавателям, тренерам, особенно важен в кружках, секциях, учреждениях дополнительного образования, в которых дети испытывают повышенные, в сравнении со школьными, физические и психические нагрузки. Функциональное состояние (ФС) — совокупность физических свойств организма, психофизиологических и социально-психологических характеристик, профессиональной подготовленности и т.д., обеспечивающих целенаправленную деятельность, эффективность которой можно рассматривать как фактор оценки ФС человека [4].

Большое значение для ФС имеют условия, в которых человек выполняет работу: обстановка, изменение режимов труда, однообразие или ситуация прогностической неопределенности и т.д.

Эмоции, внимание, утомляемость существенно влияют на характеристики деятельности. Ее эффективность во многом связана с эмоциональным напряжением, лишь при определенном уровне которого она достигает максимума и снижается при изменении данного уровня в любую сторону.

Для каждого человека есть области оптимума ФС, в пределах которого реакции организма становятся наиболее адекватными и эффективными. Изменения, выходящие за эти пределы, приводят к ухудшению качества работы [5].

На базе объединения дополнительного образования по борьбе самбо и самозащите автор статьи провел исследовательскую работу на пяти экспериментальных площадках в учебных заведениях Западного административного округа Москвы.

Цель исследования — определение возможностей адаптации к нагрузкам, а также влияние физических и психических нагрузок на функциональное состояние обучаемых. Исследовательская работа проводилась в течение трех лет и охватывала три важные составляющие функционального состояния:

— в течение учебно-тренировочных занятий;

— до и после соревнований по прикладной физической подготовке;

— до и после аттестации на получение очередного разряда.

По нашему мнению, это три основных этапа обучения, которые влияют на развитие учащихся, качество усвоения теоретического и практического учебного материала, способность организма к оперативной адаптации к физическим и психическим нагрузкам, а также сохранение здоровья юных спортсменов.

Испытуемые: все возрастные категории школьников — учащиеся 1—11 классов, занимающиеся самбо (прикладной физической подготовкой) в объединении дополнительного образования.

Они были условно разделены на три группы: младшая (7—10 лет), средняя (11—14 лет), старшая (15—17 лет).

Кроме того, каждая группа была разделена на две подгруппы по пять учащихся.

В первой группе исследование проводилось только методом наблюдения. Во второй подгруппе использовалась методика САН (оценка своего самочувствия, активности, настроения). Принцип этой методики заключается в том, что перед сменой деятельности или после условно разделенных автором этапов учебно-тренировочных занятий учащимся предлагалось ответить на 30 вопросов (10 — на определение самочувствия; 10 — на определения активности и 10 — на определение настроения). Принцип ответа на вопросы заключался в расстановке знака «+» в зависимости от степени влияния того или иного показателя. Максимальное значение = 10. Отвечать необходимо было сразу после вручения листов с вопросами. Опрос занимал не более трех минут. Показатели экспресс-диагностики учитывались в соответствии с продолжительностью периода занятий прикладной физической подготовкой.

Учебно-тренировочные занятия были условно поделены на пять этапов, характеризующих изменение физических и психических нагрузок:

1) до занятий (общий фон);

2) через 25 мин. после начала занятий — после разминки;

3) через 45 мин. — после технических упражнений;

4) через 65 мин. — после схватки (тренировочного поединка);

5) через 90 мин. — после физической подготовки.

Таким образом, каждый этап сменялся следующим через 20—25 минут. При проявлении значительной усталости обучаемого ему предоставлялся перерыв до следующего этапа диагностики.

Критерии оценок подгрупп по итогам:

— учебно-тренировочных занятий — правильность выполнения приемов, их применение в схватке (поединке), число и значительность ошибок;

— соревнований (районных, окружных, городских) — общий фон до соревнований, непосредственно перед схваткой, после соревнований, а также результаты — места, количество побед (в зависимости от количества участников конкретных весовых категорий и возрастов вычислялись самые сложные и самые легкие победы);

— аттестации — количество ошибок, допущенных во время выполнения сложных приемов и специальных упражнений, а также факт получения следующего разряда.

Показатели групп рассчитывались по соотношению количества ошибок, травм, результатов на соревнованиях и в ходе аттестаций в процентах от общего количества учащихся в каждой группе.

Результаты. Исследование показало, что результаты второй группы значительно лучше, чем первой (табл. 1). Это значит, что для построения учебно-тренировочных занятий в соответствии с задачами здоровьесбережения оптимален метод диагностики САН, интегрирующий текущее определение и отслеживание изменений ФС с коррекцией учебно-тренировочной нагрузки и характера упражнений (заданий) с целью поддержания эффективности действий учащихся (спортсменов) на оптимальном уровне.

Таблица 1

Показатели занятий, соревнований и аттестаций

Итоги Подгруппы Группы

1-я 2-я

Учебно-тренировочные занятий 57% 67% Младшая

52% 60% Средняя

58% 71% Старшая

Соревнования 55% 58% Младшая

49% 55% Средняя

57% 68% Старшая

Аттестация 57% 62% Младшая

53% 57% Средняя

58% 69% Старшая

Вторая подгруппа, в которой для диагностики ФС применялся метод опроса САН, заняла первое место. Информативность полученных данных о состоянии ФС гораздо точнее, чем в первой подгруппе. Исследование показало:

— метод наблюдения — самый доступный и эффективный для контроля качества проведения учебно-тренировочных занятий, поскольку педагог может оперативно отслеживать его по внешним признакам состояния обучаемых и вносить необходимые коррективы.

— в сочетании с объективными показателями функционального состояния, определяемыми при помощи методики САН, мониторинг методом наблюдения становится более точным. Это позволяет лучше контролировать и полнее учитывать ФС обучаемых, чтобы эффективнее строить обучение, лучше обеспечивать их физическое развитие и повышение спортивных результатов с соблюдением требований здоровьесбережения, предотвращать травматизм (на фоне ухудшения ФС его риск возрастает) и другие последствия переутомления.

Таким образом, специально разработанная педагогическая технология учебно-тренировочных и прикладных занятий по боевым искусствам на базе учебной программы по самбо в системе дополнительного образования в общеобразовательных школах повышает качество учебного процесса за счет решения задач адаптоспо-собности к стрессовым факторам в результате чего происходит улучшение физического состояния, повышение физической работоспособности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Прокудин Б.Ф. Особенности индивидуальной адаптации юных спортсменов к нагрузкам на выносливость // Управление тренировочным процессом на основе учета индивидуальных особенностей юных спортсменов: Тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. — М.: ВНИИФК, 1991. — С. 103—104.

[2] Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии // Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: Сфера, 2000.

[3] Жданов Ю.Н. Психофизиологическая подготовка единоборца. — Донецк: ДонИЖТ, 2003.

[4] Симонов П.В., Фролов М.В. Эмоциональное напряжение оператора и его влияние на эффективность деятельности // Диагностики и прогнозирование функционального состояния мозга человека. — М.: Наука, 1988.

[5] Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979.

FORMATION OF STUDENTS' ADAPTIVE ABILITIES AT SAMBO CLASSES

A.V. Martyshov

Department of Life Safety Moscow City Pedagogical University

2-oj Sel'skohozjajstvennyjproezd, 4, Moscow, Russia, 129226

The article discusses the opportunities of improving the quality of the learning process of school students through developing their adaptability to stress factors, which results in a better physical condition, improved academic and physical performance of students.

Key word: functional state, functional possibilities, psikhofiziologicheskiy component, physical and psychical loadings, educational trainings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.