Научная статья на тему 'Особенности экономического развития приграничных регионов'

Особенности экономического развития приграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2162
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОБЛЕМА / ТЕРРИТОРИЯ / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / BORDER AREA / SAFETY / PROBLEM / TERRITORY / ECONOMY / CULTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куприянов С.В., Стрябкова Е.А., Герасимова Н.А.

Одной из проблем региональной экономики является размещение производительных сил не только с учетом экономической целесообразности, но и с учетом обеспечения безопасности страны. В силу разных обстоятельств реализация этих требований не может быть достигнута одновременно. Необходимо сделать выбор и он делается, как правило, в пользу последнего. Сознательное допущение дисбаланса в развитии приграничных регионов предполагает соответствующие корректировки в структуре внутренних территорий. Сложность решения данных проблем состоит и индивидуализации каждого приграничного региона и, соответственно, в выборе собственной модели его развития и схемы взаимоотношения периферии с центром. В статье предлагаются подходы к реализации данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of problems of regional economy is placement of efficient forces not only taking into account economic feasibility, but also taking into account safety of the country. Owing to different circumstances implementation of these requirements cannot be reached at the same time. It is necessary to make a choice and it becomes, as a rule, in favor of last. Conscious assumption of an imbalance in development of border areas assumes the appropriate adjustments in structure of the internal territories. The complexity of the solution of these problems consists also individualization of each border area and, respectively, in a choice of own model of its development and the diagram of a relation of the periphery with center. In article approaches to implementation of this problem are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического развития приграничных регионов»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ

ЭКОНОМИКА REGIONAL AND MUNICIPAL ECONOMY

УДК 332.1

DOI:10.18413/2411-3808-2018-45-1-5-14

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ

РЕГИОНОВ

FEATURES OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF BORDER REGIONS

С.В. Куприянов, Е.А. Стрябкова, Н.А. Герасимова S.V. Kupriyanov, E.A. Stryabkova, N.A. Gerasimova

ФГАОУ ВО Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, г. Белгород ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Россия, г. Белгород

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod Shukhov State Technological University», Russia, Belgorod Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Russia, Belgorod

E-mail: kaf-mvd@yandex.ru, stryabkova@bsu.edu.ru, ngerasimova@bsu.edu.ru

Аннотация

Одной из проблем региональной экономики является размещение производительных сил не только с учетом экономической целесообразности, но и с учетом обеспечения безопасности страны. В силу разных обстоятельств реализация этих требований не может быть достигнута одновременно. Необходимо сделать выбор и он делается, как правило, в пользу последнего. Сознательное допущение дисбаланса в развитии приграничных регионов предполагает соответствующие корректировки в структуре внутренних территорий. Сложность решения данных проблем состоит и индивидуализации каждого приграничного региона и, соответственно, в выборе собственной модели его развития и схемы взаимоотношения периферии с центром. В статье предлагаются подходы к реализации данной проблемы.

Abstract

One of problems of regional economy is placement of efficient forces not only taking into account economic feasibility, but also taking into account safety of the country. Owing to different circumstances implementation of these requirements cannot be reached at the same time. It is necessary to make a choice and it becomes, as a rule, in favor of last. Conscious assumption of an imbalance in development of border areas assumes the appropriate adjustments in structure of the internal territories. The complexity of the solution of these problems consists also individualization of each border area and, respectively, in a choice of own model of its development and the diagram of a relation of the periphery with center. In article approaches to implementation of this problem are offered.

Ключевые слова: приграничный регион, безопасность, проблема, территория, экономика, культура.

Keywords: border area, safety, problem, territory, economy, culture.

Введение

В проекте Концепции Стратегии пространственного развития РФ одним из основных вызовов пространственного развития страны названо неблагоприятное геополитическое положение в мире, обусловливающие новую роль приграничных территорий. В качестве ответа на данный вызов определен путь эффективного благоустройства и укрепление территорий приграничья России. Проблемы приграничных регионов при всей своей специфике, обусловленной природно-климатическими условиями, географическим положением, национально-культурными различиями, конфессиональными особенностями и прочими факторами, имеют и схожие характеристики.

Изложенное обстоятельство, связанное с изменением границ страны, предполагает необходимость в процессе формирования и реализации программы развития регионов в современных условиях проведение исследований по выявлению общих и специфических характеристик каждого приграничного образования. Возникает потребность использования комплекса методов исследования включающего как универсальные законы (единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, аналогии и т.п.), так и применение методологии исследования в области различных направлений человеческой деятельности. Это касается развития всех сфер экономики, науки, культуры, социальной сферы, военного дела и т.д.

Бизнес развивается по своим законам, которые предполагают, что ограничения в одном направлении развития компенсируются свободой в другом, что чем больше рисков, тем выше норма прибыли. И для всего этого должны быть созданы и обеспечены соответствующим правовым полем необходимые условия льготного функционирования хозяйственных структур.

Для России проблемы приграничных регионов имеет особое значение.

Общая протяженность государственной границы РФ составляет 60933 км, в том числе 38807 км - морская граница.

У сорока восьми субъектов России одна из границ совпадает с межгосударственной, которая проходит по морю, по суше, по рекам. У двадцати одного субъекта межгосударственные границы унаследованы еще от советского периода.

У части субъектов РФ межгосударственная граница представляют собой сочетание старой и новой границы. Помимо значительного количества регионов, вовлекаемых в приграничные отношения с сопряженными странами необходимо учитывать особенности текущего состояния между ними и Россией. Выражаются они в применении значительным количеством государств экономических санкций против нашей страны. Причем на долю этих стран приходится основная часть внешнеторгового оборота. Теперешнее состояние отношений можно охарактеризовать резким усилением политических демаркационных линий и планомерным, систематическим повышением экономических барьеров. Кроме всего прочего, современный международный климат отношений демонстрирует приоритет политики над другими сферами связей: культурных, социальных, экономических, деловых, образовательных. В настоящее время кристаллизуются все трудности, ограничения и сдерживающие факторы, дополнительно возведенные в отношениях между Россией и, в основном, европейскими странами. В таких условиях приграничные регионы выступают заложниками этих отношений и, в первую очередь, испытывают на себе сдерживающие факторы развития социального и экономического характера.

Можно сделать вывод, что для решения частных задач по хозяйственным проблемам и по вопросам стимулирования экономического роста в приграничных субъектах Российской Федерации большое значение отводится задачам, имеющим общегосударственный характер. Это задачи, решение которых совершенствует миграционное, налоговое, таможенное, уголовное законодательство; при решении данных задач совершенствуется правовая база международного сотрудничества с сопредельными государствами по различным направлениям, в том числе, по направлениям, связанным с такими вопросами, как охрана

окружающей среды, с урегулированием вопросов, связанных с природопользованием; вопросов, связанных с совершенствованием транспортной системы и внедрением дополнительных транспортных потоков.

При разработке государственной стратегии развития приграничных регионов необходимо учитывать, что в настоящее время появились новые независимые государства, и они находятся на территориях бывшего Советского Союза и неразвитость здесь приграничной инфраструктуры ведет к тому, что появляются пограничные и приграничные проблемы и угрозы. Так же можно отметить, что социально-экономическое развитие приграничных регионов в большинстве находится на более низком уровне, чем социально-экономическое развитие внутренних регионов Российской Федерации [Проект концепции стратегии пространственного развития РФ, 2017].

Но, опираясь на опыт мировой практики, можно сделать вывод, что именно приграничное сотрудничество, а так же возможности использовать свое экономико-географического положение, может стать для приграничной территории внутренним источником развития, специфическим конкурентным ресурсом, то есть обеспечить конкурентные преимущества региона в дополнительном доступе к товарному, финансовому и транспортному потокам на локальном рынке.

Основные результаты исследования

Экономика приграничных территорий базируется на обслуживании внешнеэкономических связей и развитии трансграничной торговли, обусловленной различиями, такими, как уровень относительных цен на потребительские товары, характеристика промышленных целей соседних стран. Экономический эффект этой модели связан с расширением рынка сбыта для одних и получением более дешевых товаров и услуг -для других. Кроме того, доходы от приграничной торговли разбиты между множеством индивидуальных продавцов, мелких и средних частных и государственных компаний, что не позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты без поддержки из бюджетов стран и административных районов.

Помимо этого приграничные регионы выделяются наличием большого количества и широким распространением на своих рынках предложений «серых» таможенных, финансовых и налоговых схем, хорошо замаскированных для участников ВЭД под законопослушные решения.

Учитывая военно-ориентированный, заградительный характер границ и прилегающей к ним территории, основное производство, определяющее оборонный и экономический потенциал страны исконно размещалось в глубинных районах страны. А это отразилось и на плотности расселения в этих приграничных регионах и на уровне жизни населения. Так, плотность населения в приграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской -8,6 чел. на кв. км. Из всего перечня приграничных регионов исключение составляет только Приморский и Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария где плотность - более 50 чел. на кв. км. У большинства приграничных субъектов РФ (у 39 из 48) объем РВП (регионального валового продукта) на душу населения ниже среднего по стране уровня [Портал внешнеэкономической информации, 2017].

К характеристике приграничных регионов необходимо отнести такие их особенности по отношению к сопряженным с ними территориями как: отсутствие языковых преград в общении, единые культурные обычаи и традиции, знакомство на бытовом уровне и кровное родство, одинаковый менталитет, единая религия или религиозная терпимость к вероисповеданию соседей и т.д. Как сказано у Киплинга «Мы одной крови». И это не может не влиять на ведение здесь бизнеса. Как правило, влияние положительное, но до той поры пока сюда не вмешалась политика. Тогда бизнес, да и не только бизнес, а и все сложившиеся отношения: культурные, родственные, дружеские и прочие приносятся в жертву. Более того происходит смена полюсов, плюс меняется на минус и наоборот. В подтверждении данного

положения можно привести события уже ХХ1 века. Это отношения между республиками бывшей Югославии, между странами России и Украины, Ближневосточные события [Портал внешнеэкономической информации, 2017; Регкшапп, М.].

Рассматривая границу между Россией и Украиной на участке Белгородской области, необходимо отметить, что ее разделяет на две части единый культурно-исторический регион - Слобожанщина. Делая акцент на трансграничном сотрудничестве, можно сделать вывод, что сотрудничество в рамках Еврорегиона фактически не осуществляется в связи с политическими разногласиями между РФ и Украиной. В настоящее время существуют только консультативно-координационные органы Еврорегиона (Совет и Секретариат), и фактически решения принимаются администрациями Белгородской и Харьковской областей. Собственных исполнительных органов Еврорегиона «Слобожанщина» не существует [Проблемы соседства России и Украины в новых геополитических условиях на примере Белгородской области, 2016; Ключников М.И., Заяц Д.В., Туров Н.Л., Германов Г.А., Иванов П.А., Колясев Е.Ф., Мамонтов Т.В., Недаев Г.В., Сергеева И.Д., Стецурина Л.А. 2016].

На сегодняшний день, в рамках трансграничных соглашений, существуют двадцать два соглашения, которые затрагивают тему сотрудничества Белгородского региона с иностранными государствами. По сути, они являются бессрочными. С Украиной заключено тринадцать договоров. Большинство из них имеют типовую структуру и являются комплексными. В договорные отношения включены правительства таких областей, как Киевская, Полтавская, Одесская, Запорожская, Хмельницкая, Луганская, Харьковская, Винницкая, Донецкая и Сумская. Исключения составляют соглашения с Черниговской и с Днепропетровской областями, которые нацелены только на торгово-экономическое сотрудничество. Остальные же соглашения действуют только в рамках культурной сферы, хотя после событий 2014 г. договоры формально продолжают действовать, но реального диалога между сторонами не происходит.

Хотелось бы отметить, что кроме соглашений о сотрудничестве, существуют и такие формы взаимодействия, как договор или соглашение по вопросу осуществления международного внешнеэкономического сотрудничества с органами местного самоуправления другого государства или соглашения о побратимских связях.

В данное соглашение входят приграничные районы Белгородской области (все приграничные районы, кроме Шебекинского) с российской стороны и Сумская, Харьковская и Луганская области Украины. Так же такое соглашение имеется между Грайворонским районом и Новосанжарским районом Полтавской области, Белгородским районом и Драбовским районом Черкасской области, Белгородом и Вышгородом, Белгородом и Прилуками. В рамках данных соглашений преимущественно осуществлялся творческий обмен (приглашения на празднование дня города, день области, фестиваль, праздник и т.д.).

Отметим, что вплоть до снижения активности в отношениях России и Украины в 2014 г. характер экономических связей Белгородской области с регионами Украины были достаточно активными, направленными на сотрудничество во многих сферах. Так, население Белгородской области были активно вовлечены в розничную торговлю в приграничных районах, пользовались большим спектром товаров и услуг, произведенными в Харьковской области.

В настоящее время, в период экономических санкций, из-за снижения активности в области приграничного сотрудничества пострадали оба пограничных региона, причем Харьковская область пострадала больше Белгородской, так как экономика Харьковской области в гораздо большей степени ориентирована на рынок России и других стран СНГ, нежели экономика Белгородской области на рынок Украины.

Белгородская область сегодня всё больше становится привлекательной для малого, среднего и крупного бизнеса. Правительство региона активно создает современную инфраструктуру, формирует благоприятное нормативно-правовое поле, предпринимает нетрадиционные для экономики других регионов способы взаимодействия с инвесторами [Ключников М.И., Заяц Д.В., Туров Н.Л., Германов Г.А., Иванов П.А., Колясев Е.Ф., Мамонтов Т.В., Недаев Г.В., Сергеева И.Д., Стецурина Л.А., 2016].

Бренд «Белгородская область - территория успеха» сейчас активно подтверждает ряд инновационных отраслей, расположенных на площадках региона. Регион может гордиться созданием благоприятного инвестиционного климата: Белгородская область находится на лидирующих позициях в крупнейших российских и международных рейтингах: риски для инвесторов минимальны, а экологические условия являются одними из наиболее благоприятных для рассмотрения и поддержки перспективных проектов в рамках Инвестиционного совета при губернаторе Белгородской области.

Оценивая объем ВРП Белгородского региона на период 2011-2015 гг., сделаем вывод, что показатель постоянно увеличивается. Данную тенденцию можно считать достаточно положительной, так как она указывает на положительный экономический рост в регионе (рис. 1).

Объем валового регионального продукта, млн. руб.

700000

600000

400000

200000

686357

619677,7 545517,2 569006,4 _

III

Рис.1. Динамика ВРП Белгородской области [6] Fig. 1. VRP loudspeaker of the Belgorod region [6]

Показатель валового регионального продукта на душу населения - один из самых значимых и индикативных показателей уровня экономического развития региона.

Отметим, что за анализируемый период наблюдается рост показателя, что положительно характеризует социально-экономическую ситуацию в области, так как растет количество продукции, произведенной в течение определенного периода времени в среднем на каждого жителя Белгородской области.

Динамика показателя представлена на рисунке 2.

Объем валового регионального продукта на душу населения, руб.

500000 450000 400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000 50000 О

443086,2

_______ 400820,8 L it

331010 .4b/L 1,Ь

Рис.2. Динамика объема ВПР на душу населения Белгородской области [6] Fig. 2. Dynamics of volume of VPR per capita Belgorod region [6] Динамика объема внешнеторгового оборота приведена в таблице 1.

Объем внешнеторгового оборота (млн. долл.)

Таблица 1 Table 1

Год

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

1 2 3 4 5 6

Внешнеторговый оборот 10495,4 8874,1 7569,6 6444,2 4236,2

Рост показателя, % (цепной) - 84,55 85,30 85,13 65,74

На основании данных, представленных в таблице 3, можно отметить, что внешнеторговый оборот Белгородской области за период исследования снижается (рис.3.).

Рис. 3. Динамика внешнеторгового оборота Белгородской области [Klyuchnikov M.I., D.V. Hare, Tours N.L., Germanov G.A., Ivanov P.A., Kolyasev E.F., Mamontov T.V., Nedayev G. V.,

Sergeyev I.D., Stetsurin L.A., 2016.] Fig. 3. Dynamics of a foreign trade turnover of the Belgorod region [Klyuchnikov M.I., D.V. Hare, Tours N.L., Germanov G.A., Ivanov P.A., Kolyasev E.F., Mamontov T.V., Nedayev G. V., Sergeyev I.D.,

Stetsurin L.A., 2016.]

Отметим, что объемы внешнеторгового оборота в течение периода исследования уменьшаются большими темпами. Эта тенденция объясняется тем, что на 2013-2015 годы, темпы роста импорта и экспорта имеют отрицательную динамику (таблица 2, рис.4).

Таблица 2 Table 2

Динамика экспорта товаров (млн. долл.) Dynamics of export of goods (mln. dollars)

Год

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015

1 2 3 4 5 6

Объем экспорта 3840,1 3632,8 3412,5 3176,0 2416,1

Рост показателя ,% - 94,60 93,94 93,07 76,07

(цепной)

Объем импорта 6655,3 5241,3 4157,1 3268,2 1820,1

Рост показателя ,% - 78,75 79,31 78,62 55,69

(цепной)

7000 6655,3

6000 H

5241,3

5000 H H

4000 -J ,и,Щ 317,268Д

= IIII ll II li

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

■ Объем экспорта, млн. дол л. ■ Объем импорта, млн. долл.

Рис. 4. Динамика экспорта и импорта Белгородской области [6] Fig. 4. Dynamics of export and import of the Belgorod region [6]

В Белгородской области за рассматриваемый период, наблюдается снижение импорта. За анализируемый период он снизился на 4835,2 млн. долл. Данная тенденция является положительной. Значительное снижение импорта наблюдалось по таким статьям как: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспорт.

Экспорт товаров, оформленных в регионе деятельности Белгородской таможни, превышает импорт. Экспорт, как и в предыдущие годы, имеет сырьевую направленность.

Рассматривая объемы внешней торговли с Украиной (таблица 3), можно сделать вывод, что они сокращаются, начиная уже с 2011 г., но в 2014 г., в связи с обострением межгосударственных политических отношений, падение объемов внешней торговли стало более значительным: в 2013 г. по отношению к предыдущему году экспорт Белгородской области на Украину сократился на 9,1%, а импорт - на 23,2%; в 2014 г. эти показатели уменьшились за тот же временной интервал соответственно на 33,8% и 38,6%.

Таблица 3 Table 3

Внешняя торговля Белгородской области с Украиной (млн. долл.) [6] Foreign trade of the Belgorod region with Ukraine (mln. dollars) [6]

Год

Показатель 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Экспорт

Украина 395,8 649,7 950,8 322,2 633,1 819,0 767,5 698,0 462,2

Импорт

Украина 1496,9 3127,0 3851,2 1479,4 3438,1 5320,9 4283,7 3290,0 2018,9

Сейчас, при формировании нового российского приграничья, остро встает такая проблема, как совместная эксплуатация инфраструктуры. Данная проблема обусловлена тем, что Белгород находится в семидесяти километрах от города Харькова, который является промышленным и культурным центром Украины, но, в связи со сложившийся ситуацией в части геополитических рисков, потенциал данного соседства не может реализоваться.

Рассматривая события после 2014 года, хотелось бы отметить и такой аспект экономического сотрудничества двух приграничных территорий - а именно Белгородская и Харьковская область - начавшийся переход бизнеса из Украины в Россию. Основные причины и направления этого процесса следующие.

Харьковский бизнес перемещается в Белгородскую область, так как здесь наблюдаются более благоприятные инвестиционно-климатические условия (таблица 4). Харьковчане находят здесь новые рабочие места и выстраивают долгосрочную перспективу развития. Белгородская область, являющаяся лучшим инновационным регионом России, получает возможность прагматично воспользоваться оттоком высококвалифицированных кадров с востока Украины.

Таблица 4 Table 4

Число предприятий из Статистического регистра хозяйствующих субъектов Белгородской области в разрезе Общероссийского классификатора органов государственной власти и управления [6] Number of the enterprises from the Statistical register of economic entities of the Belgorod region in a

section of the All-Russian Classifier of Governmental Aut lorities [6]

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

1 2 3 4

Хозяйственные общества и товарищества с участием иностранных юридических и (или) физических лиц, а также лиц без гражданства (ОКОГУ-4210011) 1367 1550 1685

в том числе учредители юридические и (или) физические лица Украины 930 1106 1216

Промышленность города Харькова была ориентирована преимущественно на рынок Таможенного союза, а разрыв с Россией был крайне негативным для решения данных вопросов. Возможность харьковских предприятий и их кадров перейти в более привлекательные регионы РФ и Республики Беларусь обсуждалась на международном инвестиционном форуме «Приграничье-2014», проходившем в Белгороде. Сегодня по Белгородской области рассредоточено достаточное количество беженцев из Восточной Украины, сейчас в Белгородской области проживает около 30 тысяч перемещенных лиц. Местные власти часто выступают в качестве посредников между беженцами и работодателями. При необходимости иммигранты берут на работу практически без документов. Зарплата у крупных работодателей составляет 15-18 тысяч рублей и предусмотрено бесплатное проживание и питание.

Перемещение среднего и малого бизнеса из приграничных регионов Украины (Харьковская, Луганская, Донецкая области) в Белгородскую область связано со стремлением сохранить российский рынок сбыта [Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области; Владыка М.В., Ваганова О.В., Переверзева Л.Е., Шварева В.И., 2014.]. Это, главным образом, предприятия пищевой, строительной и ювелирной индустрии.

Перспектива экономического сотрудничества между Россией и Украиной в Белгородской области в дальнейшем остается неопределенной. Неопределенность сроков и формы урегулирования политических отношений существенно затруднила трансграничные деловые контакты. Усиление пограничного контроля с Украиной, широкое снижение пассажиропотока и грузопотока через границу, нападение на российский бизнес в Украине не способствуют развитию экономических связей. Многие официальные и неформальные контакты хранились замороженными до «лучших времен», реализация совместных проектов приостановлена. Эти негативные тенденции повлияли на экономику как российских, так и украинских приграничных регионов, однако более емкий внутренний рынок будет способствовать выживанию наиболее устойчивых к потере трансграничных контактов предприятий Белгородской области, однако большинству производителей Харьковской, Сумской и Луганской областей будет сложнее справиться с вызовами новых геополитических реалий в пространстве Слобожанщины.

У трансграничного экономического сотрудничества Белгородской области и пограничных с ней областей Украины имеется несколько сценариев развития:

1. Потепление в отношениях двух стран, возобновление экономического сотрудничества между приграничными областями и районами.

2. Сохранение существующего положения. Это не лучший для украинских областей сценарий. Белгородская область, в отличие от Харьковской, демонстрирует свою автономность и независимость от промышленного соседа.

3. Ухудшение в отношениях, полный разрыв экономических и культурных связей двух регионов. Этот сценарий будет наименее неблагоприятным для областей Украины. Однако в случае его реализации неблагоприятный исход будет характерен для двух областей, части которых тесно связаны в культурном плане, у многих людей семьи разделены государственной границей двух государств.

Заключение

Таким образом, на основании данного исследования можно сделать следующие выводы:

- в современных условиях экономическая политика должна носить системный характер как на федеральном, так и на региональном уровнях. Основа успешной модернизации национальной экономики базируется на эффективном функционировании региональных инновационных систем, а концепция ее развития неразрывно связана с региональной политикой [Титов А.Б., 2016];

- среди региональных проблем развития России особое место занимают проблемы приграничных регионов;

- хозяйственный, социальный и культурный уклад жизни приграничных территорий обладает своей спецификой и особенностями, среди которых выделяется необходимость и возможность их локализации и «ампутации» от единого хозяйственного организма;

- непропорциональное, дисгармоничное экономическое развитие приграничных регионов должно компенсироваться другими регионами, находящимися в более льготных, комфортных условиях и обладающих достаточным потенциалом, позволяющим обеспечить сбалансированность всего хозяйственного комплекса в течение требуемого времени;

- проблемы приграничных регионов для России носят общие для всех и специфичные для каждого черты. И если общие задачи, присущие всем приграничным регионам необходимо решать на федеральном уровне, в соответствии с единой государственной программой, обеспечивающей системный, комплексный подход в рамках страны с целью достижения ее безопасности, то специфические для каждого субъекта федерации проблемы должны решаться на местном уровне;

- интенсивность экономических связей Белгородской области с Украиной равномерно снижается после распада Советского Союза, а после событий 2014 года произошел резкий спад внешнеторговых контактов. Экспорт в Украину из России и импорт из Украины в Россию в 2014 году снизился по сравнению с 2013 годом на одну треть. Несмотря на это, Украина по-прежнему приходится 2/3 внешнеторгового оборота Белгородской области. С 2014 года произошел дрейф малого и среднего бизнеса из приграничных областей Украины (Харьковская, Луганская, Донецкая области), Белгородской области, что связано с желанием сохранить российский рынок.

- фактор соседства с Украиной всегда играли и будут играть важную роль в Белгородской области, независимо от изменчивой политической ситуации. Несмотря на современную негативную тенденцию трансграничных отношений между Украиной и Российской Федерацией, потепление политических и экономических отношений в будущем кажется неизбежным, считают исследователи. Россия должна быть готова и выстраивать свою пограничную политику, в том числе и на региональном уровне, с учетом возможных политических изменений.

Список литературы References

1. Проект концепции стратегии пространственного развития РФ 2017.- URL: http://xn— 7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf (дата обращения: 28.10.2017).

Draft of the concept of strategy of spatial development of the Russian Federation. - - URL: http://xn—7sbbhnbqial1ebd4mma.xn--p1ai/uploadedFiles/files/Kontseptsiya_SPR.pdf. (date of the address: 10/28/2017).

2. Портал внешнеэкономической информации 2017.- URL: http: http://www.ved.gov.ru/ (дата обращения: 28.10.2017).

Portal of the external economic information. - URL: http: http://www.ved.gov.ru/ (date of the address: 10/28/2017).

3. Perkmann, M. Cross-border regions in Europe: Significance and Drivers of Regional Cross-Border Co-Operation. European Urban and Regional Studies Vol.10, No. 2.

Perkmann, M. Cross-border regions in Europe: Significance and Drivers of Regional Cross-Border Co-Operation. European Urban and Regional Studies Vol.10, No. 2.

4. Проблемы соседства России и Украины в новых геополитических условиях на примере Белгородской области. - - URL: https ://istina.msu.ru/media/reports/report/2ed/f7b/21173933/NS0_GMH_2016.pdf

Problems of the neighbourhood of Russia and Ukraine in new geopolitical conditions on the example of the Belgorod region. - - URL:

https://istina.msu.ru/media/reports/report/2ed/f7b/21173933/NS0_GMH_2016.pdf.

5. Ключников М.И., Заяц Д.В., Туров Н.Л., Германов Г.А., Иванов П.А., Колясев Е.Ф., Мамонтов Т.В., Недаев Г.В., Сергеева И.Д., Стецурина Л.А. 2016. Проблемы соседства России и Украины в новых геополитических условиях на примере Белгородской области // Перспективы

социально-экономического развития приграничных регионов. Материалы Третьей научно-практической конференции с международным участием (09 июня 2016 г., г. Петрозаводск). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2016. -С.45-50.

Klyuchnikov M.I., D.V. Hare, Tours N.L., Germanov G.A., Ivanov P.A., Kolyasev E.F., Mamontov T.V., Nedayev G. V., Sergeyev I.D., Stetsurin L.A. 2016. Problems of the neighbourhood of Russia and Ukraine in new geopolitical conditions on the example of the Belgorod region//Prospect of social and economic development of border areas. Materials of the Third scientific and practical conference with the international participation (on June 09, 2016, Petrozavodsk). Petrozavodsk: Karelian scientific center of RAS, 2016. - Page 45-50.6. Абрамова К.А. 2016.

6. Инвестиционная стратегия россии и ее влияние на объем и структуру иностранных инвестиций // Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: Сборник статей Международной научно- практической конференции (10 марта 2016 г., г. Челябинск). В 2 ч. Ч.1 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016.

Investment strategy of Russia and its influence on volume and structure of foreign investments//Strategy of sustainable development of national and world economy: Collection of articles of the International scientific practical conference (on March 10, 2016, Chelyabinsk). In 2 h. P.1 - Ufa: AETERNA, 2016.

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. - URL: http://belg.gks.ru/.

Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Belgorod region. - URL: http ://belg .gks.ru/.

8. Владыка М.В., Ваганова О.В., Переверзева Л.Е., Шварева В.И. 2014. Факторы роста государственного долга региональных субъектов Российской Федерации / Belgorod State University Scientific bulletin: Informatics, Applied Mathematics and Management. 2014. Т. 32. № 32-1 (192). С. 53-58. (In Russian).

Vladyka M. V., Vaganova O.V., Pereverzeva L.E., Shvareva V.I. 2014. Factors of growth of a public debt of regional territorial subjects of the Russian Federation / Belgorod State University Scientific bulletin: Informatics, Applied Mathematics and Management. 2014. T. 32. No. 32-1 (192). Page 53-58. (In Russian).

9. Vladyka M.V., Fliginskih T.N., Stryabkova E.A. 2016. Investments to the economy of Russian regions: dynamics, structure, risks. http:// Indian journal of science and technology . 2016. т. 9, № 30 , p. No 4592-4596.

Vladyka M.V., Fliginskih T.N., Stryabkova E.A. 2016. Investments to the economy of Russian regions: dynamics, structure, risks. http:// Indian journal of science and technology . 2016. т. 9, № 30 , p. No 4592-4596.

10. Chistnikova I.V., Antonova M.V., Glotova A.S., Dynnikov E.A., Ykimchuk S.V. 2017. Indicators and a mechanism to ensure economic security of the regions // Regional Science Inquiry, Vol. IX, (1), 2017, pp. 97-105.)/

Chistnikova I.V., Antonova M.V., Glotova A.S., Dynnikov E.A., Ykimchuk S.V. Indicators and a mechanism to ensure economic security of the regions // Regional Science Inquiry, Vol. IX, (1), 2017, pp. 97-105.

11. Герасимова Н.А., Кулик А.М., Стрябкова Е.А., Герасимова Н.А., Бондарева Я.Ю., Дружникова Е.П. 2017. Комплексная оценка уровня экономической безопасности Белгородского региона, монография: «Факторы устойчивого развития России» // Под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017.

Gerasimova N.A., Kulik A.M., Stryabkova E.A., Gerasimova N.A., Bondareva Ya.Yu., Druzhnikova E. Item 2017. Complex assessment of level of economic security of the Belgorod region, monograph: "Factors of sustainable development of Russia"//Under a general edition of S.S. Chernov. -Novosibirsk: TsRNS publishing house, 2017.

12. Титов А.Б. 2016. Некоторые аспекты функционирования региональной инновационной системы на примере Белгородской области /А.Б.Титов, О.В. Ваганова// Известия Байкальского государственного университета.- Иркутск.-Т. 26№4, 2016.- С. 550-556.

Titov A. B. 2016. Some aspects of the functioning of the regional innovation system on the example of the Belgorod region /A. B. Titov, O. V. Vaganova// proceedings of the Baikal state University.- Irkutsk.- Vol. 26, No. 4, 2016.- Pp. 550-556.

13. Ваганова О.В. 2017. Региональная экономика: учеб. пособие / О.В. Ваганова, Я.Ю.Бондарева, И.В. Чистникова и др.- Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ, 2017.- 140 с.

Vaganova O.V. 2017. Regional'naya Ekonomika: ucheb. manual / O.V. Vaganova, J.Y. Bondarev, I.V. Chitnikova etc. - Belgorod : publishing house "Belgorod" NIU "Belgu, 2017.- 140 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.