Научная статья на тему 'Особенности аргументации административных правонарушений в сфере экономики'

Особенности аргументации административных правонарушений в сфере экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
563
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Леднева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аргументации административных правонарушений в сфере экономики»

И.В. Леднева

Леднева Ирина Владимировна - кандидат, педагогических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России

Особенности аргументации административных правонарушений в сфере экономики

Реформирование рыночной экономики России сопровождается рядом негативных процессов: это спад валового внутреннего продукта и производство промышленной продукции. Многие участники экономической системы решают свои проблемы за счет государственного бюджета, используя недостаточную эффективность государственного регулирования отношений в сфере экономики. Дестабилизация экономической и социальной жизни страны обуславливается следующими факторами:

- низкий инвестиционный спрос;

- ухудшение финансового положения многих предприятий, которые не готовы работать в условиях низкой инфляции;

- сокращение государственного финансирования промышленности, строительства из федерального бюджета;

- спад производства и переход предприятий в частную форму собственности;

- влияние теневой экономики и криминального предпринимательства и другие.

На наш взгляд, темпы роста преступлений в сфере экономики можно было бы несколько стабилизировать, если бы органы внутренних дел совместно с органами исполнительной власти, которые проводят государственную политику и осуществляют управление в сфере экономики, более эффективно вели борьбу с административными и гражданско-правовыми правонарушениями. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если качественнее и эффективнеее выполняют свои непосредственные функции контролирующие органы, в том числе и ОВД, тем ниже уровень экономической преступности.

Административное законодательство Российской Федерации в статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет понятие административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность1.

В этом общем определении понятия административного правонарушения законодатель в части 1 ст. 2.1 КоАП РФ раскрывает понятие «административного» путем определения его основных признаков: объект посягательства; общественная опасность; противоправность; причинение вреда; виновность; действие (бездействие); наказуемость, раскрывается социальная характеристика административного проступка и т. д.

Более всего интересует, имеются ли отличия в понятиях административного правонарушения в сфере экономики от административных правонарушений совершаемых в иных сферах жизнедеятельности человека. Имеется, но только в объекте посягательства (объект правонарушения), которыми являются общественные отношения, существующие только в экономической сфере деятельности. Наличие иных вышеназванных признаков (противоправность, причинение вреда, виновность и наказуемость) в обязательном порядке наличествуют в понятии административного правонарушения в сфере экономики.

Таким образом, не нарушая основных положений понятия административного правонарушения, определяемого в части 1 ст. 2.1 КоАП РФ можно сформулировать определение понятия «административного правонарушения в сфере экономики», под которым признается посягающее на права имущественной свободы граждан, собственность, независимо от ее форм, окружающую природную среду, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В особенной части кодифицированного административного законодательства отсутствует специальная глава, которая содержала бы нормы, охраняющие общественные отношения в сфере экономики. Это обусловлено многообразием общественных отношений экономического характера, которые

1 Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 8.06.2012 г.).

-------------------------------------------------------------------------------------------- 1‘

Леднева И.В. Особенности аргументации административных правонарушений... 1

имеют место в иных сферах жизнедеятельности. Если внимательно проанализировать все главы особенной части КоАП РФ, то мы выделим нормы, которые охраняют общественные отношения в рассматриваемой сфере. И в зависимости от характера охраняемых отношений, на которые посягают противоправные виновные деяния, выделяются следующие основные виды административных правонарушений, которые по объекту (видовому) сформируем в следующие группы:

I. Посягающие на права граждан (глава 5 КоАП РФ): «Несвоевременное перечисление средств для проведения референдума» (ст. 5.21); «Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, выплат социального пособия на погребение» (ст. 5.41); «Нарушение требований законодательства, предусматривающего выделение на автомобильных стоянках мест для специального автотранспорта инвалидов» (ст. 5.43).

II. Посягающие на здоровье, санитарно-экологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6 КоАП РФ): «Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств и психотропных средств» (ст. 6.8); «Потребление наркотических средств» (ст. 6.9); «Занятие проституцией» (ст. 6.11); «Получение доходов от занятия проституцией» (ст. 6.12); «Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции» (ст. 6.14).

III. Посягающие на собственность (глава 7 КоАП РФ): «Самовольное занятие земельного участка» (ст. 7.1, 7.8); «Пользование недрами без разрешения» (ст. 7.3); «Самовольная добыча янтаря» (ст. 7.5); «Самовольное занятие участка лесного фонда, самовольная переуступка права пользования землей, недрами» (ст. 7.9, 7.10).

IV. Посягающие на окружающую природную среду и природопользование (глава 8 КоАП РФ): «Порча земель» (ст. 8.6); «Нарушение правил охраны водных богатств» (ст. 8.13); «Нарушение правил добычи водных биологических ресурсов» (ч. 2 ст. 8.17); «Нарушение правил пользования объектами животного мира» (ст. 8.37).

V. Посягающие на отношения в промышленности, строительстве и энергетике. (глава 9 КоАП РФ): «Нарушение установленного порядка строительства объектов и ввода их в эксплуатацию» (ч. I. ст. 9.5); «Повреждение электросетей» (ст. 9.7); «Повреждение тепловых сетей, топливопроводов» (ст. 9.10).

VI. Посягающие на общественные отношения в сельском хозяйстве (глава 10 КоАП РФ): «Нарушение порядка ввоза и вывоза, производства, заготовки, перевозки, подкарантийной продукции» (ст. 10.2, 10.3).

VII. Посягающие на общественные отношения в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ): «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации» (ст. 14.1); «Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена» (ст. 14.2); «Обман потребителей» (ст. 14.7).

VIII. Посягающие на общественные отношения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15 КоАП РФ): «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» (ст. 15.1); «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций» (ст. 15.2); «Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта» (ст. 15.13); «Незаконное использование бюджетных средств» (ст. 15.14).

В статье 12 «Обязанности полиции» Федерального закона «О полиции», наряду с другими обязанностями сотрудники полиции обязаны предупреждать, пресекать административные правонарушения, совершаемые на объектах транспорта, посягающие на права и свободы граждан, общественный порядок, общественную безопасность, установленный порядок управления, в том числе в сфере эко-номики1.

Законодательство РФ и иные административные правовые акты, регулирующие и охраняющие многообразие общественных отношений в сфере экономики, а также их состояние, перед ОВД определило основные задачи, которые обуславливают направления деятельности служб и подразделений полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в рассматриваемой сфере.

К таковым относятся:

- обеспечение прогнозирования развития криминальной ситуации в сфере экономики на основе обобщения информации о состоянии экономических правоотношений;

- борьба с правонарушениями в кредитно-финанансовои системе, на рынке ценных бумаг, объектах промышленности, топливно-энергетического комплекса, в сфере предпринимательской деятельности, оборота подакцизных товаров, драгоценных металлов и камней;

- предупреждение незаконных операций в отношении государственной собственности и законных интересов граждан;

- повышение результативности взаимодействия по предупреждению и пресечению административных проступков между службами и подразделениями органов внутренних дел;

- активизация взаимодействия всех служб и подразделений полиции с органами государственной власти и местного самоуправления с другими правоохранительными органами, направленная

1 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.).

на координацию совместной деятельности по комплексному противодействию правонарушениям в сфере экономики;

- активно участвовать в разработке и выполнении федеральных и региональных программ по борьбе с правонарушениями в сфере экономики.

Вышеперечисленные задачи по предупреждению и пресечению административных правонарушения в сфере экономики реализуются в следующих направлениях деятельности:

1) учет, обобщение и анализ информации об административных правонарушениях;

2) предупреждение и пресечение административных правонарушений в кредитно-финансовой системе, на объектах промышленности и топливно-энергетического комплекса, в сфере торговли и предпринимательской деятельности, незаконного оборота подакцизных товаров, драгоценных металлов и камней;

3) предупреждение и пресечение административных правонарушений, посягающих па государственную, муниципальную и иные формы собственности;

4) постоянное взаимодействие служб и подразделений полиции с другими правоохранительными органами государственной власти и органами местного самоуправления;

5) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выявленных в сфере экономики.

Ведомственные нормативные акты и практическая деятельность определила основные службы и подразделения полиции, которые призваны реализовать вышеперечисленные задачи, это:

1) подразделения по экономической безопасности и проявлений коррупции на всех уровнях управления;

2) служба участковых инспекторов полиции на административных участках;

3) строевые подразделения патрульно- постовой службы полиции на маршрутах патрулирования;

4) дорожно- патрульная служба ГИБДД на маршрутах патрулирования, КПП;

5) служба вневедомственной охраны при ОВД на маршрутах патрулирования;

6) подразделения по исполнению административного законодательства;

7) межрайонные отделы по борьбе с незаконным оборотом алкогольной продукции.

Названные службы и подразделения в целях обеспечения экономического благополучия государства и защиты общественных отношений в сфере экономики и борьбы с правонарушителями наделены правом применять меры принуждения, которые строго регламентированы нормами административного права.

Рассматривая деятельность полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере экономики хотелось бы обратить внимание на содержание данного направления правоприменительной деятельности. В нем присутствуют два понятия: «предупреждение» правонарушения, то есть применение сотрудниками полиции мер предупредительного характера, направленных на недопущение совершения субъектом противоправного деяния в сфере экономики и наступления вредных последствий, «пресечение» - это действие сотрудников полиции по принудительному прекращению противоправных действий. Отметим, что сотрудники полиции, применяя административно-предупредительные меры и меры административного пресечения в борьбе с административными правонарушениями в сфере экономики, также используют арсенал мер, обеспечивающих производство по делам об административных правонарушениях.

Под организацией деятельности понимается совокупность организационно-практических действий подразделений полиции, направленных на предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений в сфере экономики:

К организационным мерам можно отнести:

- обучение личного состава полиции формам и методам работы, изучению и практическому применению законодательства РФ в сфере экономики;

- разработка и направление на места методических рекомендаций по проведению комплексных оперативно-профилактических мероприятий, о методах, формах и порядке проверки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- разработка специальных тематических планов и соответствующих графиков для проведения инструктажа нарядов патрульно- постовой службы, заступающих на службу;

- создание координационного центра, в который входят представители органов внутренних дел, органы Госсанэпиднадзора, комитета по ценам, торговой и налоговой инспекции;

- органов по контролю за финансовыми потоками;

- организация взаимодействия подразделений полиции и общественностью и т. д.

К практическим мерам целесообразно отнести:

- привлечение более опытных сотрудников полиции и руководителей УВД, территориальных органов внутренних дел, преподавательский состав учебных заведений МВД России, государственной налоговой инспекции для проведения занятий с сотрудниками подразделений полиции (ППСП, участковыми инспекторами, ГИБДД, строевых подразделений ВО при ОВД, ПДН и т. д.);

Леднева И.В. Особенности аргументации административных правонарушений...

- участие оперативно-начальствующего состава подразделений ЭБиПК в проведении инструктажей патрульно-постовых нарядов полиции перед заступлением на службу по разработанным специальным тематическим планам и соответствующим графикам, утвержденным начальниками органов внутренних дел;

- совместная отработка мест дислокации коммерческих киосков, магазинов, рынков силами подразделений ЭБиПК, участковых инспекторов и ППСП с участием налоговой инспекции;

- постоянная работа служб полиции по специальному плану и графику выделения сотрудников ЭБиПК, уголовного розыска, ГИБДД, ППСП, участковых инспекторов на вещевых и продуктовых рынках;

- проведение совместных мероприятий полицией со строевыми подразделениями ВО при органах внутренних дел по выявлению и профилактики хищений чужого имущества на объектах промышленности;

- передача информации о выявленных признаках преступлений в сфере экономики в подразделения ЭБиПК для осуществления оперативно- розыскных или следственных действий и т. д.

На наш взгляд, вышеназванные организационно-практические меры при условии, что они будут постоянно осуществляться сотрудниками полиции, а также учитывая практический опыт, будут вырабатываться новые организационно-практические меры, что в свою очередь позитивно отразится на результатах работы заинтересованных структур по защите экономических интересов общества и государства.

Хотелось бы особенно отметить, что при проведении различных проверок, рейдов, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере экономики, сотрудникам полиции необходимы глубокие познания по многим вопросам законодательства в сфере экономики.

Речь идет о профессионализме сотрудников, а устранить дефицит профессиональных знаний можно с помощью активного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в борьбе с правонарушениями в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.