Научная статья на тему 'Особенности допуска в эксплуатацию новых и реконструируемых электрических установок потребителей'

Особенности допуска в эксплуатацию новых и реконструируемых электрических установок потребителей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
346
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Иващенко Вадим Степанович

Для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо пройти через ряд инстанций и собрать определенное количество документов. Подчас разобраться с последовательностью этих действий для потребителя оказывается довольно сложной задачей. Это обусловлено, во-первых, отсутствием знаний о действующей законодательной базе, правовых актах и инструкций органов исполнительной власти, а, во-вторых, отсутствием полной информации от производителей электрооборудования о характеристиках их продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ADMISSION IN OPERATION OF NEW AND RECONSTRUCTED ELECTRIC INSTALLATIONS OF CONSUMERS

For making contract of power supply it is necessary for consumer to pass through a number of instances and to collect certain quantity of documents. Sometimes to understand with sequence of these actions for the consumer it appears enough challenge. It is caused, first, by absence of knowledge of active legislative base, elements of law and instructions of enforcement authorities, and, secondly, absence of the complete information from manufacturers of an electric equipment about characteristics of their production.

Текст научной работы на тему «Особенности допуска в эксплуатацию новых и реконструируемых электрических установок потребителей»

Особенности допуска в эксплуатацию новых и реконструируемых электрических установок потребителей

В. С. Иващенко,

преподаватель Московского института энергобезопасности и энергосбережения

Для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо пройти через ряд инстанций и собрать оп ре де лен ное ко ли -чество документов. Подчас разобраться с по сле до ва тель но с -тью этих действий для по тре би те ля

оказывается довольно сложной задачей. Это обусловлено, во-первых, отсутствием знаний о действующей законодатель ной ба зе, пра во вых ак тах и ин ст рук ций ор га нов ис пол ни тель ной вла с ти, а, во-вто рых, от сут ст ви ем полной информации от производителей электрооборудования о характеристиках их продукции.

Чем для потребителей является электричество на современном предприятии, в индивидуальном загородном хозяйстве, квартире? Теоретически электричество способно удовлетворить все насущные нужды. Действительно, электричество может дать свет, тепло, связь, позволит осуществить выпуск продукции, при го то вить пи щу и по сти рать бе лье, уз нать по след -ние новости и послушать любимую музыку, попарить ся в ба не и ук рыть ся от жа ры в кон ди ци о ни ро -ванном помещении, напилить дров и скосить траву. Во всем ми ре про из во дят ся ты ся чи эле к т ро при ем ни -ков— приборов и устройств, способных выполнять все вышеперечисленные функции и использующих в ка че ст ве ис точ ни ка энер гии — эле к т ри че ст во.

Однако на практике электроэнергия для удовлетворения всех этих нужд используется редко. На это есть, по крайней мере, четыре причины:

1. Использование электричества может быть дорого по сравнению с другими источниками энергии (например, в случае наличия магистрального газа его при мене ние для нужд отоп ле ния эко но миче с ки бо -лее целесообразно).

2. Недостаточная выделяемая на пользователя мощность, что наряду с наличием других точек потребления исключает использование электричества в качестве источника энергии для основного отоп ле ния.

3. Правила устройства электроустановок вводят понятие категории надежности электроснабжения и

выделяют три основные. Например, индивидуальные жи лые до ма, как и мно го квар тир ные, от но сят ся к на -именее приоритетной третьей категории. Это означает, что, в принципе, такой потребитель может остаться без электроэнергии на срок до суток при проведении ре монт ных ра бот или за ме не эле мен та си с те мы энер го снаб же ния.

4. Ограниченная мобильность. Большинство обще упо тре би тель ных бы то вых эле к т ро при бо ров привязаны к стационарному источнику энергии, иначе говоря, к электросети здания. Перемещаемые же источники энергии (аккумуляторы) либо тяжелы и громоздки, либо обладают недостаточной энер го ем ко с тью для вы пол не ния не ко то рых ви дов ра бот.

Следует отметить, что проблемы 1и3,в принципе, раз ре ши мы, ес ли до ста ток вла дель ца за го род но го до -ма поз во ля ет иг но ри ро вать раз мер пла ты за по треб -ле ние эле к т ро энер гии и при об ре с ти ав то ном ный ис -точ ник эле к т ро энер гии в ви де эле к т ро ге не ра то ра на основе двигателя внутреннего сгорания (этих устройств мы коснемся ниже) или, в зависимости от природ ных ус ло вий, ве т ро ге не ра то ра.

Есть области применения, в которых электриче-ст во, по треб ля е мое от энер го си с те мы, проч но за ни -ма ет до ми ни ру ю щие по зи ции, и по пыт ки по ис ка аль -тернативы или невозможны, или связаны с большими трудностями. Например, освещение, осуществление водозабора из колодца или скважины, обслуживание повседневных нужд населения, локальные вычислительные сети, технологическое оборудование про мы ш лен ных пред при я тий, ра дио, те ле фон ная связь.

Мощность, которую потребитель может использовать для электроснабжения своего объекта, вы-де ля ет ся энер го снаб жа ю щей ор га ни за ци ей. Пер -вым ша гом, ко то рый дол жен со вер шить вла де лец, решивший электрифицировать свое жилище, долж но быть по лу че ние тех ни че с ких ус ло вий на присоединение мощности. Сегодня индивидуальное жилищное строительство, как правило, ведется в рамках различных сообществ собственников или арендаторов земельных участков. Это может быть са до вый ко о пе ра тив, ко о пе ра тив ин ди ви ду аль ных за ст рой щи ков и т.п. объ е ди не ния граж дан. Се те вая компания (это может быть правление сообщества) на ос но ва нии за яв ле ния за ст рой щи ка долж но вы -дать ему тех ни че с кие ус ло вия на при со е ди не ние

мощ но с ти в со от вет ст вии с его по треб но с тя ми и возможностями местной энергосистемы. В случае, если потребитель осуществляет застройку вне рамок кооперации с другими собственниками, а, например, ведет строительство в сложившемся населенном пункте, ему следует обратиться в местные ор га ны вла с ти, ко то рые ука жут тер ри то ри аль ную организацию, уполномоченную выдать технические ус ло вия на при со е ди не ние. Вла де лец эле к т ри че с -кой се ти (энер го снаб жа ю щая ор га ни за ция, або нент или иное юри ди че с кое ли цо) дол жен при на ли чии тех ни че с кой воз мож но с ти пре до ста вить сеть для транзита электрической энергии абонентам [2].

Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

О нахождение энергопринимающего устройства, в от но ше нии ко то ро го по да на за яв ка на тех но -ло ги че с кое при со е ди не ние, в пре де лах тер ри -ториальных границ обслуживания соответствующей сетевой организации;

О отсутствие ограничений на присоединенную мощ ность в се те вом уз ле, к ко то ро му над ле жит про из ве с ти тех но ло ги че с кое при со е ди не ние.

В случае несоблюдения любого из указанных крите ри ев тех ни че с кая воз мож ность тех но ло ги че с ко го присоединения отсутствует.

В це лях про вер ки обос но ван но с ти ус та нов ле ния се те вой ор га ни за ци ей фак та от сут ст вия тех ни че с кой воз мож но с ти за яви тель впра ве об ра тить ся в упол но -моченный федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору для получения за-клю че ния о на ли чии (от сут ст вии) тех ни че с кой воз -мож но с ти тех но ло ги че с ко го при со е ди не ния се те вой ор га ни за ци ей.

Ограничения на присоединение дополнительной мощности возникают в случае, если полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ра нее при со е ди нен ных по тре би те лей ус луг по пе ре -да че эле к т ри че с кой энер гии и мощ но с ти вновь при со -е ди ня е мо го энер го при ни ма ю ще го ус т рой ст ва мо жет привести к загрузке энергетического оборудования се тевой ор га ни за ции с пре вы ше ни ем зна че ний, оп ре -де лен ных тех ни че с ки ми нор ма ти ва ми и стан дар та ми. При наличии ограничения на присоединение новой мощ но с ти до пу с ка ет ся при со е ди не ние к эле к т ри че с -ким се тям энер го при ни ма ю щих ус т ройств в пре де лах величины мощности, не вызывающей ограничений в использовании потребляемой (генерирующей) мощно с ти всех ра нее при со е ди нен ных по тре би те лей эле к -т ри че с кой энер гии. До пу с ка ет ся так же при со е ди не -ние мощности в заявленном объеме по согласованию с указанными потребителями.

Согласно [2] устанавливается следующая процедура технологического присоединения:

1) подача заявки на технологическое присоединение с требованием выдачи технических условий;

2) под го тов ка тех ни че с ких ус ло вий и на прав ле -ние проекта договора, включающего технические ус-ло вия;

3) заключение договора;

4) вы пол не ние тех ни че с ких ус ло вий со сто ро ны при со е ди ня е мо го ли ца и со сто ро ны се те вой ор га ни -зации;

5) выполнение действий по присоединению и обес пе че нию ра бо ты энер го при ни ма ю ще го ус т рой ст -ва в эле к т ри че с кой се ти;

6) проверка выполнения технических условий и составление акта о технологическом присоединении.

Для получения технических условий и осуществления технологического присоединения лицо, владею щее энер го при ни ма ю щим ус т рой ст вом, на прав ля ет заявку на технологическое присоединение в сетевую организацию, к электрической сети которой планируется технологическое присоединение, или лицу, ко то ро му вла дель цем се тей вы да но пра во до ве ри -тель но го уп рав ле ния. При этом он не сет от вет ст вен -ность за их до ста точ ность в обес пе че нии на деж ной и безопасной эксплуатации собственных электроуста-но вок и по тре би те ля.

В заявке должны быть указаны следующие све-де ния:

1) полное наименование заявителя;

2) ме с то на хож де ния за яви те ля;

3) поч то вый ад рес за яви те ля;

4) план рас по ло же ния энер го при ни ма ю ще го ус -тройства, в отношении которого планируется осуще-ст вить ме ро при я тия по тех но ло ги че с ко му при со е ди -нению (планы расположения наземных и подземных объектов в Москве выдаются ГУП «Мосгеотрест»);

5) максимальная мощность энергопринимающего ус т рой ст ва и его тех ни че с кие ха рак те ри с ти ки, ко ли -чество, мощность генераторов и присоединяемых к се ти транс фор ма то ров;

6) ко ли че ст во то чек при со е ди не ния к эле к т ри че -с кой се ти с ука за ни ем тех ни че с ких па ра ме т ров эле -мен тов эле к т ри че с ких ус та но вок, при со е ди ня е мых в кон крет ных точ ках эле к т ри че с кой се ти;

7) однолинейная схема электрических сетей заявителя, присоединяемых к сетям сетевой организации, с ука за ни ем воз мож но с ти ре зер ви ро ва ния от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним се тям за яви те ля;

8) заявляемый уровень надежности энергоприни-ма ю ще го ус т рой ст ва;

9) характер нагрузки потребителя электрической энергии (для генераторов — возможная скорость на-бо ра или сни же ния на груз ки) и на ли чие на гру зок, ис ка жа ю щих фор му кри вой эле к т ри че с ко го то ка и вызывающих несимметрию напряжения в точках при со е ди не ния;

10) ве ли чи на и обос но ва ние ве ли чи ны тех но ло ги -ческого минимума (для генераторов) и аварийной бро ни (для по тре би те лей эле к т ри че с кой энер гии);

11) разрешение уполномоченного органа государ-ст вен но го над зо ра на до пуск в экс плу а та цию энер го -при ни ма ю ще го ус т рой ст ва (за ис клю че ни ем объ ек -тов, находящихся на стадии строительства);

12) объ ем воз мож но го уча с тия в ав то ма ти че с ком ли бо опе ра тив ном про ти во ава рий ном уп рав ле нии мощностью (для электростанций и потребителей, за ис клю че ни ем фи зи че с ких лиц) в по ряд ке ока за ния ус луг в со от вет ст вии с от дель ным до го во ром;

13) объ ем воз мож но го уча с тия в нор ми ро ван ном первичном регулировании частоты и во вторичном

регулировании мощности (для электростанций) в поряд ке ока за ния ус луг в со от вет ст вии с от дель ным до го во ром;

14) перечень и мощность токоприемников потребителя (за исключением физических лиц), которые мо гут быть от клю че ны при по мо щи ус т рой ст ва про -ти во ава рий ной ав то ма ти ки.

Приведенный перечень сведений, указываемых в за яв ке, яв ля ет ся ис чер пы ва ю щим, и се те вая ор га ни -за ция не впра ве тре бо вать от по тре би те ля пред став -ления иных сведений. Пункты 7-14 являются обязательными лишь для потребителей больших мощностей, од на ко мо гут, при не об хо ди мо с ти, быть по тре бо -ва ны и у ос таль ных групп або нен тов. Не до пу с ка ет ся вклю чать в тех ни че с кие ус ло вия на при со е ди не ние строительство объектов и сооружений, не связанных не по сред ст вен но с тех но ло ги ей про из вод ст ва и рас -пре де ле ния эле к т ри че с кой энер гии. Кон троль за со -блюдением данных норм возлагается на антимоно-поль ный ко ми тет.

По сле вы да чи се те вой ор га ни за ци ей або нен ту тех ни че с ких ус ло вий на при со е ди не ние сто ро ны долж ны за клю чить со гла ше ние (до го вор), ус та нав -ли ва ю щее вза им ные обя зан но с ти и от вет ст вен ность за реализацию выданных технических условий, в любой приемлемой для данного случая форме, принятой по взаимному согласию сторон [3].

При выдаче технических условий на присоединение не до пу с ка ет ся предъ яв лять або нен ту тре бо ва -ния о привлечении к проектным, строительно-монтажным и другим работам, а также к поставке обору-дова ния и при бо ров кон крет ных ор га ни за ций и лиц. Сетевая организация обязана в течение 30 дней с даты получения заявки направить заявителю для согласо-ва ния про ект до го во ра. При от сут ст вии све де ний, указанных в п. 9, или представлении их в неполном объеме сетевая организация в течение 6 рабочих дней должна уведомить об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассмотреть заявку. При особо сложном характере техно ло ги че с ко го при со е ди не ния энер го при ни ма ю щих ус т ройств этот срок по со гла ше нию сто рон мо жет быть увеличен до 90 дней. При этом заявитель должен быть уведомлен об увеличении срока и основаниях его из ме не ния.

Договор должен содержать следующие существен ные ус ло вия:

1) ме ро при я тия по тех но ло ги че с ко му при со е ди -нению и обязательства сторон по их выполнению;

2) выполнение технических условий;

3) сроки выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению;

4) размер платы за выполнение мероприятий по технологическому присоединению;

5) ответственность сторон за выполнение условий до го во ра;

6) гра ни цы раз гра ни че ния ба лан со вой при над -леж но с ти.

Ме ро при я тия по тех но ло ги че с ко му при со е ди не -нию вклю ча ют:

1) разработку схемы электроснабжения;

2) технический осмотр (обследование) присоеди-ня е мых энер го при ни ма ю щих ус т ройств упол но мо -

ченным органом государственной власти при участии пред ста ви те лей се те вой ор га ни за ции;

3) подготовку и выдачу технических условий;

4) вы пол не ние тех ни че с ких ус ло вий (со сто ро ны лица, энергоопринимающее устройство которого при со е ди ня ет ся, и со сто ро ны се те вой ор га ни за ции);

5) фак ти че с кие дей ст вия по при со е ди не нию и обес пе че нию ра бо ты энер го при ни ма ю ще го ус т рой ст -ва в эле к т ри че с кой се ти;

6) про вер ку вы пол не ния тех ни че с ких ус ло вий и составление акта о технологическом присоединении.

Перечень мероприятий по технологическому при-со е ди не нию яв ля ет ся ис чер пы ва ю щим [2] и на вя зы -вание заинтересованному в технологическом присоединении лицу дополнительных услуг запрещается. Вы пол не ние тех ни че с ких ус ло вий со сто ро ны по тре -бителя может подразумевать разработку проекта, монтаж и ввод в эксплуатацию новой системы элект-ро снаб же ния сво ей эле к т ро ус та нов ки или за ме ну электрооборудования действующей системы электроснабжения сетевой организации. Размер финансовых за трат по тре би те ля ус та нав ли ва ет ся диф фе -ренцировано — в зависимости от требуемой мощности и сте пе ни на деж но с ти энер го снаб же ния. Кро ме того, размер платы должен учитывать стоимость земель ных уча ст ков в рай о не стро и тель ст ва се те вых мощностей и условия прокладки кабельных линий. Ко пия тех ни че с ких ус ло вий долж на быть пе ре да на в ме ст ный тер ри то ри аль ный ор ган Рос тех над зо ра.

В соответствии с техническими условиями должен быть вы пол нен про ект си с те мы эле к т ро снаб же -ния, ко то рый дол жен вклю чать:

1. Ситуационный план расположения объектов под клю че ния (план уча ст ка, стро е ний и со еди ня ю щих их ли ний эле к т ро пе ре да чи от точ ки при со е ди не ния к се ти, на при мер, опо ры ли нии эле к т ро пе ре дач).

2. Ге о по дос но ву при не об хо ди мо с ти эле к т ро снаб -жения по кабельной линии. На ней нанесены все имеющиеся инженерные сети и коммуникации. Размещение коммуникаций согласовывается с представителями эксплуатирующих эти сети организаций и за ве ря ет ся их пе ча тя ми.

3. Схему внешнего и внутреннего электроснаб-же ния с ука за ни ем ти пов за щит ной ап па рату ры, се -че ний и ма рок ка бе лей и про во дов, рас чет ных то ков, при бо ров уче та эле к т ро энер гии, ме с та при со е ди не -ния к пи та ю щей се ти.

4. По этаж ные пла ны с рас по ло же ни ем эле к т ро -оборудования и прокладкой электрических сетей, в том чис ле клас си фи ка цию по ме ще ний по взры во по -жа ро опас ным зо нам.

5. Спецификацию электрооборудования, изделий и ма те ри а лов.

6. Защитные меры электробезопасности (зануле-ние, заземление, УЗО и др.).

7. Расчет заземляющих устройств.

8. Вы бор и про вер ку транс фор ма то ров то ка для це пей уче та эле к т ро энер гии.

9. Обос но ва ние вы бо ра сте пе ни за щи ты и кли -матического исполнения оболочек электрооборудо-ва ния.

Требования к проекту могут включать и другие пунк ты или они мо гут быть ина че сфор му ли ро ва ны в

зависимости от конкретных местных условий. Проект должен быть согласован с территориальным органом Ростехнадзора до начала его реализации. Это также, как правило, оговаривается в технических условиях. Однако перед специалистами, разрабатывающими проект системы электроснабжения, обяза-тель но вста нет во прос обес пе че ния се лек тив но с ти (избирательности) действия аппаратов защиты. Соблюдение этого требования является необходимостью, так как непосредственно связано с таким крите-ри ем, как бес пе ре бой ность ра бо ты энер го си с те мы.

В большинстве проектов внутреннего электроснабжения квартир, домов, офисов селективность ав то ма ти че с ких вы клю ча те лей, вхо дя щих в со став рас пре де ли тель ных щи тов, обес пе чи ва ет ся за счет раз лич ных но ми наль ных то ков ав то ма ти че с ких вы -клю ча те лей. Од на ко, как по ка зы ва ет прак ти ка, та -кая се лек тив ность по дан но му ме то ду не все гда обес -печивается. А именно, для автоматических выключателей различных фирм-производителей селективность существует не во всем диапазоне токов короткого замыкания [4]. Такая селективность называется частичной и ее применение крайне нежелательно.

По это му в ка че ст ве ре ко мен да ций по вы бо ру обо -рудования защиты можно привести оборудование про из во ди те лей, га ран ти ру ю щих обес пе че ние се -лек тив но с ти во всем ди а па зо не то ков ко рот ко го за -мыкания, — абсолютная селективность. В каталогах на свои из де лия про из во ди те ли при во дят так на зы -ва е мые таб ли цы се лек тив но с ти, в ко то рых при во дят мар ки ав то ма ти че с ких вы клю ча те лей, меж ду ко то -ры ми обес пе чи ва ет ся аб со лют ная се лек тив ность (см. табл.). Данные, приведенные в таких таблицах, получены производителями опытным путем.

Такая селективность называется естественной, так как для ее обеспечения не требуется никаких дополнительных средств и уставок и основана она лишь на физических свойствах исследуемых образцов. Для выявления физической основы естественной селективности электромагнитных расцепителей необходи-

мо со ста вить их ма те ма ти че с кие мо де ли и ис сле до -вать их в ди а па зо не то ков ко рот ко го за мы ка ния.

Селективность же в отношении вышестоящего аппарата (расположенного ближе к источнику), принадлежащего энергоснабжающей организации, должна обеспечиваться по ступенчато-временному принципу. То есть по методу, когда вышестоящий аппарат имеет время задержки срабатывания, превышающее время срабатывания нижестоящего аппарата

Еще одним требованием технических условий является выполнение проектных и монтажных работ организациями, имеющими соответствующие государственные лицензии. Если этот пункт специально не оговорен, то он подразумевается по умолчанию. Это могут быть лицензии, выдаваемые как Ростехнадзором, так и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. В технических условиях может ого-ва ри вать ся не об хо ди мость про ве де ния ис пы та ния си -с те мы энер го снаб же ния. Ор га ни за ция, про во дя щая ис пы та ния (эле к т ро из ме ри тель ная ла бо ра то рия), так же долж на иметь ли цен зию Рос тех над зо ра на пра -во их проведения с перечнем всех разрешенных видов испытаний. В противном случае результат испытаний мо жет быть при знан ни чтож ным.

По вы пол не нии всех ус ло вий и по го тов но с ти эле -ктроустановки к работе составляется «Акт допуска в эксплуатацию», который визируется государственным инспектором местного органа Ростехнадзора, после чего осуществляется включение разрешенной мощности. Следует обратить внимание на то, что срок действия технических условий ограничен, как правило, одним годом. В случае, если в течение этого срока подключение не было осуществлено, следует получить новые технические условия.

После получения технических условий следующим ша гом для по тре би те ля дол жен быть по иск под -ряд ной ор га ни за ции для раз ра бот ки про ек та эле к т -ро снаб же ния его эле к т ро ус та нов ки. Про ект дол жен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 21.614-88 (СТ. СЭВ 3217-81) «Система проектной документа-

Абсолютная селективность автоматических выключателей

Ввод Compact NS160N NS250N NS400N NS630N

Ном. ток (А) 80 100 125 160 200 250 400 630

Отх. линия Выключатель Ном. ток (А)

Multi 9 C60N 10-25

32-40

63

Compact NS80H 2.5-6.3

12.5

25-80

NS100N 16-100

NSA125N 63-125

NS160N 125-160

NS250N 200-250

ции для строительства. Изображения условные графи че с кие эле к т ро обо ру до ва ния и про во док на пла -нах», ГОСТ 21.101-93 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к рабочей документации», ГОСТ 21.613-88 «Система проектной документации для строительства. Силовое оборудование. Рабочие чертежи».

Иде аль ным ва ри ан том для по тре би те ля яв ля ет ся выполнение работ генеральным подрядчиком, когда одна и та же организация осуществляет согласование проекта в Ростехнадзоре, монтаж, испытания и сдачу объекта инспектору контролирующей инстанции, то есть производит весь комплекс мероприятий по ор га ни за ции эле к т ро снаб же ния до ма «под ключ». В этом слу чае по тре би тель из бе га ет тре ний и не сты -ковок между проектантами и монтажниками. Кроме того, выступая в качестве заказчика всего комплекса работ у одного подрядчика, потребитель получает ин ст ру мент дав ле ния на ис пол ни те лей, так как мо -жет ого во рить оп ла ту ра бот по фак ту под пи са ния «Акта допуска в эксплуатацию электроустановки». Ес те ст вен но, что для под ряд ной ор га ни за ции та кие условия не будут оптимальными, и ее представители мо гут на ста и вать на оп ла те по фак ту под пи са ния по -тре би те лем «Ак та вы пол не ния эле к т ро мон таж ных ра бот», ко то рый, дол жен быть со став лен и под пи сан в любом случае. Но если потребитель представляет для под ряд чи ка ин те рес в ка че ст ве кли ен та, то поч -ва для переговоров у него будет. Однако такие услуги мо гут ока зать ся не де ше вы ми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не сколь ко бол ее бю д жет ным вы гля дит та кой ва -риант: потребитель договаривается с проектно-монтажной организацией, имеющей хорошую репутацию и вызывающей у него доверие, о том, что специалисты этой организации разрабатывают проект, за-щи ща ют его в тер ри то ри аль ном под раз де ле нии Рос -технадзора и будут осуществлять авторский контроль. А непосредственно работы по монтажу проведут электрики, которых потребитель подбирает в другом месте по критерию низкой стоимости оплаты. При этом важно, чтобы проектная организация взяла на себя обязательство обеспечить проведение испы-та ний и сдать эле к т ро ус та нов ку ин спек то ру Рос тех -надзора. Положительным итогом работы подрядчика опять же следует считать подписание «Акта допуска в эксплуатацию электроустановки» государственным ин спек то ром.

Следует отметить, что проектная документация перед представлением на согласование в Ростехнадзор долж на прой ти пред ва ри тель ное со гла со ва ние в ча с ти учета рас хо да эле к т ро энер гии в энер го снаб жа -ю щей ор га ни за ции. Эта ор га ни за ция за ни ма ет ся уче том по треб ле ния эле к т ро энер гии и вза и мо ра с че -та ми с по тре би те ля ми.

Энергоснабжающие организации — это организации, ко то рые с ис поль зо ва ни ем при над ле жа щих им на правах собственности или ином законном основании электрических сетей осуществляют поставку эле к т ри че с кой энер гии ча с ти по тре би те лей на тер -ри то рии субъ ек та Рос сий ской Фе де ра ции.

В том случае, если потребитель является членом ко о пе ра ти ва за ст рой щи ков, то для энер го снаб жа ю -щей ор га ни за ции по тре би те лем эле к т ро энер гии мо -

жет являться кооператив, имеющий свой коллективный узел учета, с которого и снимается информация о по треб ле нии, а не пер со наль но по тре би тель. Од на -ко следует иметь в виду: в случае наличия неурегу-ли ро ван ных во про сов меж ду по тре би те лем эле к т ро -энер гии и энер го снаб жа ю щей ор га ни за ци ей со гла со -ва ние про ек та с Рос тех над зо ром пред став ля ет ся про бле ма тич ным, так как без ви зы энер го снаб жа ю -щей ор га ни за ции Рос тех над зор да же не при мет про -ект к рас смо т ре нию.

В общем случае для допуска в эксплуатацию в Ростехнадзор необходимо представить следующий комплект документов:

1. Разрешение энергоснабжающей организации на при со е ди не ние эле к т ро ус та нов ки.

2. Проект электроустановки, согласованный в уста нов лен ном по ряд ке.

3. Однолинейная схема электроснабжения объекта, подписанная ответственным за электрохозяй-ст во по тре би те ля.

4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Представляется в течение срока действия акта — допуска.

5. Акт приемки рабочей комиссии или акт технической готовности электромонтажных работ.

6. Сертификат соответствия на электроустановки жи лых зда ний (при про ве де нии сер ти фи ка ции).

7. Приказ о назначении ответственного за элект-ро хо зяй ст во.

8. Протоколы приемо-сдаточных испытаний. Копия свидетельства о регистрации электролаборатории с ука за ни ем раз ре шен ных ви дов ис пы та ний.

9. Разрешение на применение электрической энер гии на тер ми че с кие це ли (при на ли чии тер ми че -с ких на гру зок).

Дополнительно при проведении технического осмотра должны быть представлены следующие документы:

1. Исполнительные схемы, акты на скрытые работы.

2. Список оперативного (оперативно-ремонтного) пер со на ла (Ф.И.О., долж ность, ква ли фи ка ци он ная груп па, но ме ра те ле фо нов) или до го вор на об слу жи -ва ние.

3. Пе ре чень име ю щих ся в на ли чии за щит ных средств, про ти во по жар но го ин вен та ря, и зна ков бе -зо пас но с ти.

4. Эксплуатационная документация согласно [5].

5. Паспорта (сертификаты) на электрооборудование.

В частных случаях возможны девиации пакета необходимых документов. Например, если подвод электроэнергии осуществляется к вновь возводимому дому в районе существующей застройки, то может потребоваться согласование на проведение работ с теми соседями, через чьи участки будет проходить ли ния эле к т ро пе ре да чи от точ ки под клю че ния к цен т ра ли зо ван ной си с те ме эле к т ро снаб же ния до гра ни цы вла де ний по тре би те ля.

Более подробно хотелось бы остановиться на проведении пусконаладочных работ. Целью этих испытаний является составление технического отчета о про ве де нии при емо -с да точ ных ис пы та ний. Ра бо ты

долж на про во дить эле к т ро ла бо ра то рия, име ю щая оборудование и приборы, необходимые для проведения испытаний и измерений, определенных Свидетельством о регистрации. Испытательное оборудование, сред ст ва из ме ре ний и ме то ди ки из ме ре ний должны отвечать требованиям стандартов Государ-ст вен ной си с те мы обес пе че ния един ст ва мер из ме ре -ний, нормативных документов на методы испытаний, в со от вет ст вии ко то рыми ре ги с т ри ру ет ся эле к т ро ла -бо ра то рия. При не об хо ди мо с ти долж на быть пре ду с -мотрена возможность использования аттестованного ис пы та тель но го обо ру до ва ния и по ве рен ных средств измерений других организаций на условиях аренды, обеспеченной договорами или другими документами.

Ра бо ты, про во ди мые эле к т ро ла бо ра то ри ей, от ра -жа ют ся в тех ни че с ких от че тах, по ка зы ва ю щих точ -но, чет ко и не дву смыс лен но ре зуль та ты ис пы та ний и из ме ре ний эле к т ро ус та нов ки.

Технический отчет должен быть оформлен в соответствии с .[6] и содержать следующую информацию:

1. Титульный лист:

О наименование предприятия-исполнителя, номер телефона;

О номер лицензии, дата выдачи, регистрационный номер, кем выдана, срок действия;

О номер Свидетельства о регистрации электро-ла бо ра то рии, да та вы да чи, где за ре ги с т ри ро ва -на, срок действия;

О номер экземпляра технического отчета, дата ис пол не ния;

О объект, адрес;

О руководитель электролаборатории, исполнители (фа ми лии, под пи си), пе чать пред при я -тия-ис пол ни те ля.

2. Копия лицензии, заверенная печатью предприятия-исполнителя.

3. Ко пия Сви де тель ст ва о ре ги с т ра ции эле к т ро -лаборатории, заверенная печатью предприятия-ис-пол ни те ля.

4. Содержание технического отчета.

5. По яс ни тель ная за пи с ка:

О объект, цель;

О объ ем вы пол не ния ра бот;

О характеристика здания (год, материал, этажность, назначение);

О тех ни че с кая ха рак те ри с ти ка объ ек та (на груз -ка, ха рак те ри с ти ка эле к т ро ус та нов ки и т.д.);

О ос нов ные тре бо ва ния норм про ве де ния ис пы та -ний эле к т ро обо ру до ва ния и эле к т ро ус та но вок;

О результаты работы (с описанием визуального осмотра и проведенных испытаний, не требующих заполнение протокола).

6. Ком плект про то ко лов:

О заголовок протокола;

О заказчик, объект;

О исполнитель, номер лицензии;

О номер протокола, дата заполнения;

О наименование проведенных измерений, испытаний;

О на и ме но ва ние при бо ра и за вод ской но мер;

О за не се ние дан ных (толь ко фи зи че с ких ве ли -чин) в протокол поэтажно, по вводам, по поме-ще ни ям;

О заключение;

О из ме ре ния про ве ли, про ве рил (Ф.И.О.), под пи -си, печать.

По ре зуль та там ис пы та ний в про то ко ле ис пы та -ний не приводятся оценки, советы или рекомендации.

7. Ве до мость де фек тов.

8. Копии согласованной схемы распределительной эле к т ри че с кой се ти эле к т ро ус та нов ки (схе мы эле к т ро снаб же ния).

Электролаборатория, проводящая работы по измерениям и испытаниям электрооборудования и электроустановок, несет всю полноту ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке за:

О правильную идентификацию элементов элект-ро ус та нов ки эле к т ри че с кой схе ме;

О полноту выполненных работ;

О достоверность полученных результатов;

О со от вет ст вие от ра жен ных в ве до мо с ти и на ли -чествующих дефектов элементов электроуста-нов ки.

Для то го что бы на чать про ве де ние ра бот эле к т ро -измерительной лабораторией, потребитель должен по дать на имя на чаль ни ка ме ст но го ор га на Рос тех -надзора заявку на временный допуск электроуста-нов ки для про из вод ст ва пу с ко на ла доч ных ра бот и/или опробования, в которой указать:

О ка кие ра бо ты бу дут про во дить ся;

О начало и окончание работ (дата и время суток);

О но мер под стан ции и но мер сек ции (ячей ки), с которой будет подаваться напряжение;

О наименование организации, выполняющей пусконаладочные работы и/или опробование;

О Ф.И.О. ответственного за электрохозяйство потре би те ля с ука за ни ем груп пы по эле к т ро бе зо -пас но с ти;

О Ф.И.О. пред ста ви те ля пу с ко на ла доч ной ор га -ни за ции, на ко то ро го воз ло же на от вет ст вен -ность за про из вод ст во пу с ко на ла доч ных ра бот и/или опробование в электроустановке потреби те ля (за каз чи ка);

О решение по учёту электроэнергии и оплате за эле к т ри че с кую энер гию, по треб лён ную при про из вод ст ве пу с ко на ла доч ных ра бот и/или опробовании, согласованное с энергоснабжающей ор га ни за ци ей.

Срок действия временного допуска определяют руководители управления Ростехнадзора, а режимы эксплуатации энергоустановок в период наладки, опробования и приемки регламентируются потребителем (пользователем энергоустановки) по согласованию с Рос тех над зо ром.

Для подачи напряжения на электроустановку заказ чик дол жен пред ста вить ин спек то ру:

О однолинейную (пусковую) схему электроснабжения, утвержденную главным инженером эле к т ро снаб жа ю щей ор га ни за ции;

О про то кол ви зу аль но го ос мо т ра эле к т ро ус та -нов ки с за клю че ни ем о со от вет ст вии эле к т ро -установок требованиям действующих правил;

О протокол испытаний сопротивления изоляции ка бе ля пи та ю щей се ти;

О про то кол ис пы та ний со про тив ле ния изо ля ции внутренней электропроводки (групповой и распределительной сети);

О про то кол за ме ров со про тив ле ния рас те ка нию тока заземлителя контура повторного заземления ВРУ;

О протокол замеров сопротивления металлической связи.

Про то ко лы долж ны быть под пи са ны от вет ст вен -ным за эле к т ро хо зяй ст во объ ек та и пред ста ви те лем пу с ко на ла доч ной ор га ни за ции.

После рассмотрения представленных документов и согласования режимов эксплуатации инспектор оформ ля ет вре мен ный до пуск эле к т ро ус та нов ки объ ек та для про из вод ст ва пу с ко на ла доч ных ра бот по режимам эксплуатации электроустановки в период на лад ки, оп ро бо ва ния и при ём ки, рег ла мен ти ру е -мым заказчиком. Временный допуск электроуста-нов ки оформ ля ет ся ак том с пе ре чис ле ни ем всех представленных документов от заявителя за подписью ин спек то ра и за яви те ля.

Контроль сроков включения и отключения элект-ро ус та нов ки по вре мен но му под клю че нию воз ла га -ется на руководителя организации, к сетям которой под клю ча ет ся эле к т ро ус та нов ка. От клю че ние эле к т -роустановки по окончании срока действия временного раз ре ше ния под тверж да ет ся по тре би те лем (от -ветственным за электрохозяйство объекта) письменно в местный орган Ростехнадзора.

Помимо вышеприведенных в технический отчет входят следующие протоколы:

1. Протокол сопротивления изоляции проводов, ка бе лей, об мо ток эле к т ри че с ких ма шин и ап па ра тов.

2. Протокол проверки цепи «фазный — нулевой про вод».

3. Про то кол ис пы та ния ус т ройств за щит но го от -клю че ния.

4. Про то кол про вер ки ав то ма ти че с ких вы клю ча -те лей.

По сле при ем ки эле к т ро ус та нов ки ра бо чей ко мис -сией (оформления приемо-сдаточных актов на вы-пол нен ные ра бо ты) её соб ст вен ник по да ет в Рос тех -над зор пись мен ное за яв ле ние о го тов но с ти эле к т ро -установки к допуску в эксплуатацию. При этом представ ля ет ся не об хо ди мая до ку мен та ция. Пред став -ленная документация рассматривается в Ростехнад-зо ре, и по ре зуль та там рас смо т ре ния за яви те лю со -об ща ют ся мо ти ви ро ван ные за ме ча ния по ка че ст ву и объему представленной документации, обоснованные кон крет ны ми тре бо вани я ми к со став ле нию со от -ветствующей документации, предусмотренными действующими нормативно-техническими документа ми, а так же со гла со вы ва ет ся да та тех ни че с ко го ос -мо т ра эле к т ро ус та нов ки.

На электрооборудование установок, располагаемых во взры во опас ных зо нах, долж на иметь ся до ку -ментация о его взрывозащищенности, оформленная в установленном порядке. Допуск в эксплуатацию электроустановок с импортным оборудованием про-из во дит ся при на ли чии на не го рос сий ских сер ти фи -катов соответствия российским стандартам.

Тех ни че с кий ос мотр эле к т ро ус та нов ки про во -дит ся ин спек то ром Рос тех над зо ра с уча с ти ем пред -

ста ви те ля ее соб ст вен ни ка (от вет ст вен но го за эле к -т ро хо зяй ст во) с при вле че ни ем при не об хо ди мо с ти пер со на ла мон таж ных и на ла доч ных ор га ни за ций. Оцен ка тех ни че с ко го со сто я ния эле к т ро ус та нов ки потребителя проводится по следующим критериям:

О внешнее состояние электрооборудования, его со от вет ст вие тре бо ва ни ям Пра вил ус т рой ст ва электроустановок и Правил эксплуатации эле-к т ро ус та но вок по тре би те лей;

О надежность схемы электроснабжения и ее со-от вет ст вие ка те го рий но с ти то ко при ем ни ков;

О выполнение требований [5] в части наличия одно ли ней ных схем, опе ра тив ных схем на щи тах и их со от вет ст вие дей ст ви тель но му со сто я нию при со е ди не ний;

О исходное положение коммутационных аппа-ра тов;

О ра бо то спо соб ность си с тем и тех ни че с ких средств за щи ты от по ра же ния эле к т ри че с ким то ком;

О комплектование электроустановок средствами защиты и выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность персонала;

О состояние эксплуатационной документации.

Оценка состояния учета потребляемой электроэнергии проводится по следующим критериям.

1. Ведение договорной работы:

О на ли чие под пи сан но го до го во ра с энер го снаб -жающей организацией с установленными и согласованными договорными величинами электропотребления и мощности;

О фактическое соблюдение предприятием договор ных ве ли чин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О наличие фактов и причины превышения договорных величин электропотребления и мощности (для организаций, финансируемых из бюджета);

О наличие лимитов (для организаций, финансируемых из бюджета) на расходуемую электроэнергию, их соблюдение;

О наличие разрешения на присоединение мощности и соответствие присоединенной мощности разрешенной;

О на ли чие ак тов раз гра ни че ния ба лан со вой при -надлежности и эксплуатационной ответственно с ти;

О на ли чие раз ре ше ния на ис поль зо ва ние эле к т -ро энер гии в тер ми че с ких це лях и про вер ка со -от вет ст вия ус та нов лен но го тер ми че с ко го обо -ру до ва ния раз ре шен ной.

2. Состояние коммерческого учета электроэнергии и мощности:

О соответствие мест установки приборов учета про ек ту;

О до ста точ ность при бо ров уче та;

О соблюдение сроков госпроверки приборов уче та;

О на ли чие ав то ма ти зи ро ван ных си с тем кон тро ля и учета электроэнергии, организация эксплуа-та ции этих си с тем;

О со от вет ст вие транс фор ма то ров то ка в це пях учета предъявляемым к ним требованиям;

О со от вет ст вие счет чи ков и эле к т ро про вод ки к ним тре бо ва ни ям Пра вил ус т рой ст ва эле к т ро -

установок и других нормативно-технических документов;

О состояние и опломбирование приборов учета, то ко вых це пей и це пей на пря же ния;

О возможность совершенствования системы учета, внедрения передовых технических средств учета электроэнергии.

3. Ор га ни за ция ре мон та средств уче та.

В случае обнаружения отступлений от проектной документации, нарушений при монтаже и наладке действующих нормативно-технических документов инспектор Ростехнадзора составляет акт-пред пи са ние с ис чер пы ва ю щим пе реч нем не -дос-татков и дефектов на момент проверки. Указания на соответствующие недостатки и дефекты должны содержать ссылки на конкретные положения нормативно-технических документов, которые на ру ше ны.

По сле ус т ра не ния не до стат ков и де фек тов эле к т -ро ус та нов ка предъ яв ля ет ся к по втор но му ос мо т ру, ко то рый дол жен быть про ве ден по сле по втор но го об -ра ще ния.

По прось бе вла дель ца эле к т ро ус та нов ки ин спек -тор Рос тех над зо ра мо жет осу ще ств лять про вер ку пра виль но с ти вы пол не ния мон таж ных и на ла доч ных работ в ходе строительства (монтажа, наладки и испытаний электроустановки) и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и отступлений от существующих норм до предъявления элект-ро ус та нов ки к до пу с ку.

После рассмотрения представленной документации и тех ни че с ко го ос мо т ра эле к т ро ус та нов ки ин -спек то ром Рос тех над зо ра со став ля ет ся акт-до пуск её в эксплуатацию. Акт-допуск оформляется в двух экземп ля рах, один из ко то рых по сле ут верж де ния пе ре да ет ся вла дель цу эле к т ро ус та нов ки.

Акт-допуск утверждается руководителем Ростех над зо ра или по его пись мен но му рас по ря же нию другими должностными лицами.

Акт допуска в эксплуатацию электроустановки яв ля ет ся до ку мен том, удо с то ве ря ю щим воз мож -ность вы ра бот ки, пе ре да чи, при ема эле к т ри че с кой энер гии, и слу жит ос но ва ни ем для за клю че ния дого во ра энер го снаб же ния и по сле ду ю ще го ее при со е ди не ния к се тям ор га ни за ции-вла дель ца этих сетей.

Срок действия акта-допуска — 3 месяца. За этот срок по тре би те лю не об хо ди мо за клю чить до го вор энер го снаб же ния со сбы то вой ор га ни за ци ей и про ве -сти подключение своей электроустановки к сети. Если в течение указанного срока энергоустановка не будет подключена к сети, ее допуск в эксплуатацию должен осуществляться повторно.

Организация, подключившая новую или реконструированную энергоустановку, письменно, в трех-днев ный срок долж на со об щить в Рос тех над зор о вклю че нии энер го ус та нов ки.

Существуют еще несколько случаев, когда потребителю необходимо повторно получать акт допуска своей электроустановки в эксплуатацию. Таким случаем, в первую очередь, является реконструкция си-с те мы эле к т ро снаб же ния. Ре кон ст рук ци ей эле к т ро -установки является изменение ее основных технических характеристик — мощности, класса напряжения, схе мы со еди не ния. При этом ес ли пред по ла га ет -ся увеличение мощности электроустановки свыше ра нее раз ре шен ной, то не об хо ди мо бу дет по лу чать от сетевой компании дополнительные технические условия или переоформлять имеющиеся.

В случае приостановления работы электроустановки на 6 месяцев и более (отключение за неудовлетворительное техническое состояние, за неуплату финансового счета потребленной энергии, сезонный ха рак тер ра бо ты и т.д.) пе ред вклю че ни ем про из во -дит ся до пуск её в экс плу а та цию как вновь вво ди мой или реконструированной.

В случае смены собственника электроустановки новый собственник должен обратиться в Ростехнадзор для получения акта-допуска с предоставлением полного комплекта документов. При отсутствии у ново го вла дель ца про ек та эле к т ро ус та нов ки пре до -ставляется исполнительная документация.

Новому собственнику также необходимо будет вновь получать технические условия на присоединение мощ но с ти от се те вой ком па нии, так как ста рый собственник сохраняет за собой право использования мощ но с ти при сме не точ ки при со е ди не ния в пре де лах территории деятельности сетевой компании. Новый соб ст вен ник мо жет из бе жать за трат на при со е ди не -ние, если представит в сетевую компанию письмо от предыдущего собственника электроустановки, в кото ром тот от ка зы ва ет ся от сво ей мощ но с ти в поль зу нового владельца. Рекомендацией для покупателей эле к т ро ус та но вок мо жет быть вклю чение в до го вор купли-продажи объекта недвижимости пункта о пере оформ ле нии тех ни че с ких ус ло вий и раз ре ше ния на присоединение на покупателя объекта.

В заключении хотелось бы отметить, что процесс обес пе че ния эле к т ро снаб же ния объ ек та пред став ля -ет для потребителя серьезную организационную зада чу и тре бу ет от его пред ста ви те ля (от вет ст вен но го за эле к т ро хо зяй ст во) как фун да мен таль ных зна ний по электротехнике, так и знаний о действующих нормативно-технических документах и регламентах вза-и мо дей ст вия с уча ст ни ка ми рын ка эле к т ро энер гии и государственными контролирующими органами.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Постановление Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2005 г.

3. Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей ор-га ни за ци ей и по тре би те ля ми.

4. Журнал «Энергобезопасность в документах и фактах», 2005 г., № 4.

5. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

6. ГОСТ Р 50517.16-99. Приложение G.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.