Научная статья на тему 'Особенности диагностики и регулировки фар автомобиля'

Особенности диагностики и регулировки фар автомобиля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
4137
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРЫ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО СВЕТА / ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ / ГАЗОРАЗРЯДНЫЕ ЛАМПЫ («КСЕНОН») / УСТРОЙСТВО КОРРЕКЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ ЕЭК-ООН / СЕРТИФИКАЦИЯ / ЗНАК ОФИЦИАЛЬНО-ГО УТВЕРЖДЕНИЯ / СИЛА СВЕТА / УГОЛ КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Гусев Виктор Фёдорович

Рассматриваются вопросы практического применения требований нормативных документов при контрольно-диагностических работах по технологии проверки светотехники фар автомобилей. По маркировке на фарах и надписям на комплектующих частях, исполнитель работ получает необходимые данные по параметрам и комплектации источников света.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности диагностики и регулировки фар автомобиля»

УДК: 629.114.4

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И РЕГУЛИРОВКИ ФАР

АВТОМОБИЛЯ

В.Ф. Гусев1

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПб ГУСЭ)

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д.7 , лит. А.

Аннотация - Рассматриваются вопросы практического применения требований нормативных документов при контрольно-диагностических работах по технологии проверки светотехники фар автомобилей. По маркировке на фарах и надписям на комплектующих частях, исполнитель работ получает необходимые данные по параметрам и комплектации источников света.

Ключевые слова: фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары, газоразрядные лампы («ксенон»), устройство коррекции, требования ЕЭК-ООН, сертификация, знак официального утверждения, сила света, угол коррекции.

FEATURES OF DIAGNOSTICS AND ADJUSTMENT OF HEADLIGHTS OF THE CAR

V. F.Gusev

St. Petersburg state university of service and economy (SPb SUSE) 191015, St. Petersburg, Kavalergardskaya St., 7, lit. A.

The summary - questions of practical application of requirements of normative documents are considered at control and diagnostic works on technology of check of lighting engineering of headlights of cars. On marking on headlights and to inscriptions on component parts, the performer of works obtains necessary data on parameters and to a complete set of light sources.

Keywords: headlights of near and far light, fog lights, gas-discharge lamps ("xenon"), device of correction, UNECE requirement, certification, approval sign, force of light, correction corner.

Из общего числа дорожнотранспортных происшествий значительная часть (от 46%) происходит в темное время суток, причем последствия этих аварий и количество человеческих жертв превышают по тяжести и материальным издержкам аварии, совершенные в светлое время. Правильная регулировка направления световых пучков и установка, указанных заводами- изготовителями ламп фар, способствует выполнению должных требований по безопасности дорожного движения.

За последнее время при проверке светотехнических характеристик фар автомобилей на требования технического регламента, выявились грубейшие нарушения технической эксплуатации, связанные с изменением конструкции, фотометрии источников света, путём установки газоразрядных ламп, т.н. «ксено-

на» а так же внесением изменений в конструкцию фар путём различных переделок фар (например «праворульных» фар, фар с других автотранспортных средств и с другими техническими характеристиками, а именно:

- в фары, предназначенные для эксплуатации галогенных ламп, устанавливаются лампы конструкции D, а иногда под видом «ксенона» - лампы со спектром бело-синего света с искажением фокусировки луча;

- выполняется переоборудование «ксеноновых» фар ближнего света DC (фары типа «^гош^») с исключением работы фар дальнего света Н4 под видом «бифары», когда роль дальнего света выполняет та же фара DC за счет скачкообразного подъёма этой фары выше, до уровня светового потока дальнего света;

- автосалоны, переоборудуют светотехнику фар, установкой модуля типа PES, не исключая из работы ручную корректировку угла наклона фары.

Требования ЕЭМ-48-1, ЕЭС

76/56 (с последующими дополнениями нормативных актов ЕС), а также применяемым в США стандартом FMVSS -108 (Федеральный стандарт по безопасности транспортных средств) использование газоразрядных ламп разрешается только с применением автоматической коррекции фар.

К сожалению, кроме вышесказанного на предприятиях автосервиса даже простая проверка и регулировка света фар выполняется с нарушениями установленных требований. Кроме того считается «внесением изменения в конструкцию АТС» если:

-свет фары исходит от непредназначенных источников света. По маркировке фар определяется сличением символики на фаре (фара предназначена для HC или DC, HR или DR, или HRC, или DC\HR и т.д. в зависимости от комплектации и конструкции типа - символика указана на корпусе и (или) на стекле фары) с фактическим светом, используя аппаратуру и визуальное восприятие ( см. Приложение к данному материалу);

- выполнено переоборудование фары без сертификата соответствия;

-коррекция фар с газоразрядными лампами осуществляется вручную а маркировка на фаре указывает на её эксплуатацию с лампами типа Н.

Технологические аспекты при контрольно-диагностических работах по проверке соответствия, работоспособности и регулировке фар автомобилей содержаться в приложении №5 технического регламента [1] «О безопасности колесных транспортных средств», принятого постановлением Правительства РФ от 10.09.2010 № 7006. В соответствии с дан-

ным нормативным документом вводятся следующие определения:

-"сгруппированные огни" -устройства, имеющие отдельные освещающие (светоизлучающие) поверхности, источники света, но общий корпус;

-"совмещенные огни" - устройства с разными или едиными источниками света, работающие в различных режимах, имеющие полностью или частично общие освещающие (светоизлучающие) поверхности и общий корпус;

-"фары типа DR, DC, DCR" - фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR-света и ближнего DC-света и 2-режимные (ближнего и дальнего) DCR-света с газоразрядными лампами;

-"фары типа HR, HC, HCR" - фары с галогенными источниками дальнего HR-света и ближнего HC-света и 2-режимные (ближнего и дальнего) HCR-света с галогенными лампами;

-"фары типа R, C, CR" - фары дальнего R-света и ближнего C-света и 2-режимные (ближнего и дальнего) CR-света с лампами накаливания;

-"фары типа В" - фары противотуманные.

На транспортных средствах категорий M, N и О применение устройств освещения и световой сигнализации регламентируется таблицей 1.

Нормативным документом регламентируются также следующие требования.

1. Не допускаются разрушения и трещины рассеивателей световых приборов и установка дополнительных по отношению к конструкции светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок). Данное требование не распространяется на оптические элементы, предназначенные для коррекции светового пучка фар в целях приведения его

в соответствии с требованиями настоящего технического регламента.

2. Для фар ближнего и дальнего света и противотуманных форма, цвет, размер должны быть одинаковыми, а расположение должно быть симметричным.

Таблица 1. Требования по наличию внешних световых приборов на транспортных средствах

3. На транспортном средстве не должны устанавливаться фары ближнего света, предназначенные для дорог с левосторонним движением.

4. Фары дальнего света могут включаться либо одновременно, либо попарно. При переключении дальнего света на ближний все фары дальнего света должны выключаться одновременно.

5. Фары ближнего света могут оставаться включенными одновременно с фарами дальнего света. Однако, при наличии фар ближнего света с газоразрядными источниками света, газоразрядные источники света должны оставаться включенными во время включения огня дальнего света.

6. Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.

7. Фары ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную лампу, должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона.

Для обеспечения перечисленных требований проверка фар на СТО, АТП и станциях диагностики должна придерживаться следующей технологической последовательности:

1. Установить автомобиль на пост (ровная площадка с минимальным уклоном в любую сторону 3 град.), передние колёса должны быть установлены в положение «движение по прямой».

2. Проверить и при необходимости довести до нормы давление в шинах. Данные по нормам давления и размерности шин - находятся на шильде, которая чаще всего располагается на стойке в проёме двери со стороны водителя, или в перчаточном ящике, или на общей шиль-де, которая может располагаться в видимых местах, когда используются штатные домкрат и запасное колесо.

3. Внешним осмотром определить состояние фар. Рассеиватели фар должны быть чистыми, без сколов (трещины допускаются).

4. Открыть капот двигателя и определить угол наклона фар по отношению к полотну дороги. Угол наклона указан на корпусе фары, или отдельно на шильде, наклеенной на передней панели кузова. ( На некоторых микроавтобусах и автомобилей на их базе, угол наклона фар отмечается на общей шильде, которая может располагаться в проёме какой- либо двери.)

5. По маркировке на корпусе и (или) рассеивателе фары определить её комплектность по составу огней, установленных заводом - изготовителем, режима работы огней ближнего и дальнего света,

Наимено- вание Внешних световых приборов Цвет излуче- ния Количество приборов на Т.С. Наличие приборов на Т.С. в зависимости от категорий.

Фара дальнего света Фара ближнего света Белый Белый 2 или 4 2 Обязательно для категорий М, Н Запрещено для категории О.

соответствия установленных источников света и их конструктивных особенностей, руководствуясь указаниями приложения

2.

6. Закрыть капот и по возможности прожать вручную подвеску автомобиля для её стабилизации.

7. Включить ближний свет фар и установить корректор фар в соответствии их крайнему верхнему положению с учетом конструктивных особенностей устройств коррекции, указанных в приложении 1. Если корректировка фар работает от заведённого двигателя, то необходимо обеспечить удаление отработавших газов ( например ав-ли «Мерседес-Бенц»).

8. Установить перед а\м. прибор для проверки фар, руководствуясь инструкцией по его эксплуатации и требованиями ГОСТ Р-51709-01, т.е. прибор должен быть отцентрирован при помощи зеркального визира перпендикулярно автомобилю, оптическая ось фары и центр линзы прибора должны совпадать и находится друг от друга на расстоянии 25-35 мм.

9. Установить на приборе положение экрана , соответствующему углу наклона проверяемых фар.

10. Проверить положение луча ближнего света фары, определяя по прибору границы «света-тени». При несоответствии «света-тени» заданному углу наклона, рукояткой перемещения экрана прибора совместить границу светового пятна пучка с контрольной линией экрана прибора. Считать показания шкалы прибора. Определить силу света в контрольных точках согласно рис.1 . Сила света должна соответствовать таб. 2 Приложения 7 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», а именно для фар НС, HCR, DC, DCR, в направлении оптической оси - не

более 950 кд., а в направлении 52 вниз -не менее 2200кд.

Рисунок 1. Схема определения силы света фар: 1 - горизонтальная (левая) часть светотеневой границы; 2 - наклонная (правая) часть светотени луча; 3 - вертикальная плоскость, проходящая через ось отсчета; 4 -плоскость, параллельная дорожному полотну; 5 - плоскость экрана; 6 - положение контрольной точки для измерения силы света в направлении оси отсчета светового прибора; 7 - контрольная точка для измерения силы света противотуманной фары; 10,11 - координаты точек для измерения положения светотеневой границы; 8 - контрольная точка для измерения силы света в режиме «ближний свет» у светотеневой границы и на 52 вниз; Я - расстояние от проекции оптического центра фары до положения левой части светотеневой границы ( задаётся конструктивно); Н - расстояние от центра фары до рабочей площадки; и, 8 - координаты точек измерения светотени (И =600 мм., 8 = 174,5мм.)

11. Повторить операции п.п. 6,7,8 для проверки другой фары.

12. Установить корректор фар в крайнее нижнее положение фар.

13. Проверить направление светового пучка каждой фары, при этом разность по углу наклона световых пучков фар не должна превышать значений установленных ГОСТ Р -51709-01 , т.е. +/- 0,05 % как по горизонтальному так и по верти кальному угловому отклонению. Линия излома «свето-тени» должна четко фиксироваться по всей плоскости экрана.

14. .Установить корректор фар, соответствующему крайнему верхнему их положению. Включить дальний свет и проверить его направление на каждой

фаре. Центр светового пятна должен совпадать с перекрестием контрольного экрана а сила света в этой точке должна быть не менее 10000 кд (рис.1). Следует обратить внимание на то, что суммарная сила света всех фар должна быть не более 225.000 кд.

15. Выключить свет фар и отметить в диагностической карте направление угла наклона света фар.

Рассмотрим конструктивные особенности устройств вертикальной коррекции фар.

Устройства коррекции угла наклона света фар (за исключением автоматического управления) приводятся в действие с места водителя и имеют фиксатор положения базовой установки по которой выполняется проверка и регулировка требуемых углов наклона.

Гидромеханические системы ( автомобили семейства ВАЗ и пр.) работают по принципу передачи давления /разряжения/ жидкости по соединительным шлангам от ручного переключателя. На некоторых иномарках в системе присутствуют датчики уровня , которые исключают «ручное регулирование» (например а\м. «Понтиак») Непосредственно в фаре находится элемент механического привода, который воздействует на перемещение отражателя фары. Степень регулировки соответствует количеству перетекающей жидкости. Основным недостатком системы является утечка жидкости, заклинивание исполнительного штока, трудность восстановления работоспособности и по истечению срока эксплуатации рассогласованность в показаниях на различных углах наклона правой и левой фар.

В вакуумных системах ручной переключатель ( или датчики уровня) модулирует вакуум от впускного коллектора (или трубопровода) и передает его к устройству регулировки. Таким образом, получается необходимая степень регулирования. Перед проверкой и регулировкой фар следует убедиться в наличии такой системы и работу выполнять при заведенном двигателе.

К недостаткам системы относится некоторое различие отклонений коррекции при различных оборотах двигателя, которое выравнивается при постоянстве работы двигателя.

В электрических системах применяются электродвигатели с зубчатым редуктором, который часто совмещен с «ручной» регулировкой. Система управляется с помощью переключателя с места водителя или аксиальными датчиками. К недостаткам системы следует отнести неисправности в эл. коммутации приводных электродвигателей и повреждения пластмассовых шестерён приводных редукторов.

Автоматическое управление коррекции фар применяется чаще всего когда фары оснащаются газоразрядными лампами. Обычно датчики уровня различных систем передают информацию на электронный блок управления, который приводит в действие исполнительные механизмы фар. Определить такую конструкцию можно по наличию «ксенона» и отсутствию «ручной» корректировки фар, а также по бирке на фаре или её защитном козырьке, где указывается предупредительный символ наличия высокого напряжения.

В тоже время на большинстве таких фар присутствует на фаре регулировочные винты для их базовой установки. Проверка указанных фар осуществляется при заведенном двигателе с положением передних колес «движение по прямой».

Для выполнения работ по диагностике и регулированию фар с целью обеспечения качества диагностических работ, а также выявления несанкционированных внесений изменений в конструкцию фар приведем сконцентрированные необходимые сведения для экспертов и операторов станций технического контроля и предприятий, занятых техническим обслуживанием, ремонтом светотехнических приборов автомобилей.

1.Нормативные документы:

1.1. В отношении фар: ГОСТ Р -41.1-99, ГОСТ Р- 41.5-91, ГОСТ Р- 41.899, ГОСТ Р-41.-20, ГОСТ Р-41.31-99.

1.2. В отношении противотуманных

фар - ГОСТ. Р- 41.19-99.

1.3. В отношении подфарников и др. огней - ГОСТ. Р-41.7-99.

1.4. В отношении указателей поворотов -ГОСТ.Р-41.6.

Указанные стандарты аутентичны Правилам ЕЭК ООН №,№ 5,6,7,8,19 (в отношении противотуманных фар), 20 и 31.

2. Маркировка фар проставляется на корпусе фары и (или) рассеивателе:

2.1. Фабричная или торговая марка предприятия, выполнившего процедуры официального утверждения (сертификацию) фары на соответствующие требования нормативным документам.

2.2. Знак официального утверждения, определённой размерности, и дополнительные буквенные и цифровые обозначения, указывающие на конструктивные особенности, места установки и фотометрические данные, а именно:

- значения номинального напряжения и код, расположенный рядом со знаком официального утверждения, указывающий номинальную силу света луча фары дальнего света, в виде двузначных цифр, например часто встречающиеся:

- 30 - сила света в пределах 86250-101250 кд;

-40 - 120000 кд. в среднем значении;

-75 - соответствует 225000 кд.

2.3. Фары типа SB (ламп-фарах) с европейским ассиметричным светом, для правостороннего движения, маркируются индексом - R\D.( Для левостороннего движения- Ь\0).

2.4. Фары с группированными и совмещенными огнями, маркируются по порядку расположения огней с вертикальными и горизонтальными линиями, которые служат для схематического обозначения формы устройства, или без линий, но с обязательной маркировкой источников света, а именно:

- А - обозначение подфарника с рядом расположенной цифрой, указывающей на номер поправки к правилам ЕЭК ООН, на которую данный подфарник сертифицирован;

- 1а - в состав фары входит перед-

ний указатель поворота категории 1а (для установки от 20 до 40 мм. от фары) и 1Ь

- для установки на расстоянии менее 20 мм от фары. Рядом стоящая цифра указывает номер поправки к правилам ЕЭК ООН, на которую данный указатель поворота имеет одобрение официального утверждения. Если в состав фары вошел противотуманный огонь, то он маркируется буквой В со ссылкой на поправку к правилам ЕЭК ООН (например: 02 В). Ниже знака официального утверждения (иногда сбоку), проставляется номер официального утверждения, который часто совпадает с протоколом испытаний

2.5. На фарах не имеющих знака официального утверждения ЕЭК ООН , (например на автомобилях корейских, американских и др. производителей ) проставляются знаки национальных стандартов с указанием в обязательном порядке данных по электротехническим параметрам.

Примеры обозначения фар приведены на рис.2.

На рис. 2 а) обозначена фара SB. Она имеет знак официального утверждения, прошла сертификацию в Нидерландах (Е4), с учетом поправок серии 02, в отношении луча как ближнего так и дальнего света (SCR). Ниже цифрами указан номер официального утверждения.

На рис. 2 б) та же фара с обозначением направленной стрелки влево ( по ходу движения ), предназначена для левостороннего движения. На рис. 2 в) -фара предназначена как для правостороннего, так и левостороннего движения путём изменения регулировки. Обозначения могут выполнятся как с вертикальным, так и с горизонтальным расположением обозначающих символов и цифр.

Если рядом с указанием поправки стоит обозначение SC PL или SR PL то фара имеет рассеиватель из пластических материалов и в первом случае предназначена для луча ближнего света, а во втором - для дальнего света.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 2 г) показан пример часто встречающейся маркировки фар с совмещенными огнями, а именно:

- рассеиватель изготовлен из пластических материалов;

-фара предназначена для использования либо для ближнего, либо для ближнего и дальнего света, в зависимости от комплектации. Иногда ниже обозначения огней фары и выше указаний поправок, на которые они сертифицированы, проставляются стрелки, указывающие принадлежность фары к виду движения;

- фара сертифицирована в Нидерландах ( Е4 ) и совмещена с подфарником ( А ), прошедшим сертификацию в соответствии этих правил с учетом поправок серии 01;

-цифра 30, левее знака ( Е4 ), указывает код силы света дальнего пучка света фары.

а) б) в)

30( Гц)А БСК Р1. НБСК Р1_

У^З/01 02 02

17120

17122

г)

17120

д)

Рисунок 2. Примеры обозначения фар

На рис. 2 д) показан пример фары, прошедшей официальное утверждение в Германии (Е1). Фара имеет в составе луч дальнего света с галогенной лампой накаливания и отдельно включающуюся

фару ближнего света с газоразрядной ламп.

В состав фары входят:

- подфарник (А), прошедший сертификацию в соответствии правил ЕЭК ООН с поправкой серии 01;

- противотуманная фара, сертифицированная по этим правилам, с учетом поправки серии 02 (02 В );

- указатель поворота, так же имеющий знак официального утверждения с поправкой серии 01 ( 01 1а ).

Часто встречается маркировка фар с комбинированным обозначением огней ближнего и дальнего света, т.е. на корпусе проставляются символы ближнего и (или) дальнего света, оснащенных как лампами типа Н, так и «ксеноном» (например у а\м. « Ниссан-Экстрейл»). В этом случае следует понимать что производитель в зависимости от комплектации устанавливает (в уже отмаркированный корпус) соответствующую фару.

Если производителем установлена фара Б, то отсутствует ручной корректор.

Изложенный обобщенный материал направлен на повышение качества диагностических работ по проверке светотехнических параметров фар автомобильной техники , что в свою очередь будет способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Список литературы

1. Технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств. (с изменениями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 706 « внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств).

2. ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию. Издание (март, 2006г.) с Изменением №1, утвержденным в августе 2005г. (ИУС 112005), Поправкой (ИУС 9-2002).

2439 2439 2439

1 Гусев Виктор Фёдорович - старший преподаватель кафедры технологии обслуживания и ремонта транспортных средств СПбГУСЭ, тел.(812) 298-07-47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.