SCIENCE TIME
ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Кочиева Ирина Казбековна, Мацерук Татьяна Сергеевна,
Научный руководитель: Солтаханов Анзор Увайсович,
Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова, г. Москва.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены подходы к понятию «бизнес-план», дано авторское определение данной категории. Проведен анализ бизнес-планов на одном из отечественных промышленных предприятий. Определены ключевые недостатки по формированию данных планов. Был сделан вывод о необходимости реструктуризации всей системы внутрифирменного планирования на предприятии. Спроектирован процесс планирования для предприятия, учитывающий предшествующий опыт планирования.
Ключевые слова: бизнес-план, внутрифирменное планирование, сводный тактический план, процесс планирования, критерии эффективности бизнес-плана.
Термин «бизнес-план» стал популярным среди экономистов, менеджеров и бизнесменов. При этом трактовка такого понятия не всегда является однозначной [1].
Бизнес-план это [2]:
- структурированный плановый документ, который описывает разные направления развития бизнеса;
- удобная, общепринятая форма ознакомления возможных кредиторов (инвесторов) с проектом, в котором им предлагают принять непосредственное участие.
Рассмотрим бизнес-планирование на одном из отечественных промышленных предприятий - ОАО «Неон», которое занимается производством комплектующих частей к железнодорожным вагонам, полупроводниковых ламп и прочей продукции.
Общие бизнес-планы предприятия формируются согласно плану развития ООО «УК холдинга РКТМ». Они охватывают всю деятельность предприятия в разрезе основных функциональных направлений деятельности предприятия на
SCIENCE TIME
один год [9].
Рассмотрим основные разделы бизнес-плана ОАО «Неон» на 2014 год [3]:
а) стратегия развития ОАО «Неон» на 2012-2016 год;
б) макроэкономические показатели;
в) предпосылки формирования БП (бизнес-плана) на 2014 год;
г) цели ОАО «Неон» на 2014 год;
д) анализ производства и реализации продукции ОАО «Неон»;
е) состояние заявочной базы предприятия ОАО «Неон» на 2014 г.;
ж) сценарные предложения на 2014 год;
з) план производства и реализации продукции ОАО «Неон» на 2014 год;
и) бюджет движения денежных средств на 2014 год;
к) основные финансовые показатели ОАО «Неон»;
л) расходы (общие и административные расходы, анализ управленческих расходов, структура себестоимости выпускаемой продукции);
м) персонал (среднесписочная численность ОАО «Неон» по категориям и месяцам 2012 года, динамика роста средней зарплаты и производительности труда);
н) НК - цели ОАО «Неон» на 2014 год;
п) карта остаточных рисков ОАО «Неон»;
р) инвестиционные планы (переходящие и новые проекты, пояснительная записка к инвестиционному плану ОАО «Неон» на 2014 год);
с) мероприятия по снижению затрат предприятия ОАО «Неон».
В практике деятельности предприятия бизнес-план фактически представляет собой комплекс увязанных друг с другом стратегического и функциональных планов и проектов. Однако отсутствует полноценный раздел маркетинга. Отчасти это объясняется тем, что большую часть продукции ОАО «Неон» сбывает ООО «УК холдинга РКТМ». Но ориентация на производственно -сбытовой подход предприятия может привести к серьезным проблемам в будущем. Недостаточно проработан стратегический раздел. Период планирования по функциональным разделам ограничен годом. Отсутствует раздел по оценке эффективности бизнес-плана.
Таким образом, исследование показало, что в ОАО «Неон» требуется серьезная реструктуризация всей системы внутрифирменного планирования. Необходимо разграничить следующие уровни планирования: стратегический, тактический, оперативный и бизнес-планирования [4].
В рамках стратегического планирования определить четко цели предприятия в соответствии с целями головного холдинга и корпорации, сформировать корпоративную и конкурентные стратегии, на их базе -функциональные стратегии.[6] Далее разработать сводный тактический план предприятия - организованную последовательность решений и действий по
распределению ресурсов на определенный отрезок времени, чаще всего год, по основным функциональным аспектам деятельности предприятия, разрабатываемую на уровне руководителей среднего звена и имеющую цель -достижение запланированных при этом показателей и, тем самым, реализацию общей стратегии предприятия. При этом важнейшим разделом должен быть план маркетинга.
В случае принятия итогового решения о целесообразности вложения финансовых средств, кроме системы ключевых оценочных показателей, учитывают ещё такие условия, как общественную значимость и приоритетность проекта, уровень его соответствия стратегии развития компании, рыночный потенциал выпускаемого товара, риск, экологическая безопасность и т.п. [5].
По итогам проведенного исследования мы можем сделать вывод, что одной из ошибок в отечественной практике внутрифирменного планирования является попытка использования бизнес-плана в качестве совокупности стратегических и тактических внутрифирменных планов [8]. Этому способствует важное преимущество бизнес-плана: он имеет четко заданную структуру, которая комплексно отражает все стороны реализации проекта. Во многом это объясняется тем, что при переходе отечественных предприятий на самостоятельное внутрифирменное планирование в 90-е годы отсутствовали соответствующие методики планирования [7]. Однако бизнес-планирование не может заменить собой внутрифирменное планирование. Поэтому на предприятии необходимо сформировать полноценную систему внутрифирменного планирования как один из факторов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на современном этапе развития.
Литература:
1. Бизнес-планирование: Учебник для вузов/ Под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 816 с.
2. Липсиц, И.А. Бизнес-план - основа успеха: Практическое пособие / И.А. Липсиц - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2012. - 112 с.
3. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. - 2-е изд., испр. и доп. - Омега-Л, 2012. - 152 с.
4. Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями / Под ред. В.М. Попова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 488 с.
5. Сборник бизнес-планов: практическое пособие / ред. Ю. Н. Лапыгин. — М.: Омега-Л, 2012. — 310 с.
6. Составление бизнес-плана: нормы и рекомендации.- М.: Книга сервис, 2012. -346 с.
SCIENCE TIME
7. Уткин, Э.А. Бизнес-план компании / Э.А Уткин.- М.: Изд-во «ЭКМОС», 2012. - 102 с.
8. Черняк, В.З. Бизнес планирование: Учебник для вузов.- М. ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 470 с.
9. Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / Д. А. Шев-чук. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 208 с.