Научная статья на тему 'Особенности финансирования культурной сферы КНР'

Особенности финансирования культурной сферы КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1013
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ В КУЛЬТУРУ / ИННОВАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ РЫНОК / CULTURAL ENTERPRISES / INVESTMENT IN CULTURAL SYSTEM / CULTURAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турушева Наталья Владимировна

Рассматриваются основные формы финансирования современной культурной системы Китая, анализируются основные документы, регулирующие инвестиционную деятельность в культурной сфере КНР, описываются задачи и приоритеты инвестиционной политики в области культуры, приводятся примеры различных мероприятий по стимулированию и углублению реформ культурной системы и внедрению механизмов инноваций в данную сферу, прослеживается трансформация финансовой политики КНР, связанная с особенностями развития китайского культурного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of financing China''s contemporary cultural sphere

During the first stage of the cultural system reform Chinese investment in culture was based on the state funds. After the XVI Congress of the CPC (2002) private investment began to develop. Several documents were developed. In 2005 the State Council approved ''Decisions on the Private Capital Investment into the Culture Sphere''. The ''Decision'' stated that private cultural enterprises have the same facilities as the state-owned enterprises when issuing permits for projects. But the ''Decision'' prohibited entry of private capital in the media industry and agitation. In August 2005, the Ministry of Culture issued "Some Views on the Involvement of Foreign Capital in the Sphere of Culture''. In November 2005, the Ministry of Culture, Ministry of Finance, Ministry of Personnel, and the State Administration of Taxation jointly issued the "Opinions on the Development of the Private Art Groups in Literature and Art". These documents defined the quality and level of foreign capital in the sphere of culture. In November 2007, the Ministry of Culture put forward "Opinions on the Promotion, Support and Management of Non-State Enterprises in the Development of the Cultural Industry''. The document stated that it was necessary to allow private enterprises to participate in the cultural industries, and create a favourable policy and market environment for their participation in the development of cultural industries. At the same time, Chinese leadership retains the central position of the state cultural enterprises. The document "Some Views on the Involvement of Foreign Capital in the Sphere of Culture'' says that if the Chinese side holds more than 51% of shares or Chinese representatives take leadership positions, it is allowed to establish a joint venture specialized in book printing or CD copy, or joint ventures in the field of theatre and film industry, etc. They can participate in privatizing state publishing houses. At present private Chinese enterprises become an important source of investment in many cultural spheres. According to statistics in 2003 there were 197 production companies, 60 of them were private partnerships. In the first half of 2004, more than 100 movies were produced, 80% were taken by private companies. Every year private companies invest more than 2 billion yuan to produce 10 thousand series of television serials. Large corporations or project of cross-border investment has not appeared yet because the development of the cultural industry in China has started relatively recently.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования культурной сферы КНР»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 121-123

УДК 94(510)093

Н.В. Турушева

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ КНР

Рассматриваются основные формы финансирования современной культурной системы Китая, анализируются основные документы, регулирующие инвестиционную деятельность в культурной сфере КНР, описываются задачи и приоритеты инвестиционной политики в области культуры, приводятся примеры различных мероприятий по стимулированию и углублению реформ культурной системы и внедрению механизмов инноваций в данную сферу, прослеживается трансформация финансовой политики КНР, связанная с особенностями развития китайского культурного рынка.

Ключевые слова: культурные предприятия; инвестиции в культуру; инновации; культурный рынок.

В течение долгого времени инвестирование сферы культуры в большей степени опиралось на государственные средства, государство оставалось главным инвестором, каналы внутренних и иностранных инвестиций не были определены, что оказывало влияние на доступ общественного капитала в сферу культуры. После XVI Съезда КПК (2002 г.) одним из главных средств по развитию культурной индустрии стала политика постепенного снятия ограничений выхода на рынок, были разрешены и даже поощрялись частные и иностранные инвестиции в сферу культуры. Государство поддерживало реализацию художественных произведений, продажу в розницу аудио- и видеопродукции, создание развлекательных проектов, а также строительство, улучшение и управление инфраструктурой в сфере культуры. Особенно развивались и поощрялись различные виды частного инвестирования, такие как спонсорство, совместный капитал, разные формы сотрудничества, акционирование предприятий, франшизы. Объекты сферы культурной индустрии с негосударственными формами инвестиций (и их строительство) в сферах аренды земли, кредитования, налогообложения, выхода капитала на рынок и т.д. имели одинаковые льготы с государственными мероприятиями в области культуры.

Кроме поощрения и упрощения инвестирования общественного капитала в сферу индустрии культуры, государство расширило финансовые фонды, предназначенные для инвестирования сферы культуры, правительство оставило в своем ведении контроль над общественными и кредитными инвестициями, постепенно увеличивая объемы кредитования потенциально успешных проектов. По отношению к культурным объектам, имеющим инновационное, высокотехнологичное наполнение, правительство вело политику государственного кредитования, т. е. предоставляло государственные займы под низкий процент или субсидирование, оказывало поддержку развитию культуры. Правительство через основание фонда развития культуры и коммерческих предприятий в сфере культуры создало эффективный механизм развития культурной индустрии.

Следует также отметить, что часть негосударственной экономики стала участвовать в культурном развитии и культурной индустрии. На протяжении долгого времени финансирование культуры Китая опиралось на государство, существовали препятствия для участия в этой сфере частных или иностранных инвестиций. Чтобы стимулировать углубление реформ культурной

системы и внедрение механизмов инноваций в данной сфере, в Китае стали продвигать эффективные формы государственной собственности, но в большей степени стимулировать привлечение негосударственных инвестиций. Были приняты следующие меры: негосударственная экономика смогла вступать в те области культурной сферы, которые разрешены законодательством; были разрушены рамки форм собственности, сняты региональная и отраслевая блокады, поддерживалось равноправное обращение с негосударственными предприятиями в сфере культуры, и государственными и коллективными; стимулировалась реорганизация государственных культурных организаций с частными предприятиями; создавались благоприятные политический климат и рыночная обстановка для обеспечения функционирования предприятий и организаций области культуры.

Это коснулось, прежде всего, всех предприятий сферы киноиндустрии и проката, что отразилось в ряде конкретных документов. В 2005 г. Госсовет утвердил «Некоторые решения о вхождении негосударственного капитала в сферу культуры» [1]. Данные решения были направлены на то, чтобы в обстановке стимулирования всего общества к участию в культурном развитии постепенно стандартизовать процесс вхождения негосударственного капитала в сферу культуры и сформировать такую структуру культурного развития, в которой будут сосуществовать элементы государственной и рыночной экономики. Таким образом можно будет повысить реальную мощь и конкурентоспособность китайской индустрии культуры. Некоторые «решения» впервые на уровне официальной политики выделили экономике с негосударственной формой собственности на средства производства важное, закрепленное законом место на рынке культуры. Раньше политика относительно частного капитала в сфере культуры не была четкой и ясной и проводилась по принципу «смотреть на цветы сквозь туман» (у ли кань хуа), а сейчас ее вполне можно охарактеризовать как «разошлись облака, туман рассеялся» (юнь кай у сань) [2. С 121]. Некоторые «решения» на принципах поощрения и поддержки участия частного капитала в сфере культуры четко разделили три основных понятия: «поощрение и поддержка» (гули хэ чжи чши), «разрешение и возможность» (юньсю, кэи) и «запрет» (цзинь чжи) участия негосударственного капитала. Данный документ стимулировал участие негосударственного капитала примерно в 20 культурных и тесно связанных с ними областях, поощрял уча-

стие негосударственного капитала в экспортных операциях с культурной продукцией и услугами сферы культуры, поддерживал участие в реформировании системы акционирования госпредприятий данной сферы. В решениях отмечается, что культурные предприятия с негосударственным правом собственности на средства производства в вопросах выдачи разрешения на проекты, аккредитации, финансирование и т.д. обладают теми же льготами, что и государственные культурные предприятия. Однако решения предусматривали некоторые пункты относительно неразрешения допуска частного капитала в сферы индустрии средств массовой информации и агитации.

Еще в конце декабря 2004 г. на Всекитайском рабочем заседании работников Государственного управления радио, кино и телевидения было открыто заявлено, что части телеканалов определенных частот разрешена организация компаний, нацеленных на предпринимательскую деятельность, однако доля привлеченного общественного капитала не должна превышать 49% [2. С. 123]. Если анализировать современную внутреннюю структуру индустрии культуры в Китае, то окажется, что традиционные сферы, такие как новостные агентства, издательства, радио- и телевещание и другие, составляющие «костяк», в абсолютном большинстве управляются государственным капиталом. Однако современные отрасли культуры: Интернет, сфера развлечений и активного отдыха, культурный туризм, реклама и другие сферы, формирующие «периферию», а также «примыкающие» сферы, занимающиеся культурными объектами, оборудованием и смежные с культурным производством, основаны на негосударственной форме собственности. Культурно-массовое производство, основанное на государственном капитале, также полноценно адаптирует и использует опыт управления и механизмы рыночной деятельности предприятий с частным капиталом. Правительство, имея юридический статус инвестора, на равных участвует в рыночной конкуренции.

В августе 2005 г. Министерство культуры совместно с пятью министерствами и комиссиями культуры издало «Некоторые мнения относительно привлечения иностранного капитала в сферу культуры» [3]. Этот документ был нацелен на то, чтобы соответствовать новой ситуации, связанной с вхождением КНР в ВТО, и стандартизировать работу по привлечению иностранного капитала в сферу культуры, повысить качество и уровень внедрения иностранного капитала, проводить работу по защите государственной культурной безопасности, стимулировать здоровое, упорядоченное развитие индустрии. В некоторых «мнениях» на основе пунктов, конкретно определяющих «разрешение» или «запрет» иностранных инвестиций, их рассмотрение и утверждение, состояние инвестора и ряд других требований, особенно подчеркивалось, что необходимо создать нормально работающие механизмы по выходу на рынок, строгого контроля над выдачей разрешений, проводить беспристрастный ежегодный анализ системы. Исполнительным органам культуры всех уровней, в теле- и радиовещании, киноиндустрии, СМИ необходимо повсеместно следовать букве закона, вести борьбу с правонарушениями. Документ определял качество

и уровень использования иностранного капитала в сфере культуры, что также стимулировало здоровое и упорядоченное развитие сферы культуры.

В ноябре 2005 г. Министерство культуры, Министерство финансов, Министерство кадров, Государственное налоговое управление совместно опубликовали «Мнения относительно стимулирования развития частных творческих коллективов в литературе и искусстве». Положения документа касались разрешения выхода на рынок и выступлений творческих коллективов, финансовой поддержки, аттестации и классификации должностей, участия в культурных обменах с другими государствами, воспитания талантов, поддержки общественного мнения и т.д. Таким образом, государственная политика была направлена на создание условий для честной конкуренции среди творческих коллективов, обладающих разными формами собственности. Еще более важно то, что мнения во многом затрагивали вопрос о реформе культурной системы и системных преобразованиях в структуре развития индустрии культуры. К примеру, было разрешено частным творческим коллективам, использующим форму кооперации или форму предприятия с частным и государственным капиталом, выходить на рынок; проведена реструктуризация местных органов власти в области культуры и искусства; частные коллективы поощрялись к участию в деятельности правительства, направленной на расширение внешних культурных связей; осуществлялась поддержка коллективов, имеющих условия к участию в международных, межнациональных культурных обменах и к выступлениям, инвестированию, регистрации предприятия в других государствах; предоставлялась финансовая поддержка коллективам, активно прокладывающим путь на иностранные рынки, и т.д. Все это имело целью создание благоприятной политической атмосферы для роста и развития частных творческих коллективов.

В ноябре 2007 г. для постепенного поощрения, поддержки и руководства процессом вхождения негосударственной экономики в сферу культуры, для продвижения ускоренного развития китайской культурной индустрии Министерство культуры выдвинуло «Мнения о поощрении, поддержке и управлении негосударственных предприятий в развитии культурной индустрии» [4]. Документ постановил, что необходимо постепенно упрощать процедуру выхода на рынок, разрешить и законодательно закрепить факт того, что предприятия с негосударственной формой собственности имеют право участвовать в индустрии культуры. В нем подчеркивались важность создания благоприятной политической и рыночной атмосферы для участия негосударственных предприятий в развитии индустрии культуры; продолжение углубления реформ культурной системы, поддержки участия негосударственной экономики в структурных преобразованиях государственных культурных предприятий. В то же время руководство стремилось к упрочнению центральных позиций государственных культурных предприятий. Исходя из особенностей индустрии культуры (передовое культурное строительство должно находиться под контролем общественности), определили центральное место государственных предприятий в комплексном раз-

витии сферы культуры. Например, разрешение на создание совместного предприятия по печатному изданию или копированию CD-дисков и т.п. выдавалось при условии, что китайской стороне принадлежит более 51% акций или представители китайской стороны занимают руководящие должности. Иностранным предпринимателям разрешалось создавать предприятия при условии ненарушения права контроля за содержанием аудиовизуальной продукции в форме сотрудничества с китайской стороной, которая занимает руководящие позиции, по продаже аудиовизуальной продукции, исключая кинематографию. В условиях, когда китайской стороне принадлежит более 51% акций или представители китайской стороны занимают руководящие должности, иностранным предпринимателям разрешено создавать совместные предприятия (с китайской стороной) в сфере представлений и театров, кинотеатров, брокерских агентств, кинотехники т.д. Им разрешено участвовать в акционировании государственных издательских предприятий, печатающих книги и периодику, выпускающих аудиовизуальную продукцию [4].

Следует отметить, инвестиции в сферу культуры пользуются приоритетом, но не обладают монополией. Например, в провинции Гуандун с целью развития индустрии культуры был создан своеобразный бренд -Кантонская международная торговая ярмарка (г. Шэньчжэнь). Там только за 2007 г. общая сумма сделок с иностранными представителями достигла 13 млрд 460 млн юаней, торговый оборот культурной продукции составил 8 млрд 470 млн юаней [2. C. 123]. С другой стороны, все больше и сильнее становится ряд крупных предприятий и групп предприятий в данной сфере: «Шэньчжэньская корпорация радио и телевидения» инициировала создание «Global Chinese Broadcasting Entertainment», к которому присоединилось около 150 иностранных и китайских радиостанций и различных развлекательных организаций. Данная политика подтолкнула процесс преобразования системы акционирования «Южной корпорации СМИ» («Наньфан баое чуаньмэй цзитуань»), «Издательской группы провинции Гуандун» («Гуандуншэн чубань цзитуань») и «Группы редакций вечерних газет г. Гуанчжоу» («Янчэн ваньбао баое цзитуань»); стимулировала инновации системных механизмов в объединени-

ях радиовещания, телевидения, СМИ и системные реформы телеканалов; поощряла завершение стратегической реорганизации книжных магазинов «Синьхуа» («Синьхуа шудянь») во всей провинции Гуандун; подтолкнула интеграцию среди книжных и газетных издательств, литературных и театральных трупп, заново учрежденных на провинциальном, уездном и локальных рынках.

В настоящее время частные предприятия в Китае уже превратились в важный источник инвестирования множества культурных сфер. Согласно статистике в 2003 г. в стране насчитывалось 197 предприятий, занятых в сфере кинематографии, из них 60 были с участием капитала частных предприятий; в первой половине 2004 г. было снято более 100 кинофильмов, 80% - частными компаниями [2. С. 122]. Вслед за углублением реформы культурной системы некоторые предприятия в области культуры провели акционирование. Существует 50 с лишним предприятий, задействованных в сфере культуры, вышедших на два инвестиционных рынка - шень-чженьский и шанхайский; они начинают постепенно формировать сегмент индустрии культуры [5].

Конечно, из-за того что развитие индустрии культуры в Китае стартовало относительно поздно, сфера операций с капиталом ограничена, масштабы обращения сравнительно малы, все еще не появились крупные корпорации или примеры трансграничного инвестирования. Однако инновации в этой сфере направлены на упорядочение системы собственности, раскрепощение культурного потенциала, удовлетворение культурных запросов населения, ослабление социального давления в сфере занятости и стимулирование экономического развития и т.д. Взятый за основу принцип «кто инвестирует - тот принимает решение, кто получает прибыль - тот берет на себя ответственность за риски» (шэй тоуцзы, шэй цзюэцэ, шэй шоуи, шэй чэндань фэн-сянь) направляет развитие китайской индустрии культуры на предприятиях с негосударственной собственностью, оптимизирует управление и помогает высвобождению больших возможностей для дальнейшего развития. Правительство постепенно формирует структуру развития культурной индустрии с участием как государственного капитала, так и разных видов собственности для того, чтобы общими силами развивать данную отрасль.

ЛИТЕРАТУРА

1. Некоторые решения о вхождении негосударственного капитала в сферу культуры. URL: http://www.wenku.baidu.com/view/c023b2604Bd7c

1c708a14548.html (дата обращения: 10.05.2012).

2. Лю Кэли, Луань Юнюй. Чжунго вэньхуа ти чжи гайгэ юй дяньшэ яньдю (Исследование китайской культурной системы и культурного строи-

тельства). Пекин : Кит. народ. ун-т, 2009. 229 с.

3. Некоторые мнения относительно привлечения иностранного капитала в сферу культуры. URL: http://www.wenku.baidu.com/view/

2806d3eb172ded 630b1cb6c7.html (дата обращения: 09.21.2012).

4. Мнения о поощрении, поддержке и управлении негосударственных предприятий в развитии культурной индустрии. URL:

http://china.findlaw.cn/fagui/p_1/3155B9.html (дата обращения: 12.0В.2011).

5. Ouyang Youquan. Wenhua chanye tonglun (Общий обзор культурной индустрии). Changsha : Hunan renming chubanshe, 2006. Р. 3B.

Статья представлена научной редакцией «История» 1 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.