Научная статья на тему 'Особенности антиобщественного образа жизни несовершеннолетних'

Особенности антиобщественного образа жизни несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1474
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ДЕФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ / АМОРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатенко Виктор Иванович

Предупреждение антиобщественного образа жизни это новое научное направление междисциплинарного характера, интегрирующее знание прежде всего криминологии, социологии, педагогики, психологии, отраслей права и управления. Предупреждение рецидива преступлений несовершеннолетних с современных позиций предусматривает воздействие на антиобщественный образ жизни рецидивистов, на его деформированные сферы. Преступление является следствием антиобщественного образа жизни, который формируется под влиянием неблагоприятных воздействий окружающей личность микросреды, поэтому причины преступного поведения нужно искать в первую очередь в деформированном образе жизни личности. В связи с этим категория «антиобщественный образ жизни» должна стать объектом пристального внимания криминологии и найти широкое применение в разработке различных вопросов борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ANTISOCIAL WAY OF LIFE OF MINORS

Prevention of antisocial way of life is a new scientific direction of interdisciplinary character, first of all integrating knowledge of criminology, as well as sociology, pedagogy, psychology, branches of law and management. Recidivism prevention of minors from modern point of view has influence on antisocial way of life of recidivists and its deformed spheres. Crime is a result of antisocial way of life formed under the influence of adverse effects of microenvironment a person is surrounded by. Due to this reason for criminal behavior are firstly to be looked for in the deformed way of life of a personality. In this regard the category «antisocial way of life» has to become an object of close attention of criminology and to has find broad application in various questions of fight against crime.

Текст научной работы на тему «Особенности антиобщественного образа жизни несовершеннолетних»

УДК 343.85 ВИКТОР ИВАНОВИЧ ИГНАТЕНКО,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений

(Академия ФСИН России), e-mail: editor62@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Реферат: предупреждение антиобщественного образа жизни - это новое научное направление междисциплинарного характера, интегрирующее знание прежде всего криминологии, социологии, педагогики, психологии, отраслей права и управления. Предупреждение рецидива преступлений несовершеннолетних с современных позиций предусматривает воздействие на антиобщественный образ жизни рецидивистов, на его деформированные сферы. Преступление является следствием антиобщественного образа жизни, который формируется под влиянием неблагоприятных воздействий окружающей личность микросреды, поэтому причины преступного поведения нужно искать в первую очередь в деформированном образе жизни личности. В связи с этим категория «антиобщественный образ жизни» должна стать объектом пристального внимания криминологии и найти широкое применение в разработке различных вопросов борьбы с преступностью.

Ключевые слова: несовершеннолетние, антиобщественный образ жизни, борьба с преступностью, деформация образа жизни, аморальный образ жизни.

Известно, что категорию «антиобщественный образ жизни» стали исследовать сравнительно недавно, причем криминологи за основу ее изучения взяли определение образа жизни, принятое в социологии, рассматривающей образ жизни как реально практикуемые нормы поведения людей, способ их повседневной деятельности в сферах труда, быта, досуга, в производстве и потреблении материальных и духовных благ. Академик В. Н. Кудрявцев подчеркивал, что под образом жизни следует понимать «способ деятельности субъекта в определенных объективных условиях» [1, с. 201]. Можно сказать, что общепринятый образ жизни - это одобряемые обществом и большинством населения способы поведения и деятельности, стимулирующие его различные нравственные и законопослушные формы проявления.

Наряду с общепринятым, благополучным образом жизни существует и неблагополучный со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, который получил название «антиобщественный образ жизни». Его можно рассматривать по двум направлениям: по видам проявления - тунеядство, попрошайничество, проституция и т. д., по степени общественной опасности, которая проявляется в сферах деформации образа жизни: учебно-трудовой, семейно-бытовой и досуговой. По нашему мнению, под антиобщественным образом жизни несовершеннолетних следует понимать

© Игнатенко В. И., 2016

типичные, обусловленные негативными факторами среды, возрастными и психологическими особенностями личности способы и формы жизнедеятельности, которые формируют их антиобщественные ценностные ориентации, что проявляется в отклоняющемся от социальных и правовых норм поведении. Профессор Ю. М. Антонян первый из исследователей указал на важность исследования этой проблемы. Он считает, что изучение антиобщественного образа жизни - «это один из путей (пока еще мало используемых) более глубокого исследования преступника и преступного поведения, а следовательно, совершенствования профилактики преступлений» [2, с. 69].

Антиобщественный образ жизни можно характеризовать с позиций деформированного образа жизни несовершеннолетних. Термин «формация» означает развитие, а «деформация» - препятствия для развития. К. Е. Игошев и Г. М. Миньковский отмечают, что у несовершеннолетних преступников имеются не просто проблемы в развитии, а именно деформации, то есть замещение значительной части нормальных интересов, потребностей, стереотипов поведения специфически негативными, псевдопотребностями и псевдоинтересами, искажающими нравственный облик подростка [3, с. 280].

Изучение образа жизни несовершеннолетних правонарушителей показало, что их поведение имеет ту или иную степень деформации по сравнению с законопослушными. В связи с этим

можно было бы использовать такие понятия, как «деформированный образ жизни» и «деформация образа жизни».

Деформированный образ жизни несовершеннолетнего - это такой образ жизни, в котором под влиянием отрицательной среды произошли негативные изменения части или большинства сфер его образа жизни. Под деформацией образа жизни несовершеннолетнего понимается процесс негативного влияния среды на личность подростка, в результате которого происходят отрицательные изменения в его жизни. Иначе говоря, деформация образа жизни - это процесс, означающий потерю той или иной сферой своего ценностно-целевого предназначения, например, сфера учебной деятельности потеряла для подростка свою ценность из-за отставания в учебе, прогулов, невыполнения домашних заданий и т. д. Процесс деформации образа жизни, поначалу стихийный и незаметный, концентрируясь и достигая в своем негативном развитии кульминационного момента (совершение преступления), может произвести коренную ломку сложившейся системы общественных связей и изменить их характер, поставив на место социально полезных связей антисоциальные.

Если при деформации образа жизни возможность рецидива преступлений еще только намечается, то при деформированном образе жизни эта возможность часто становится реальностью. Следует использовать и такой термин, как «криминализация образа жизни», которым обозначили процесс усиления негативного влияния микросреды, увеличение числа преступных проявлений при одновременном сокращении социально полезных связей личности. Криминализация образа жизни наступает тогда, когда происходит замена социально полезных связей той или иной сферы на антиобщественные, в том числе на ценности преступной среды.

При изучении антиобщественного образа жизни несовершеннолетних правонарушителей обращает на себя внимание и тот факт, что значительная часть подростков до осуждения успевает совершить несколько преступлений, рецидив становится неизменным спутником их образа жизни. Здесь имеют место многие причины. Одна из них заключается в том, что правоохранительные органы и общественность нередко запаздывают с применением профилактических мер в отношении несовершеннолетних, от которых, судя по их образу жизни, можно ожидать совершения преступлений. Следует правильно определять признаки антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, которые можно сгруппировать следующим образом:

1) признаки аморальности: употребление алкоголя и наркотиков, занятия проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и др.;

2) признаки агрессивного поведения: участие в драках, избиение окружающих, вымогательство и отнимание денег и вещей у сверстников и др.;

3) признаки негативных связей: с ранее судимыми и отбывшими наказания; с лицами, занимающимися сводничеством, укрытием и сбытом ворованных вещей;

4) признаки, связанные с совершением правонарушений: мошенничество, участие в азартных играх, мелкие кражи и др.;

5) признаки, связанные с совершением преступлений: латентность ранее совершенных деяний, наличие прежних судимостей, заранее обещанное укрывательство, подстрекательство к совершению преступлений и т. д.

Выявление и учет этих типообразующих признаков позволяет прогнозировать деформацию образа жизни и применить соответствующие меры профилактики. Профилактика, в основу которой положен антиобщественный образ жизни, предполагает организацию учета следующих категорий несовершеннолетних и молодежи:

- неблагополучные семьи, попавшие в поле зрения правоохранительных органов из-за антиобщественных проявлений как самих родителей, так и их детей;

- состоящие на учете органов здравоохранения по различным основаниям;

- вернувшиеся из специализированных и специальных учебно-воспитательных учреждений и отбывшие наказания в воспитательных колониях.

Такой учет необходим, поскольку предупреждение антиобщественного образа жизни связано с анализом содержания и сущности основных сфер жизнедеятельности подростков.

Образ жизни несовершеннолетних, находящихся в одинаковой микросреде, может быть различным и определяется мерой пораженности различных жизненных сфер. Это дает возможность строго дифференцированно намечать и осуществлять формы и методы воспитательно-профилактического воздействия; применять эти средства на ранних стадиях деформации образа жизни, не дожидаясь совершения преступлений. Вся система профилактики как правоохранительных органов, так и общественных организаций приобретает упреждающий характер.

Дифференциацию образа жизни несовершеннолетних мы провели по объективному признаку -по реакции правоохранительных органов и общественности на ранее совершенные ими отрицательные поступки (постановка на учет в полиции, разбор дела в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, привлечение к админист-

ративной или уголовной ответственности, осуждение к различным видам наказания).

1. Несовершеннолетние, которые до осуждения совершали малозначительные проступки, нередко состояли в связи с этим на учете в полиции (за распитие спиртных напитков, драки между собой, избиения окружающих, мелкие кражи и т. д.), но не привлекались к административной ответственности. Подобный тип образа жизни можно назвать аморальным.

2. Несовершеннолетние, которые до осуждения совершали правонарушения, за что не только ставились на учет в полиции, но и привлекались к административной ответственности, разбирались в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Правонарушения у них имели более опасный характер либо совершались неоднократно. Их образ жизни имел значительную степень отклонений от законопослушного образа жизни, оказывая в то же время отрицательное влияние на окружающих. Такой тип образа жизни получил название асоциального.

3. Третью категорию составляют подростки, которые, несмотря на применяемые меры общественного и административного воздействия, продолжали совершать не только административные правонарушения, но и преступления, за что были привлечены к уголовной ответственности и осуждены к различным видам наказания либо отбывали наказания в воспитательных колониях. Эта категория несовершеннолетних в основном проявляла стойкие общественно опасные отклонения от законопослушного образа жизни, оказывала сильное отрицательное влияние на окружающих. Такой тип образа жизни следует назвать криминальным.

Среди подростков, ведущих криминальный образ жизни, выделяется и такая категория несовершеннолетних, которая систематически совершала преступления. Этих несовершеннолетних привлекали к различным видам ответственности, некоторые из них второй раз отбывали наказание в воспитательных колониях. Несмотря на малочисленность этой категории несовершеннолетних, она оказывает большое негативное влияние на окружающих подростков. Часто они становятся лидерами в создаваемых противоправных группировках. Их образ жизни с полным правом можно назвать преступным. В связи с тем что многие черты и особенности криминального и преступного образа жизни имеют сходный характер и границы их подвижны, преступный образ жизни включен в состав криминального. В дальнейшем изложении материала в основном будут использоваться три типа антиобщественного образа жизни: аморальный, асоциальный и криминальный. Все они вхо-

дят в состав более широкого понятия «антиобщественный образ жизни» и по одним параметрам отличаются между собой в большей степени, по другим - незначительно.

Следует отметить, что аморальный образ жизни регулируется нравственными нормами, асоциальный - административными, криминальный - уголовно-правовыми нормами.

Образ жизни проявляется в действиях, характеризующих поведение личности. К отрицательным действиям человека, например, профессор А. М. Яковлев относит преступные, антисоциальные и аморальные [4, с. 95]. Несмотря на то что все эти действия являются антисоциальными, их можно использовать как самостоятельные понятия. То же самое можно сказать и об образе жизни несовершеннолетних. Он может быть и аморальным, и асоциальным, и криминальным, но в любом случае антиобщественным, потому что включает в себя все указанные типы деформированного образа жизни.

Деление образа жизни на указанные типы в определенной степени условно, однако оно необходимо прежде всего для целенаправленного и эффективного осуществления профилактики рецидивной преступности несовершеннолетних. Выявление допреступного периода формирования и развития антиобщественного образа жизни, знание аморальных и асоциальных проявлений, а также более стойких криминальных черт в образе жизни позволяет дифференцированно применять меры воспитательно-профилактического воздействия, учитывать степень и характер деформации поведения. Период антиобщественного развития может закончиться после совершения первых аморальных проступков и административных правонарушений, но может и продолжаться, вплоть до совершения преступлений, в том числе повторных, что является свидетельством глубокой деформации образа жизни несовершеннолетнего и требует применения весьма эффективных, а иногда и более жестких мер воспитательно-профилактического воздействия.

Однако нельзя отграничивать указанные типы образа жизни друг от друга «китайской стеной». Практика свидетельствует о том, что путь от аморального до криминального поведения при соответствующих обстоятельствах несовершеннолетние проходят очень быстро, этим и объясняется некоторая условность дифференциации типов. Это же наблюдается и при сравнении социально-психологических качеств правонарушителей с законопослушными подростками. Некоторые их характерные черты и качества мало отличаются друг от друга. Сле-

дует согласиться с профессором М. М. Бабаевым, указывающим, что «по ряду показателей уровня и содержания культуры характеристики контингента преступников и законопослушного населения могут либо совпадать, либо отличаться несущественным образом. Речь идет о существенно более высоком удельном весе отрицательных качеств, обнаруживаемых в группе преступников, по сравнению с контрольной группой» [5, с. 70].

Рассматривая этот вопрос с позиции антиобщественного образа жизни, надо указать, что определенная стойкость в негативных проявлениях, в том числе преступных, наблюдается у несовершеннолетних, ведущих криминальный образ жизни. В основном же в образе жизни несовершеннолетних правонарушителей имеются и положительные, и отрицательные факторы, которые, сочетаясь между собой, обусловливают тот или иной тип антиобщественного образа жизни.

Одной из особенностей антиобщественного образа жизни подростка, свидетельствующей о степени его деформации и социальной опасности как рецидивиста, является число преступлений, которые он совершил до осуждения. Изучение этого вопроса показало, что до назначения уголовного наказания определенная часть подростков совершила несколько правонарушений, в том числе преступлений, за которые их значительно ранее могли бы привлечь к ответственности. Однако в силу различных причин (хорошая конспирация, боязнь потерпевшими мести, недостатки в деятельности полиции и т. д.) эти правонарушения не были выявлены или раскрыты и о них стало известно лишь после признания об этом подростков в колонии. Наши данные свидетельствуют о том, что свыше 75 % из них успели совершить несколько правонарушений, причем 30 % - 2-3, около 14 % - 4-10 и свыше 30 % - более 10 правонарушений.

Обращает на себя внимание и тот факт, что совершение правонарушений от 4 до 10 выявлено в 2 раза больше у подростков, ведущих до осуждения асоциальный образ жизни, по сравнению с аморальным (соответственно 22 и 12 %). Следовательно, деформация образа жизни многих несовершеннолетних наступает задолго до осуждения, а под влиянием неоднократного совершения ' правонарушений и преступлений принимает стойкую антиобщественную направленность.

Знание этого явления позволяет органам внутренних дел своевременно осуществлять профилактику рецидивной преступности среди несовершеннолетних. Выявление первых правонарушений и

правильно поставленная профилактическая работа значительно сокращают вероятность рецидива. В противном случае подростки, пользуясь безнаказанностью, все более укрепляют свои негативные ценностные ориентации и совершение правонарушений, в том числе преступлений, в конце концов становится для них привычным делом. При совершении преступлений они стараются проверить свои волевые качества, смелость и твердость характера, демонстрируя пренебрежение к риску и опасности. Это дает им возможность самоутвердиться в глазах сверстников, иметь красивые вещи, вести праздный и разгульный образ жизни. В связи с этим правоохранительным органам следует обращать внимание не только на преступные, но и на различные антиобщественные проявления.

Нередко в число подростков-правонарушителей попадают и те несовершеннолетние, которые ранее не были замечены органами внутренних дел в антисоциальных действиях. Завязав дружбу с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, такие подростки быстро усваивают негативные взгляды, интересы и наклонности этой группы, стараясь копировать манеру поведения ее лидеров. Чтобы заслужить одобрение в группе, поднять свой авторитет в глазах сверстников, они стремятся не только выполнить негативное деяние, но и при этом отличиться лихостью и бесстрашием, проявляют цинизм и жестокость. Профессор И. С. Кон замечает, что «проявление жестокости к животным и к людям иногда воспринимается подростками как упражнения воли, признак смелости, мужественности» [6, с. 109], поэтому профилактическая работа органов внутренних дел и общественности должна быть направлена как на правонарушителей, так и на тех, кто только становится на антиобщественный путь: пьянствует, проводит время с ранее судимыми, пропускает школьные занятия, совершает прогулы на производстве, уклоняется от работы и т. п. К числу несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, относятся подростки, неоднократно совершающие аморальные поступки, а также те, кто систематически играет в азартные игры, допускает половую распущенность, занимается попрошайничеством, вымогательством, в связи с чем их надо ставить на учет в органах внутренних дел. Следует также более настойчиво выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность. В то же время нужно учитывать, что круг общения подростков, ведущих антиобщественный образ жизни, довольно широк. Безответственность в выборе друзей способствует тому, что их группы

более многочисленные, чем у законопослушных. Так, группы свыше 10 человек более характерны для правонарушителей, нежели для законопослушных (соответственно 33 и 21 %). На это обстоятельство правоохранительным органам тоже следует обращать внимание.

Исследование антиобщественного образа жизни несовершеннолетних позволило сделать следующие выводы.

Основой концепции преобразования системы борьбы с преступностью несовершеннолетних является: первичность предупреждения антиобщественного образа жизни относительно предупреждения преступлений; выделение в качестве детерминантов структуры типологических признаков и характеристик, обусловливающих соответствующие типы антиобщественного образа жизни. Силы и средства профилактики должны соответствовать степени деформации образа жизни несовершеннолетних, которая определяется в процессе криминологического поиска.

Предупреждение антиобщественного образа жизни - это новое научное направление междисциплинарного характера, интегрирующее знание прежде всего криминологии, социологии, педагогики, психологии, отраслей права и управления. Предупреждение рецидива преступлений несовершеннолетних с современных позиций предусматривает прежде всего воздействие на антиобщественный образ жизни рецидивистов, на его деформированные сферы.

Преступление является следствием антиобщественного образа жизни, который формируется под влиянием неблагоприятных воздействий окружающей личность микросреды, поэтому причины преступного поведения надо искать в первую очередь в деформированном образе жизни личности. В связи с этим категория «антиобщественный образ жизни» должна стать объектом пристального внимания криминологии и найти широкое применение в разработке различных вопросов борьбы с преступностью.

Формирование образа жизни подростка замыкается в основном на факторах окружающей

микросреды, а личностные особенности определяют наиболее важные, с его точки зрения, ближайшие контакты, значительная часть которых способствует деформации образа жизни. В результате у подростка появляется прочная привязанность к нормам антисоциальной микросреды, его ценностные ориентации и стереотипы поведения начинают соответствовать тем требованиям, которые предъявляет антисоциальная микросреда.

Образ жизни несовершеннолетних, находящихся в одинаковой микросреде, может быть различным, поэтому его следует разграничивать по степени деформации, которая определяется мерой пораженности различных жизненных сфер. Это дает возможность строго дифференцированно намечать и осуществлять меры воспитательно-профилактического воздействия; применять их на ранних стадиях деформации образа жизни. Вся система мер профилактики приобретает упреждающий характер.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», по всей вероятности, можно было бы изложить более кратко и назвать его «Об основах системы профилактики антиобщественного образа жизни и рецидива правонарушений несовершеннолетних и молодежи». Во-первых, несовершеннолетние все время общаются с совершеннолетними (разница один-два года), и они тоже требуют к себе внимания. Во-вторых, известно, что преступность несовершеннолетних в основном носит групповой характер (70-80 % преступлений насильственного характера совершаются в группах), а в Федеральном законе это не нашло отражения. В-третьих, большинство деяний несовершеннолетних носит антиобщественный, но не преступный характер, поэтому субъектами профилактики должны быть не только правоохранительные органы, а субъекты, умеющие на должном уровне строить с молодежью воспитательно-профилактическую работу как в сфере свободного времени, так и по месту жительства.

Список литературы

1. Кудрявцев В. Н. Закон. Порядок. Ответственность. М., 1987. 276 с.

2. Антонян Ю. М. Антиобщественный образ жизни как криминологическая проблема // Советское государство и право. 1981.№ 3. С. 69.

3. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989. 448 с.

4. Яковлев А. М. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. 247 с.

5. Бабаев М. М. Духовная культура и преступность // Влияние социальных условий на преступность. М., 1983. С. 59-73.

6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979. 175 с.

VICTOR IVANOVICHIGNATENKO,

dsc in law, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, professor, criminology and organization of prevention of crimes department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: editor62@yandex.ru

FEATURES OF THE ANTISOCIAL WAY OF LIFE OF MINORS

Annotation: prevention of antisocial way of life is a new scientific direction of interdisciplinary character, first of all integrating knowledge of criminology, as well as sociology, pedagogy, psychology, branches of law and management. Recidivism prevention of minors from modern point of view has influence on antisocial way of life of recidivists and its deformed spheres. Crime is a result of antisocial way of life formed under the influence of adverse effects of microenvironment a person is surrounded by. Due to this reason for criminal behavior are firstly to be looked for in the deformed way of life of a personality. In this regard the category «antisocial way of life» has to become an object of close attention of criminology and to has find broad application in various questions of fight against crime.

Key words: minors, antisocial way of life, fight against crime, deformation of a way of life, immoral way of life.

References

1. Kudrjavcev V. N. Zakon. Poijadok. Otvetstvennost' [Law. Order. Responsibility]. Moscow, 1987. 276 р.

2. Antonjan Ju. M. Antiobshhestvennyj obraz zhizni kak kriminologicheskaja problema [Antisocial way of life as criminological problem]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo - Soviet state and law, 1981, no. 3, p. 69.

3. Igoshev K. E., Min'kovskij G. M. Sem'ja, deti, shkola [Family, children, school]. Moscow, 1989. 448 р.

4. Jakovlev A. M. Teorija kriminologii i social'naja praktika [Theory of criminology and social practice]. Moscow, 1985. 247 р.

5. Babaev M. M. Duhovnaja kul'tura i prestupnost' [Spiritual culture and crime]. Vlijanie social'nyh uslovij na prestupnost' [Influence of social conditions on crime]. Moscow, 1983, рр. 59-73.

6. Kon I. S. Psihologija junosheskogo vozrasta [Psychology of youthful age]. Moscow, 1979. 175 р.

© Ignatenko V. I., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.