Научная статья на тему 'Особенности эмоционального выгорания пожарных-спасателей'

Особенности эмоционального выгорания пожарных-спасателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПОЖАРНЫЕ-СПАСАТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL BURNOUT / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / FIREMEN-RESCUERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Е. В.

В статье анализируются результаты исследования эмоционального выгорания пожарных-спасателей из частей с различным уровнем психологического благополучия и эффективности профессиональной деятельности; выдвигаются гипотезы для дальнейшего изучения эмоционального выгорания пожарных-спасателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EMOTIONAL BURNOUT OF FIREMEN-RESCUERS

The article analyses the results of the study of emotional burnout of firemen-rescuers from parts with different levels of psychological well-being and effectiveness of professional activity; put forward hypotheses for further study of emotional burnout of firemen-rescuers.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального выгорания пожарных-спасателей»

группе мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью, более низкий. В группе мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью большая часть респондентов совершила от 20 до 30 ошибок.

Вычисления по U - критерию Манна - Уитни показали, что переключаемость внимания у мужчин молодого возраста, страдающих алкогольной зависимостью выше, чем у мужчин зрелого возраста страдаюшдх алкогольной зависимостью(р<0,05).

В целом, стоит учитывать и возрастные изменения мышления и памяти у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью, такие как: ухудшение кратковременной и слуховой памяти, снижение способности к классификации и обобщению, а так же снижение интеллектуальной лабильности в обеих группах, что говорит о плохой обучаемости и затруднении в овладении новыми навыками.

В результате исследования были получены следующие различия в познавательных процессах мужчин молодого и зрелого возраста с алкогольной зависимостью:

- у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью уровень опосредованной памяти, интеллектуальной лабильности и способность к классификации и обобщению ниже, чем у мужчин молодого возраста с алкогольной зависимостью;

- изменения в функционировании памяти и мышления у мужчин зрелого возраста с алкогольной зависимостью стоит рассматривать на фоне возрастных изменений психики;

Литература

1. Алкоголизм: хитрости и тонкости/ под. ред. А.В. Стикалова. - Серия книг «Ваше здоровье». - М.: Бук-пресс,

2006. - 347с.

2. Мельников, А.В. Алкоголизм: руководство по выздоровлению для пьющих людей и их близких/ А.В.

Мельников; Практическая медицина; М., 2007. - 99с.

3. Портнов, А. А., Пятницкая, И. Н. Клиника алкоголизма/ А.А. Портнов, И.Н. Пятницкая. - М.: ЕЕ Медиа, 2012. -

391с.

Павлова Е.В.

Кандидат психологических наук, доцент, Амурский государственный университет ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПОЖАРНЫХ-СПАСАТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования эмоционального выгорания пожарных-спасателей из частей с различным уровнем психологического благополучия и эффективности профессиональной деятельности; выдвигаются гипотезы для дальнейшего изучения эмоционального выгорания пожарных-спасателей.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, пожарные-спасатели, психологическое благополучие.

Pavlova E.V.

Candidate of psychological Sciences, associate Professor, Amur state University PECULIARITIES OF EMOTIONAL BURNOUT OF FIREMEN-RESCUERS

Abstract

The article analyses the results of the study of emotional burnout offiremen-rescuers from parts with different levels of psychological well-being and effectiveness ofprofessional activity; putforward hypotheses for further study of emotional burnout offiremen-rescuers.

Key words: emotional burnout, firemen-rescuers, psychological well-being.

Эмоциональное выгорание специалиста - одна из ключевых проблем современной психологии труда и психологии управления, требующая скорейшего разрешения. И, наряду с другими научными и научно-практическими проблемами, не имеющая однозначного решения. Большинство авторов подчеркивают, что ярко выраженное выгорание носит негативный характер. В то же время, умеренно выраженное выгорание рассматривается как защитный механизм, затрудняющий формирование фрустрации, субдепрессивных состояний и т.п.

В первых теориях (Маслач К., Джексон С., Пельман Б., Хартман Е.) эмоциональное выгорание рассматривалось как следствие профессиональной деятельности в социальной сфере, как «стресс общения». К. Маслач в 1976 г. определила это состояние как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам» [3]. Различные аспекты эмоционального и профессионального выгорания рассматривались и отечественными авторами (Яценко Т.С., Форматок Т.В., Бойко В., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Рогинская Т.И. и другие).

Изначально к перечню областей профессиональной деятельности, в которых в наибольшей мере возможно развитие эмоционального выгорания, относили педагогику, медицину, сферу оказания социальной помощи населению. То есть, в большинстве случаев речь шла о психофизиологических изменениях, происходящих со специалистами «помогающих профессий».

Профессию пожарных-спасателей стали ассоциировать с эмоциональным выгоранием относительно недавно (Шойгу Ю.С., Малкина-Пых И.Г. и др.). В ходе своей профессиональной деятельности пожарный-спасатель подвергается воздействию целого ряда потенциально психотравмирующих событий и неблагоприятных факторов среды (шум, высокие температуры, ядовитые газы, задымление и т.д.). Кроме того, он несет ответственность за жизнь и здоровье людей и по долгу профессии должен проявлять к ним внимание, участие, эмпатию. Сочетание этих обстоятельств с особенностями организации профессиональной деятельности (график дежурств, отпусков, уровень сплоченности и совместимости в бригадах и т.п.) способствует развитию психологической защиты в форме эмоционального выгорания.

Целью данного исследования было выявление уровня эмоционального выгорания пожарных-спасателей из частей с различным уровнем психологического благополучия. В исследовании приняли участие 35 пожарных-спасателей из части, наименее благополучной (по Амурской области) в психологическом плане, а также по уровню производственного травматизма и показателям эффективности профессиональной деятельности (в исследовании она обозначена ПЧ №1) и 36 - из части, которая по указанным параметрам является наилучшей (ПЧ №2). Уровень благополучия определялся по данным ежегодного психологического мониторинга, осуществляемого Государственным учреждением «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Амурской области». Стаж работы респондентов на данном месте - не менее 1 года (средний стаж, а также процентное распределение пожарных-спасателей в соответствии со стажем работы в обеих пожарных частях значимо не различаются). Уровень выгорания диагностировался при помощи опросника «Эмоциональное выгорание» (Бойко В.В.). Для выявления значимости различий в показателях двух групп использовался U-критерий Манна-Уитни (при p < 0,05).

При рассмотрении показателей эмоционального выгорания анализировались данные отдельно по каждому симптому, фазе и уровню эмоционального выгорания в целом. Как видно из рисунка 1, ни один из симптомов фазы «Напряжение» у пожарных-спасателей обеих пожарных частей не является сформированным. Это свидетельствует о том, что для испытуемых не характерны переживания психотравмирующих обстоятельств (НПО), неудовлетворенность собой (НС), чувство «загнанности в клетку» (ЗвК), тревога и депрессия (ТД). Различия между показателями эмоционального выгорания пожарных из ПЧ №1 и ПЧ №2 являются статистически значимыми по симптомам: переживание психотравмирующих обстоятельств (U = 411,00), неудовлетворенность собой (U = 368,50), тревога и депрессия (U = 424,50). У пожарных-спасателей из ПЧ №2 эти симптомы выражены сильнее. Переживание «загнанности в клетку» пожарными-спасателями из двух выборок статистически не различается (U = 463,00). 119

119

6

5

4

3

2

1

0

57-

ППО НС ЗвК ТД

■ ПЧ №1

■ ПЧ №2

Рис. 1 - Средние значения сформированное™ симптомов эмоционального выгорания по фазе «Напряжение» (баллы) Поскольку все перечисленные симптомы у представителей обеих выборок не являются сформированными, наличие значимых различий в их выраженности может быть интерпретировано скорее как тенденция развития, а не как статичный результат. Кроме того, низкие показатели по всем симптомам первой фазы эмоционального выгорания у пожарных-спасателей из ПЧ №1 могут свидетельствовать не только об их эмоциональном благополучии, но и о недостаточно искренних ответах (поскольку методика В.В. Бойко не содержит «шкалы лжи», данное суждение нельзя однозначно принять за истину или опровергнуть).

Несколько иначе обстоит дело с симптомами, соответствующими фазе «Резистенция» (рисунок 2). Здесь несформированными у пожарных-спасателей из ПЧ №2 являются только два симптома: эмоционально-нравственная дезориентация (ЭНД) и расширение сферы экономии эмоций (РСЭЭ). То есть, обследованные пожарные-спасатели сохраняют способность адекватно эмоционально реагировать на ситуации, не связанные с профессиональной деятельностью, имеют адекватные нравственные ориентиры.

14

12

10

8

6

4

2

0

12,06

НИЭР ЭНД РСЭЭ РПО

■ ПЧ №1

■ ПЧ №2

Рис. 2 - Средние значения сформированное™ симптомов эмоционального выгорания по фазе «Резистенция» (баллы)

В то же время, два из симптомов данной фазы являются складывающимися: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (НИЭР) и редукция профессиональных обязанностей (РПО). Это выражается в развитии эмоциональной черствости и равнодушия, снижении способности проявить участие и сочувствие к пострадавшим, появление рассуждений о том, что далеко не все пострадавшие заслуживают внимания и сочувствия. Появляются первые признаки механистического выполнения профессиональных обязанностей, избегания действий, выходящих за рамки должностных инструкций.

У пожарных-спасателей из ПЧ №1 все симптомы эмоционального выгорания, соответствующие фазе «Резистенция», так же, как и в случае с фазой «Напряжение», являются несформированными. Различия в показателях по всем симптомам являются статистически значимыми: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (U = 127,50), эмоционально-нравственная дезориентация (U = 232,00), расширение сферы экономии эмоций (U = 278,00), редукция профессиональных обязанностей (U = 124,00).

Симптомы, относящиеся к фазе «Истощение», также являются несформированными у представителей обеих выборок (рисунок 3). У пожарных-спасателей из ПЧ №2 наименее выраженным является симптом личностной отстраненности (деперсонализации), наиболее выраженными - симптомы эмоционального дефицита (ЭД) и эмоциональной отстраненности (ЭО). Это проявляется в ощущении неспособности эмоционально помогать субъектам своей деятельности и практически полном исключении эмоций из сферы профессиональной деятельности.

У пожарных-спасателей из ПЧ №1 средние показатели симптомов не превышают 2 балла, что не позволяет говорить об их большей или меньшей выраженности. Наибольшее значение соответствует симптому эмоциональной отстраненности. 120

120

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

763

ЭД ЭО ЛО (Д) ПиПН

■ ПЧ №1

■ ПЧ №2

Рис. 3 - Средние значения сформированное™ симптомов эмоционального выгорания по фазе «Истощение» (баллы) Различия в показателях являются статистически значимыми по трем симптомам фазы: эмоциональный дефицит (U = 308,50), эмоциональная отстраненность (U = 136,50), психосоматические и психовегетативные нарушения (U = 353,00). Показатели личностной отстраненности (деперсонализации) у представителей обеих выборок статистически значимо не различаются (U = 256,50).

Таким образом, анализ сформированное™ симптомов трех фаз эмоционального выгорания показывает, что наиболее чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов у пожарных-спасателей из ПЧ №2 является сфера эмоционального реагирования. Однако имеющиеся на момент обследования изменения в данной сфере являются слабо или умеренно выраженными. У пожарных-спасателей из ПЧ №1 симптомы эмоционального выгорания не сформированы.

■ ПЧ №1

■ ПЧ №2

Рис. 4 - Средние значения сформированности фаз эмоционального выгорания (баллы)

Средние показатели сформированности фаз эмоционального выгорания представлены на рисунке 4. Ни одна из фаз в обеих выборках не является сформированной. При этом наиболее выраженной у пожарных-спасателей из ПЧ №2 можно считать фазу «Резистентность», проявляющуюся в стремлении человека оградить себя от неприятных ощущений. Фактически, пожарные стремятся к тому, чтобы воспринимать свою работу именно как работу, а не как сферу жизни, требующую эмоционального реагирования. Схожая тенденция наблюдается и у пожарных-спасателей из ПЧ №1. У пожарных-спасателей из ПЧ №2 статистически значимо выше показатели по всем фазам: фаза «Напряжение» (U = 230,50), фаза «Резистенция» (U = 6,00), фаза «Истощение» (U = 102,00).

Помимо средних показателей, было рассмотрено процентное соотношение респондентов, имеющих различный уровень сформированности фаз эмоционального выгорания. Как видно из таблицы 1, в выборке пожарных-спасателей из ПЧ №1 отсутствуют лица, у которых была бы сформирована какая-либо из фаз эмоционального выгорания. У большинства пожарных-спасателей из ПЧ №2 все три фазы эмоционального выгорания также являются несформированными, что свидетельствует об их психологическом благополучии. Однако у двух человек (5,6 %) присутствуют ярко выраженное истощение и у одного (2,8 %) -напряжение.

_______Таблица 1 - Распределение испытуемых в зависимости от сформированности фаз эмоционального выгорания (проценты) 121

Уровень Фаза Фаза Фаза

сформированности фазы напряжения резистенции истощения

ПЧ №1

Не сформирована 100 100 100

Формируется 0 0 0

Сформировалась 0 0 0

ПЧ №2

Не сформирована 86,1 66,7 83,3

Формируется 11,1 33,3 11,1

Сформировалась 2,8 0 5,6

121

При оценке общего уровня эмоционального выгорания было выявлено, что у 61,1 % спасателей из ПЧ №2 он низкий, у 33,3 %

- ниже среднего, у 5,6 % - средний. Среднее значение по выборке составило 71,36 балла. У 100 % пожарных-спасателей из ПЧ №1 присутствует низкий уровень эмоционального выгорания. Среднее значение по выборке - 16,57 балла. То есть, в целом уровень выгорания не превышает норму, за пределами которой успешное выполнение профессиональной деятельности становится невозможным.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что у пожарных-спасателей из части, являющейся более «благополучной», уровень эмоционального выгорания выше, чем у представителей второй части выборки. На наш взгляд, это свидетельствует о необходимости учета более широкого круга факторов развития эмоционального выгорания, чем учтенные при формировании выборки. Возможно, что умеренно выраженное «выгорание» является одним из факторов, обеспечивающих высокие показатели профессиональной деятельности. Однако, если это действительно так, данный эффект будет являться кратковременным и исчезнет при развитии эмоционального выгорания. В любом случае, данное предположение может рассматриваться только как гипотеза, требующая дальнейшей проверки.

Литература

1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 2005. -105 с.

2. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 410 с.

3. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 960 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных [Текст] / Под общ. ред. Ю. С. Шойгу - М.: Смысл, 2007.

- 319 с.

Пьянкова Л. А.1, Пазельская Т.Ю.2

'Кандидат педагогических наук, 2доцент, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке, студент, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке;

ВЛИЯНИЕ ПСИХСОЦИОТИПА НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация

В статье представлено влияние психосоциотипа личности на её поведение в конфликтной ситуации, раскрыто понятие «психосоциотип», выделены 4 типа предпочтений, которые формируют базис индивидуальности, в том числе и психсоциотипа, представлены стратегии поведения в конфликтной ситуации отдельных индивидуумов, которые обусловлены их психосоциотипом.

Ключевые слова: психосоциотип, стратегии поведения личности в конфликтной ситуации.

Pyankova LA.1, Pazel'skaa T.Y.2

Candidate of pedagogic Sciences, docent, KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk, 2student branch of KuzGTU in the city of

Novokuznetsk;

THE INFLUENCE OF PSIHSOCIOTIPA ON HUMAN BEHAVIOR IN A CONFLICT SITUATION

Abstract

The article presents the influence of personality on her psihosociotipa behavior in a conflict situation, exposed the concept of "psihosociotip" are 4 types of preferences, which form the basis of identity, including psihsociotipa, presented the strategy of behavior in conflict situations of individuals due to their psihosociotipom.

Keywords: psihosociotip, personal behavior strategy in a conflict situation.

Современный мир динамично меняется, в нем происходит перестройка всех сфер жизни общества, однако, социальные конфликты, являясь неотьемлимой его частью, в последнее время набирают силу. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, поскольку они выступают необходимым условием общественного развития. Обобщая позиции психологов, социологов, относительно понятия конфликта, отмечаем, что здесь ключевым является отсутствие согласия между двумя или более лицами, которое очень остро воспринимается, вплоть до несходства и враждебности, связано с негативными эмоциями, может стать фактором аварийности, ухудшения состояния здоровья. На поведение человека в конфликте влияют характер, темперамент, психосоциотип человека. Нередко различия психологических особенностей участников конфликта столь велики, что мешают осуществлению совместной деятельности, повышают вероятность возникновения конфликтной ситуации, ведут к её эскалации.

Имея представление о психосоциотипе человека, можно предполагать, а в каких-то случаях и быть уверенным в том, как человек станет взаимодействовать с другими, как собирает информацию об окружающем мире, принимает решение, предпочтет ли он быть методичным и решительным, либо пойдет на уступки.

Осуществляя исследование влияния психосоциотипа на поведение человека в конфликтной ситуации, мы последовательно решали ряд задач: рассмотрели характеристику психосоциотипов, провели с испытуемыми цифровой тест «Социотип» (В. В. Мегедь, А. А. Овчаров), изучили стратегии поведения испытуемых в конфликтной ситуации, выявили особенности поведения людей различного психосоциотипа в конфликтной ситуации. Для проведения исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научных разработок по психологии, социологии относительно исследуемой проблематики, эмпирические: тесты на определение влияния психосоциотипа в конфликтной ситуации, цифровой тест «Социотип», тест К. Томаса «Методика оценки поведения в конфликте» с целью диагностики типа индивидуальной стратегии поведения в конфликтной ситуации (всего выделяют 5 стратегий регулирования конфликтных ситуаций: «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избегание», «приспособление»). В результате проведения указанных тестов и путем соотнесения полученных результатов, был сделан вывод о том, какие встречаются психосоциотипы в группе испытуемых и какую стратегию в конфликте они выбирают. Базой для исследования стали сотрудники городского рынка г. Мыски Кемеровской области в количестве 20 человек.

Выявляя теоретические аспекты психосоцитипов, мы в общих чертах определили понятие психосоциотипа, затем остановились на его более подробной характеристике. В своей статье мы опирались на исследования Л. Д. Столяренко, которая определила психосоциотип врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обусловливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психологического самочувствия. Психосоциотип достаточно существенно влияет на состояние, поведение, уровень активности либо деструктивности сотрудников [1].

Типологические профили, которые были составлены в итоге, мы полагаем, помогут личности не только осознать свои сильные и слабые стороны, но и справиться с теми, кто постоянно создает дополнительные трудности на работе. Если человек знает, либо догадывается о предпочтениях своих коллег, то изучение их психологического портрета, да и своего тоже, поможет проникнуть в самую суть проблемы и найти путь к мирному обсуждению и благополучному исходу конфликта, если таковой случился.

Психолог К. Г. Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется различными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя базис нашей индивидуальности. Среди таких предпочтений можно выделить четыре:

1. Имеет отношение к тому, откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира (экстраверты) или внутри себя (интроверты). 122

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.