_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
разных цветов - желтого, синего, зеленого, красного. У девочек на рисунках можно встретить более разнообразную палитру цветов.
Таким образом, у девочек преобладают социальные представления о счастье, у мальчиков на первом месте эмоциональные представления о счастье; в представлениях о самом счастливом человеке наиболее распространенные категории мама (родители) у испытуемых дошкольников обоих полов; преобладают эгоцентрические представления; уровень самооценки по шкале счастья у большинства испытуемых дошкольников высокий; изображение счастья связано с социальной сферой. Таким образом, представления о счастье у дошкольников у мальчиков и девочек носят ярко выраженный эмоциональный характер, у девочек, в большей степени, выражены «социальные» представления о счастье. Список использованной литературы
1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - 2-е изд. - М.: Питер, 2003. - 271с.
2. Васильева О.С. Психология здоровья человека / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 352 с.
3. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 272с.
4. Корепанова И.А. Представления о счастье у детей пяти, шести и семи лет / И. А. Корепанова, Д. В. Бобринева // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2010. - № 4. - С. 13-21. - (http://www.psyanima.ru)
5. Леонтьев Д.А. Позитивная психология - повестка дня нового столетия / Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - №4. - С. 36-58.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 2012. - 442с.
7. Селигман М. В поисках счастья / М. Селигман. - М.: Изд-во Ман, Иванов и Фербер, 2011. - 320 с.
8. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / В.Г. Щур // Психология личности: теория и эксперимент / под ред. В.В. Давыдова - М.: Академия, 1982. - С. 108-114.
©Титаренко Е.В., Клепач Ю.В.,2016
Толкачева Татьяна Александровна
магистрантка псих-пед. ф-та по направлению
«Психологическое консультирование в образовании»,
ВГПУ, г.Воронеж,РФ E-mail: [email protected] Клепач Юлия Владимировна канд.психол.наук, доцент кафедры практической психологии ВГПУ,
г.Воронеж, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ЮНОШЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация
Актуальность данной статьи обусловлена увеличением в последнее десятилетие масштабов девиаций в юношеском возрасте, результатом чего становятся ранняя алкоголизация, наркомания, а также девиации в сфере межполовых отношений. В статье представлены результаты сравнительного эмпирического исследования акцентуаций характера юношей, отбывающих наказание, и законопослушных старшеклассников при помощи комплекса методик, исследующих типы акцентуаций характера,
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
темпармента, склонности к алкогольной и наркотической зависимостям. В результате исследования получены данные, позволяющие выявить различия в типах акцентуацид, а также составить рекомендации для психологов.
Ключевые слова:
Акцентуации характера, девиантное поведение, юноши, старшеклассники
Сложившаяся в последние десятилетия социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России детерминирует различные негативные явления в подростковой и юношеской среде, в том числе девиантное поведение, имеющее сложную многофакторную природу. Нарастание социального-псхологического неблагополучия в семье, снижение уровня жизни, криминализация среды, увеличение преступности,- все это приводит к тому, что наиболее значимыми на сегодняшний день являются те социально-психологические исследования, в которых рассматриваются пути, методы и способы изучения актуальных и сложных проблем психологического сопровождения юношей.
По мнению М.Е.Поздняковой, характерной чертой социальной реальности последних десятилетий (не только российской) является расширение масштабов и форм подростковых и юношеских девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно - психологическом. Рассмотрим лишь насколько цифр в качестве примера. В сфере отношений межполового характера, «к 11-му классу опыт сексуальных отношений имеют 55,4% юношей. По данным Генпрокуратуры в стране 178 тыс. детей-алкоголиков, пик массового приобщения к алкоголю сместился из возрастной группы 16-17 лет в группу 13- 15 летних, а возраст первой пробы - к 10-12 годам» [4, с. 9].
С.А.Красненкова приводит следующие статистические данные: «по данным межведомственной статистической отчетности Минздрава России и Федерального медико-биологического агентства, в 2014 году число лиц, обраившихся за медицинской помощью в наркологические учреждения органов здравоохранения Российской Федерации в связи с зависимостью от употребления наркотиков (наркоманией), составило 416,5 тыс. человек, или 284,8 человек на 100 тыс. населения. Численность состоящих на профилактическом наблюдении в связи с употреблением наркотиков с вредными последствиями составила 241,4 тыс. человек, или 165 на 100 тыс. населения. Число наркозависимых школьников и студентов в течение последних лет увеличилось почти в 8 раз. От общего числа наркозависимых в России по статистике: 20% -это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% - люди более старшего возраста. Очевиден быстрый рост распространенности немедицинского употребления ПАВ как среди взрослых, так и среди подростков и младших школьников» [2, с. 10].
В 2015 году нами было проведено исследование, целью которого стало исследование особенностей акцентуаций характера юношей с девиантным поведением. В качестве гипотезы рассматривалось предположение, что юношам с девиантным поведением характерны возбудимый, аффективно -экзальтированный и тревожный типы акцентуаций характера.
В работе использовался следующая батарея психодиагностических методик: 1) диагностика типов акцентуаций характера по К. Леонгарду (Опросник X. Шмишека),- тест предназначенный для выявления акцентуаций характера и темперамента у подростков, юношей и взрослых [3]; 2) методика диагностики типа акцентуации характера «Чёртова дюжина» (С. С. Прутченков, А. А. Сиялов), данная методика применяется для изучения характерных черт личности в рисунках юношей [5]; 3) методика «Склонность к зависимому поведению» В. Д. Менделевича, позволяющая выявить склонность к алкогольной и наркотической зависимостям среди испытуемых-юношей.
В нашем исследовании приняли участие 20 законопослушных юношей в возрасте 16-17 лет -учащихся общеобразовательной школы г. Воронежа и 20 их сверстников - юношей с отклоняющимся поведением, отбывающих наказание в ФКУ Бобровская ВК УФСИН России по Воронежской области.
По результатам проведенных исследований были получены следующие результаты: среди законопослушных юношей по среднегрупповым показателям более выражены гипертимный и паранойяльный типы акцентуаций характера. У юношей с девиантным поведением преобладает нормативный профиль личности. Данный различия достигают статистической значимости (p<0.05). У
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
юношей с девиантным поведением был выявлен более высокий уровень проявления заостренных черт по всем параметрам, чем у законопослушных юношей. Преобладающими типами акцентуаций характера являются возбудимость (у 60% юношей), экзальтированность (у 80% юношей), циклотимичность (у 55%), а также дистимичность, педантичность и тревожность. Данные различия достигают статистической значимости (p<0.05). Уровень склонности к наркотической зависимости повышен в обеих выборках и проявляется у 35% законопослушных юношей, а также определяется у 65% юношей с девиантным поведением. 20% законопослушных юношей и 35% юношей с девиантным поведением подвержены алкогольной аддикции.
Таким образом, в результате сравнительного исследования было выявлено, что у юношей - девиантов преобладающими акцентуациями характера являются: возбудимый, экзальтированный и циклотимический типы; у законопослушных юношей, в большей степени, проявились застревающий и гипертимный типы акцентуаций характера. Как девианты, так и законопослушные испытуемые имеют склонность к зависимости от ПАВ. Из этого следует, что существует необходимость в проведении профилактической работы в общеобразовательных учреждениях. Школа, помимо семьи, является основой, в которой закладываются ценности, установки, происходит развитие подростка и старшеклассника в познавательной, коммуникационной, интеллектуальной сферах.
Список использованной литературы
1. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / Т. А. Хагуров [и др.] - М.: Институт социологии РАН. 2014. - 200 с.
2. Красненкова С.А. Развитие подростка и девиации подросткового кризиса: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» / С.А. Красненкова. - 2-е изд. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2015. - 360 с.
3. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К. Ракович. - Мн.: БГПУ, 2002. - 248с.
4. На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа) / коллективная монография: под науч. ред. М.Е. Поздняковой и Т.А. Хагурова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; М.: Институт социологии РАН. М.; Краснодар, 2012. - 344 с.
5. Прутченков А.С. Методика диагностики типа акцентуации характера «Чёртова дюжина» / А.С. Прутченков, А.А. Сиялов (URL: http://psylist.net/praktikum/00166.htm)
©Толкачева Т.А., Клепач Ю.В.,2016