Научная статья на тему 'Особенности деятельности подразделений служебного собаководства в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков'

Особенности деятельности подразделений служебного собаководства в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
584
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФСКН РФ / RUSSIAN FEDERAL DRUG CONTROL SERVICE / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО СОБАКОВОДСТВА / A UNIT OF SERVICE DOG / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / DRUGS / СПЕЦИАЛИСТ КИНОЛОГ / SPECIALIST CANINE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шарер Д.А.

В данной статье исследуются особенности деятельности подразделений служебного собаководства в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the units of service dog in the Russian Federal Service for Drug Control

In this article, we investigate features of the units of service dog in the Russian Federal Service for Drug Control.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности подразделений служебного собаководства в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»

и монетарными индикаторами (уровень монетизации российской экономики М2/ВВП, денежная масса М2 и остатки на корсчетах кредитных организаций в ЦБ РФ.

Коэффициент монетизации российской экономики увеличился с 15,5 в 1995 г. до 33,6 % в 2006 г. таким образом, значительно повысился уровень доступных инвестиционных ресурсов, в том числе и для развития российского фондового рынка, что внесло существенный вклад в рост капитализации рынка акций и индекса РТС.

В период 1995-2006 гг. отмечалась высокая степень корреляции денежной массы М2 и индекса РТС (коэффициент корреляции - 0,96), а также монетизации экономики и индекса РТС (0,93). Корреляция между индексом РТС и ключевым индикатором ликвидности банковской системы (остатки на банковских корреспондентских счетах в ЦБ РФ) тоже очень высока (0,91).

Вместе с тем, в отдельные периоды степень коррелированности денежных показателей с индексом РТС была невысокой, что, вероятно, связано с непостоянными временными лагами между изменениями денежной массы и их влиянием на рынок акций. Анализ подтверждает, что, например, весной

2004 г. одной из причин резкого падения индекса РТС стало заметное сокращение банковской ликвидности (остатков на корсчетах банков в ЦБ РФ)2.

Таким образом, определены факторы, воздействующие на динамику фондового рынка в России (в порядке значимости): спрэд доходности государственных облигаций развивающихся стран к американским казначейским облигациям, спрэд доходности российских еврооблигаций к американским и облигациям развивающихся стран, динамика мировых цен на нефть, монетизация российской экономики и показатели банковской ликвидности, процентные ставки и индикаторы ликвидности международных финансовых рынков, американские фондовые индексы.

Исследование показало, что взаимосвязь между фондовым рынком и реальным сектором иногда прослеживается, но пока незначительно. В этой ситуации необходима конструктивная политика, обеспечивающая формирование финансовых ресурсов, адекватных задачам экономического роста, и большую интеграцию финансового рынка и реальной экономики в единой экономической системе.

Особенности деятельности подразделения

служебного собаководства в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Д.А. Шарер

начальник отдела Управления специального назначения 9 Департамента ФСКН России, соискатель, кафедра «Национальная безопасность» Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Обострение наркоситуации в России и на всем постсоветском пространстве обусловило необходимость более активного проведения антинаркотических мероприятий, а малая эффективность принимаемых ранее на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях мер, предопределила переход к более масштабной и качественно иной деятельности, именуемой государственной наркополитикой.

В связи с этим, перед правоохранительными структурами страны, встают первоочередные задачи, достижение которых возможно только при концентрации имеющихся сил на основных направлениях и объедении всех возможностей1.

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики, в области контроля за оборотом наркотических средств и психо-

2 См.: Беленькая О. Фондовые качели последних лет - экономический анализ динамики индекса РТС // Рынок ценных бумаг, 2005. № 14 (293). С. 21-28.

1 См.: Алексеев А.В. Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России //Стенограмма парламентских слушаний Комитета по безопасности. — М.: Новый Арбат, 19. 2001. 26 октября.

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о

X

и ф

г X

Е о

X

о

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

ту наркотиков, учитывался ряд объективных особенностей и предпосылок. Основными каналами поступления наркотиков и сильнодействующих веществ на территорию России является их незаконный ввоз. Сотрудники антинаркотического ведомства проводят оперативно-следственные мероприятия, связанные с обследованием большого количества транспортных средств и различного перемещаемого груза, производством обысков в индивидуальных, жилых домах подозреваемых. На сложность, проведения вышеуказанных мероприятий, накладывает свой отпечаток стремление преступников скрыть свою противоправную деятельность, в том числе путем использования различных ухищрений. Также к одной из особенностей в работе по предупреждению, пресечению и раскрытию наркопреступлений можно причислить необходимость принятия мер уголовно-процессуального принуждения, ограничивающих личную свободу граждан и связанных с непосредственным задержанием лиц6, подозреваемых в совершении преступления. Эти и другие предпосылки явились основным аргументом в пользу создания и развития в ФСКН России собственной кинологической службы.

При проведении мероприятий, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, служебные собаки могут быть использованы для поиска запрещенных к обороту веществ, а в случае необходимости, для отражения нападения на граждан и со-позволяет использовать их как специальные трудников органов наркоконтроля, для кон-

тропных веществ, в марте 2003 года создан новый исполнительно-распорядительный орган - Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, далее преобразованный в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России)2.

В задачи, поставленные перед ФСКН России, кроме контролирующих и координирующих функций, включена и правоохранительная деятельность3. При формировании структуры ФСКН России, в ее состав были включены новые подразделения, в том числе подразделения служебного собаководства, объединенные в кинологическую службу.

Основная мотивация создания собственной кинологической службы в органах наркоконтроля максимально направлена на повышение эффективности деятельности ФСКН России и ее ориентирование на обеспечение результативности в работе.

Несмотря на современный уровень развития науки и техники, служебные собаки по-прежнему остаются незаменимыми помощниками, которые вносят свой весомый вклад в противостояние государства наркопреступности. Особенности хорошо развитого обонятельного аппарата служебных собак, раскрывают широкие возможности применения их в качестве биодетекторов, а необходимый набор физиологических качеств (сила, выносливость, преданность хозяину и т.д.) при качественной дрессировке, закрепленной отечественной школой подготовки,

средства4 для защиты или пресечения нападения. Вышеперечисленное указывает на уникальность специально обученных собак и возможность их комплексного использования в целях своевременного обнаружения запрещенных к обороту средств и веществ, а также задержания лиц, участвующих в их незаконном обороте.

При создании кинологической службы в сфере противодействия незаконному оборо-

воирования и охраны задержанных и т.д.5 Такие возможности стали основными требованиями при подборе собак для использования в ФСКН России.

В настоящее время некоторые из правоохранительных ведомств Российской Федерации для обнаружения наркотических веществ применяют технические средства контроля на базе приборных физических и физико-химических методов (рентгеноско-

2 Прим. автора: с 1 июля 2003 года - Госнаркоконтроль, с 9 марта 2004 года - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Указ Президента РФ № 314), с 28 июля 2004 года - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Указ Президента РФ № 976).

3 См.: Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества / под ред. В.И. Стародубова, А.И. Та-таркина. - М.: ИЭ УрО РАН, 2006. С. 256.

4 Прим. автора: Служебные собаки органов наркоконтроля являются специальным средством - пункт 4 Постановления Правительства РФ от 9.02.04. № 66 «Об утверждении перечня видов оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств, принятых на вооружение Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

5 См.: статья 14 Федерального закона «О милиции» от 18.04.91 г. №1026-1 (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 №68-ФЗ, с изм. и доп.).

6 См.: статья 91 УПК РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).

пия, метод ядерно-квадрупольного резонанса, хромато-масс-спектрометрия, спектроскопия ионной подвижности и др.). Но все вышеперечисленные методы, имеют ряд существенных недостатков7, которые отсутствуют в работе специалистов-кинологов со служебными собаками. Данное обстоятельство указывает на уникальность служебных собак, способных оказывать эффективную помощь сотрудникам органов наркоконтроля в противодействии незаконному обороту наркотиков.

В 1965 году для практического применения был разработан и предложен правоохранительным органам метод одорологической выборки человека (один из методов криминалистической одорологии), в котором в качестве детектора запаховых веществ использовалась специально подготовленная собака. О данном методе впервые было заявлено его авторами В.В.Безруковым, А.И.Винбергом, М.Г. Майоровым и Р.Тодоровым8. Суть предлагаемых действий сводилась к изъятию с места преступления запаховой информации конкретного лица, ее консервация и проведение последующей идентификации подозреваемого при помощи собаки-детектора. За последние десятилетия, метод одорологической выборки человека значительно усовершенствовался, и в настоящее время он успешно применяется при проведении запаховых экспертиз9. Идентификация людей по запа-ховым пробам, с оставленных ими на месте преступления запаховым следам, раскрывает широкие возможности для эффективного использования служебных собак в противодействии незаконному обороту наркотиков. Так, специалистами-кинологами ФСКН России во взаимодействии с ЭКУ МВД России, при помощи запаховых следов, обнаруженных на средствах изготовления, использования и упаковке наркотических средств, проведено более 40 одорологических экспертиз, из которых 30 положительных (подозреваемые идентифицированы, задержаны, а материалы переданы в суд), 6 вероятно-положительных (по которым установлены подозреваемые лица) и 4 отрицательные.

Использование служебных собак для поиска запрещенных к обороту веществ выражается в способности переводить одоро-

логическую информацию с «языка» биохимических сигналов в зрительные и звуковые, понятные человеку поведенческие образы, называемые - сигнальным поведением.

Несмотря на значительные преимущества служебных собак перед техническими средствами, до настоящего времени, полученная в ходе их работы специфическая информация не поддается объективной или количественной оценке и не может быть оформлена как доказательство для передачи в суд. Но неоспоримым остается факт эффективного использования служебных собак на этапах предварительного следствия и в оперативно-розыскных мероприятиях. Здесь же хочется отметить, что при поиске наркотиков, сокрытых ухищренным способом (в тайниках, схронах, ямах и т.д.) служебные собаки могут оказаться единственным и не заменимым средством.

Для управления служебными собаками и умелого использования информации, получаемой при помощи собак в виде разнообразных форм сигнального поведения, в штаты органов наркоконтроля включены должности специалистов-кинологов. В процессе работы специалист-кинолог и служебная собака составляют единое социально-биологическое звено, эффект от деятельности которого, зависит от уровня профессиональной подготовки специалиста-кинолога и надрессированности служебной собаки.

При включении в состав оперативно-следственных групп специалистов-кинологов их деятельность выражается в непосредственном использовании служебных собак для поиска и обнаружения запрещенных к обороту веществ и возможности делать заявления, подлежащие занесению в протоколы; обращать внимание уполномоченных лиц на обстоятельства, препятствующие поиску и обнаружению доказательств противоправной деятельности.

В Российском законодательстве имеется достаточно оснований для привлечения специалистов-кинологов со служебными собаками к участию в оперативно-розыскных мероприятиях, а по решению следственных органов в следственных действиях. Так, специалист-кинолог, с процессуальной точки зрения, может рассматриваться как спе-циалист10, т.е. лицо, обладающее специаль-

01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о х

о а

т

7 См.: Федоров Ю.А. Индикация наркотических веществ //Специальная техника. 2001 год. №5.

8 См.: Безруков В.В., Винберг А.И., Майоров М.Г., Тодоров Р. Новое в криминалистике //Соц. законность. 1965.

М.:

№ 10.

9 См.: Методические и процессуальные аспекты криминалистической одорологии: сборник научных трудов. ЭКЦ МВД России, 1992. С. 45-68.

10 См.: статья 58 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (в ред. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008).

Е Ф

ч:

п

к <

X X X н

и ф

со

ei Z

eo о о

N

U U О (L

EX

CQ

н

и о

X

и п

Е О

м ф

в

о а и ф г S Е о х о а т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

ными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении специальных средств, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию11. Как уже отмечалось ранее, в случаях привлечения специалиста-кинолога к участию в мероприятиях, служебной собаке отводится роль биодетектора или специального средства.

При планировании и подготовке к проведению оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, связанных с расследованием преступлений отнесенных законодательством к компетенции органов наркоконтроля, особое внимание должно обращаться на вопросы, учитывающие своевременное обнаружение доказательств, как правило, доказательствами могут быть запрещенные к обороту вещества. Для этого, при определении круга специалистов, способных оказать содействие оперативным работникам и следователям, необходимо привлекать специалистов-кинологов.

В ФСКН России, специалисты-кинологи со служебными собаками, успешно используются в мероприятиях предусмотренных пунктами 3; 4; 6; 7; 8; 9; 13 части первой статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 12.08.95 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; контролируемая поставка) и следственных действиях, связанных с осмотром, обыском и выемкой предметов.

Вместе с тем практика показала, что для эффективного раскрытия преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля, необходим качественный пересмотр порядка и расширение спектра использования служебных собак. В результате чего, использование служебных собак для поиска человека по его запаховым следам или выборки человека по запаху, отобранному с вещи, изъятой с места преступления в качестве вещественного доказательства, во многом облегчило работу сотрудников органов наркоконтроля по установлению причастности лиц, при обнаружении «бесхо-

зных» схронов и тайников с наркотическими средствами. Специальные собаки дали возможность повысить эффективность охраны объектов, особенно в ночное время суток, а собаки, подготовленные для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов, позволили своевременно обнаружить взрывоопасные предметы как при проведении оперативно-следственных мероприятий, так и при проведении мероприятий, направленных на укрепление антитеррористической защищенности различных объектов ФСКН России.

О результативном использовании служебных собак, при проведении мероприятий, свидетельствуют данные полученные при анализе деятельности кинологической службы ФСКН России. Так, в 2007 году, специалисты-кинологи со служебными собаками приняли участие в более чем 9260 оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях, что почти в 1,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (7215), из них связанных с изъятием наркотических средств и психотропных веществ - 2427 (АППГ - 1913).

С помощью служебных собак из незаконного оборота изъято более 1260 кг героина, свыше 2600 кг марихуаны, около 1350 кг опия-сырца, гашиша, гашишного масла и других наркотических средств.

Кроме того, в ходе проведенных мероприятий, по остаточному запаху наркотических веществ, обнаружено и изъято ценностей и денежных средств на сумму свыше 5 млн рублей; более 40 единиц огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, около 3 кг взрывчатых веществ и 15 взрывных устройств.

В ходе проведения мероприятий, связанных с задержанием правонарушителей, в отчетном периоде при помощи служебных собак задержано - 217 человек (АППГ-123) и проведено 6358 мероприятий связанных с сопровождением, конвоированием и охраной (АППГ-2629). Проведено более 112 оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных п.9 ч.1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Что позволило изъять из незаконного оборота, совершаемого путем пересылки запрещенных веществ в почтовых отправлениях, более 300 г героина, в том числе его разновидности 3-метилфентонила, 25 таблеток экстази, около 250 г марихуаны, свыше 1,5 кг гашиша и гашишного масла, 20 г различных медицинских препаратов (трамадол

11 См.: Гурдин С.В. Участие специалиста-кинолога на досудебных стадиях уголовного процесса: дисс. канд. юрид. наук. - М., 2001.

и др.). Вместе с тем, организовано и проведено более 20 одорологических экспертиз, из которых 10 положительных, 6 вероятно-положительных и 4 отрицательные.

Приведенные выше результаты работы специалистов-кинологов, являются лишь маленькой частью из всего спектра функционирования кинологической службы ФСКН России, т.к. развитие самой кинологической службы представляет собой разносторонний, непрерывный и динамичный процесс, направленный на создание и поддержание пространственной материальной среды в интересах функционирования всех компонентов подразделения. Рассматривая кинологическую службу с точки зрения самостоятельной экономической системы12 и учитывая факторное пространство, можно сформулировать основные функции службы, которые представлены комплексом ме-

роприятий, направленных на организацию управления, использование и подготовку сотрудников к выполнению поставленных задач, а так же на проведение мероприятий по всестороннему, ресурсному обеспечению. Особенность функционирования кинологической службы ФСКН России заключается в многоуровневом процессе, выраженном в деятельности, при тесной интеграции с другими подразделениями ФСКН России, на который накладывает свой отпечаток общая стратегия и тактика деятельности ФСКН России. Таким образом, учитывая особенности деятельности подразделений служебного собаководства, можно сделать вывод, что кинологическая служба ФСКН России, в пределах своей компетенции, принимает непосредственное участие в решении задач, связанных с обеспечением национальной безопасности.

:

12 См.: Прыкин Б.В., Прыкина Т.Б., Эриашвили Н.Д., Захаров С.В. Микроэкономика в таблицах и графиках: н

учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. Ф

СО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.