Научная статья на тему 'Особенности физической реабилитации детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата'

Особенности физической реабилитации детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3983
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронянская Л. К., Евсютина В. Б.

В статье рассматриваются основные направления физической реабилитации детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, направленные на восстановление функциональных возможностей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физической реабилитации детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата»

УДК 616.7-053.2-084

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ПАТОЛОГИЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Л.К. Воронянская В.Б. Евсютина

Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков

e-maihuchotdelhdafk@mail.ru

В статье рассматриваются основные направления физической реабилитации детей-инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата, направленные на восстановление функциональных возможностей ребенка.

Ключевые слова: детская инвалидность, реабилитация, физические упражнения, восстановление нарушенных функций.

Инвалидность населения Украины и органически связанная с нею реабилитация инвалидов является одной из важнейших социальных проблем современного общества. По данным Министерства труда и социальной политики на 2008 год в Украине на учете в органах социальной защиты в качестве получателей пенсии по инвалидности насчитывалось 2,67 тыс., что составляло 5,0% населения государства, ежегодно инвалидами признаются более 200 тыс., больных; наблюдается процесс активного роста накопленной инвалидности.

В Украине, как и во всем мире, отмечается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, рост травматизма, растущий уровень заболеваемости родителей, рост алкоголизма и наркомании.

Если в 1999 году показатель детской инвалидности составлял 157206 человек, то в 2008 году - уже около 180 тыс. Значительную группу составляют дети, которые стали инвалидами вследствие тяжелой смешанной патологии в виде детского церебрального паралича - 9,4%, врожденных аномалий - 9,1%, заболеваний опорно-двигательного аппарата - 5,7%, заболеваний эндокринной системы, обмена веществ - 5,3%, заболеваний органов зрения - 4,7%, и слуха - 4,3%- Поэтому, одной из важнейших задач сложившейся негативной экономической, экологической и демографической ситуации, является восстановление, сохранение здоровья, личностного и социального статуса инвалидов, достижения ими материальной и социальной независимости, интеграции и реинтеграции в обычные условия жизнедеятельности, снижения первичного выхода на инвалидность и тяжести инвалидности. Концепция реабилитации инвалидов, основные направления деятельности в области предупреждения инвалидности определены Законом «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине»(1991), в которых гарантированы права инвалидов на реабилитацию и обязанности государственных и ведомственных структур за ее реализацию. В последние года в современной медицине отмечается интенсивное развитие реабилитационного направления.

Физическая реабилитация является составной частью комплексного восстановительного лечения и реабилитации детей с врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательной системы и направлено на предупреждение и уменьшение инвалидности. Физическая реабилитация детей изучает особенности применения способов физического воздействия на организм больного ребенка, темпы его роста и развития при патологических состояниях, методики кинезотерапии при разных дефектах развития, заболеваниях и травмах у детей. Известно, что гипокинезия неблагоприятно влияет на функцию сердечно-сосудистой и нервной систем, в том числе на кору больших полушарий головного мозга. Тренировки приводят к увеличению способностей органов чувств различать более мелкие характеристики динамики мышечных сокращений. При этом ребенок получает возможность лучшего усвоения новых движений и перестройки уже приобретенных. Двигательные навыки становятся более стойкими и управляемыми. Это свидетельствует про улучшение взаимосвязи сознания и движения. Мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне

44 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ № 12(67) 2009

механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии, что благоприятно отображается на умственной и физической трудоспособности детей.

Особенно следует отметить внимание к физической реабилитации, применение которой в комплексном лечении детей с поражением опорно-двигательного аппарата является весьма эффективным. Для нормального роста и развития детей необходимым фактором является двигательная активность. Лечение движением рекомендуется начинать как можно раньше.

Основными задачами физической реабилитации детей - инвалидов и инвалидов с детства является улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей, формирование и совершенствование различных двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и др.), воспитание в движениях таких качеств как скорость, ловкость, выносливость, с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В Украине функционирует сеть специальных школ, дошкольных учреждений для детей - инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта, зрения, в которых осуществляется комплексная лечебная, воспитательная и учебная работа, направленная на коррекцию и компенсацию имеющихся дефектов. При осуществлении физического воспитания обязательно учитываются возрастные анатомофизиологические особенности.

Следует подчеркнуть, что дети - инвалиды особенно нуждаются в физическом воспитании для выработки жизненно важных умений, способности к самообслуживанию, обучению профессиональной деятельности и для повышения их психоэмоционального тонуса.

Физическая реабилитация отличается от других видов лечения и реабилитации физиологичным характером применяемых мероприятий, связанных с природным движениями ребенка.

В процессе физической реабилитации происходят положительные изменения, которые предупреждают дальнейшее развитие патологического процесса, нормализуется деятельность жизненно важных органов и систем, улучшается общее состояние организма, активизируются адаптационные возможности. В зависимости от вида и сложности патологии, степени компенсаторных изменений, возраста физическая реабилитация детей может решать следующие задачи: устранение предупреждение или снижение интенсивности патологического процесса, увеличение амплитуды движения в суставах, и уменьшение контрактур, восстановление опорной функции конечностей, повышение функциональных возможностей мышц, достижение компенсаторного положения, улучшение общей трудоспособности и выносливости организма. К методам физической реабилитации используемых для детей можно отнести физические упражнения и подвижные игры.

Для детей с заболеваниями, повреждениями, пороками развития костей и суставов специальные физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены:

- на профилактику развития вторичной тугоподвижности, контрактур суставов конечностей, сохранившейся конечности, культи недоразвитых конечностей;

- на укрепление мышечных групп сохранившейся конечности, тренировку опорной функции рук для обеспечения пользования костылями, тростями, на создание мышечного корсета при нарушении осанки, тренировку дыхательной функции и кровообращения;

- на профилактику возникновения осложнений, связанных с вынужденной гипокинезией;

- оздоровление организма, повышение его функциональных возможностей, психоэмоционального тонуса, степени социальной адаптации инвалида.

При формировании программы физической реабилитации инвалидов с детства используют принципы построения занятия для сверстников, но с ограничением или специальными добавлениями в зависимости от характера патологии, уровня предшествующей физической подготовленности.

Учитывая, что для инвалидов с детства, имеющих нарушения физического и умственного развития, характерным, является значительное отставание в развитии дви-

гательных функций, постановка физического воспитания заслуживает серьезного внимания.

Занятия строятся по специальным программам, предусматривающим включение упражнений общеразвивающего характера, а также направленными на коррекцию отклонений в развитии аномального ребенка. При организации спортивных праздников и развлечений должен соблюдаться принцип соревнования участников с однородным дефектом.

Базой для проведения занятий может быть врачебно-физкультурный диспансер, зал лечебной физкультуры поликлиники, занятия в домашних условиях, оздоровительные площадки по месту жительства, при школах, в парках отдыха на стадионе. Используются предметы и снаряды: мячи палки эспандеры различные тренажеры, гимнастическая лестница, набор для спортивных игр (городки, настольный, теннис, ракетки и воланы для бадминтона, баскетбольные щиты с кольцами).

Основной формой проведения физической реабилитации являются занятия ЛФК. Основным методом есть физические упражнения, они подразделяются на общеукрепляющие и специальные. Общеукрепляющие упражнения влияют на весь организм. Специальные упражнения решают больше узкие задания - восстановление нарушенных функций опорно-двигательного аппарата. Те же самые упражнения в зависимости от методики их использования могут решать разные задачи.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех частей: подготовительной основной и заключительной.

Подготовительная часть включает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает организм пациента в нагрузку. Продолжительность подготовки занимает 10-15% времени всего занятия. В основной части занятия решаются задачи реабилитации и используются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Продолжительность этой части занятия составляет 60-80% всего времени занятия.

В заключительной части нагрузка постепенно уменьшается. Используются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность заключительной части занятия составляет 5-10% всего времени занятия. Нагрузка во время занятий должна быть оптимальной и отвечать функциональным возможностям ребенка.

Физическая реабилитация не может ограничиваться только уроками физкультуры и занятиями лечебной гимнастикой, они обязательно должны дополняться и другими формами двигательной активности в адекватных дозировках. Из средств физической реабилитации используемых в детском возрасте можно выделить физические упражнения и подвижные игры.

Как способ физической реабилитации подвижные игры занимают особое место в физическом воспитании ребенка и его лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Особенности подвижной игры в сравнении с другими способами лечебной физкультуры определяются их эмоциональной насыщенностью. На положительном эмоциональном фоне гораздо увеличивается функциональные резервные возможности организма, обеспечивая оптимальные условия для согласования работы разных систем и их тренировок.

Двигательная деятельность ребенка в игре включает в работу разные мышцы, способствующие рассеянной нагрузке и предупреждая утомление. Физические упражнения в игровой форме способствуют укреплению отдельных групп мышц, разработке движений в суставах, тренировка выносливости, силы, координации движений, улучшение деятельности кардио-респираторной системы. Нагрузка и характер упражнений подбираются с учетом локализации патологического процесса, степени функциональных нарушений. Подбор методов физической реабилитации осуществляется согласно реабилитационных заданий, с учетом возраста больного ребенка и особенностей его психомоторного развития.

Использование подвижных игр в физической реабилитации предъявляет к их подбору особые условия: возможность регулирования физического напряжения, развитие двигательных навыков, качества и решения определенных реабилитационных заданий.

46

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 12(67) 2009

Врачебный контроль за инвалидами с детства при занятиях физкультурой и спортом осуществляется, исходя из принципа комплексной оценки функционального состояния инвалида. В основе лежит определение физического психического развития. Особенностей телосложения, состояния опорно-двигательного аппарата, оценка функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нервной системы, зрительного и слухового анализатора. Особое внимание должно быть уделено оценке тех физических качеств и свойств, которые наиболее ослаблены или утрачены вследствие заболеваний.

Практическое осуществление разнообразных путей совершенствования физического воспитания инвалидов с детства является важным не только в оздоровлении их, но и в уменьшении степени инвалидности и физической неполноценности, способности приспособится к обычным условиям жизни и труда и имеет большое социальное значение.

Таким образом, организация специальной сети центров реабилитации детей-инвалидов с применением в них различных методов реабилитации является основной задачей государства, направленной на реализацию детьми-инвалидами их возможностей, интеграции в детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы и к активной жизни в обществе. Опыт тесного взаимодействия реабилитационных центров и здравоохранения в городе Харькове - детским ортопедическим и травматологическим отделением показал эффективность физической реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

1. Постановление Кабинета Министра Украины от 12.10.2000 года. № 1545 «Про схвалення Концепції ранньої соціальної реабілітації дітей-інвалідів».

2. Ляшенко В.І. Рання соціальна реабілітація дітей-інвалідів // соціальний захист / В.І. Ляшенко. - 1999. - № 5. - С. 35-41.

3. Івахно О.П. Концептуальні підходи до формування здоров’я дітей в системі дошкільного виховання // Довкілля і здоров’я - 2000. - № 2. - С. 20-22.

4. Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ф., Мироненко А.Н. Комплексная профілактика заболеваний и больных и инвалидов / В.А. Лисовский, С.П. Евсеев, В.Ф. Голофеевский, А.Н. Мироненко. - М.: Советский спорт, 2004. - 318 с.

5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 1999. - 607 с.

6. Руководство по протезированию и ортезированию. - СПб., 1999. - 624 с.

7. Белая Н.А. Лечебная физическая культура и массаж / Н.А. Белая.- М.: Советский спорт, 2001. - 270 с.

8. Гері Окамото. Основи фізичної реабілітації / Пер. з англ.. - Львів: Галицька видавнича спілка, 2002. - 325 с.

9. Мухін В.М. Фізична реабілітація / В.М. Мухін. - К.: Олімпійська література, 2005. -

473 с.

10. Закон України «Про реабілітацію інвалідів в Україні».

11. Физическая реабилитация. - Ростов н/Д.: Фенікс, 1999. - 604 с.

Литература

FEATURES OF PHYSICAL REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN WITH MUSCULOSKELETAL DISTURBANCES

ІК. Voronyanskay V.B. Еvsutina

In the article basic methods of physical rehabilitation of disabled children with musculoskeletal disturbances are considered. The aim of the methods is functional recovery of a child.

Kharkov State Academy of Pysical culture, Kharkov

Keywords: child's disability, rehabilitation, physical exercises, functional recovery.

e-mail: uchotdelhdafk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.