Научная статья на тему 'Особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет'

Особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2354
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PHYSICAL CONDITION / PERFORMANCE / PRESCHOOL CHILDREN / SEXUAL FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Герасимова А.А., Кесель С.А., Чернова М.Б., Герасимов М.М.

В ходе исследования установлено, что физическое состояние детей 5-6 лет характеризуется определенными половыми особенностями, которые, по-видимому, обусловлены нелинейностью и гетерохронностью процессов роста и развития, а также тем, что в этом возрасте девочки в целом по степени физиологической зрелости существенно опережают мальчиков.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t was found that the physical condition of 5-6-year-old children is characterized by certain gender features that seem to be caused by non-linear and heterochronic processes of growth and development, as well as the fact that at this age girls surpass boys in the level of physiological maturity.

Текст научной работы на тему «Особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 5-6 ЛЕТ

А.А. Герасимова*, С.А. Кесель**, М.Б. Чернова*1, М.М. Герасимов* *ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Россия, Москва ** Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Республика Беларусь, Гродно

В ходе исследования установлено, что физическое состояние детей 5-6 лет характеризуется определенными половыми особенностями, которые, по-видимому, обусловлены нелинейностью и гетерохронностью процессов роста и развития, а также тем, что в этом возрасте девочки в целом по степени физиологической зрелости существенно опережают мальчиков.

Ключевые слова: физическое состояние, работоспособность, дети дошкольного возраста, половые особенности

Physical condition of 5-6-year-old boys and girls. It was found that the physical condition of 5-6-year-old children is characterized by certain gender features that seem to be caused by non-linear and heterochronic processes of growth and development, as well as the fact that at this age girls surpass boys in the level of physiological maturity.

Keywords: physical condition, performance, preschool children, sexual features.

Изучение вопроса о физическом состоянии детей дошкольного возраста и их пригодности к работе имеет большое значение и требует сотрудничества специалистов различных областей научного знания. Считается, что рационально организованная система физического воспитания детей должна содержать надежные и объективные критерии оценки их физического состояния, которые предусматривают комплексные исследования различных функций и физиологических систем организма [25, 26, 21. 23].

В настоящее время, считается, что «физическое состояние», определяется не одним каким-либо параметром организма, а совокупностью взаимосвязанных признаков. К таким признакам в первую очередь относят: физическую и умственную работоспособность, двигательную подготовленность, функциональные возможности органов и физиологических систем организма, физическое развитие, а также пол и возраст занимающихся [14, 9, 26, 27, 7, 24]. Сегодня встречается относительно небольшое количество работ, в которых представлены результаты комплексного изучения физического состояния дошкольников. Еще меньше комплексных исследований, посвященных анализу особенностей физического состояния мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Цель исследования - выявить особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет на основе анализа комплекса показателей, характеризующих двигательную подготовленность, мышечную работоспособность, физическое раз-

Контакты: 1 Чернова М.Б. - E-mail: <mashacernova@mail.ru>

витие, механизмы регуляции физиологических функций и эффективность умственной работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-6 лет. Средний возраст мальчиков (п=134) составил 5,5±0,04 года, а девочек (п=121) -5,6±0,04 года.

Для описания физической работоспособности использовали показатели, позволяющие оценить функциональные возможности системы энергетического обеспечения мышечной деятельности: максимальное потребление кислорода (МПК) по Добельну; величину мощности нагрузки при пульсе 170 уд/мин PWCl7o; индекс накопления пульсового долга (ИНПД); ватт-пульс (ВтП) [3, 6].

Физическая подготовленность определялась по общепринятой методике. В программу ее изучения входили: бег 6 мин; прыжок в длину с места; челночный бег 3х9 м; бег 20 м; поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 1 мин; наклон вперед; становая динамометрия (МС). На основании результатов выполнения отдельных двигательных тестов рассчитывали общую оценку физической подготовленности (ОФП).

Для оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций использовали математический анализ сердечного ритма [1]. В условиях покоя записывали более 500 кардиоинтервалов. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала (ЯЯМЫ), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение ^БЫМ), стресс-индекс (81).

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали с помощью откалиброванного стандартного анероидного сфиг-моманометра. Использовали соответствующую возрасту детскую манжетку. На основании этих измерений по общепринятым формулам рассчитывали среднее давление (САД), двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс Мызникова (ИМ). Показатели физического развития измерялись с помощью стандартных ростомера и весов.

Для изучения умственной работоспособности использовалась методика дозирования работы во времени с помощью фигурных таблиц. Умственная работоспособность оценивалась в условиях детского дошкольного учреждения до занятий в среду по традиционной методике [10]. По результатам выполнения тестового задания рассчитывали объём работы (А) и коэффициент продуктивности (Р).

Восьмицветовой тест Люшера использовали в модификации Л.Н. Собчик. Определяли уровень ситуативной тревожности (СТ) и коэффициенит вегетативного тонуса (КВТ) [15].

Полученный фактический материал обработан общепринятыми методами статистического анализа с применением ЭВМ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ материалов исследования позволил выявить некоторые особенности физического состояния мальчиков и девочек 5 -6 лет (рис. 1, 2). Однако следует отметить, что в большинстве случаев, различия между мальчиками и девочками были несущественными. Так, средние значения длины и массы тела у обследованных нами детей не имели половых особенностей. По уровню физической работоспособности мальчики и девочки также статистически существенно не отличались друг от друга. Величины МПК, PWC170, ВтП, ИНПД2Вт/кг не зависели от пола испытуемых. Исключение составляют различия (р<0,05), выявленные в отношении величины ИНПД4Вт/кг: средние значения данного показателя у мальчиков были выше, чем у девочек (см. рис. 1 А).

А

I ДМ пД

Б

Рисунок 1 - Физическая работоспособность и двигательная подготовленность

мальчиков и девочек 5-6 лет Примечание. Значения показателя «прыжок в длину» уменьшены на порядок, а - «бег 6мин» на два порядка.

Величины таких показателей двигательной подготовленности как наклон вперед, бег 20 м, прыжок в длину, бег 6 мин, максимальная становая сила (МС) у девочек и мальчиков были практически одинаковыми. Вместе с тем полученные данные позволили выявить существенные половые различия (см. рис. 1Б): девочки этого возраста превосходили (р<0,05) мальчиков по результатам выполнения челночного бега, поднимания туловища и общей оценке физической подготовленности.

При исследовании вегетативных показателей не выявлено существенных половых различий по большинству анализируемых параметров (см. рис. 2 А). Величины ЧСС, СД, ДП, RRNN. Мо, MxDMn, АМо, SI, ИМ у мальчиков и девочек не отличались. Статистически значимые различия обнаружены только в отношении средних значений ДД, САД и ВИК ф<0,05).

Сравнение параметров умственной работоспособности показало, что по скорости работы мальчики и девочки также не отличаются друг от друга, тогда как в отношении величины коэффициента продуктивности умственной деятельности выявлены различия. По данному показателю девочки (р<0,01) превосходили мальчиков (см. рис. 2 Б).

На основе использования восьмицветового теста Люшера у детей рассматриваемой возрастной группы был рассчитан уровень ситуативной тревожности и определен коэффициент вегетативного тонуса (см. рис. 2 Б). В отношении последнего показателя установлены статистически значимые различия, причем у девочек его средняя величина была выше, чем у мальчиков (р<0,05).

Сравнение результатов исследования с данными литературы показало, что изучаемые параметры физического состояния в целом близки к установленным для этого возраста нормам [19, 27, 17, 20, 21, 11, 12]. Как известно, имеются существенные половые особенности протекания процессов роста и развития у детей. Темп этих процессов у девочек выше, чем у мальчиков. Поэтому степень физиологической зрелости у девочек, как правило, превышает соответствующий показатель, характерный для мальчиков того же возраста [18, 16].

Все это оказывает влияние на различные аспекты физического состояния детей. При исследовании физической работоспособности выявлены существенные различия по величине показателя интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД4Вт/кг). Полученные данные указывают на то, что физиологическая цена одинаковой по относительной мощности субмаксимальной нагрузки у девочек ниже, чем у мальчиков, а экономичность выполнения работы смешанного и анаэробного гликолитического характера, соответственно, выше, что совпадает с данным литературы [8].

Анализ двигательной подготовленности показал, что девочки старшего дошкольного возраста превосходят мальчиков по результатам выполнения челночного бега, поднимания туловища и общей оценке физической подготовленности (в структуре, которой преобладают контрольные упражнения скоростного и ско-ростно-силового характера). Выявленные особенности подтверждают точку зрения о том, что возрастные изменения физической работоспособности и двигательной подготовленности у девочек отличаются от таковых у мальчиков [5, 16] и, в значительной степени, зависят от физиологической зрелости организма [22]. Вероятно, что согласованные по времени с полуростовым скачком, выраженные

морфологические изменения в скелетных мышцах, проявляющиеся в исчезновении недифференцированных волокон и появлении мышечных волокон II типа [16] у девочек происходят раньше, чем у мальчиков. Это обусловливает опережающее созревание анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности у девочек [8].

А

СД, ДД, САД, ЧСС, ДП, ИМ, ВИК, ККЫЫ, Мо, мс МхЭМп, АМо,% Б!, мм.рт.ст мм.рт.ст мм.рт.ст уд/мин отн.ед. отн.ед. отн.ед. мс мс отн.ед.

□ М В Д

Б

Рисунок 2 - Показатели вегетативного тонуса и умственной работоспособности у мальчиков и девочек 5-6 лет Примечание. Значения показателя количества просмотренных знаков (А) уменьшены на порядок.

При сравнении вегетативных показателей физического состояния выявлены различия в отношении ряда параметров артериального давления и вегетативной регуляции. Последнее дает основание предполагать, что у девочек 5-6 лет более высокие показатели среднего и диастолического давления крови, а также вегетативного индекса Кердо, отражают не только повышенный тонус симпатического отдела ВНС, но и более высокую степень их физиологической зрелости. Считается, что у детей физиологическая зрелость является одной из важнейших детерми-

нант уровня артериального давления [2, 20]. Это предположение хорошо согласуются с литературными данными, показывающими, что девочки этого возраста обгоняют мальчиков по изменениям темпа роста, интенсивности основного обмена, физической терморегуляции [4, 5].

На основе использования теста Люшера установлено, что у детей 5-6 лет отмечается превалирование активности эрготропной системы мозга над трофотроп-ной, при этом девочки отличаются более высоким коэффициентом вегетативного тонуса. Данный показатель характеризует вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого, причем его значения, превышающие единицу, интерпретируются как преобладание эрготропного тонуса и доминирование потребности в затратах энергии [15].

Выявленные половые различия в отношении величины коэффициента продуктивности умственной деятельности (Q) находят подтверждение в научной литературе. Установлено, что, начиная с четырехлетнего возраста, в связи с более высоким темпом созревания, девочки превосходят мальчиков по показателям умственной работоспособности [13].

Таким образом, полученные и проанализированные нами данные позволяют считать, что выявленные половые различия, обусловлены главным образом феноменом общего опережения девочками в процессе возрастного развития мальчиков по степени физиологической зрелости [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования установлено, что между мальчиками и девочками 5-6 лет по большинству из рассматриваемых показателей физического состояния отсутствуют статистически значимые отличия. Вместе с тем показано, что физическое состояние детей данного возраста характеризуется определенными половыми особенностями. Так, девочки превосходили мальчиков по продуктивности выполнения умственной работы, уровню показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности, отражающих анаэробную производительность организма. Они отличались также более высоким артериальным давлением крови и существенным преобладанием тонуса эрготропной системы мозга над активностью трофотропной системы. Выявленные половые различия, вероятно, обусловлены нелинейностью и гетерохронностью процессов роста и развития детей и тем, что в этот возрастной период девочки по степени общей физиологической зрелости существенно опережают мальчиков.

Работа поддержана грантом РГНФ (проект № 16-06-00244а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л.В. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: Методические рекомендации // Вестник аритмологии. - 2001. - №24. - С. 65-87.

2. Калюжная Р.А. Школьная медицина. - М.: Медицина, 1975. - 392 с.

3. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

4. Корниенко И.А., Гохблит И.И. Возрастные преобразования энергетического обмена// Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фар-бер. - М.: Педагогика, 1983. - С. 89-114.

5. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки // Физиология человека. - 2005. -Т. 31, № 4. - С.42-46.

6. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение II. «Зоны мощности и их возрастные изменения»/ И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2006. - Т.32, №3. - С. 46-54.

7. Криволапчук И.А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет // Физиология человека. - 2014. - Т. 40, № 5. - С. 48-56.

8. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. - 2009. - T. 35. № 1. - С. 76-87.

9. Круцевич Т.Ю., Петровский В.В. Управление процессом физического воспитания //Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - Т.1. - С. 348-412.

10. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. - М.: Изд-во АПН ССР, 1984. - 67 с.

11. Нормы для оценки роста детей// Всемирная Организация здравоохранения. - Интернет-сайт. - URL: http: //www.who.int/childgrowth/standards/ru/ [09.08.2016].

12. Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков. -М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

13. Параничева Т. М. Функциональное состояние организма и адаптационные возможности детей 4,5,6 лет в процессе развивающего обучения // Новые исследования. - 2008. - №3 (16). - С. 24-42.

14. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на здоровье и работоспособность человека. - Киев: Здоровье, 1986. -152 с.

15. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация цветового теста Люшера. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.

16. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.

17. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2010. - 768 с.

18. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж. и др. Биология человека. - М.: Мир, 1979. - 611 с.

19. Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. - Ижевск, 1991. - 417 с.

20. Jackson L.V., Thalange N.K., Cole T.J. Blood pressure centiles for Great Britain // Arch Dis Child. - 2007. - 92(4). - P. 298-303.

21. Janssen I, Leblanc A.G. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth// Int J Behav Nutr Phys Act. 2010. 7(40). - P. 1-16.

22. Kondric M., Trajkovski B., Strbad M., Foretic N., Zenic N. Anthropometric influence on physical fitness among preschool children: gender-specific linear and curvilinear regression models // Coll Antropol. 2013. - V. 37, № 4. - P. 1245-1252.

23. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state // Medicina dello Sport. - 2014. - 67(2). - P. 241-250.

24. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. - 65 (2). - P. 173-185.

25. Physical activity and public health. A recommendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273, № 5. - P. 402-407.

26. Physical activity and public health: updated recommendation for adults from the American College of Sports Medicine and the American Heart Association // Med Sci Sports Exerc. - 2007. - V.39, №8. - P. 1423-1434.

27. Physical Activity Guidelines for Americans. - Washington, 2008. - 65 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.