Научная статья на тему 'Особенности экономического мышления менеджера'

Особенности экономического мышления менеджера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ECONOMIC THINKING / МЕНЕДЖЕР / MANAGER / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богунов Леонид Александрович

В статье определены особенности экономического мышления менеджера как субъекта управления деятельностью экономических субъектов, обозначена сущность понятия «экономическое мышление менеджера», его объект и предмет. В качестве особенностей экономического мышления менеджера представлены: определенность цели, системное понимание истории развития той или иной потребности, соответствующий понятийно-терминологический аппарат, необходимость устного и письменного определения моментов понимания системы деятельности по удовлетворению потребности, готовность к интерпретации собственного понимания специфики удовлетворения той или иной потребности как такого, которое может и должно меняться. Обращено внимание на необходимость активной коммуникация менеджера с иными субъектами носителями соответствующего знания экономической действительности; способность менеджера к мысленному экспериментированию в процессах распредмечивания и опредмечивания потребности; соотнесение результатов собственной экономической мыследеятельности с практикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Features of Economic Thinking of a Manager

The paper defines the special features of economic thinking of a manager as a subject of management of economic actors activity. It specifies the essence of the term “economic thinking of a manager”, its object and subject. Peculiarities of economic thinking of a manager include a clear goal; systemic understanding of the development process of a particular need; a system of appropriate terms and definitions; the necessity for verbal and written interpretation of the way how the system of meeting the needs is understood; readiness to provide personal interpretation which can and should be changed. The author pays attention to the need for active communication between a manager and specialists in a particular economic sphere; ability of a manager to conduct mental experiments in the processes of disobjectification and objectification of a need; comparing the results of personal economic thinking with practice.

Текст научной работы на тему «Особенности экономического мышления менеджера»

ft

Особенности экономического мышления менеджера

^ БОГУНОВ Леонид Александрович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева 150000, Республика Казахстан, г. Петропавловск, ул. Пушкина, 86 Тел.: (7152) 50-60-08 E-mail: leonid.bogunov@mail.ru

Ключевые слова

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

МЕНЕДЖЕР

ПОТРЕБНОСТИ

РЕСУРСЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация

В статье определены особенности экономического мышления менеджера как субъекта управления деятельностью экономических субъектов, обозначена сущность понятия «экономическое мышление менеджера», его объект и предмет. В качестве особенностей экономического мышления менеджера представлены: определенность цели, системное понимание истории развития той или иной потребности, соответствующий понятийно-терминологический аппарат, необходимость устного и письменного определения моментов понимания системы деятельности по удовлетворению потребности, готовность к интерпретации собственного понимания специфики удовлетворения той или иной потребности как такого, которое может и должно меняться. Обращено внимание на необходимость активной коммуникация менеджера с иными субъектами - носителями соответствующего знания экономической действительности; способность менеджера к мысленному экспериментированию в процессах распредмечивания и опредмечивания потребности; соотнесение результатов собственной экономической мыследеятельности с практикой.

JEL classification

М19, A20, P46

В актуальной политической, социально-экономической ситуации, на фоне возникших дополнительных ограничивающих факторов и возросших в связи с этим рисков, наличие эффективного менеджмента социально-экономических систем особенно востребовано. Обеспечить необходимый уровень менеджмента может компетентный управленческий персонал. В основе таких компетенций менеджера - качество его экономического мышления, те особенности экономического мышления, которые обеспечивают эффективность управленческой деятельности менеджера как субъекта управления социально-экономическими системами.

Общеизвестно, что экономика - это наука о том, как общество распределяет ограниченные ресурсы для производства, распределения, обмена и потребления благ для удовлетворения возвышающихся человеческих потребностей. Деятельность менеджера заключается в управлении распределением ресурсов. Менеджер принимает решения об определенном варианте использовании ресурсов, вовлечения ресурсов в некотором порядке в процесс управления.

Закономерность использования ресурсов предполагает, что менеджер понимает логику тех потребностей, которые предстоит удовлетворять, логику системы деятельности экономического субъекта, направленную на удовлетворение некоторой конкретной потребности или группы потребностей. Это последнее обстоятельство предполагает, в свою очередь, соответствующее качество экономического мышления менеджера.

Целью настоящей статьи является определение особенностей экономического мышления менеджера исходя из специфики деятельности последнего.

Своего решения требуют следующие задачи.

Во-первых, необходимо обозначить сущность понятия экономического мышления менеджера, его объект и предмет, а для этого опереться на уже имеющееся

в экономической науке понимание феномена экономического мышления, а также результаты собственных исследований, представленных в соответствующих публикациях.

Во-вторых, основываясь на сущности понятия экономического мышления менеджера и исходя из специфики деятельности менеджера, определить особенности экономического мышления менеджера как субъекта управления деятельностью экономических субъектов.

Для достижения цели и решения поставленных задач мы будем использовать методы анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и конкретизации, методы индуктивных и дедуктивных умозаключений, построение на этой основе причинно-следственных связей, а также метод движения от абстрактного к конкретному.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Как это отражено в развернутом анализе феномена экономического мышления, представленном нами в опубликованных ранее работах [5; 6], впервые понятие «экономическое мышление» встречается у К. Маркса [10. С. 181] в связи с критикой идей Д. Милля и Дж.Р. Мак-Куллоха в главе «Разложение рикардиан-ской школы». Подробное исследование данного феномена, а также явления экономического сознания находим у таких авторов, как Л.И. Абалкин [1], А.Ю. Архипов [2], Х.У. Астамиров [20] С.М. Бе-лозеров [3], Л.С. Бляхман [4], Е.П. Дятел [8], В.И. Мирошников [11], В .Д. Попов [12] И.Б. Скоробогатов [13], К.А. Улыбин [15], П.Ф. Фофанов [17], И.П. Цимбалов, Г.М. Шевашкевич [19], а также из зарубежных авторов у П. Хейне, П. Боутке, Д. Причитко [18] и др.

Итак, на основании работ вышеобо-значенных авторов и для развития логики дальнейшего изложения мы кратко резюмируем обобщенное понимание феномена. Под экономическим мышлением принято понимать процесс и результат отражения экономической действительности; знания, умения и навыки теоретического и практического оперирования

Special Features of Economic Thinking of a Manager

■o

я

категориальным экономическим аппаратом, реализуемые при решении прикладных экономических задач. Процесс формирования экономического мышления предполагает сочетание экономической теории и практики в деятельности экономического субъекта.

Тогда, исходя из понимания специфики деятельности субъекта управления (менеджера) [7; 9; 14; 16; 21; 22 и др.], мы получаем следующее. Объектом экономического мышления менеджера - субъекта принятия решений об определенном варианте использовании ресурсов, вовлечения их в некотором порядке в процесс управления - является деятельность экономического субъекта. В этой связи предметом экономического мышления менеджера является система деятельности экономического субъекта (экономическим субъектом также является и сам менеджер) по удовлетворению потребностей.

Таким образом, заключаем: экономическое мышление менеджера представляет собой систему деятельности менеджера по управлению распределением ограниченных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей, основываясь на организации системы деятельности экономического субъекта, исходя из логики распредмечивания и опредмечивания.

Далее: раскрываем понятие экономического мышления менеджера, определяя его особенности.

1. В процессе своей деятельности менеджеру необходимо исходить из того, что целью его экономического мышления является понимание специфики процесса удовлетворения неограниченных потребностей в условиях ограниченных ресурсов, понимание предметов удовлетворения потребностей. Менеджер должен уметь исследовать тот или иной предмет удовлетворения потребностей для развития качества его понимания, определения его свойств, выявления новых связей и отношений данного предмета в целях максимизации его потребительской полезности.

2. Менеджер должен знать, а также уметь проследить историю развития той или иной потребности и, соответственно, уметь исследовать историю развития системы деятельности по удовлетворению данной потребности. Уметь организовать соответствующее исследование не только на бытовом уровне, но и с точки зрения научного понимания данного явления. Эта особенность должна проявлять себя как в общем, характеризуя исследовательскую компетенцию экономического мышления менеджера, так и в частности, применительно к специфике профессиональной деятельности конкретного менеджера - к реализуемым товарам, работам, услугам в системе управления данного субъекта.

Например, специалист управления, работающий в отрасли высоких технологий, должен понимать, удовлетворением каких потребностей продиктована необходимость появления, скажем, новых гаджетов, чем, соответственно, обусловлен спрос на эти устройства и какого развития данной потребности, данного продукта, данной отрасли по возможности можно ожидать в будущем.

3. Реализация экономического мышления менеджера предполагает владение соответствующим понятийно-терминологическим аппаратом. Данный аппарат, с одной стороны, выступает в роли инструмента анализа специфики процесса удовлетворения потребностей, а также анализа предметов удовлетворения потребностей. С другой стороны, выступает в роли результатов такого анализа, в которых отражаются моменты развития понимания предметов.

Важно отметить, что менеджер должен владеть как необходимой научной терминологией, с тем чтобы по возможности в строгих формулировках описывать процессы производства, распределения, обмена и потребления, уметь проводить научное исследование экономических явлений, так и бытовым понятийным инструментарием, учитывающим специфику сознания контрагентов.

^ Leonid A. BOGUNOV

Cand. Sc. (Psychology), Associate Professor of Psychology Dept.

M. Kozybayev North Kazakhstan State University

150000, the Republic of Kazakhstan, Petropavlovsk, Pushkina St., 86 Phone: (7152) 50-60-08 E-mail: leonid.bogunov@mail.ru

Keywords

ECONOMIC THINKING

MANAGER

NEEDS

RESOURCES

ACTIVITY

Abstract

The paper defines the special features of economic thinking of a manager as a subject of management of economic actors activity. It specifies the essence of the term "economic thinking of a manager", its object and subject. Peculiarities of economic thinking of a manager include: a clear goal; systemic understanding of the development process of a particular need; a system of appropriate terms and definitions; the necessity for verbal and written interpretation of the way how the system of meeting the needs is understood; readiness to provide personal interpretation which can and should be changed. The author pays attention to the need for active communication between a manager and specialists in a particular economic sphere; ability of a manager to conduct mental experiments in the processes of disobjectification and objectification of a need; comparing the results of personal economic thinking with practice.

JEL classification

М19, A20, P46

4. Анализ деятельности, направлен-8 ной на соответствующие предметы удов-ю летворения потребностей, предполагает

необходимость не только устной, но и и обязательно письменной формулировки ш моментов понимания, процесса развития < такого понимания, процесса получения нового качества понимания. Уместно это делать, например, в форме построения моделей понятия, схем, графиков. Также важно уметь дать логически правильное определение понятия, сформулировать суждения, построить умозаключения.

Данная особенность экономического мышления менеджера обусловлена, во-первых, тем, что в письменной речи субъект более ответственно формулирует свои мысли, стараясь нивелировать возможные неточности и устранить имеющие место недостатки, а там, где это необходимо, доработать соответствующие понимания явления, т.е. более ответственно подойти к процессу формулирования мысли.

Во-вторых, мысль, оформленная на бумаге, создает необходимые и достаточные условия для проверки нового качества понимания потребности и ее предмета на практике, а именно, для реализации логического движения мышления от словесно-логического до наглядно-образного и далее до наглядно-действенного. В то время как без письменной фиксации мысли данный алгоритм представляется гораздо более трудоемким для реализации.

5. Экономическое мышление предполагает готовность менеджера интерпретировать собственное качество понимания предмета (соответственно, и потребности, так как потребность всегда реализуется как потребность в чем-то, в каком-то предмете и определяется в понятиях) как неоднозначное, как потенциально неразвитое, как нечто такое, что может и должно меняться. Такая установка менеджера становится предпосылкой инновационности - в противовес стереотипности и инерционности.

Кроме того, такой подход менеджера к пониманию процесса удовлетворения потребностей, специфики производства, распределения, обмена и потребления благ, к пониманию самих предметов удовлетворения потребностей делает из него исследователя - гибкого, готового к новому, адаптивного в ситуациях неопределенности. Данная особенность экономического мышления в своем развитом состоянии делает из менеджера исследователя, новатора.

6. Исследование предметов удовлетворения потребностей и развитие качества их понимания предполагает активную коммуникацию менеджера с иными субъектами - носителями соответствующего знания, а точнее, носителями некоторого понимания соответствующего предмета. Цель коммуникации - непредвзятое восприятие и критическое осмысление новых особенных моментов понимания блага, которые могут иметь место в понятийно-терминологическом аппарате иных субъектов коммуникации. Таким образом, для менеджера предоставляется возможность обогащения, уточнения и переосмысления собственного понимания.

Главное в описываемой особенности экономического мышления - готовность менеджера к всестороннему восприятию явления и определение своего понимания предмета не как случайного неосознанного выбора, но как выверенного ответственного решения. Таким образом, менеджер должен уметь позиционировать себя в качестве инициатора коммуникации с любым типом собеседника, в качестве профессионала, способного учесть особенности субъекта коммуникации, поддерживать диалог, соблюдая соответствующие нормы и правила общения.

Необходимо профессионально использовать средства невербального общения, поскольку они во многом передают те специфические моменты понимания, которые могут быть сокрыты в вербальной речи. Здесь важно уметь слушать и слышать собеседника, стараясь как можно объективнее оценить его позицию, аргументировать свою. При этом нужно уметь не только грамотно входить, но и выходить из общения.

Обозначенные выше особенности экономического мышления менеджера логически подводят к следующей особенности, а также и методу - способности к мысленному экспериментированию.

7. Мысленный эксперимент - это метод, состоящий в построении в мыслительном плане связей и отношений между реальными объектами, комбинировании и рекомбинировании этих связей и отношений, просчитывая возможные варианты развития событий, моделируя принятие решений на изменения ситуаций и возможные следствия из этих решений.

Реализация мысленного эксперимента в процессах распредмечивания и опредмечивания потребности заклю-

чается в проверке имеющегося знания, а также в получении нового знания путем манипуляций с идеальными объектами подсистем и элементов системы деятельности.

Успех мысленного эксперимента для менеджера в процессах распредмечивания и опредмечивания потребности зависит, во-первых, от достаточного понятийного и образного инструментария экономического мышления для организации и реорганизации соответствующих систем деятельности по удовлетворению потребностей. Во-вторых, от знаний и умений использования инструментария действий как для получения нового понятийного и образного инструментария, так и для проверки результатов мысленного экспериментирования на практике.

Мысленный эксперимент в экономическом мышлении менеджера может выступать как самодостаточный только в исключительных случаях, когда нельзя апробировать практически все возможные варианты принятых решений по распределению ресурсов для организации системы деятельности по удовлетворению потребности. Например, ввиду дороговизны этой процедуры, по некоторым этическим соображениям или иным объективным причинам.

Также самодостаточность мысленного экспериментирования по распредмечиванию и опредмечиванию потребностей может иметь место в тех ситуациях, когда на основе имеющегося знания, уже проверенного практикой, возможно построение дедуктивных умозаключений о потенциальной логике потребности некоторого субъекта экономических отношений без практического экспериментирования.

В целом же метод мысленного эксперимента, реализуемый для распредмечивания и опредмечивания потребностей, либо представляет собой этап планирования дальнейшей практической реализации действий, либо является продолжением таких действий в качестве анализа результатов и нового планирования.

В любом случае, оценку окончательного эффекта опредмечивания и распредмечивания потребности менеджер может получить только на основе практической реализации результатов мыслительного экспериментирования. Таким образом получая опыт, резюмируя для себя алгоритмы эффективных управленческих воздействий.

8. Исследование предметов удовлетворения потребностей, результатов распредмечивания и опредмечивания предполагает их апробацию на практике, соотнесение результатов понимания с практикой. Данная апробация реализуется в логике наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического видов мышления.

Так, в процессе и в результате наглядно-действенного мышления познающий субъект, производя необходимые манипуляции с предметами, благодаря операциям мышления (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, категоризация) выделяет те или иные свойства предметов. Далее достраивает некоторую совокупность идентифицированных свойств до определенной целостности - формируется образ. Как мы понимаем, манипуляции с образами осуществляет уже наглядно-образное мышление.

Но сформировав некоторый образ, человек продолжает уточнять, проверять, корректировать данный образ в практической деятельности, общении или научной деятельности, т.е., как бы возвращая его вновь и вновь, то в сферу наглядно-действенного мышления, то оперируя словесно-логическим мышлением, превращает результаты функционирования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в понятия, суждения, умозаключения, которые

через наглядно-образное и наглядно-действенное мышление вновь соотносит с материальной действительностью.

Здесь многое зависит от того, какое качество воспринимаемого предмета на начальном этапе восприятия было принято как основное. В дальнейшем именно с этим качеством будет ассоциироваться значимость всего предмета как предмета удовлетворения потребностей, как некоторого понимаемого качества данного предмета, являющего собой благо или антиблаго. То есть уточнение и корректировка образа будет осуществляться на фоне этого изначально воспринятого качества. Изменить данное обстоятельство может развитое экономическое мышление, опирающееся на практическую деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, с опорой на уже имеющееся в экономической науке понимание феномена экономического мышления, а также на результаты собственных исследований, мы определили, что экономическое мышление менеджера представляет собой систему деятельности менеджера по управлению распределением ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей, основываясь на организации системы деятельности экономического субъекта, исходя из логики распредмечивания и опредмечивания.

Основываясь на сущности понятия «экономическое мышление менеджера» и исходя из специфики деятельности последнего, мы выявили особенности данного вида мышления:

1) определенность цели экономического мышления менеджера;

2) системное понимание истории развития той или иной потребности и системы деятельности по удовлетворению данной потребности;

3) владение соответствующим понятийно-терминологическим аппаратом при реализации функционирования своего экономического мышления;

4) необходимость устного и письменного определения моментов понимания системы деятельности по удовлетворению потребности;

5) готовность к интерпретации собственного понимания специфики удовлетворения той или иной потребности как такого, которое может и должно меняться;

6) активная коммуникация менеджера с иными субъектами - носителями соответствующего знания об экономической действительности;

7) способность к мысленному экспериментированию в процессах распредмечивания и опредмечивания потребности;

8) соотнесение с практикой и внедрение в практику результатов собственной экономической мыследеятельности.

■о

я

Источники

1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика 1987.

2. Архипов А.Ю. Современное экономическое мышление: вопросы теории и практики развития: дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 1999.

3. Белозеров С.М. Перестройка мышления хозяйственного руководителя: содержание, пути, перспективы: учеб. пособие. М.: АНХ СССР, 1988.

4. Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 1990.

5. Богунов Л.А. Свидетельство о государственной регистрации на объект авторского права под названием «Субъектное экономическое мышление» (СЭМ) // Сборник научных статей. 10.04.2012. № 431. Астана: Комитет по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан, 2012.

6. Богунов Л.А. Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права под названием «Управленческое экономическое мышление» (УЭМ) // Сборник научных статей. 11.05.2015. № 1158. Астана: Министерство юстиции Республики Казахстан, 2015.

7. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2004.

8. Дятел Е.П. Экономический образ мышления: представления, понятия, система категорий: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1998.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3.

11. Мирошников В.И. Новое экономическое мышление: вопросы методологии. Харьков: Выща школа; Изд-во при ХГУ, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Попов В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М., 1981.

13. Скоробогатов И.Б. Хозяйственный руководитель и новое экономическое мышление. М.: Знание, 1988.

14. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1991.

15. Улыбин К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986.

16. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Контроллинг, 1992.

17. Фофанов П.Ф. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск: Наука, 1979.

18. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. 10-е изд.: пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2005.

19. Цимбалов И.П., Шевашкевич Г.М. Экономическое мышление и рыночное поведение: в 3 кн. Саратов: СГТУ, 1996.

20. Экономическое мышление в XXI веке: монография / Х.У. Аста-миров и др.; под ред. М.А. Пивоваровой. М.: Моск. гос. ун-т печати, 2005.

21. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992.

22. Gantt H.L. Organizing for Work. New York: Harcourt, Brace and home, 1919.

References

1. Abalkin L.I. Novyy tipekonomicheskogomyshleniya [The new type of economic thinking]. Moscow, Ekonomika Publ., 1987.

2. Arkhipov A.Yu. Sovremennoe ekonomicheskoe myshlenie: voprosy teorii i praktiki razvitiya: dis. d-ra ekon. nauk [Modern economic thinking: the issues of the theory and practice of development. Dr. econ. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 1999.

3. Belozerov S.M. Perestroyka myshleniya khozyaystvennogo ru-kovoditelya: soderzhanie, puti, perspektivy [Transformation of economic thinking of a manager: content, path, perspectives]. Moscow, ANKh SSSR, 1988.

4. Blyakhman L.S. Perestroyka ekonomicheskogo myshleniya [Transformation of economic thinking]. Moscow, Politizdat Publ., 1990.

5. Bogunov L.A. [Certificate of state registration of the object of copyright named «Subjective economic thinking»]. Sbornik nauchnykh statey. №431. [A collection of scientific articles. No. 431]. Astana: Committee on the Rights of Intellectual Property of the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan Publ., 2012.

6. Bogunov L.A. Certificate of state registration of the object of copyright named «Managerial economic thinking»]. Sbornik nauchnykh statey. № 1158. [A collection of scientific articles. No. 1158]. Astana: The Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan Publ., 2012.

7. Drucker P.F. The Essential Drucker. (Russ. ed.: Drucker P.F. Entsiklope-diya menedzhmenta. Moscow, Williams Publ., 2004).

8. Dyatel Ye.P. Ekonomicheskiy obraz myshleniya: predstavleniya, pony-atiya, sistema kategoriy [Economic way of thinking: ideas, concepts, the system of categories]. Yekaterinburg, USUE Publ., 1998.

9. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975.

10. Marks K., Engels F. Essays. 2nd ed. Vol. 26. Part 3.

11. Miroshnikov V.I. Novoe ekonomicheskoe myshlenie: voprosy me-todologii [New economic thinking: the methodology issues]. Khar'kov, Vyshcha shkola Publ.; KhSU Publ., 1989.

12. Popov V.D. Ekonomicheskoe soznanie: sushchnost, formirovanie i rol' v sotsialisticheskom obshchestve [Economic consciousness: the essence, formation and role in socialist society] . Moscow, 1981.

13. Skorobogatov I.B. Khozyaystvennyy rukovoditel'i novoe ekonomicheskoe myshlenie [Manager and new economic thinking]. Moscow, Znanie Publ., 1988.

14. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management (Russ. ed.: Teylor F.V. Printsipy nauchnogo menedzhmenta. Moscow, Politizdat Publ., 1986).

15. Ulybin K.A. Sovremennoe ekonomicheskoe myshlenie [Modern economic thinking]. Moscow, Politizdat Publ., 1986.

16. Fayol H. General and Industrial Management (Russ. ed.: Obshchee i promyshlennoe upravlenie. Moscow, Kontrolling Publ., 1992).

17. Fofanov P.F. Ekonomicheskie otnosheniya i ekonomicheskoe soz-nanie [Economic relations and economic consciousness]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1979.

18. Heyne P., Boettke P., Prychitko D. The Economic Way of Thinking (Russ. ed.: Kheyne P., Boutke P., Prichitko D. Ekonomicheskiy obraz mysh-leniya. 10th ed. Moscow, Williams Publ., 2005).

19. Tsimbalov I.P., Shevashkevich G.M. Ekonomicheskoe myshlenie i rynochnoe povedenie [Economic thinking and market behaviour]. Saratov, SSTU Publ., 1996.

20. Pivovarova M.A. (ed.) Economicheskoye myshliniye vXXI veke [Economic thinking in the XXI century]. Moscow, MSUP Publ., 2005.

21. Emerson H. Twelve Principles of Efficiency (Russ. ed.: Emerson G. Dvenadtsat' printsipov proizvoditel'nosti. Moscow, Ekonomika Publ., 1992).

22. Gantt H.L. Organizing for Work. New York: Harcourt, Brace and home, 1919.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.