Финансы образования
особенности бюджетного финансирования высших учебных заведений
Л. И. ИЛЬИНА, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: obot@miuarh.ru Институт управления, г. Архангельск
Статья посвящена проблемам финансирования образования из бюджетов бюджетной системы РФ. Проведен анализ бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджета Архангельской области и бюджета муниципального образования Архангельска. Автор делает выводы, что высшее образование полностью финансируется за счет федерального бюджета, хотя возможны и другие дополнительные источники, такие как материальные и денежные взносы учредителей, средства от осуществления различных видов деятельности и т. д.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, финансирование образования, бюджет РФ, бюджет Архангельской области, бюджет Архангельска.
Известно, что отечественное образование в 1960—1970 гг. признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 1990-е гг. российское образование стало испытывать значительные сложности. Его оценки в международных рейтингах стали достаточно низкими, в том числе и по высшим учебным заведениям. В то же время именно образование является важнейшим показателем, определяющим конкурентные преимущества любой страны, в том числе и России.
В настоящее время ситуация хотя и медленно, но постепенно начинает меняться к лучшему: растет финансирование, улучшается материально-техническое оснащение, усиливается осознание значимости образования для развития страны, разрабатываются и реализуются приоритетные национальные проекты, выделяются гранты образовательным учреждениям, региональным образовательным системам. В общество приходит осознание, что для страны, которая ориентируется
на инновационный путь развития, жизненно важно становится готовить грамотных специалистов.
Кроме того, вносятся значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений, появляются новые источники их финансирования.
Основными источниками финансирования деятельности высших учебных заведений являются:
• средства бюджетов;
• материальные и денежные взносы учредителя (учредителей);
• средства, получаемые от осуществления платных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом;
• хозрасчетные средства от выполнения договорных работ для предприятий и организаций;
• средства от других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рассмотрим объем финансирования образования за счет бюджетных источников по уровням бюджетной системы (федеральный, региональный и местный) (табл. 1).
Доля расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования составляет значительную часть в общих расходах на образование (наблюдается рост от 70,0 % в 2005 г. до 77,6 % в 2009 г.). Необходимо отметить, что финансирование расходов на высшее образование является приоритетным подразделом расходов федерального бюджета внутри раздела «Образование». Также можно отметить, что менее всего средств выделяется на финансирование по разделу «Молодежная политика» (в среднем 1,5 % всех расходов на образование) и «Переподготовка
66
финансы и кредит
Таблица 1
Распределение расходов федерального бюджета на 2005—2009 гг. по разделам и подразделам функциональной классификации расходов, тыс. руб.
Наименование Раздел Подраздел 2005 2006 2007 2008 2009
Образование, всего 07 155 337 962,7 201 588 660,6 277 939 330,1 307 193 978,2 313 636 827,1
Дошкольное образование 07 01 3 812 334,2 2 099 301,5 2 661 934,8 2 867 686,3 3 081 146,7
Общее образование 07 02 1 611 763,9 3 017 644,7 3 082 351,0 3 538 346,3 3712 611,8
Начальное профессиональное образование 07 03 4 167 501,4 7 005 481,0 8 838 877,9 11 857 918,7 12 655 259,4
Среднее профессиональное образование 07 04 19 664 952,9 21 491 779,6 25 354 029,1 29 674 081,3 32 154 774,9
Переподготовка и повышение квалификации 07 05 2 271 543,9 3 924 685,5 4 582 914,8 4 067 204,7 4 380 508,9
Высшее профессиональное образование 07 06 108 811 902,3 155 091 098,9 214 049 589,8 238 161 165,9 243 280 250,3
Молодежная политика и оздоровление детей 07 07 1 818 070,0 592 477,5 1 179 102,6 367 143,3 388 298,8
Прикладные научные исследования в области образования 07 08 1 761 717,3 868 527,2 2 015 219,7 1 788 288,1 1 716 564,8
Другие вопросы в области образования 07 09 11 418 176,8 7 497 664,7 16 175 310,4 14 872 143,6 12 267 411,5
350 000 000,00 300 000 000,00 250 000 000,00 200 000 000,00 150 000 000,00 100 000 000,00 50 000 000,00 0,00
кадров» (в среднем 2,2 % всех расходов на образование).
Динамика расходов федерального бюджета на образование представлена на рис. 1.
Расходы федерального бюджета на образование, и на высшее профессиональное образование в том числе, имеют тенденцию к увеличению с каждым годом. Так, в 2006 г. по отношению к 2005 г. расходы на образование увеличились на 29 %, в 2007 г. по отношению к 2006 г. — на 37 %, в 2008 г. по отношению к 2007 г. - на 10 %, а в 2009 г. по отношению к 2008 г. — на
Анализ расходов на финансирование образования из бюджета Архангельской области показывает, что из областного бюджета расходы на высшее профессиональное образование не финансируются, до 2008 г. не финансировались расходы на дошкольное образование, и до 2007 г. — расходы на прикладные научные исследования в области образования (табл. 2). В основном, финансирование осуществлялось на общее, начальное профессиональное и среднее профессиональное образование (в 2009 г. это соответствовало 40,5 %, 31,4 % и 17,5 % соответственно).
Более всего из областного бюджета финансируются расходы на общее образование, на их
2005 2006 2007 2008 2009
□ Образование п Высшее профессиональное образование
Рис. 1. Динамика расходов федерального бюджета на образование в период с 2005 по 2009 г., тыс. руб.
долю приходится в среднем 38,2 % всех расходов на образование. На долю расходов среднего профессионального образования приходится в среднем 16,5 %. Менее всего средств выделяется на финансирование расходов на дошкольное образование.
Динамика расходов регионального бюджета на образование с 2005 по 2009 г. представлена на рис. 2.
Расходы регионального бюджета на образование, и на среднее профессиональное образование в том числе, имеют тенденцию к увеличению с каждым годом. Так, в 2006 г. по отношению к 2005 г. расходы на образование увеличились на 15 %, в 2007 г. по отношению к 2006 г. — на 38 %, в 2008 г.
Таблица 2
распределение бюджетных ассигнований бюджета Архангельской области с 2005 по 2009 г. по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов российской Федерации, тыс. руб.
наименование Раздел Подраздел 2005 2006 2007 2008 2009
Образование, всего 07 1 421 144,0 1 635 894,0 2 260 971,1 3 043 864,9 4 140 992,8
Дошкольное образование 07 01 2 000,0 1 300,0
Общее образование 07 02 437 838,0 572 657,0 994 496,4 1 244 870,3 1675 613,9
Начальное профессиональное 07 03 628 263,0 633 697,0 632 843,6 849 145,9 1 298 507,3
образование
Среднее профессиональное 07 04 185 364,0 246 319,0 368 313,8 627 942,8 725 125,3
образование
Переподготовка и повышение 07 05 36 238,0 33 195,0 37 284,5 69 130,5 104 197,2
квалификации
Молодежная политика и оздо- 07 07 1 000,0 45 899,0 44 337,1 79 807,5 87 173,4
ровление детей
Прикладные научные исследо- 07 08 4 800,0 18 240,8 5 480,0
вания в области образования
Другие вопросы в области 07 09 123 441,0 104 127,0 178 296,3 152 727,1 243 595,7
образования
4 500 000,00 4 000 000,00 3 500 000,00 3 000 000,00 2 500 000,00 2 000 000,00 1 500 000,00 1 000 000,00 500 000,00 0,00
2005 2006 2007 2008
□ Расходы на образование, всего
2009
рис. 2. Динамика расходов регионального бюджета на образование с 2005 по 2009 г., тыс. руб.
по отношению к 2007 г. — на 35 %, а в 2009 г. по отношению к 2008 — на 36 %.
Анализ бюджетных ассигнований из бюджета МО «Город Архангельск» на 2005 — 2009 гг. (табл. 3) позволяет отметить, что в целом финансирование с 2005 г. возросло в 2,5 раза, но выделение ассигнований осуществляется в основном по общему и дошкольному образованию (в 2009 г. они составили 53 % и 33 % соответственно). Незначительна доля финансирования молодежной политики, в среднем около 8 %.
Проанализировав бюджетные ассигнования на финансирование образования, можно в целом сделать вывод, что объемы ассигнований из года в год растут. Также можно отметить, что, несмотря на наметившуюся тенденцию по передаче вузов, готовящих специалистов регионального значения, в ведение субъектов РФ, расходы в Архангельской
области на высшее профес-
- сиональное образование полностью финансируются из федерального бюджета. Но не следует также забывать, что такая ситуация возможна в Архангельской области также
_ и потому, что увеличивается количество контингента сту-
— дентов, обучающихся на платной основе, что ведет к снижению нагрузки на бюджетную систему. Из регионального и местного бюджетов в основном финансируются общее и дошкольное образование.
В целях совершенствования финансирования высших учебных заведений в отдельных регионах в качестве эксперимента с 2002 г. были введены государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), выдаваемые выпускникам вузов на основании сдачи единого государственного экзамена.
Следует заметить, что финансирование по ГИФО не означает отмены финансирования по инвестиционным программам, выплатам стипендий, коммунальным платежам и т. д. Данная система позволит развить конкуренцию между вузами, что должно повысить в свою очередь и качество обучения. Хотя эксперимент длится несколько лет, существуют проблемы, связанные с его завершением. Первыми пилотными регионами стали Республика Саха (Якутия) и Чувашская Республика, где конкуренция между вузами невелика, поэтому
68
финансы и кредит
Таблица 3
Распределение бюджетных ассигнований бюджета МО «Город Архангельск» с 2005 по 2009 г. по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, тыс. руб.
Наименование Раздел Подраздел 2005 2006 2007 2008 2009
Образование, всего 07 1 240 532 1 309 307 1 524 714 2 107 639 3 098 606
Дошкольное образование 07 01 405 989 398 254 540 250 703 840 1 008 725
Общее образование 07 02 782 288 876 465 952 079 1 019 468 1 646 287
Переподготовка и повышение квалификации 07 05 3 213 3 340
Молодежная политика и оздоровление детей 07 07 14 616 4 212 7 693 10 935 20 032
Другие вопросы в области образования 07 09 34 426 27 036 24 692 373 396 423 562
там была опробована пока только техническая сторона проекта. Но наиболее важной проблемой остается недостаточное финансирование. Также обсуждается вопрос об увеличении финансирования по ГИФО по специальностям, наиболее востребованным работодателями. Этот вопрос, на взгляд автора, является достаточно актуальным и требует отдельной проработки.
Список литературы
1. Сайт Министерства финансов РФ. URL: http:// www.minfin.ru.
2. Сайт администрации Архангельской области. URL: http://www.dvinaland.ru.
3. Сайт мэрии Архангельска. URL: http://www. arhcity.ru.