Научная статья на тему 'Особенности деятельности руководителя любительского хореографического коллектива по реализации рекреационно-оздоровительных технологий'

Особенности деятельности руководителя любительского хореографического коллектива по реализации рекреационно-оздоровительных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3936
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ACTIVITIES OF THE TEACHER / AMATEUR DANCE TROUPE / RECREATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поповичев Александр Васильевич, Чуксин Александр Николаевич

В работе рассматриваются основные особенности деятельности руководителя любитель-ского хореографического коллектива по реализации рекреационно-оздоровительных техно-логий, анализируются современные требования, предъявляемые к личностным и профессио-нальным качествам педагога любительского хореографического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поповичев Александр Васильевич, Чуксин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE HEAD OF AN AMATEUR DANCE GROUPS FOR THE IMPLEMENTATION OF RECREATION TECHNOLOGIES

In this article the main features of the head of an amateur dance group for the implementation of recreational and fitness technologies are considered, the current requirements for personal and professional qualities of the teacher amateur dance group are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности руководителя любительского хореографического коллектива по реализации рекреационно-оздоровительных технологий»

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННООЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А. В. ПОПОВИЧЕВ, А. Н. ЧУКСИН

В работе рассматриваются основные особенности деятельности руководителя любительского хореографического коллектива по реализации рекреационно-оздоровительных технологий, анализируются современные требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам педагога любительского хореографического коллектива.

Ключевые слова: деятельность педагога, любительский хореографический коллектив, рекреационно-оздоровительные технологии.

Любая деятельность руководителя любительского хореографического коллектива осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности. Разберем последовательно каждый элемент от субъекта к объекту, начиная с ее определяющего элемента - объекта [1].

Объектом деятельности педагога любительского хореографического коллектива являются дети и молодежь. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими и другими отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом - ДЦП, умственно отсталые и др.).

Профессиональная задача деятельности педагога любительского хореографического коллектива в обществе легче всего выявляется от «противного». Если процесс социализации участника коллектива проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья не обеспечивает необходимое развитие, воспитание и образование участника коллектива, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Содержательно задачу деятельности руково-дителя-педагога любительского хореографического коллектива соответственно можно определить как помощь в интеграции личности в обще-

ство, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами - помощь в социализации участника коллектива. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо [2].

Следовательно, целью деятельности педагога любительского хореографического коллектива является создание условий для психологического комфорта и безопасности участника коллектива, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, педагог-руководитель любительского хореографического коллектива должен хорошо представлять особенности развития участника коллектива и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что личность, как правило, не может самоосознать свои проблемы и объяснить их педагогу. Поэтому педагог-руководитель любительского хореографического коллектива часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на участника коллектива, чтобы помочь ему.

Следует помнить, что объектом деятельности руководителя-педагога является участник любительского коллектива, однако в процессе деятельности педагог и ребенок вступают в субъектно-

субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью педагога-руководителя или других специалистов.

Поскольку деятельность педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.).

В процессе воспитания и развития ребенка руководитель-педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие оптимальное развитие ребенка; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем ребенка. Одним из важных направлений деятельности педагога является защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.

Анализируя различные научные источники деятельности педагога можно выделить следующие функции: диагностическую, прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую, эвристическую [3].

Любая деятельность осуществляется с помощью средств, к которым относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций деятельности руководителя-педагога обусловливает и многообразие ее средств.

Анализируя специальную литературу и исследуя профессионально-личностные качества преподавателя и хореографа, нами было выявлено, что руководитель любительского хореографического коллектива в совершенстве должен владеть:

- профессиональной компетентностью;

- высоким профессионально-педагогическим мастерством;

- способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность;

- нравственно-эстетическими качествами;

- тонким художественным вкусом, силой воли, терпением, самоконтролем;

- культурой внешнего вида и общения с окружающими;

- умением пользоваться современными информационными технологиями;

- умением самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

Рассматривая и исследуя личность руководителя любительского хореографического коллектива, мы должны выделить субъекта этой деятельности - специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

В качестве специальных способностей педа-гога-руководителя любительского хореографического коллектива выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, педагог любительского хореографического коллектива должен обладать такими профессионально важными качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств руководителя любительским хореографическим коллективом относятся коммуникативные качества, иначе говоря, умение общаться. Если проанализировать зарубежные исследования, касающиеся проблемы определения индивидуально-психологических особенностей педагога, то, например, в Великобритании к ним относят: высокий уровень интеллектуального развития; хорошую саморегуляцию

и самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; большую физическую силу, выносливость; способность к перенесению больших моральных нагрузок; здравый смысл; умение четко мыслить; чуткость; чувствительность, Всемирно известный американский психолог Дж. Холанд в своей методике «Са-монаправленный поиск», выявив шесть типов людей (реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный), в качестве личностных характеристик социального типа, к которому должен относиться и человек, выбравший профессию педагога, выделяет следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичность, оптими-стичностъ, эмоциональную теплоту, жизнерадостность, дружественность [4].

Определяя личностную характеристику педа-гога-руководителя любительским хореографическим коллективом, важно помнить, что он работает в сфере «человек - человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Педагогическая деятельность - многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни работал педагог-руководитель (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, в первую очередь, с детьми. В деятельности педагога-руководителя любительского хореографического коллектива профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки.

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими в деятельности педагога любительского хореографического коллектива. Кроме того, эти качества педагога-руководителя должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? чем измерить его альтруизм, гуманизм? Ве-

роятно, особенности деятельности педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества педагога-руководителя любительского хореографического коллектива:

- гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);

- психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

- психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

- психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

Основываясь на обзоре литературы и проведенной опытно-экспериментальной работе, в педагогической деятельности руководитель, реализующий рекреационно-оздоровительные технологии в деятельности своего любительского хореографического коллектива, обязан иметь все перечисленные качества, но, учитывая сложность в преподавании, помимо этого, будущий педагог-руководитель должен обладать следующими знаниями и качествами: проницательностью, наблюдательностью, аттракцией и др.

Выделив личностные качества педагога любительского хореографического коллектива, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей педагога-руково-дитель, где альтруизм - способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, - переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к педагогу-руководителю высокие требования -умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

В личностном ядре каждого человека, а особенно педагога, важно чувство собственного достоинства. Если такое чувство отсутствует у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать чувство собственного достоинства у участника коллектива, нуждающегося в

помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности - принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности - принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности - закрепление себя в какой-то группе; чувство цели - определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности - уверенность в собственном профессионализме.

Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для педагога любительского хореографического коллектива значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам [5].

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы.

Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности.

К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).

Перечисляя личностные особенности педаго-га-руководителя любительского хореографического коллектива, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности педагога-руководителя.

Стили руководства являются немаловажными составляющими и дополняющими особенностями для педагога-руководителя, особенно в хореографическом искусстве. Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина, который в 1930-е гг. вместе со своими сотрудниками провел эксперименты и определил три стиля руково-

дства, ставшие классическими: авторитарный,

демократический, либеральный.

Руководитель, который хочет работать как можно эффективно, должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Исследуя профессиональные и личностные качества педагога любительского хореографического коллектива, помимо выше перечисленных качеств, руководитель коллектива должен обладать еще и актерскими способностями, он должен быть заразителен и убедителен во всем том, что требует от учеников. Необходимо совершенное владение всеми упражнениями предмета; во многих из них надо осмысленно и выразительно действовать, что недоступно человеку, лишенному актерских данных, знаний и практического опыта. Если упражнение требует показа, то показ должен быть совершенен по форме.

Руководитель любительского хореографического коллектива должен иметь хотя бы начальное музыкальное образование: как минимум нужно знать музыкальную грамоту, уметь хотя бы примитивно анализировать музыкальное произведение и быть абсолютно ритмичным. Желательно, чтобы педагог-руководитель владел каким-нибудь музыкальным инструментом или пел. Все это позволит ему верно общаться не только с концертмейстером на уроках, но и вести работу тренировочного, репетиционного и постановочного типа. Руководитель любительского хореографического коллектива должен быть образцом поведения с точки зрения внешней культуры. Костюм, прическа, обувь, осанка, походка, жесты и чистота речи, ее лаконизм - все это имеет большое значение.

В основе педагогического успеха лежит умение быть искренним, правдивым и доброжелательным с учеником (что не мешает быть строгим), общаться с ним не только на уроках, но и в жизни. Надо уметь быть старшим товарищем и добрым советником. Руководитель любительского хореографического коллектива обязан вести научную работу по специальности, ибо только наука укрепляет практику и опыт и создает возможности предвидений; она обогащает предмет новыми открытиями. Хорошая научная подготовленность обеспечивает кругозор, умение наблюдать и обобщать явления, позволяет верно, научно и методически развивать учебный процесс.

Но реализация рекреативно-оздоровительных технологий в деятельности любительских хореографических коллектив сталкивается с главной

проблемой - практически не существует подготовка кадров, особенно в России.

Литература

1. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры: учеб. пособие. М., 1994.

2. Игнатова В. В. Орлова С. Н. Педагогика духовно-творческого развития личности. Красноярск, 1996.

3. Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: учеб. пособие для студ. культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств. М., 1984.

4. Митина Л. М., Митин Г. В. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для высш. проф. образования / под ред. Л. М. Митиной. М., 2005.

5. Юнина Е. А. Педагогическая психология: социально-личностное образование: учеб.-метод. пособие. Пермь, 2004.

* * *

FEATURES OF THE HEAD OF AN AMATEUR DANCE GROUPS FOR THE IMPLEMENTATION OF RECREATION TECHNOLOGIES

A. V. Popovichev, A. N. Chuksin

In this article the main features of the head of an amateur dance group for the implementation of recreational and fitness technologies are considered, the current requirements for personal and professional qualities of the teacher amateur dance group are analyzed.

Key words: activities of the teacher, amateur dance troupe, recreational technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.