Научная статья на тему 'Особенности экономического и природного потенциала морехозяйственного комплекса Сахалинской области'

Особенности экономического и природного потенциала морехозяйственного комплекса Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
778
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIOLOGICAL RESOURCES / MANUFACTURING / FISHERY ENTERPRISES / FISH BRANCH / FISHING FLEET / ECONOMICS / ECOLOGY / ECONOMIC DEVELOPMENT / БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРОИЗВОДСТВО / РЫБОЛОВСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫБНОЙ ОТРАСЛИ / РЫБОЛОВНЫЙ ФЛОТ / ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Назарова Лилия Хатифовна

Отмечено, что исторически хозяйственно-экономическая деятельность человека связана с освоением морей, океанов и прибрежных территорий. Транспортная доступность данных территорий для международного сообщения являлась основой развития экономики и торговли, а сами зоны, обладающие богатыми ресурсами, остаются до настоящего времени одними из наиболее эксплуатируемых и инвестиционно привлекательных территорий. В современных экономических условиях без расширения индустриального пространства, качественного наращивания промышленного потенциала России будет сложно сохранить свои позиции в тройке реальных мировых лидеров: США, Китай, Россия. В сложившейся после распада СССР геополитической ситуации расширение индустриального пространства может происходить только в направлении Востока и Севера России, в направлении прибрежных зон. Хозяйственная деятельность различных предприятий и организаций в этих зонах должна проводиться комплексно, что пока не удается достигнуть в условиях стихийного развития рыночных отношений. Успех в данном случае не может быть достигнут без использования глубокого научного подхода. В этой связи результаты любых исследований, ориентированных на формирование научных подходов к управлению развитием прибрежных территорий, окажутся обязательно востребованными. Рассмотрена проблематика деятельности предприятий, занимающихся рыбохозяйственной деятельностью на Дальнем Востоке России. Предложены меры экономического стимулирования ведения бизнеса рыбохозяйственной отрасли Дальнего Востока. Выявлены кологические проблемы и предложены пути решения в области рационального использования при-родно-экономического потенциала Дальневосточного региона. Показан социальный аспект в спектре необходимого комплекса действий по реализации программы экономического развития Дальнего Востока. Обоснован потенциальный результат от всего комплекса предложенных действий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND NATURAL POTENTIAL PECULIARITIES OF THE SAKHALIN SEA COMPLEX

Historically, economic and human economic activity has been associated with the development of seas, oceans and coastal areas. Transport accessibility of these areas for international communication is the foundation of economy and trade, as do the areas that have rich resources and remain one of the most exploited and investment attractive areas. In the current economic conditions high-quality industrial capacity-building will be difficult for Russia without the extension of industrial space to maintain its position at the top of three leaders of the real world: the US, China, Russia. In the current post-Soviet geopolitical situation the expansion of industrial space can occur only in the direction of the East and the North of Russia, in the direction of the coastal zone. There is no doubt that economic activities of various companies and organizations in these areas should be spent in a complex, it is not yet possible to achieve it in natural development of market relations. Success in this case can not be achieved without use of a deep scientific approach. In this regard, the results of any research focused on the scientific approach to the development management of coastal areas, will certainly demand. The article discusses the problems activities of enterprises engaged in fishery activities in the Far East of Russia. Economic incentive measures of realizing business fishing industry in the Far East are proposed. Environmental problems are identified and solutions in the field of natural and economic potential rational use in the Far East are proposed. The social aspect in the spectrum of actions' necessary set to implement the program of economic development of the Far East is shown. The potential result of the whole complex of the proposed action is substantiated

Текст научной работы на тему «Особенности экономического и природного потенциала морехозяйственного комплекса Сахалинской области»

УДК 332.1

Назарова Лилия Хатифовна Liliya Nazarova

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПРИРОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ECONOMIC AND NATURAL POTENTIAL PECULIARITIES OF THE SAKHALIN SEA COMPLEX

Отмечено, что исторически хозяйственно-экономическая деятельность человека связана с освоением морей, океанов и прибрежных территорий. Транспортная доступность данных территорий для международного сообщения являлась основой развития экономики и торговли, а сами зоны, обладающие богатыми ресурсами, остаются до настоящего времени одними из наиболее эксплуатируемых и инвестиционно привлекательных территорий. В современных экономических условиях без расширения индустриального пространства, качественного наращивания промышленного потенциала России будет сложно сохранить свои позиции в тройке реальных мировых лидеров: США, Китай, Россия. В сложившейся после распада СССР геополитической ситуации расширение индустриального пространства может происходить только в направлении Востока и Севера России, в направлении прибрежных зон. Хозяйственная деятельность различных предприятий и организаций в этих зонах должна проводиться комплексно, что пока не удается достигнуть в условиях стихийного развития рыночных отношений. Успех в данном случае не может быть достигнут без использования глубокого научного подхода. В этой связи результаты любых исследований, ориентированных на формирование научных подходов к управлению развитием прибрежных территорий, окажутся обязательно востребованными. Рассмотрена проблематика деятельности предприятий, занимающихся рыбохозяйственной деятельностью на Дальнем Востоке России. Предложены меры экономического стимулирования ведения бизнеса рыбохо-зяйственной отрасли Дальнего Востока. Выявлены

Historically, economic and human economic activity has been associated with the development of seas, oceans and coastal areas. Transport accessibility of these areas for international communication is the foundation of economy and trade, as do the areas that have rich resources and remain one of the most exploited and investment attractive areas. In the current economic conditions high-quality industrial capacity-building will be difficult for Russia without the extension of industrial space to maintain its position at the top of three leaders of the real world: the US, China, Russia. In the current post-Soviet geopolitical situation the expansion of industrial space can occur only in the direction of the East and the North of Russia, in the direction of the coastal zone. There is no doubt that economic activities of various companies and organizations in these areas should be spent in a complex, it is not yet possible to achieve it in natural development of market relations. Success in this case can not be achieved without use of a deep scientific approach. In this regard, the results of any research focused on the scientific approach to the development management of coastal areas, will certainly demand. The article discusses the problems activities of enterprises engaged in fishery activities in the Far East of Russia. Economic incentive measures of realizing business fishing industry in the Far East are proposed. Environmental problems are identified and solutions in the field of natural and economic potential rational use in the Far East are proposed. The social aspect in the spectrum of actions' necessary set to implement the program of economic development of the Far East is shown. The potential result of the whole complex of the proposed action is substantiated

экологические проблемы и предложены пути решения в области рационального использования при-родно-экономического потенциала Дальневосточного региона. Показан социальный аспект в спектре необходимого комплекса действий по реализации программы экономического развития Дальнего Востока. Обоснован потенциальный результат от всего комплекса предложенных действий

Ключевые слова: биологические ресурсы, производство, рыболовство предприятия, рыбной отрасли, рыболовный флот, экономика, экология, экономическое развитие

Key words: biological resources, manufacturing, fishery enterprises, fish branch, fishing fleet, economics, ecology, economic development

В рамках правительственной программы по импортозамещению сельскохозяйственной продукции в некоторых областях, таких как рыбодобывающая и рыбоперерабатывающая отрасли, возрастает значение регионов Дальнего Востока, в частности Сахалинской области. Являясь единственным островным регионом Российской Федерации, Сахалинская область играет большое значение в сфере обеспечения страны добычей и переработкой рыбы и морепродуктов. За период перехода народного хозяйства к рыночной системе за последние 25 лет в рыбохозяй-ственной отрасли накоплено значительное количество проблем, которые в краткосрочной перспективе не могут дать возможности провести быстрый и значительный рывок в области полного обеспечения страны и быстрорастущих рынков Азиатско-Тихоокеанского региона отечественной рыбной продукцией и продукцией её переработки. Экономический потенциал рыбной отрасли Сахалинской области позволяет с уверенностью сказать, что при введении определённых мер поддержки в среднесрочной перспективе можно совершить качественный и количественный рывок в обеспечении рыбопродукцией как отечественного потребителя, так и потребителя быстроразвивающихся рынков Азиатско-Тихоокеанского региона.

Основными экономическими мерами поддержки развития рыбной отрасли региона должны стать:

— возмещение государством части затрат на уплату процентов по кредитам, которые компании получают на строительство и модернизацию судов рыбопромыслового флота и функционирование рыбоперерабатывающих производств;

— регулирование размера ставок экспортных и импортных таможенных пошлин;

— возмещение государством части затрат на выплаты платежей за лизинг судов рыбопромыслового флота, приобретаемых в счет лизинга в российских лизинговых организациях;

— сокращение расходов на доставку водных биологических ресурсов и продукции их переработки по территории Российской Федерации;

— государственная корректировка тарифов на железнодорожные перевозки для возможности повсеместной перевозки рыбы и продукции её переработки до потребителя;

— внедрение разнообразных мер снижения налоговой нагрузки рыбохозяй-ственных предприятий;

— выход на российские и мировые рынки торговой марки «Дальневосточная рыба и морепродукты», что важно для отечественных производителей продвижение экологически чистых товаров, формирование здорового питания населения страны.

Для эффективного экономического развития региона планируется увеличить объемы судостроения, ремонт и переобору-

дование рыбопромысловых судов, судового двигателестроения, кооперации заводов, изготавливающих комплектующие изделия, поковочный материал и др.

Развитие рыбной отрасли на Дальнем Востоке предусматривает модернизацию и внедрение эффективных технологий на действующих рыбоперерабатывающих заводах. В связи с этим возникает необходимость строительства объектов по береговой переработке рыбы из полуфабрикатов, которые производятся на плавучих базах.

Для осуществления модернизации рыбоперерабатывающих производств проведение работ по обновлению оборудования должно базироваться на развитии российских машиностроительных предприятий, расположенных в частности на Дальнем Востоке. Работа обновленных производств обеспечит проведение работ по глубокой переработке рыбной продукции, позволит повысить качество и расширить ассортимент производимой продукции, увеличить добавленную стоимость созданной на отечественных предприятиях рыбной продукции.

В соответствии с программами развития до 2020 г. на Дальнем Востоке необходимо построить 50 % всех рыбоперерабатывающих производств России, при этом 60 % будут составлять консервные производства и 20 % — холодильные мощности.

Увеличение объемов производства рыбной продукции с одновременным повышением её качества, снижением затрат на её производство даст возможность российским производителям рыбной продукции увеличить долю экспорта, занять нишу на международном рынке и, прежде всего, сопредельных территорий Азии, уменьшить количество ввозимой рыбной продукции на внутренний рынок не всегда лучшего качества, а то и ввозимой нелегально.

При создании инфраструктурных условий необходимо предусмотреть каботажные перевозки, современное транспортно-ком-муникационное обслуживание мест, где происходит базирование рыбохозяйствен-ных производств, в частности, необходимо восстановить взлетно-посадочные полосы для использования воздушных судов малой

авиации, развивать морские терминалы, чтобы рыбопромысловый флот имел возможность комплексно обслуживаться, создать локальные энергетические системы, основывающиеся на природной энергетике (солнце, ветер, термоисточники и др.).

Необходимо создать особую экономическую зону на Дальнем Востоке, инвестировать средства в реконструкцию сооружений морских портов, имеющих рыбные терминалы, усовершенствовать инфраструктуру в портах. В целом выполнение таких задач создаст условия для ввоза выловленной рыбы на территорию Российской Федерации для последующих поставок к потребителям.

Для реализации рыбы, морепродуктов, рыбной и иной продукции в размерах, установленных программами развития, необходимо создание товарных бирж.

Для осуществления намеченных планов необходима государственная поддержка производства на территории России специальных вагонов и контейнеров с холодильным оборудованием. Необходимо предусмотреть возможность их приобретать рыбопромысловыми заводами, в том числе использовать механизм лизинга.

Реализация законодательных, институциональных и экономических мер предусматривает строительство, переоборудование и ремонт современного рыбопромыслового флота на российских судостроительных заводах, проведение работ по восстановлению и модернизации аварийно-спасательного и других видов вспомогательного флота.

В Сахалинской области необходимо предусмотреть развитие пастбищного и товарного рыбоводства. Для этого необходимо реконструировать действующие рыбные заводы по производству лосося и создать на их базе выращивание широкого ассортимента морских водных биологических ресурсов, для этого имеются благоприятные природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий. При этом в рыбном хозяйстве необходимо опираться на инновационные технологии, научно-передовой опыт, уже применяемые

российскими и зарубежными производителями.

Возникает необходимость в реализации мер, предусматривающих сохранение, воспроизводство и эффективное использование водных биологических ресурсов. При этом налоговые, таможенные, антимонопольные органы должны предусмотреть регулирование законодательства, ввод системы новейших прогрессивных технических регламентов, изменение национальных стандартов, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности рыбоводных предприятий и выработке качественной рыбной продукции.

Кроме этого, для эффективной деятельности рыбохозяйственного комплекса необходимо развивать образовательную систему с целью подготовки кадров для работы в этих отраслях хозяйства, в том числе для работы на рыболовецких судах в качестве плавсостава, а также специалистов по использованию высоких технологий, связанных с обработкой рыбной продукции. При этом предусмотреть образовательные программы за счет средств бюджета и средств предприятий.

Должны активизироваться проведение научно-исследовательских работ с целью изучения водных биологических ресурсов Мирового океана, его прибрежных областей для определения возможности добычи новых объектов промысла, разработка новых технологий и способов искусственного выращивания биологических объектов в водной среде, создание рыбо-хозяйственных центров по внедрению передового опыта, создание технопарков как баз для проведения научных технологических наработок.

Общее состояние окружающей среды Сахалинской области, как и остальной территории Дальневосточного и Байкальского региона, характеризуется наличием отрицательных для экологии последствий жизнедеятельности человека, вызванных несбалансированностью природопользования. К причинам таких последствий можно отнести нарушения между развитием и размещением материального производства

и расселения населения, с одной стороны, и экологической емкости территории области, — с другой.

Государство признает решение экологических проблем стратегическим направлением развития Сахалинской области.

При этом основными путями, которыми государство планирует решение таких проблем, являются:

1) исследование и мониторинг состояния окружающей природной среды, в том числе за счет расширения сети наблюдателей;

2) наблюдение за уникальными природными комплексами, редкими и исчезающими животными и растениями, их сохранение;

3) возрождение природных экологических систем, нарушенных человеком, восстановление и их продуктивности;

4) озеленение городов и населенных пунктов городского типа.

Анализ данных направлений деятельности показывает, что их цель — устранение последствий нерационального природопользования, но не предотвращение такового в будущем.

Необходимость разработки экологических ограничений при оценке и реализации инвестиционных проектов связана с усилением роли экологической экспертизы и мониторинга при реализации проектов в области:

— уменьшение нанесения неисполнимого урона природным ландшафтам;

— внедрение таких систем очистки сточных вод и отходящих газов, оборотного водоснабжения и утилизации твердых отходов, которые бы отвечали современным требованиям;

— использование современных методов, предусмотренных международными соглашениями России для уменьшения нагрузки на окружающую природу.

Разработка системы предупреждающей экологической защиты от нерационального природопользования как составной части механизма хозяйствования должно стать приоритетным направлением стратегии развития Сахалинской области.

При этом человечество, с одной стороны, является субъектом хозяйственной деятельности, а с другой — элементом экосистемы, также подвергающимся отрицательному воздействию нерационального природопользования и подлежащем защите.

С учетом данного фактора развитие экономики в целях повышения уровня социально-экономического развития региона должно сопровождаться созданием комфортных, с точки зрения экологии, условий проживания населения пропорционально темпам этого развития.

К основным направлениям достижения данной цели относятся:

1) улучшение экологической обстановки и создание экологической безопасности для улучшения качества здоровья;

2) уменьшение загрязненных выбросов в воздух, улучшение состояния почвы, воды для питья и качества продуктов питания. Обеспечение роста эффективности производства в таких отраслях народного хозяйства, как лесозаготовка, рыболовство, сельское хозяйство, транспорт и туризм, наземные и морские экологические системы.

Современная структура экологических проблем Сахалинской области требует со стороны государства разработки и внедрения целой системы мер, направленных на обеспечение устойчивого и рационального природопользования, которые можно классифицировать по следующим направлениям:

1) разработка и внедрение в хозяйственную практику стандартов в сфере экологии, создание качественной окружающей среды с учетом определения зон, основанных на принципах допустимого воздействия на окружающую среду;

2) разработка и внедрение оценочной системы состояния окружающей среды для проведения постоянного мониторинга на систематической основе;

3) разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на улуч-

шение современной экологической ситуации;

4) разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на санацию современных ареалов критического экологического состояния;

5) разработка и внедрение в хозяйственную практику системы экологических ограничений реализации инвестиционных проектов;

6) разработка и внедрение комплекса мероприятий по повышению эффективности экономики в сфере экологии и энергетики на основе создания возобновляемой энергетики и внедрения экологически чистых технологий;

7) разработка и внедрение системы мониторинга за состоянием окружающей среды пограничных стран и системы немедленного реагирования на экологические угрозы со стороны других государств. Актуальность такой системы показали события в Японии в 2011 г.

Результатом всех предпринимаемых мер по эффективному созданию рыбоводческой промышленности будет:

— обеспечение всестороннего и эффективного освоения имеющихся в России ресурсов сырья в разрешенной промысловой зоне и прибрежных водоемах (к 2020 г. не менее чем на 85 %, в 2007 г. - 56 %);

— ликвидация дисбаланса между объемами возможных уловов в разрешенной промысловой зоне России и мощностями рыбоводческих хозяйств;

— рост объемов производства рыбной продукции в аквахозяйствах до 2020 г. должен возрасти в несколько раз;

— Россия должна возвратиться в круг стран, признанных лидеров в промышленном рыболовстве, и иметь возможность лова за пределами разрешенной промысловой зоны.

Все это будет способствовать возрастанию объемов добычи рыбы и продукции её переработки.

Литература-

1. Дворцова Е.Н. Прибрежные территории: зарубежный опыт хозяйственного освоения и управления // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 7. С. 13-18.

2. Концепция комплексного управления прибрежными зонами. Режим доступа: http://www. biodiversity. ru / coastlearn / iczm -rus /integration.html.

3. Кропинова Е.Г., Афанасьева Э.П. Устойчивое развитие прибрежных территорий как основа комплексного управления прибрежными зонами // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 1. С. 140-147.

4. Малышев Е.А., Макарова И.В., Петров А.П. Выделение эффектов от формирования и развития кластеров в регионе // Вестник ЗабГУ. 2013. № 7(98). 164 с.

5. Назарова Л.Х. Методологические основы управления региональными производственными комплексами приморского типа в рыночной экономике // Управление экономическими системами, 2011, № 9. Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-33-332011/item/657-2011-09-29-05-55-24.

6. Сайт Независимого института социальной политики. Режим доступа: http://atlas.socpol.ru

7. Официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области. Режим доступа: http://www.adm.sakhalin.ru

8. Официальный сайт Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Режим доступа: http://www.morskayakollegiya.ru

9. Сайт ЮНЕСКО-МОК. Режим доступа: http://ioc3.unesco.org/icam/index.php.

10. Сайт Федеральной службы государственной статистики // Банк готовых документов. Режим доступа: http://www.gks.ru

11. Центр комплексных исследований Британского совета. Комплексное управление прибрежной зоной: от теории к практике. Режим доступа: http:// www.crs.org.ua/assets/ file s/iczm_ovidiopol .pdf.

Коротко об авторе _

Назарова Л.Х., ст. преподаватель, каф. «Менеджмент и торговое дело», Южно-Сахалинский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Южно-Сахалинск, Россия nazarova1967@gmail.com

Научные интересы: экономика, экология, экономическое развитие

_References

1. Dvortsova E.N. Rossiyskiy vneshneekonomi-cheskiy vestnik (Russian External Economic Bulletin), 2010, no. 7, pp. 13-18.

2. Kontseptsiya kompleksnogo upravleniya pri-brezhnymi zonami (The concept of integrated coastal zone management) Available at: http://www.biodi-versity.ru/coastlearn/iczm-rus/integration.html.

3. Kropinova E.G., Afanasyev E.P. Vestnik Balti-yskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta (Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant), 2014, no. 1, pp. 140-147.

4. Malyshev E.A., Makarova I.V., Petrov A.P. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 7(98), 164 p.

5. Nazarova L.H. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami (Management of economic systems), 2011, no. 9 Available at: http://uecs.ru/uecs-33-332011/ item/657-2011-09-29-05-55-24.

6. Sait Nezavisimogo instituía sotsialnoy politiki (Website of the Independent Institute of Social Policy) Available at: http://atlas.socpol.ru.

7. Ofitsialny sait Gubernatora i Pravitelstva Sa-halinskoy oblasti (The official website of the Governor and the government of the Sakhalin Region) Available at: http://www.adm.sakhalin.ru.

8. Ofitsialny sait Morskoy kollegii pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii (The official website of the Maritime Board under the government of the Russian-Federation) Available at: http://www.morskayakollegiya.ru.

9. Sait YuNESKO-MOK (Site by UNESCO-IOC) Available at: http://ioc3.unesco.org/icam/index.php.

10. Sait Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki (The site of the Federal Service of State statistics): Bank ready documents Available at: http:// www.gks.ru.

11. Tsentr kompleksnyh issledovaniy Britan-skogo soveta. Kompleksnoe upravlenie pribrezhnoy zonoy: ot teorii k praktike (Center for complex studies of the British Council. Integrated coastal zone management: from theory to practice) Available at: http:// www.crs. org.ua/ assets / files/iczm_ovidiopol.pdf.

_ Briefly about the author

L. Nazarova, senior teacher, Management and Trading Business department, Yuzhno-Sakhalinsk Institute (branch) FSBEI HPE «REU named after G.V. Plekha-nov», Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

Scientific interests: economics, environment, economic development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.