Научная статья на тему 'Особенности экскурсионного обслуживания посетителей в открытом хранении коллекции мебели'

Особенности экскурсионного обслуживания посетителей в открытом хранении коллекции мебели Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
556
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ХРАНЕНИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / МЕБЕЛЬ / ЭКСКУРСИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ПОСЕТИТЕЛЬ / КОЛЛЕКЦИЯ / DEPOSITORY / FURNITURE / EXCURSION / MUSEUM OBJECTS / VISITOR / COLLECTION / APPLIED ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Минкина Елена Владимировна

Одной из новых форм работы музея с посетителями является открытое хранение. Особый отбор музейных предметов дает возможность продемонстрировать коллекционные группы с их исторической, культурной и художественной ценностью. Представленный анализ работы открытого хранения показывает, что собранием интересуется различный контингент посетителей. В связи с этим в статье рассмотрены основные направления тематики экскурсий для школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of excursion services provided for the visitors in the Open depository of furniture

One of the new forms of work with visitors is the open depository. A specific selection of objects gives an opportunity to show the historical, cultural and artistic value of the collections. The presented analysis of the open depository activity proves that the collections are of great interest to different categories of visitors. That is why this article presents the main subjects of the excursions for the groups of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Особенности экскурсионного обслуживания посетителей в открытом хранении коллекции мебели»

РАЗДЕЛ IV. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МУЗЕЙНОЙ АУДИТОРИЕЙ SECTION IV. MODERN TECHNOLOGIES OF INTERACTION WITH THE MUSEUM'S AUDIENCE

УДК 069:749.1

Е. В. Минкина

Особенности экскурсионного обслуживания посетителей в Oткрытом хранении коллекции мебели

Одной из новых форм работы музея с посетителями является открытое хранение. Особый отбор музейных предметов дает возможность продемонстрировать коллекционные группы с их исторической, культурной и художественной ценностью. Представленный анализ работы o^biTOR) хранения показывает, что собранием интересуется различный контингент посетителей. В связи с этим в статье рассмотрены основные направления тематики экскурсий для школьников.

Ключевые слова: открытое хранение, декоративно-прикладное искусство, мебель, экскурсия, музейный предмет, посетитель, коллекция

Elena V. Minkina

Peculiarities of excursion services provided for the visitors in the Open depository of furniture

One of the new forms of work with visitors is the open depository. A specific selection of objects gives an opportunity to show the historical, cultural and artistic value of the collections. The presented analysis of the open depository activity proves that the collections are of great interest to different categories of visitors. That is why this article presents the main subjects of the excursions for the groups of schoolchildren.

Keywords: depository, furniture, excursion, museum objects, visitor, collection, applied art

В 2013 г. исполнилось 95 лет со дня основания Музея Города, преемником которого является Государственный музей истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб). С первых лет работы основатели музея считали, что «музей должен быть не только собирателем материалов прошлого и настоящего, но и заглядывать в будущее, что немыслимо без соответствующей научной работы, без изучения собираемых материалов, без самостоятельных дополнительных исследований и без выводов из них. <...> Новый музей представлялся учредителям и первым работникам его, как собрание и хранилище, как лаборатория и как аудитория»1.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

271

_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_

Возможность любому посетителю познакомиться с огромной коллекцией фонда Декоративно-прикладного искусства (ДПИ) появилась еще в 90-е гг. XX в., когда заслуженный работник культуры РФ хранитель и основной комплектатор фонда Л. А. Аксенова проводила экскурсии по хранилищу в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости. Музейные предметы располагались на стеллажах и вдоль стен хранилища. Методика показа была основана на демонстрации групп предметов, объединенных своим функциональным назначением: предметы для хранения, сидения, часы, осветительные приборы и т. д. Завораживали объемы коллекции и рассказ хранителя о музейном предмете, его истории и роли в интерьере жилища, легенды о владельцах и путях фондообразования. С уходом на пенсию хранителя экскурсии были прекращены. Вновь обратились к вопросу oткрытого хранения фонда после ремонтных работ в Никольской куртине в 2009-2010 гг. Не сразу приняли решение о размещении там фонда ДПИ. Но учитывая его аттрактивность, объемы и возможный интерес посетителей и исследователей, а также тот факт, что исторически коллекция мебели находилась в этих помещениях, выбор пал именно на эту коллекцию. Начался совместный труд дизайнера и научных сотрудников фондов по отбору музейных предметов из общего числа собрания, одновременно велось строительство подиумов. К основному процессу перемещения фонда приступили в апреле 2012 г.

Открытое хранение коллекции мебели XVIII—XX вв. фонда декоративно-прикладного искусства (ФДПИ) размещается на двух этажах Никольской куртины Петропавловской крепости (800 кв. м). На протяжении 300 лет эти помещения служили разным целям: оборонительным, для размещения гарнизона крепости, хранению военного имущества. Удалось установить, что после подавления восстания декабристов в 1825 г. в Никольской куртине среди прочих содержались под стражей: П. Г. Каховский, П. И. Пестель, А. А. Бестужев, Г. С. Батеньков, А. И. Якубович. В 1954 г. Петропавловскую крепость передали Государственному музею истории Ленинграда от Военного округа. После выселения арендаторов из ее помещений в куртинах расположились фонды музея.

Особенностью этих помещений является большое количество оконных проемов (9 на первом и 12 на втором этажах) и низкие сводчатые перекрытия. Предметы расположены на подиумах вдоль стен и вокруг несущих пилонов в центре залов. Предполагалось оснащение залов защитными ограждениями, но по ряду причин, в том числе и эстетическим, было принято решение отказаться от стеклопластикового ограждения.

Коллекция мебели ФДПИ насчитывает около 4000 единиц хранения и включает музейные предметы, созданные в разных странах в XVIII—XX вв. Основная часть коллекции — это русская «бытовая» мебель. Она широко представлена на постоянных экспозициях ГМИ СПб, но большое количество музейных предметов ранее не выставлялось или выставляется очень редко на тематических выставках.

272

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_

Наиболее ценная группа музейных предметов - образцы мебели знаменитых русских мастерских: Г. Гамбса, Ф. Ф. Мельцера, Г. В. Бюхтгера, С. П. Зимина, В. П. Шутова. Большой интерес представляют образцы мебели, созданные по эскизам известных архитекторов: К. И. Росси, Л. Руска, В. П. Стасова, А. И. Штакеншнейдера, Л. фон Кленце. В фонде собрана богатая и разнообразная коллекция гнутой мебели фирм «Братья Тонет», «Я. Й. Кон», «Войцехов». Для исследователей представляет интерес мебель, выполненная в разной технике. Особую ценность в коллекции имеют предметы, дошедшие до нас из собрания Музея Старого Петербурга и Музея Города.

Для открытого хранения было отобрано более 500 музейных предметов, дающих возможность продемонстрировать коллекционные группы с их исторической, культурной и художественной ценностью. Это мебель для сидения, хранения, гарнитуры для гостиных, будуаров и спален, коллекция столиков для рукоделия, характерная для интерьеров петербургских домов.

Задача открытого хранения коллекции мебели XVIII-XX вв. фонда декоративноприкладного искусства показать, что фондовая работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности ГМИ СПб. В настоящее время научное комплектование фонда рассматривается как самостоятельное направление музейной работы. В экскурсии по открытому хранению указывается роль комплектования музейных коллекций, как фактора реализации одной из социальных функций музея - функции документирования. Выделяются систематический (типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью типологического метода происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определенного времени, города, класса. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определенную тему и комплектование разнотипных предметов («Творчество архитекторов и дизайн мебели», «Техника декорирования мебели»). Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. В экспозиции открытого хранения мебели показываются основные формы комплектования коллекций музея. Это могут быть закупка, дарение и др.

Для осмотра экспозиции посетителями предусмотрен сквозной круговой маршрут, рассчитанный на 1,5 часа, с декабря 2013 г. занимающий 2 этажа Никольской куртины. Структура и музейные предметы, представленные в открытом хранении, демонстрируют научное комплектование, осуществляющееся в музее на основе научной концепции комплектования. В обзорной экскурсии обращается внимание на критерии отбора предметов музейного значения. Научные сотрудники при комплектовании опираются на следующие критерии: информативность, аттрактивность, репрезентативность источника; частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции, в данном случае, декоративно-прикладного искусства (материал, техника изготовления, датировка и др.). Таким образом, данная тема предусматривает освещение исторического и культурного фона, той реальной, живой картины жизни Петербурга и России XVIII-XX вв.

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

273

_______Раздел IV. Современные технологии взаимодействия с музейной аудиторией_

Как показал двухгодовой опыт работы по экскурсионному обслуживанию посетителей в Открытом хранении фонда ДПИ, коллекцией интересуется различный контингент.

Главное содержание Открытого хранения коллекции мебели направлено на «неслучайного» посетителя. Он должен максимально «прочесть» то, что авторы заложили в экспозиции Открытого хранения. За время работы Открытое хранение посетили наши коллеги: научные сотрудники и реставраторы из петербургских музеев, всех пригородных дворцов-музеев, а также из музеев Подмосковья и других регионов нашей страны. В летний период нередко хранилище посещают иностранцы: больше всего - французы. Их интересует тема «Французская мебель в русском интерьере». Таким образом, необходимо было подготовить экскурсионное сопровождение на иностранном языке. Стало традицией проводить занятия курсов дизайнеров, слушателей Института культурных программ в помещениях фонда. Среди частых посетителей - жители Санкт-Петербурга, которые приходят скорее не на экскурсию, а вспомнить свое детство, молодость, иногда пожалеть об утраченном интерьере. Бывает, что приходит бывший даритель и пытается отыскать свой предмет. Но конечно, основной наш контингент: школьники и студенты, избравшие себе профильные специальности. Для этих групп необходим особый подход. С этой целью была разработана специальная экскурсия - игра для школьников. Она уже неоднократно была опробирована. Первый же опыт работы со школьной аудиторией был получен в рамках XVI городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев Санкт-Петербурга, так же при проведении городской краеведческой олимпиады. Совместно с Санкт-Петербургским Городским Дворцом творчества юных и методистами Дворца творчества Невского района были разработаны подтемы экскурсии, соответствующие вопросам и заданиям олимпиады. Возрастная группа школьников была разной от 5 до 11 класса. Сотрудники отдела разработали вопросы-загадки, основанные на материале экскурсии, например: участники должны были определить основные природные материалы, используемые в декоре мебели; определить предметы мебели, которые могли бы находиться в интерьере квартиры А. С. Пушкина и т. д.; определить страны-изготовители предметов мебели, представленные в хранилище их стилевую принадлежность и др. Учитывая определенные временные требования при обслуживании детской аудитории (45 минут), предварительно оговаривается основная тема экскурсии (естественнонаучная, историко-краеведческая, искусствоведческая или литературная). Сотрудники Открытого хранения мебели разрабатывают экскурсии для включения их в годовые музейные абонементы.

Следуя распоряжению Правительства Российской Федерации, «воспитывать (формировать) подрастающее поколение в духе культурных традиций страны, создавать условия для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной

274

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

_________Section IV. Modern technologies of interaction with the Museum's audience_

части населения, полноценного межнационального культурного обмена», сотрудники Отдела фондов создают тематические экскурсии - занятия для слушателей реставрационных колледжей и вузов2. Работая согласно требованиям Плана «дорожная карта», был заменен и дополнен ряд музейных предметов, расширены темы рассказа (дополнена тема отдыха городского и загородного), разработаны новые интерактивные зоны (рукоделие как форма досуга). Таким образом, предоставляется возможность неоднократного посещения Открытого хранения. Большую помощь в привлечении посетителей оказывают реклама в прессе, на радио и телевидении, а также сайт музея.

Но имеются и некоторые недостатки в работе Открытого хранения. Разрабатывая концепцию и осуществляя размещение коллекции мебели, предполагалось, что обслуживать ее будет хранитель коллекции ДПИ. Но в реальности получилось, что хранитель не в состоянии совмещать хранительскую, научную работу, ремонт помещений в фонде, и экскурсионное обслуживание. Пришлось изыскивать резервы в штате отдела, готовить сотрудника для того, чтобы он занимался исключительно вопросами Открытого хранения.

В связи с тем, что территориально Открытое хранение находится в одном здании с другими фондами, нельзя обеспечить постоянный доступ всем желающим, т. е. держать дверь распахнутой для посетителей, некоторые из них проходят мимо, предполагая, что фонд закрыт.

Открытое хранение работает в режиме работы всех фондов, т. е. в субботу и воскресенье экскурсии не проводятся, а это самые посещаемые дни музея. Экскурсионное сопровождение обязательно, независимо от состава группы, так как в фондохранилище самостоятельный осмотр запрещен. Тем ценнее для нас экскурсии с образовательными учреждениями и по предварительной записи.

Подводя итоги экскурсионной работы в Открытом хранении коллекции мебели, хочется отметить, что за эти два года произошло большое количество открытий тем, дарителей, по-новому взглянули на старые предметы, провели консультации с коллегами, это подтверждает вывод о том, что данная форма работы фондов обогащает знанием как музейных работников, так и посетителей, побуждает к новым поискам и открытиям в атрибуции.

Примечания

1 Ильин Л. А. Музей Города к октябрю 1927 // Очерк музея и путеводитель. Л., 1928. С. 11.

2 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»: распоряжение Правительства РФ от 28. 12. 2012 № 2606-р: файл. URL: http: // docs. cntd. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.