Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания младших школьников с нарушениями речи'

Особенности физического воспитания младших школьников с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1338
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАСКЕТБОЛ / КОРРЕКЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / LIMITED OPPORTUNITIES / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / MORPHO-FUNCTIONAL INDICATORS / PILOT PROGRAM / BASKETBALL / CORRECTION / YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чухно Павел Васильевич, Ахметов Айдар Мухаметлаесович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Школьникова Людмила Евгеньевна, Гераськин Анатолий Александрович

Рассмотрены вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. Дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола, представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чухно Павел Васильевич, Ахметов Айдар Мухаметлаесович, Денисенко Юрий Прокофьевич, Школьникова Людмила Евгеньевна, Гераськин Анатолий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

In the article the questions of correction of physical development and physical preparedness of students of junior school children with General underdevelopment of speech means basketball. In the article the theoretical basis of the topics developed by the authors of the program of physical exercises, based primarily on the elements of basketball; the results of the testing of this program in terms of the pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания младших школьников с нарушениями речи»

Chapurin Mikhail Nikolaevich, candidate of biological Sciences, senior lecturer, ilnar 79@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,

Simzyaeva Elena Nikolaevna, candidate of biological Sciences, senior lecturer, miftahov-timur@mail.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

П.В. Чухно, А.М. Ахметов, Ю.П. Денисенко, Л.Е. Школьникова, А.А. Гераськин, И.Ф. Андрущишин

Рассмотрены вопросы коррекции физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами баскетбола. Дано теоретическое обоснование разделов разработанной авторами программы физических упражнений, основанной преимущественно на элементах баскетбола, представлены результаты апробации данной программы в условиях педагогического эксперимента.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, морфофункциональные показатели, экспериментальная программа, баскетбол, коррекция, младшие школьники.

Состояние здоровья детей и подростков вызывает обоснованную тревогу у специалистов: врачей, педагогов, психологов и др. За последние годы распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний учащихся младших классов выросла на 92 %. Около 50 % мальчиков и 75 % девочек не в состоянии выполнить нормы физической подготовленности.

По данным Министерства здравоохранения РФ (2005), а также по данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время наблюдается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии. Более чем у 30 % детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной степени тяжести. Среди пришедших в 1-й класс детей процент страдающих нарушением речи составляет 20-30 %.Это объясняется рядом причин, среди которых можно выделить увеличение рождаемости в различных группах риска, рост вредных воздействий окружающей среды, недостаточное внимание со стороны родителей, ограничение педагогических возможностей.

Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что в настоящее время на более высокий качественный уровень поднялась лечебно-педагогическая диагностика, методы и приемы которой позволяют выявлять и диагностировать речевую патологию в ранние сроки.

Специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья, решая при этом вопросы восстановления их работоспособности, социальной адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий не только медиков, педагогов, но и специалистов в области физической культуры и спорта.

Лица с наиболее тяжелыми нарушениями нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Как объект педагогической деятельности категория этих детей разнообразна: по характеру нарушений (поражение интеллекта, речи, зрения, слуха), возраста, степени тяжести и структуры ведущего дефекта, по причинам и характеру протекания заболеваний, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций и другим признакам [6, 8, 9]. Более половины учащихся общеобразовательных школ нуждаются в занятиях коррекционно-развивающей и оздоровительной направленности [1, 2].

В последнее время увеличивается число детей с общим недоразвитием речи (ОНР), что ведет к созданию специальных коррекционных школ и открытию дополнительных логопедических классов. Еще в конце XIX века возникло представление о том, что ОНР является следствием расстройства координации речевых движений [8]. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Р.Е. Левина [9] с сотрудниками разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.

Нарушения речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающееся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Одно из ведущих мест в коррекционно-воспитательной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, занимают занятия физической культурой, что обусловлено двумя причинами: во-первых, по мнению многих авторов [3, 4], двигательный анализатор играет большую роль в развитии речи, а во- вторых, уже с детского возраста у людей, страдающих речевыми нарушениями, наблюдается отставание показателей

физического развития.

Следует отметить, что недостатки в развитии физических качеств детей с ОНР многие исследователи объясняют не только патологией органа речи, но и функциональной запущенностью двигательного анализатора и несовершенством применяемой методики обучения физическим упражнениям [1, 9, 10]. Проведенный анализ работ различных исследователей выявил проблему недостаточной разработанности методических приемов в специальной (коррекционной) педагогике по коррекции и развитию морфофункционального статуса детей с ОНР.

Вопросу изучения использования средств физической культуры для занятий с детьми с ОНР посвящены работы ряда исследователей [1, 3, 4, 9]. В большинстве своем уроки физической культуры для детей с ОНР III уровня проводятся по стандартной программе, разработанной для здоровых детей с нормальным физическим развитием.

Учебная программа по физической культуре для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, выполненная [7, 3, 5] в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы, не решает проблемы физического воспитания коррекции младших школьников с ОНР III-го уровня.

Отрицательное влияние на развитие младших школьников с ОНР оказывает большая статическая нагрузка, связанная с большим объемом занятий в школе и дома. В то же время, подчеркивается, что движение является биологической потребностью ребенка [1], а степень удовлетворения этой потребности во многом определяет характер роста и развития детского организма.

Материал и методы исследования. В связи с указанными недостатками, выполнялся поиск новых, более эффективных методов и условий для реабилитации детей с ОНР. Здесь представляется целесообразным, в рамках осуществления индивидуального подхода, использовать данные личностных характеристик младших школьников для направленного формирования у них мотивации к учебной физкультурной деятельности, в том числе на уроках физической культуры и в процессе освоения общеобразовательной программы.

Принималось во внимание обстоятельство, что важными показателями, определяющими возможности учащихся с ОНР в образовательной деятельности, являются их возрастно-половые особенности. Однако существующая практика обучения в школе опирается преимущественно на «паспортный» возраст детей с ОНР. Вместе с тем, специфика физического развития учащихся с ОНР III-го уровня, состояние опорно-двигательного аппарата, биологическое созревание и половое развитие оказывают существенное влияние на функционирование всех

систем организма и является важным критерием здоровья.

В начале эксперимента были проведены комплексные исследования, направленные на изучение возрастной динамики основных морфологических и функциональных признаков младших школьников с нарушениями речи. Принималось во внимание, что одним из действенных средств в методике реабилитации детей и взрослых, является формирование необходимого уровня мотивации к физическим упражнениям, использование элементов игровой деятельности и спортивно-игровых видов спорта [3, 4, 10]. В соответствии с этим, целью исследования является попытка коррекции морфофункционального статуса детей с ОНР, путём направленного использования элементов игры в баскетбол. Изложенное определило необходимость разработки и внедрения новой коррекционной программы занятий оздоровительной физической культурой с детьми, имеющими нарушения речи.

Предлагаемая экспериментальная программа отличается тем, что она строится на основе курса обучения игре в баскетбол и освоения техники основных видов спорта, поскольку считается, что в младшем школьном возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями. Программа содержит следующие разделы:

- комплекс упражнений с элементами баскетбола;

- комплекс подвижных игр;

- выполнение заданий на развитие тонкой моторики рук;

- упражнения для профилактики нарушения зрения;

- координационная гимнастика и тренировка вестибулярного аппарата;

- комплекс упражнений с элементами фитбол-гимнастики;

- специальные дыхательные и дыхательно-речевые упражнения, в сочетании с физическими упражнениями, в трехфазном ритме, с произношением стихотворных строчек.

Для участия в экспериментальной части исследования были привлечены дети младшего школьного возраста с ОНР Ш-го уровня, обучающиеся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. Участники педагогического эксперимента были разделены на экспериментальную и контрольную группы, по 24 человека. Антропометрические и физиологические показатели определяли общепринятыми методами.

Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся использовался комплекс, из пяти морфологических и функциональных показателей, отражающих степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью [10]. Поскольку предлагаемые показатели измеряются в различных единицах, оценка каждого показателя формализовали в баллах.

Мы рассчитали следующие показатели (индексы):

1. Индекс Кетле, свидетельствовал о массово-ростовом соответствии организма.

2. Индекс Робинсона - «двойное произведение», характеризовал регуляцию деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу сердца.

3. Индекс Скибински отражал функциональные возможности органов дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии.

4. Уровень развития двигательных качеств силы, быстроты и выносливости отражал индекс В. А. Шаповаловой, он свидетельствовал и о функциональных возможностях кардиореспираторной системы.

5. Индекс Руфье свидетельствовал об уровне адаптационных резервов сердечнососудистой и дыхательной систем.

Данные сравнительного анализа в исследуемых группах показывают, что динамика прироста измеряемых показателей в абсолютных значениях в экспериментальной группе была значительно более высокой по сравнению с контрольной. Использованные индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости, с уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты эксперимента выявили: у большинства детей экспериментальной группы (ЭГ) наблюдается укрепление физического здоровья: среди исследуемых этой группы количество мальчиков с уровнем здоровья ниже среднего составило 20,8 %, средним уровнем - 58,3 %, с уровнем выше среднего - 20,8 %; у 80 % девочек выявлен средний уровень здоровья, у 20 % - уровень ниже среднего. Эти показатели в контрольной группе существенно ниже: у 79,2 % мальчиков выявлен уровень здоровья ниже среднего, у 20,8 % - средний; у 75 % девочек выявлен уровень здоровья ниже среднего, у 25 % - средний. У детей ЭГ более существенно улучшились показатели функционального состояния кардиореспираторной системы. У детей ЭГ более существенно повысились показатели физической подготовленности: прирост в показателях физической подготовленности у мальчиков ЭГ составляет от 10,1 % до 113,4 %, у девочек ЭГ - от 7,3 % до 108,4 %. В КГ прирост показателей физической подготовленности у мальчиков - от 5,9 % до 82,6 %, у девочек - от 5,3 % до 76,9 %.

В целом, результаты формирующего педагогического эксперимента убедительно свидетельствуют о том, что физическое воспитание младших школьников с ОНР III уровня в рамках разработанной нами модели учебного процесса и на основе экспериментальной учебной программы оказывает существенное положительное воздействие на развитие речевой функции, повышение показателей произвольной моторики, укрепление физического здоровья и повышение уровня развития физических качеств

занимающихся. В связи можно говорить о том, что разработанная с учетом дифференцировки признаков нарушения речи коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания детей, включающая специальные упражнения, способствует более эффективной коррекции двигательных нарушений и повышению уровня морфофункционального развития физической подготовленности детей по сравнению с традиционной программой физического воспитания.

Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что применение предлагаемой коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания позволяет повысить уровень морфо-функционального статуса и физической подготовленности детей с общим недоразвитием речи. В целом результаты работы говорят, что физическая культура является важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление организма детей с ОНР.

Список литературы

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

2. ВасильковВ.Я. Главное - здоровье детей // Народное образование. 1998. № 3. С. 175-177.

3. Власова Т. А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 175 с.

4. Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей // Физкультура воспитания, образование, тренировка. 2003. № 4. С. 39-40.

5. Галкина В.Б., Холутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-56.

6. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. Смоленск: СГИФК, 1989. 154 с.

7. Гилевич И.М.,Забара Е.А. Дети с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Аквариум, 1997. 128 с.

8. Глазырина Л. Д. Коррекция речи ребенка с помощью физических упражнений. Минск: Бетспринт, 1996. 38 с.

9. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. М.: ДИАЛЕКТИКА, 2006. 340 с.

10. Поляничко М.В. Организация дополнительного урока физической культуры в младших классах // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 3 (25). С. 60-62.

Чухно Павел Васильевич, канд. пед. наук, доц., YPROF@yandex.ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,

Ахметов Айдар Мухаметлаесович, канд. пед. наук, зав. кафедрой, YPROF@yandex.ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,

Денисенко Юрий Прокофьевич, д-р биол. наук, проф., YPROF@yandex.ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,

Школьникова Людмила Евгеньевна, старший преподаватель, YPROF@yandex.ry, Россия, Набережные Челны, Набережночелнинский государственный педагогический университет,

Гераськин Анатолий Александрович, канд. пед. наук, доц., anatoly_geraskin@mail.ru, Россия, Омск, Омский государственный институт сервиса,

Андрущишин Иосиф Францевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, ifandru2@mail.ru, Казахстан, Алматы, Казахская академия спорта и туризма

FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH

SPEECH DISORDERS

P.V. Chukhno, Y.P. Denisenko, A.M. Akhmetov, L.E. Shkolnikova, A.A. Geraskin,

I.F. Andrushchiyshin

In the article the questions of correction of physical development and physical preparedness of students of junior school children with General underdevelopment of speech means basketball. In the article the theoretical basis of the topics developed by the authors of the program of physical exercises, based primarily on the elements of basketball; the results of the testing of this program in terms of the pedagogical experiment.

Key words: limited opportunities, general underdevelopment of speech, morpho-functional indicators, pilot program, basketball, correction, younger students.

Chukhno Pavel Vasilyevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, YPROF@yandex.ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Akhmetov Aydar Mukhametlayesovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, head of the Department, YPROF@yandex.ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Denisenko Yury Prokofyevich, doctor of biological Sciences, professor, YPROF@yandex.ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Shkolnikova Lyudmila Evgenyevna, senior teacher, YPROF@yandex. ry, Russia, Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

Geraskin Anatoly Aleksandrovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, anatoly geraskin@,mail.ru, Russia, Omsk, Omsk State Institute of Service,

Andrushchiyshin Iosif Frantsevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, ifandru2@,mail.ru, Kazakhstan, Almaty, Kazakh Аcademy of Sport and Tourism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.