Я.А. ЗОЛОТОВ
Ярослав Александрович ЗОЛОТОВ — аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики СПбГЭУ. В 2009 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — экономическая теория.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЗАПРЕЩЕННЫХ РЫНКОВ*
Одно из центральных мест в рамках рассмотрения теории запрещенных рынков, на наш взгляд, должно занимать исследование экономического поведения его участников. Экономическое поведение в экономической теории трактуется как поведение людей по использованию ограниченных ресурсов для максимально возможного удовлетворения потребностей, предполагающее цепь последовательных осознанных действий в сферах производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Наличие запрета на свободное функционирование рынка, куплю-продажу отдельных видов экономических благ определяет ряд особенностей экономического поведения субъектов запрещенного рынка. Характеризуя данный тип поведения, можно отметить его девиантность, возникающую в результате сочетания таких аспектов мотивации, как зависть, корысть, эгоцентризм, чувство собственного превосходства, жажда обогащения, авантюризм, лидерство, поддержание имиджа, стремление к получению удовольствия и т. д. Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе, и ведущее к совершению преступлений и правонарушений [4]. Это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам (как зафиксированным в законах и указах, так и транслируемым в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентаций) и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [3, с. 14]. Оно существенно отличается от гармонии и нормы. Девиантное поведение может иметь разнообразные структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или выражаться в единственной форме, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость [там же, с. 70].
Если под экономическим поведением понимать поведение людей в процессе производства, распределения и потребления благ и услуг, то к девиантному экономическому поведению можно отнести поведение (совокупность поступков) в течение этих процессов, нарушающее любые нормы [2, с. 27].
Одним из наиболее специфичных видов запрещенных рынков является рынок наркотиков. Данный тип запрещенного рынка можно охарактеризовать как куплю-продажу частных экономических благ, находящихся под юридическим запретом, обладающих отрицательной полезностью для потребителя, увеличение потребления которых небезопасно для человека, и направленных на удовлетворение деструктивных человеческих потребностей. Оригинальность данного рынка и заключается в особенностях
ГРНТИ 06.03.07 © Я.А.Золотов, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. Л.А. Мчэринъ.
экономического поведения его участников, в частности потребительского поведения, на характер которого оказывает ключевое влияние специфика предлагаемого на рынке товара — наркотика, а именно вызываемый применением данного товара эффект привыкания и зависимости. Эффект зависимости состоит в том, что чем больше было потребление наркотиков в прошлом, тем сильнее желание потреблять их в настоящем; эффект привычки заключается в том, что степень воздействия дозы наркотика обратно зависима от количества ранее потребленных наркотиков и длительности их употребления. Особенно важен эффект зависимости: потребление наркотиков имеет взаимосвязанные последствия, проявляющиеся на протяжении всей жизни наркопотребителя [7].
Психофизиологические последствия потребления наркосодержащих веществ обусловливают две группы потребителей (и, соответственно, два сектора наркорынка): рынок начинающих наркопотребителей и тяжелых наркозависимых. Различия между двумя этими группами проявляются прежде всего в продолжительности потребления наркотических средств и в особенностях организма, определяющих формирование зависимости от наркотических средств. Начинающие наркопотребители являются стандартно рациональными — их спрос, вне всякого сомнения, эластичен по цене, и увеличение издержек (например, усиление репрессий) вполне может снизить потребление как в близком, так и в отдаленном будущем [5, с. 28]. Уровень потребления товара и спрос на него полностью определяются свободным решением потребителя. А само потребление наркотика может носить характер эксперимента. Для тяжелых наркозависимых характерен уже другой тип экономического поведения. Длительный период потребления наркотических средств формирует так называемый «капитал вредной привычки» [6, с. 237]. Первоначальное увеличение потребления вредных благ влечет последующий рост запаса «капитала вредной привычки», который стимулирует дальнейший рост потребления наркотика. В момент принятия решения о дальнейшем принятии наркотика заканчивается формирование капитала вредной привычки и начинается его дальнейшее увеличение. Кроме того, согласно JIM. Тимофееву, логика экономического поведения полностью наркозависимого характеризуется единообразием предпочтений [5]. Потребитель добровольно, в силу собственных индивидуальных предпочтений, ограничивает свое экономическое поведение рамками особенного рынка, где он покупает только одно благо — наркотик, отдав за него любой другой мыслимый товар или все мыслимые товары, вместе взятые. В модели экономического поведения наркозависимого полезность всех и любых товаров (и вообще любых экономических благ), кроме наркотиков, будет равняться нулю [там же, с. 26].
Отличительной особенностью экономического поведения наркозависимого является изменение статуса его поведения и переход его из статуса легального, подпадающего под формальные нормы, в статус криминального поведения — совокупности отклоняющихся от принятых норм поступков, подпадающих под юрисдикцию административного и уголовного права. Для рынка наркотиков характерна обратная зависимость между и спросом и доходом. В данном случае спрос не эластичен по доходу и зависит только от состояния предпочтений потребителя. Усиление зависимости от наркотика требует усиления его потребления, что, в свою очередь, требует от наркозависимого поддержания соответствующего увеличения уровня своего дохода. Постоянная забота о том, чтобы доход обеспечивал непроизвольно растущий спрос, и составляет основное содержание экономического поведения наркозависимого потребителя [там же, с. 49]. При этом как только затраты на наркотики достигают предельного уровня и не могут быть возмещены из легальных источников, «рациональный наркоман» неизбежно должен будет прибегнуть к источникам криминальным и заниматься нелегальной деятельностью, чтобы только пополнить свои доходы. Нелегальная деятельность наркоманов, как правило, сопряжена с насилием [1].
Для наркомана полезность дохода, дающего возможность обретения достаточной дозы наркотика, абсолютна, и поэтому, в отличие от любого потребителя на любом другом рынке, никакие отрицательные факторы не способны удержать его от преступления. Такой доход в экономической литературе трактуется как «доход от настоятельного стремления к наркотикам» (drug seeking behavior income (DSB-доход)) [5, с. 49]. Это необходимая экономическая жертва, которую наркорынок всегда требует от рационального потребителя, охваченного неодолимым пристрастием к тому или иному товару. Не столько деградация морали или криминальные наклонности, сколько рациональная экономическая логика выводит наркозависимого потребителя за пределы юридических и нравственных норм. DSB-доход, который позволяет потребителю даже и на самой последней стадии наркозависимости оставаться на рынке наркотиков, как и всякий нетрудовой доход, есть часть общественного достояния,
произвольно, в обход рыночного механизма изъятая и перераспределенная в пользу частного лица и вынесенная им на рынок для обмена на наркотики [там же, с. 51].
Немаловажное значение имеют и транзакционные издержки, которые несет потребитель наркотиков. Наркопотребители обычно создают для себя некоторый запас наркотиков, из которого они регулярно берут дозы для текущего потребления, а сам запас периодически пополняют. В результате они рискуют быть наказанными не только за покупку наркотиков, но и за их хранение. Риск наказания порождает, по наблюдениям М. Мура, более крупные издержки, чем сама цена наркотиков. Когда потребитель покупает наркотик, он рискует оказаться обманутым, и даже избитым нечестным наркодилером, а также быть арестованным полицией, в результате чего его могут оштрафовать, посадить в тюрьму, уволить с работы и т. д. Более того, его могут судить, даже если у него вообще не обнаружено наркотиков, поскольку судьи имеют право осуждать только за попытку их приобретения. Хранение наркотиков также влечет за собой наказание, причем чем больше величина запаса, тем строже наказание, поскольку полицейские склонны считать большое количество наркотиков предназначенным для перепродажи [8].
Поведение производителей и продавцов товаров на рынке наркотиков также имеет свои особенности. Как и на любом другом рынке, производитель стремится к максимизации своей прибыли от деятельности. Поведение производителей наркотических средств зависит от того сегмента рынка, на котором действует продавец: специфика поведения в том или ином сегменте проявляется в методах продвижения продукции и управления экономическим поведением наркозависимых. В условиях существующего разделения рынка наркотиков на сегменты начинающих и наркозависимых основной тактикой в поведении производителей наркотиков является ценовая и ассортиментная дискриминация, при которой разные потребители платят по-разному, в зависимости от того, сколько они готовы заплатить [5, с. 73]. В целях обеспечения стабильного дохода фирма-производитель охватывает своей деятельностью все сегменты рынка и стремится управлять экономическим поведением потребителей в целях перевода его в сегмент полностью наркозависимых для обеспечения постоянного дохода. При этом, исходя из предположений Л.М. Тимофеева [5], мы можем говорить о том, что сегмент начинающих наркопотребителей выступает для продавца резервным корпусом, обеспечивающим стабильное функционирование рынка полностью наркозависимых. Кроме того, поведение производителей наркотических средств характеризуется высоким уровнем транзакционных издержек в области обеспечения безопасности продавцов и низким уровнем транзакционных издержек в области продвижения продукции. При этом основной причиной транзакционных издержек выступает запрет на функционирование рынка. Кроме того, запрет обусловливает стремление производителей интегрироваться в крупные экономические объединения, в целях сосредоточения значительных ресурсов, направляемых на обеспечение эффективного функционирования в условиях запрета и снижение рисков. При этом в условиях запрета наркобизнес страхует риск покупателя остаться без наркотиков, и ценовая надбавка в данном случае выступает в роли страховой премии. Страховой фонд в наркоотрасли состоит как из финансовых средств, так и из развитых и отлаженных внутриотраслевых структур.
Итак, наличие запрета на свободное функционирование рынка, куплю-продажу отдельных видов экономических благ определяет ряд особенностей экономического поведения субъектов запрещенного рынка. При этом данный тип поведения можно охарактеризовать как девиантное поведение, значительно отклоняющееся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе, и ведущее к совершению преступлений и правонарушений. Наиболее ярким примером этого служит экономическое поведение субъектов рынка наркотиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсон Р. Наказания за потребление наркотиков. URL: http://corraption.rsuh.ru/magazine/3/n3-09.shtml
2. Максимцее И.А., Локшин Э.Х., Бахрах O.A. Экономическое поведение и коррупция // Психология в экономике и управлении. 2011. № 2. С. 26-33.
3. Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
4. Профилактика девиантного поведения у подростков. URL: http://www.psi.sch975.edusite.rn/pl laal.html
5. Тимофеев Л.М. Наркобизнес. Начальная теория экономической отрасли. М.: РГГУ, 2003. 132 с.
6. Becker G., Grossman M., Murphy KM. An Empirical Analysis of Cigarette Addiction // NBER Working Paper. 1990. N 3322. April. P. 237-241.
7. KoppP. Les analyses formelles des marches de la drogue //Revue du Tiers Monde. 1992. T. 33. N 131. P. 565-579.
8. Moore M.H. Buy and Bust: The Effective Regulation of an Illicit Market in Heroin. Lexington, Mass.: Heath, 1977.