Научная статья на тему 'Особенности бюджетирования в торговле'

Особенности бюджетирования в торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1472
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бюджетирования в торговле»

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ТОРГОВЛЕ

Л.П. ДРАНЕНКО___________________________

В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования и важнейшим инструментом управления доходами, расходами и ликвидностью организации. Планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, что, когда и для кого предприятие будет продавать (или оказывать услуги), какие ресурсы, и в каком объеме для этого необходимы. Бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовом выражении [2, с. 8].

В торговле процесс формирования бюджетов имеет свои существенные особенности, предопределенные особенностями самой торговой деятельности.

Прибыль является главным обобщающим и оценивающим показателем деятельности организации, основным ее источником ее самообеспечения и самофинансирования. Поиск резервов наращивания прибыли и повышения рентабельности возможен только на основе глубокого, всестороннего анализа и экономического обоснования расходов и доходов. Эти же категории являются основными объектами бюджетирования в торговле, и именно они являются важнейшими факторами, влияющими на систему бюджетирования в организациях торговли.

Для бюджетирования важна классификация расходов. Особенностью организации учета затрат в торговле является отражение их на одном счете, в отличие от производственной сферы, где непосредственно в системе счетов реализуется классификация затрат на прямые и косвенные (счета 20 и 23, 25, 26), переменные и постоянные (20, 25 и 26), эффективные и неэффективные (20 23, 25, 26 и 28) и плановые (нормативные) затраты и отклонение (40 и 20 счета) и т.д.

Предприятия торговли ведут учет затрат на сч. 44 «Расходы на продажу». Для разработки форматов основных бюджетов и определения набора операционных бюджетов торговой организации, прежде всего, необходимо разобраться с классификацией затрат.

В процессе бюджетирования в торговле могут быть использованы классификации затрат на переменные-постоянные и прямые-косвенные [4, с. 131].

Переменными затратами являются затраты, изменяющиеся в прямой пропорции от изменений товарооборота: покупная стоимость товаров, расходы на переработку, подсортировку, упаковку товаров, комиссионные расходы и т.д.

Постоянными расходами являются те, которые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного периода: управленческие расходы, расходы на содержание зданий и торговых помещений, амортизационные отчисления и т.д.

Деление затрат на прямые и косвенные в торговле вызывает больше трудностей, так как не все торговые организации формируют себестоимость товаров. Поэтому прямыми в торговле можно считать затраты, непосредственно связанные с торговым процессом, то есть затраты на доставку товаров, покупная стоимость товаров, зарплата торгового персонала, затраты на подсортировку и упаковку товаров и т.д.

Следовательно, косвенными можно считать затраты, косвенно связанные с торговым процессом, такие, как управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы на содержание и уборку помещений и т.д.

С учетом выбранной детализации затрат формируются бюджеты расходов, в соответствии с ней необходимо также вести аналитический учет затрат [1, с. 45].

В практике бюджетного планирования принято нормировать прямые затраты с целью контроля и анализа исполнения бюджета. Если в производственной сфере нормирование затрат является повсеместно распространенной практикой, то в торговле это практически невозможно. Поэтому в процессе формирования бюджета расходов все виды затрат, включаемых в состав прямых, можно нормировать в виде определенного процента от продаж. В этом случае размер таких затрат будет меняться при изменении объемов продаж [3, с. 145].

Коммерческие расходы (т.е. расходы, связанные с непосредственным продвижением товаров до покупателя) планируются, как правило, в зависимости от стратегии маркетинга, при этом обычно используются следующие методы:

- в процентах от товарооборота;

- в расчете на единицу реализуемого товара;

- на основе исследований рынка (стоимость рекламной кампании);

- общие расходы на основе тенденций прошлых периодов.

Существенной особенностью бюджетирования в торговле является состав операционного бюджета. В него могут войти следующие частные бюджеты:

- бюджет продаж показывает поквартальный (и помесячный) объем продаж по видам товаров и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода;

- бюджет закупок товаров регулирует поквартальный (и помесячный) объем закупок товаров для бюджета продаж и бюджета товарных запасов;

- бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого и вспомогательного персонала организации, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость малоценных предметов и другие общеорганизационные расходы на протяжении бюджетного периода;

- бюджет коммерческих расходов включает расходы на рекламу, комиссионно-посреднические платежи, транспортные расходы по доставке товаров покупателям и прочие расходы на реализацию товаров;

- бюджет накладных расходов дает информацию о прочих расходах предприятия, например, амортизации, уплаты процентов за пользование кредитом, другие расходы на протяжении бюджетного периода. [5, с. 253] Определение набора операционных бюджетов сугубо внутреннее дело самой организации. Главный смысл операционных бюджетов состоит в более тщательной подготовке исходных данных для всех основных бюджетов, а также в переводе планируемых показателей из натуральных единиц в стоимостные показатели. Важной особенностью составления операционных бюджетов является отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости продаж товаров. Это позволяет уже в основных бюджетах произвести разделение затрат на переменные и постоянные.

Литература:

1. Адамов Н., Тилов А. Бюджетирование в коммерческой организации. СПб., 2007.

2. Дугельный А.П., Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием. М., 2007.

3. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2007.

4. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М., 2007.

5. Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.