Научная статья на тему 'Особенности физического развития и физической работоспособности студенток КГМУ'

Особенности физического развития и физической работоспособности студенток КГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКИЙ / РАЗВИТИЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / НАГРУЗКА / ФіЗИЧНИЙ / РОЗВИТОК / ПРАЦЕЗДАТНіСТЬ / НАВАНТАЖЕННЯ / STUDENT / PHYSICAL / DEVELOPMENT / WORK CAPACITY / LOAD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садовская Ю. Я.

Подтверждается необходимость регулярной двигательной активности в виде занятий физической культуры на протяжении всего периода обучения. Установленные закономерности и зависимости отображают объективные реализации адаптационных процессов в организме под воздействием занятий адекватной интенсивности. Исследования позволили установить позитивные количественные сдвиги исследованных морфо-функциональных и психофизиологических параметров студентов и оптимизировать учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Habits of physical development and physical effeciency of students of university

Necessity of a regular motor performance as occupations of physical training proves to be true during all term of learning. Established regularities and dependences map objective realizations of adaptive processes in an organism under effect of occupations of adequate intensity. Researches have allowed to install positive quantitative alterations of the investigated morphological functional and psychophysiological parameters of students and to optimize educational process.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития и физической работоспособности студенток КГМУ»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОК

КГМУ

Садовская Ю.Я.

Крымский государственныймедицинский университет им. С.И.Г еоргиевского Симферополь

Аннотация. Подтверждается необходимость регулярной двигательной активности в виде занятий физической культуры на протяжении всего периода обучения Установленные закономерности и зависимости отображают объективные реализации адаптационных процессов в организме под воздействием занятий адекватной интенсивности. Исследования позволили установить позитивные количественные сдвиги исследованных морфо-функциональных и психофизиологических параметров студентови оптимизировать учебный процесс.

Ключевые слова: студент физический, развитие, работоспособность нагрузка

Анотація. Садовська Ю.Я. Особливості фізичного розвитку і фізичної працездатності студенток КДМУ.

Підтверджується необхідність регулярної рухової активності у вигляді занять фізичної культури протягом усього періоду навчання. У становлені закономірності і залежності відображають об'єктивні реалізації адаптаційних процесів в організмі під впливом занять адекватної інтенсивності. Дослідження дозволили встановити позитивні кількісні зрушення досліджених морфо-функціональних і психофізіологічних параметрів студентів і оптимізувати навчальний процес.

Ключові слова: студент, фізичний, розвиток, працездатність, навантаження.

Annotation. Sadovskaya Yu.Ya. Habits of physical development and physical effeciency of students of university .

Necessity of a regular motor performance as occupations of physical training proves to be true during all term of learning. Established regularities and dependences map objective realizations of adaptive processes in an organism under effect of occupations of adequate intensity. Researches have allowed to install positive quantitative alterations of the investigated morphological functional and psychophysiological parameters of students and to optimize educational process.

Keywords: student, physical, development, work capacity, load.

Введение.

Значимость физического воспитания как обязательного предмета во время обучения студентов в высших учебных заведениях высока Уровень физического и психического здоровья будущих врачей, обучающихся как на лечебных, так и на стоматологическом факультетах особенно важен. И тем самым, ряд факторов обусловливает острую необходимость повышения качества и эффективности физического воспитания студентов.

Стремительность потока новой информации (ее количество каждые 10 лет удваивается) и переоценка старых сведений неизбежно приводят к уплотнению и усложнению учебных программ, что вызывает увеличение объема изучаемого материала и напряженности его умственного труда Все это нередко приводит к ограничению двигательной активности сту дента [4-6].

Относительно малая двигательная активность затрудняет и учебу, и физическую подготовку будущего специалиста к труду.

Студентовмедицинских ВУЗов, естественно, можно отнести к категории работников интеллектуальноготруда которая ежедневно испытывает интенсивные нагрузки на мозг. Работающий головной мозг потребляет значительно больше кислорода, чем другие ткани тела. А ведь только в состоянии покоя мозговая ткань поглощает до 20% кислорода, потребляемого всем организмом

При умственном труде происходит усиление кровенаполнения мозговых сосудов и периферические сосуды сужаются, то есть наблюдаются сосудистые реакции, обратные тем, которые возникают при мышечной работе. Резко изменяются функции сердечно-сосудистой системы, когда умственная нагрузка сопровождается эмоциональными переживаниями Волнения, напряженность, например, в сессионный период, приводят к явлению тахикардии до 130 -144 ударов в минуту, а артериальное давление достигает 155/95 мм ртутного столба (при норме соответственно 60-S0 уд/мин для пульса и 120/70 мм для артериального давления). При эмоционально напряженном труде изменяются и ритм и глубина дыхания в сторону учащения и большей поверхности

Длительный интеллектуальный труд вызывает в организме функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Снижение активности скелетной мускулатурыведет к ограничению потока импульсов в головной мозг, и как следствие к ослаблению процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Возникают условия для снижения работоспособности не только физической, но и умственной, повышается утомляемость, ухудшаетсяобщее самочувствие.

По данным многих исследователей здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни и только около 10 % - организацией медицинской помощи Таким образом, здоровый образ жизни является главным фактором здоровья человека, за него необходимобороться, преодолевая инертность и слабоволие.

При такой ситуации правильная организация режима дня, обязательные занятия физической культурой или спортивные увлечения существенно помогут в улучшении умственной и физической работы.

Конечным результатом влияния мышечной деятельности на интеллектуальные функции является увеличение четкости и организованности выполнения, а также улучшения памяти. Физическая тренировка их способствует ясности мышления, повышает собранность и улучшает ориентирование в окружающем мире и событиях. Двигательная активность существенно влияет на эмоциональное состояние человека, улучшая его самочувствие и настроение. Даже неприятные и болевые ощущения, вызванные заболеванием или каким-либо недомоганием, при эмоциональном подъеме исчезают, либо значительно уменьшаются.

Таким образом, занятия физическими упражнениями, активный отдых и закаливание жизненно необходимы при интеллектуальнойдеятельности, особенно учащийся молодежи

Работа выполнена по плану НИР Крымского государственного медицинского университета им. С.И.Г еоргиевского

Формулирование целей работы

Целью настоящего исследования является количественная оценка уровня физического здоровья студенток КГМУ на основании данных сдвигов показателей физического развития и физической работоспособности

Методика и методы исследования. Исследование проводилось на 60 студенткахосновной медицинской группы (по специализации общая физическая подготовка и тяжелая атлетика) и специальной медицинской группы Исследуемые студентки были распределены на три группы (в каждой по 20 человек) с учетом разной направленности физической подготовки в них. Так в группе общей физической подготовки преобладает аэробная нагрузка; в группе атлетизма преобладает анаэробная нагрузка; в специальной медицинской группе проводятся занятия и аэробной и анаэробной направленности с учетом адекватности состоянию здоровья.

Методы исследования. Для оценки физического развития использовался метод антропометрии и метод индексов Измерялся вес и рост, жизненная емкость легких, частота сердечных сокращений и артериальное давление. Полученные данные оценивались по следующим индексам: Кетле (весо-ростовому), жизненному индексу и индексу Робинсона.

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивалось по частоте сердечных сокращений в

покое.

Физическая работоспособность определялась с использованием субмаксимального теста PWC170.

Результаты исследо вания.

Выполненные исследования и их количественная оценка свидетельствуют о том, что:

При оценке индекса Кетле (табл.1) во всех трех группах были отмечены значения показателей, указывающие на гармоничность физического развития студентокв целом (отсутствие избыточности веса или его недостаточности). В группе студенток специальной медицинской группы показатель превышает значение группы тяжелой атлетики (на 6%) достоверно, и группы общей физической подготовки(ОФП) на 4 %, но недостоверно

Таблица. 1.

Количественная оценка уровня физического здоровья студенток

Показатели Группа тяжелой атлетики Уровень значимости Спецгруппа Уровень значимости ОФП Уровень значимости

1 Индекс Кетле, I Кетле (г/см) 337,6+4,65 Р = 0,05 359 + 9,7 Р > 0,05 348 + 11,07 Р > 0,05

2 Жизненный индекс I жизн мл/кг 51,19 + 1,7 Р < 0,05 59,12 + 2,42 Р > 0,05 54,18 + 1,46 Р > 0,05

3 Индекс Робинсона 83,26 + 2,6 Р > 0,05 85,67 + 2,5 Р > 0,05 81,85 + 4,56 Р > 0,05

4 ЧСС в покое уд/мин 72,6 + 1,14 Р < 0,05 76,5 + 1,34 Р > 0,05 75,35 + 1,6 Р > 0,05

5 PWC170 637,15 +29,9 Р > 0,05 590,2+20,21 Р < 0,05 850,6 +62,02 Р < 0,05

6 МПК 43,76 + 1,12 Р > 0,05 40,38 + 1,47 Р < 0,05 48,15 + 2,38 Р > 0,05

При оценке жизненного индекса (табл.1) во всех трех обследуемых группах выявлены значения показателей в пределах среднестатистических норм, что указывает на хорошее функциональное состояние дыхательной системы. При этом значение показателя жизненного индекса в специальной медицинской группе значительно выше и статистически достоверно (на 14 %) чем в группе тяжелой атлетики Полученный факт может быть обусловлен высокой значимостью аэробной нагрузки на учебных занятиях в академических группах со студентами На каждом практическом занятии студенты специальной медицинской группы выполняют нагрузку в форме оздоровительного бега в течение 15-20 минут.

Индекс Робинсона, характеризующий функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, в частности сердечной мышцы, у студентокво всех трех обследуемых группах находится в пределах средних показателей (табл.1).

Частота сердечных сокращений в покое как функциональный показатель сердечно-сосудистойсистемы, а также показатель уровня тренированности последней, находится во всех трех обследованных группах в пределах статистических норм. При этом статистически достоверно частота сердечных сокращений у студентокспециальной медицинской группы больше, чем в группе тяжелой атлетики.

Исследование физической работоспособности при проведении теста PWC 170 выявило более существенную разницу между значениями показателей PWC 170 и максимальным потреблением кислорода (МПК) в трех обследуемых группах Наибольшие значения показателей, как PWC 170, так и МПК отмечены в группе студенток занимающихся по программе общей физической подготовки. Средние значения у студенток в группе тяжелой атлетики и наименьшие в специальной медицинской группе. При этом статистически достоверно значение показателя

физической работоспособности в группе ОФП выше на 30 % чем в специальной медицинской группе, и на 25 % выше, чем в группе тяжелой атлетики. (рис. 1).

£ 1000 О 500

Группы

Рис. 1. Уровень физической работоспособности у студентов: 1 - группа тяжелой атлетики; 2 - специальная

медицинская группа; 3 - группа ОФП.

Значение показателя МПК достоверно выше в группе ОФП на 13% чем в специальной медицинской группе и на 10 % выше, чем в группе тяжелой атлетики, но не достоверно.

Выводы.

1. Достоверное улучшение физиологических параметров занимающихся, реализующих физическую активность в указанных формах и режимах, свидетельствует о возросших функциональных возможностях мышечной, респираторной и сердечно-сосудистойсистемы по доставке кислорода для покрытия энерготрат работающих мышц в соответствии с их запросом, утилизации кислорода в мышцах, экономизации работы аппарата кровообращения, снижении потребности миокарда в кислороде, более экономном его расходовании, хорошей адаптации организма к физической нагрузке и об улучшении характера протекания нервных процессов, то есть о системном улучшении морфофункциональногостатуса и, следовательно об улучшения физического здоровья.

2. Выявленные позитивные количественные сдвиги исследованных морфофункциональных параметров студентокподтверждают необходимость регулярной двигательной активности в виде занятий физической культуры на протяжении всего периода обучения а не только на младших курсах, как работают большинство ВУЗов Украины

3. Установленные закономерности и зависимости отображают объективные реализации адаптационных процессов в организме под воздействием занятий адекватной интенсивности.

4. Выполненные исследования по оценке физического развития и физической работоспособности студентов КГМУ позволили установить позитивные количественные сдвиги исследованных морфо-функциональных и психофизиологических параметров студентови оптимизировать учебный процесс с учетом полученных позитивных результатов.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физического развития и физической работоспособности студенток

Литература:

1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах - М.: Высшая школа, 1986. - 253 с.

2. Булич Э.Г. Как повысить умственную работоспособность студентов - К.: Высшая школа, 1989. - 55 с.

3. Виленский М.Я. Физическая культураработников умственного труда.- М.: Знание. - 1987. - 96 с.

4. Попеченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в ВУЗе- М.: Высшая школа, 1979. - 122 с.

5. Сорокін Ю.С., Олійник О.М. Організаційно-педагогічні аспекти оптимізації процесу фізичного виховання студентів машинобудівноїакадемії // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наукпраць. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №11. - С. 192-194.

6. Турчина Н.І. Сучасні особливості педагогічного процесу фізичного виховання студентів вищих навчальних закладів технічного профілю і рекомендації щодо його вдосконалення // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту //зб.наукпраць. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №12. -С.140-148.

Поступила в редакцию 29.02.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.