Научная статья на тему 'Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов'

Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова Ирина Станиславовна, Егоров Владислав Сергеевич

В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта юношей и девушек разных профессиональных типов (типология Е. А. Климова, типология Дж. Голланда), даются рекомендации по созданию программ, нацеленных на развитие эмоционального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКОВ ; И СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ

| И. С. Осипова, В. С. Егоров

1 В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта юношей и де-

вушек разных профессиональных типов (типология Е. А. Климова, типология Дж. Голланда), даются рекомендации по созданию программ, нацеленных на развитие эмоционального интеллекта.

Актуальность исследований эмоционального интеллекта объясняется давним интересом психологов и философов к проблеме соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики. Различение этих сфер продуктивно для науки, но в человеческой жизни они не разделимы. В любой момент жизнедеятельности субъекта работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы. Вместе с тем, как отмечают Д. В. Ушаков и Д. В. Люсин, в том наборе теоретических понятий, которыми традиционно оперируют психологи, заложен разрыв между эмоциональной и познавательной сферами психики, поэтому исследование эмоционального интеллекта имеет серьезный потенциал с точки зрения синтеза эмоций и когниций на теоретическом уровне [7, с. 5 — 9].

Тема эмоционального интеллекта имеет огромное практическое значение. Житейский опыт подсказывает, что хорошее понимание эмоций и управление ими позволяют людям находиться в гармонии с самим собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливым в личной жизни.

На сегодняшний день в отечественной психологии только начинается широкое эмпирическое исследование особенностей эмоционального интеллекта у людей разного пола, разных возрастных, профессиональных и иных групп, у людей с разными личностными характеристиками. Наше исследование нацелено на выявление особенностей эмоционального интеллекта у школьников и студентов разных профессиональных типов. Мы предполагаем, что выявление таких особенностей позволит не только внести вклад в дифференциальную психологию и психологию труда, но и позволит сформулировать рекомендации по проведению профессионального консультирования и профотбора.

Впервые термин «эмоциональный интел-

лект» и описание его модели предложили американские психологи Д. Мейер и П. Сэлов ей. Они представили эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а именно «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других» [9]. Иные модели эмоционального интеллекта (ЭИ), созданные позже, стали трактовать его как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. В западной психологии примером такой модели выступает модель Д. Гоулмана, в отечественной — Д. В. Люсина. Под эмоциональным интеллектом он понимает способность понимать и управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей [4]. Он выделяет два варианта ЭИ — внутри личностный (способность понимать и управлять собственными эмоциями) и межличностный (способность понимать и управлять эмоциями других людей).

Высокоразвитый эмоциональный интеллект, по мнению И. Н. Андреевой, является фактором самоактуализации в творческой деятельности, связанной с общением и взаимодействием с другими людьми (управление, консультирование, научно-педагогическая деятельность, юридическая профессия, журналистика, сценическое искусство) [1]. В отечественной психологии выделяют много типологий профессии. Мы остановимся на самых известных — типологиях профессий Е. А. Климова и Дж. Голланда [5].

Исходя из описаний каждого из профессиональных типов Е. А. Климова («человек — природа», «человек — знак», «человек — техника», «человек — художественный образ», «человек — человек») можно предполагать, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ярче должны быть вы-

© И. С. Осипова, В. С. Егоров, 2011

66

ВЕСТНИК Мордовского университета (2011 | № 2

ражены в профессиональном профиле типы «человек — человек» и «человек — художественный образ». Рассматривая профессиональные типы Дж. Голланда (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический), можно предполагать, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ярче должны быть выражены в профессиональном профиле предпринимательский, социальный и артистический типы.

Для проверки выдвинутых гипотез мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 49 человек, из них 25 старшеклассников и 24 студента. В качестве основных методов выступили следующие группы: а) теоретический (теоретический анализ литературы); б) эмпирические (методика Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии», методика «Опросник профессиональных предпочтений» (модификация теста Голланда), методика диагностики эмоционального интеллекта М. А. Манойловой, методика — уровень эмоционального интеллекта С. А. Беляева, А. И. Яновича и М. И. Мазурова); в) методы количественной и качественной обработки данных (корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона), критерий Манна — Уитни). При обработке данных использовался программный пакет статистического анализа данных SPSS 16.0.0.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Принимая за основу модель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, мы рассматриваем эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик, а именно как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

2. Высокий уровень эмоционального интеллекта необходим специалистам любого профессионального типа для достижения самоактуализации в профессиональной деятельности, но теоретически он особенно важен профессиям социального, предпринимательского и артистического типов (типология Дж. Голланда) или профессий типа «человек — человек» и «человек — художественный образ» (типология Е. А. Климова).

3. Проведенный корреляционный анализ данных позволяет утверждать о том, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ярче выражены в профессиональном профиле школьников и студентов социальный (V и 0,27, р < 0,05) и конвенциональный (г = 0,38, р < 0,01) типы (по

Дж. Голланду) или типы «человек — чело-

век» (г = 0,372, р < 0,001) и «человек — знак» (г = 0,32, р < 0,05) (по Е. А. Климову). Если социальный тип (тип «человек — человек») теоретически должен иметь высокий уровень эмоционального интеллекта для успешной профессиональной деятельности, то конвенциональный тип (тип «человек — знак») меняет представления о профессиях данного типа и делает перспективными исследования в психологии труда.

4. Отсутствие высоких показателей эмоционального интеллекта у испытуемых артистического и предпринимательского типов, а также низкий уровень развития умений понимать собственные эмоции (51 % всех респондентов) и эмоции других людей (42 % всех респондентов) ставят вопрос о необходимости создания специальных программ, нацеленных на повышение уровня эмоционального интеллекта.

5. При разработке программ, нацеленных на повышение уровня эмоционального интеллекта и развития отдельных умений и навыков, может быть использован опыт Н. А. Щербаковой по формированию эмпа-тии средствами художественных произведений [8], О. Н. Романовой по формированию психологической культуры у школьников [6], Т. А. Шкурко и В. А. Лабунской по танце-двигательной терапии, делающей акцент на невербальное самовыражение [2], А. Б. Леоновой и А. С. Кузнецовой [3] по обучению навыкам управления психическими состояниями человека, а также базовые тренинги общения, формирования коммуникативной компетентности.

6. В качестве основных рекомендаций психологам по созданию программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта, можно дать следующие:

а) соответствующие программы должны быть построены, опираясь на основные принципы проведения тренинговых занятий в юношеских группах, — ненасильственность общения, самодиагностика, включенность, гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер и др.;

б) при составлении программ следует учитывать индивидуальные особенности участников и их общий уровень развития эмоционального интеллекта;

в) программы могут состоять из четырех блоков, каждый из которых включает в себя упражнения, нацеленные на развитие отдельных компонентов эмоционального интеллекта, — понимание собственных эмоций, управление собственными эмоциями, понимание эмоций других людей, управление эмоциями других людей;

Серия «Психологические науки»

г) в программу должны быть включены задания, направленные на прочтение и анализ художественной литературы, в том числе и письменные работы в виде эссе и мини-сочинений ;

д) необходимо использовать как вер-

бальные, так и невербальные упражнения;

е) особое внимание следует уделить организации учебных ситуаций, в которых будет происходить актуализация соответствующих психических явлений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект : От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Лю-сина, Д. В. Ушакова. - М., 2009. - С. 31-39.

2. Лабунская В. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга /

В. А. Лабунская, Т. А. Шкурко // Психол. журн. — 1999. — Т. 20, N? 1. — С. 57 — 63.

3. Леонова А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. — М. : Смысл, 2009. — 311 с.

4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования. — М., 2004. — С. 29 — 36.

5. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки / Г. В. Резапкина. — М. : Генезис, 2005. — 208 с.

6. Романова О. Н. Методические основы формирования психологической культуры младших школьников / О. Н. Романова // Первые Саранские философские чтения : Памяти профессора Р. И. Александровой / под ред. Е. В. Мочалова. — Саранск, 2005. — С. 254 — 256.

7. Социальный и эмоциональный интеллект : От процессов к измерениям / под ред. Д. В. Лю-сина, Д. В. Ушакова. — М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. — 351 с.

8. Щербакова Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов : учеб. пособие / Н. А. Щербакова. — М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 240 с.

9. Salovey P. Emotional intelligence / P. Salovey, J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality. - 1990. - Vol. 9. - P. 185-211.

Поступила 05.05.10.

ВЕСТНИК Мордовского университета j 2011 | № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.