Научная статья на тему 'Особенности действия закона возвышения потребностей в условиях глобализации'

Особенности действия закона возвышения потребностей в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3930
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД / ЭКОЛОГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ. / NEED / GLOBALIZATION / CREATIVE LABOR / ENVIRONMENT / SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жадан А. А.

В работе раскрыты актуальные вопросы развития действия закона возвышения потребностей в условиях глобализации: действие разнонаправленных тенденций появления экологических потребностей и усиления роли личности потребителя, развитие и активная роль государства и фирм в создании новых потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE LAW OF GROWING NEEDS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article deals with topical problems of the law of the growing needs in the context of globalization: impact of divergent trends in the emergence of environmental needs and enhancing the role of an individual consumer, development and the active role of government and firms in creation of new needs.

Текст научной работы на тему «Особенности действия закона возвышения потребностей в условиях глобализации»

♦------------------------------------------------

образным. Эти противоречия и взаимные влияния создают основу для циклического развития социальноэкономических систем, способствуют смене техникоэкономических укладов, в настоящее время определяют становление институциональных структур в рамках новой информационной экономики.

1. URL: http://photonics.kture.kharkov.ua/

2. URL: http://traditio.ru/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA% D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

3. URL: http://vkontakte.ru/index.php

4. URL: http://www.youtube.eom/t/about

удк 330.11 и.Э. Жадан

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В работе раскрыты актуальные вопросы развития действия закона возвышения потребностей в условиях глобализации: действие разнонаправленных тенденций появления экологических потребностей и усиления роли личности потребителя, развитие и активная роль государства и фирм в создании новых потребностей. Ключевые слова: потребность, глобализация, творческий труд, экология,безопасность.

I.E. Zhadan

SPECIFIC FEATURES OF THE LAW OF GROWING NEEDS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article deals with topical problems of the law of the growing needs in the context of globalization: impact of divergent trends in the emergence of environmental needs and enhancing the role of an individual consumer, development and the active role of government and firms in creation of new needs.

The key words: need, globalization, creative labor, environment, safety.

Закон возвышения потребностей есть общий экономический закон, выражающий прогрессивный процесс количественного и качественного изменения существующей в обществе системы потребностей. Согласно данному закону, в ходе развития общественного производства происходят рост и видоизменение потребностей, исчезновение одних и возникновение других, новых, в результате чего круг потребностей расширяется, их структура качественно меняется. Этот закон характеризует стадии движения потребностей, взаимосвязи между производством и потребностями, их взаимное влияние друг на друга при определяющей роли производства. Иными словами, закон возвышения потребностей выражает объективную причинно-следственную зависимость динамики существующих потребностей от развития общественного производства.

Закон возвышения потребностей предполагает, что происходит не только количественное изменение потребностей (необходимость во все большем числе потребляемых благ и услуг при их разнообразии), но и возвышение этих потребностей, т.е. постепенный переход от потребностей более низкого порядка (витальных) к потребностям более высокого уровня (социальным, самореализации), при этом количественный рост потребностей обусловливает их качественные изменения.

Наряду с потребностями другим важнейшим элементом данного закона являются экономические возможности, или ресурсы общества. Они, так же как и потребности, представляют собой исходную экономическую предпосылку процесса воспроизводства. Эти две категории и составляют две стороны закона возвышения потребностей, определяют его противоречивое единство. Особенностью экономических потребностей

является присущая им тенденция к безграничному развитию, к постоянному опережению экономических возможностей общества. Но экономические ресурсы ограничены. В постоянном преодолении этого противоречия, в удовлетворении уже возникших потребностей, в поисках новых экономических ресурсов и состоит прогрессивный характер действия закона возвышения потребностей. В силу этого ограниченность ресурсов носит относительный характер.

Главным фактором реализации требований закона возвышения потребностей в современных условиях выступает НТП. Научно-технический прогресс стимулирует возникновение новых потребностей как у производителей, так и у потребителей. Одновременно он служит средством разрешения противоречия между постоянно увеличивающимися и возвышающимися потребностями и ограниченными материальными и социальными возможностями их удовлетворения. Как показывает мировая практика, экономическому прогрессу через развитие системы потребностей пока в наибольшей степени отвечают рыночная экономика и развитие товарно-денежных отношений. Специфика рынка и рыночных отношений состоит в нацеленности на получение максимума прибыли. Эта цель в конечном счете реализуется через обмен денежных доходов населения на потребительские товары и услуги. Рыночная экономика стимулирует развитие системы экономических потребностей населения, способствует постоянному обновлению механизма воздействия на эту систему

В соответствии с исследованиями, проведенными Клейтоном Кристенсеном и описанным в его книге «Дилемма инноватора», потребности изменяются в следующей последовательности:

1) сначала потребители готовы платить за лучшее функционирование;

2) затем они готовы платить за увеличение надежности;

3) затем - за удобства пользования [6].

Рассмотрим, к примеру, потребность в безопасности (защищенности, стабильности, зависимости, защите, отсутствии страха, тревоги и хаоса, потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях, силе покровителя и т.д.). Вряд ли можно сравнить потребности в безопасности первобытного и современного человека. В настоящее время потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества, крушение власти или устойчиво неблагоприятных ситуациях. В обстановке, лишенной такой крайности, мы можем обнаружить проявления потребностей в безопасности только в редких случаях: например, стремление получить постоянное месть работы с гарантированной защитой, желание иметь сберегательный счет, потребность в различных видах страхования (медицинском, зубоврачебном, на случай безработицы, нетрудоспособности, старости). В качестве других, более общих аспектов стремления к безопасности и стабильности в мире можно рассматривать общераспространенное предпочтение знакомых вещей незнакомым или известного неизвестному

Если физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены в достаточной мере, появляются потребности в любви, привязанности и принадлежности. Значительное и резкое увеличение количества групп социально-психологического тренинга, групп развития личности, сообществ, объединенных различными целями, возможно, отчасти мотивировано этой неутоленной жаждой контакта, близости и принадлежности. Такие социальные феномены могут быть результатом стремления справиться с растущими ощущениями отчуждения и одиночества, которые усугубляются растущей мобильностью в условиях глобализации, разрушением традиционных форм общности людей, разрушением семей, проблемой отцов и детей и устойчивым характером урбанизации.

Следующая группа потребностей - потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, уважении окружающих. К ним могут относиться сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свобода, а также то, что можно назвать желанием хорошей репутации или престижа (определяя их как уважение или оценку со стороны других людей), статус, известность и славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребностей может осуществляться известными и вновь появляющимися функциями, изменение которых подчиняется определенным закономерностям. Известные функции могут выполняться существующими системами или вновь созданными системами. Новые функции могут выполняться применением имеющихся систем по новому назначению или созданием качественно новых систем.

Общая тенденция развития потребностей идет от удовлетворения примитивных потребностей к удовлетворению эстетических потребностей. Развитие потребностей приводит к увеличению разнообразных способов их удовлетворения и улучшению их качества. Каждый из видов потребностей имеет иерархическую структуру. Один вид потребностей вызывает появление нового вида, который, в свою очередь, вызывает появление следующего вида. Этот процесс бесконечен. Таким образом, закономерности развития потребностей идут в двух направлениях: появление принципиально новых потребностей и развитие существующих потребностей.

Можно сформулировать следующие тенденции развития потребностей:

1. Идеализация потребностей.

2. Динамизация потребностей.

3. Согласование потребностей.

4. Объединение потребностей.

5. Специализация потребностей.

Тенденция идеализации потребностей предусматривает увеличение количества, улучшение качества потребностей, уменьшение затрат времени и средств на их удовлетворение, а также уменьшение вредных действий (факторов расплаты). Степень идеализации потребностей можно представить следующим образом:

I = ■

¿=1, У=1

%Ск + £ а1Н1

к=т 1=п

где I - степень идеализации потребностей; Оп - количество потребностей; Ц - качество потребностей; а - коэффициент согласования; С - затраты времени и средств на удовлетворение потребностей; Н - вредные действия (факторы расплаты); / - порядковый номер потребности Оп; ] - порядковый номер потребности 01 ; к - порядковый номер затраты С; I - порядковый номер вредного воздействия (расплаты) Н; т - максимальное количество затрат С; п - максимальное количество вредных воздействий Н.

Динамизация потребностей предусматривает изменение потребностей во времени, в пространстве, в структуре по определенному условию. Потребности приспосабливаются под определенную местность, группу людей или конкретного человека. Потребности учитывают специфику национальных особенностей, рода деятельности, возраста, пола, степени образования, религиозности, времени года и т.д. К динамизации потребностей можно отнести и потребности высвобождения человека из трудового процесса (механизация, автоматизация и кибернетизация).

Согласование потребностей может проводиться по самим потребностям, по параметрам, по структуре, по условиям, в пространстве, во времени. Следует отметить и обратную тенденцию - специальное рассогласование (увеличение максимальной разницы между потребностями).

Объединение потребностей происходит таким образом, что полезные (необходимые) качества складываются, усиливаются, а вредные взаимно компенсируются или остаются на прежнем уровне. Объединение потребностей часто приводит к созданию универсальных объектов и может происходить несколькими путями:

со

- объединение однородных (одинаковых) потребностей;

- образование однородных потребностей со сдвинутыми характеристиками (неодинаковыми параметрами, свойствами, характеристиками);

- образование конкурирующих (альтернативных) потребностей;

- объединение разнородных потребностей;

- объединение антагонистических (противоположных) потребностей.

Специализация потребностей направлена на выделение одной более узкой потребности, которая точнее и качественнее удовлетворяет имеющуюся потребность.

По закономерностям развития потребностей можно определить потребности будущего, выявить, какими функциями и системами их можно удовлетворить. Для этого выявляют скрытые недостатки и прогнозируют направления их разрешения. В экономической литературе встречается методика разработки новых потребностей [3, с. 73 - 75]. Она включает построение дерева потребностей:

1. Определение области, в которой требуется найти новую потребность.

2. Построение деревьев способов удовлетворения потребностей.

2.1. Формулировка потребностей.

2.2. Описание способов удовлетворения данной потребности.

2.3. Анализ способов удовлетворения потребностей.

2.3.1. Определение полноты описания способов.

2.3.2. Выявление применяемых и неприменяемых в настоящее время способов.

2.3.3. Выявление недостатков в способах удовлетворения потребностей.

2.3.4. Выявление существующих средств, которые могут устранить недостатки описанных способов и т.д.

Все большее осознание рыночными структурами взаимосвязи производства с возможностями реализации его результатов, определяемыми доходами населения, обусловило необходимость (с вынужденного согласия товаропроизводителей в обмен на экономическую стабильность) перераспределения доходов в обществе. Однако тот же мировой опыт свидетельствует о возможном негативном воздействии рынка на развитие системы потребностей человека: стимулирование вредных для здоровья и нравственности потребностей, формирование «общества потребления», накопление излишних и ненужных товаров, разрушение среды обитания человека и т.п.

Действие закона возвышения потребностей не только изменяет существующую в обществе систему их формирования. Одновременно этот же самый процесс изменяет и их носителя: прежде всего как производителя материальных и духовных благ что связано с изменением процесса труда, основной сферы деятельности общества, а также потребителя, что оказывает прямое воздействие на индивида, так как «продукт индивидуального потребления есть сам потребитель» [2, с. 95]. В свою очередь, развитие и совершенствование производства и потребления как исходного и конечного пунктов движения потребностей и продукта приводит к совершенствованию двух связывающих их звеньев - распределения и обмена, ибо произведенные в соответ-

ствии с существующими потребностями материальные блага должны быть распределены и с помощью обмена вновь перераспределены согласно отдельным потребностям. Следовательно, действие закона возвышения потребностей несомненно влияет на формирование системы экономических интересов того или иного общества. Вместе с тем ограничиваться лишь этим влиянием при рассмотрении закономерности развития системы экономических интересов было бы ошибочно, так как сущность экономических интересов конституируется не только тесной связью с потребностями, но и тем фактом, что конкретный характер интересов того или иного субъекта непосредственно детерминирован его социально-экономическим статусом и прежде всего его местом в системе отношений собственности.

Данный закон обусловливает развитие производственных отношений на базе имеющихся у индивидов потребностей, а также делает необходимым участие индивида в какой-либо деятельности, производительном труде как гаранта развития и удовлетворения этих потребностей. Развитие потребностей индивидов может происходить как в виде опережения развития материального производства, его форм и результатов, так и параллельно с ним или с отставанием от него, что обусловлено степенью развития и характером общественного производства, но при этом постоянно воспроизводится одна из социально значимых потребностей - потребность в труде, полезной деятельности. Работник может по-разному воспринимать эту потребность - в иррациональной форме (как необходимость выживания, страха голода и нищеты) и в рациональной форме (как потребность индивида в полезной деятельности в зависимости от содержания и организации самого труда).

В настоящее время можно выделить интеллектуальные и творческие потребности, возникающие как результат появления работника нового типа, применяющего творческий труд. Поскольку трудовая деятельность является наиважнейшей формой жизнедеятельности человека как личности, постольку самореализация личности должна изначально произойти в непосредственном процессе труда. «Цель человека, - писал Э. Фромм, - быть многим, а не обладать многим» [5, с. 44]. Чем более развит человек, тем большее значение в его жизни имеет бытие, время жизни, в течение которого он достигает высшей ступени общего благосостояния, чью часть составляет экономическое благосостояние. А. Пигу, автор теории экономического благосостояния, признавал, что «экономическое благосостояние не служит барометром, или показателем благосостояния в целом» [4, с. 75]. Он имел в виду стремление человека к творче-ской деятельности, к реализации всех его потенциальных способностей, но на базе достигнутого определенного экономического благосостояния, которое в структуре благосостояния «целостного» очень масштабно и интенсивно «теснится» благосостоянием креативным.

В концепции креативной ценности высшая, творческая, деятельность человека рассматривается в качестве абсолютного блага. Индивиды воздействуют друг на друга, и изменение благосостояния одного из них может вызвать изменение благосостояния другого. Например, увеличение свободного времени матери позволяет ей проводить больше времени со своим сыном, и его жизнь становится более содержательной, т.е. увеличение бла-

госостояния матери влечет за собой увеличение благосостояния сына. Сын, в свою очередь, воздействует на мать, и индуцированное увеличение его благосостояния вызовет некоторый рост ее благосостояния, и так далее до бесконечности. Процесс последовательных изменений значений благосостояния индивидов и сопутствующие изменения общего благосостояния представляют собой процесс мультипликации, который открыл и исследовал Джон Кейнс на примере мультипликации национального дохода, порожденной инвестиционным импульсом. В представлении В.В. Корнейчука эффект мультипликации заключается в том, что суммарный прирост общего благосостояния, достигнутый за бесконечный промежуток времени в результате разового увеличения благосостояния одного индивида, или в результате благотворного импульса, превосходит величину этого импульса [1]. Мультипликатор общего благосостояния индивида есть число, равное отношению прироста общего благосостояния к величине разового увеличения благосостояния данного индивида.

Модель мультипликатора общего благосостояния принципиально отличается от модели мультипликатора национального дохода тем, что в первом случае каждый член общества имеет свой мультипликатор, характеризующий его общественную значимость. У Кейнса же мультипликатор единственен и выступает в качестве макроэкономического показателя. Благотворный импульс в креативной теории трактуется как кратковременное изменение условий жизни индивида, вызва-

вшее резкое повышение творческой насыщенности его жизни. Примерами благотворного импульса служат курс интенсивного обучения, развивающее путешествие, творческое общение с другим человеком и др. Величина импульса измеряется приростом времени высшей деятельности за рассматриваемый краткосрочный период по сравнению с предыдущим периодом равной продолжительности.

Процесс формирования потребностей в творческом труде - сложный и противоречивый, включающий целую группу противоречий.

В результате проведенного анализа можно выявить особенности действия закона возвышения потребностей в условиях глобализации: действие разнонаправленных тенденций появления экологических потребностей и усиления культа потребления1, развитие не только потребностей, но и самого потребителя (социализация через потребление) и активная роль государства и фирм в создании новых потребностей.

1. Корнейчук Б.В. Информационная экономика. СПб.: Питер, 2006.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.

3. Петров В.М. Системный анализ выбора технических задач. Рига, 1978.

4. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. Т. 1.

5. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986.

6. Christensen C. The innovator's dilemma. Harper Business, 1997.

удк ззо..342 с.А. Кирилюк

РОЛЬ И МЕСТО ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

Статья посвящена инновационной политике России на современном этапе. Большое внимание уделено национальным инновационным интересам. Определяется возможный состав участников инновационной политики и связанная с ним трансформация методов государственной научно-технической политики в разрезе стимулирования партнерских взаимодействий.

Ключевые слова: партнерство, инновации, государственная политика.

S.A. Kirilyuk

ROLE AND PLACE OF PRIVATE-STATE PARTNERSHIP IN NATIONAL INNOVATIVE POLICY

The article is devoted to the current innovation policy of Russia. Special attention is given to the national innovation interests. The author defines possible structure of participation in innovation policy and relevant transformation of methods of state research and development policy in the context of promoting partnerships.

The key words: partnership, innovations, state policy.

Инновационную политику можно рассматривать как минимум с двух позиций. В узком понимании это совокупность государственных решений, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс в предпринимательском секторе. В этом случае основные ее механизмы и меры включают: государственную финансовую помощь предприятиям через предоставление грантов, ссуд, субсидий на развитие инновационного продукта, технологий, услуги; финансирование программ или проектов, разработанных для усиления кооперации и вза-

имодействия участников инновационного процесса и, следовательно, для улучшения функционирования национальной инновационной системы (НИС) в целом;

1 Под культом потребления автор понимает все больший рост потребления в развитых обществах, который стимулируется рекламой и является неэкологичным с точки зрения расходования все большего количества природных ресурсов и неэтичным с позиций ложности (надуманности) преследуемых при этом целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.