ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2011. № 2. С. 41-50.
УДК 159.923.3+159.922.736.4
ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
К.Г. ГОРБУНОВ, Э.Ю. ЖУРИНА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
The article describes main results of the study personality traits, which may be factors penchant for alcohol dependence. We confirmed that adequately inflated and low self-esteem is a factor in deviant behavior during adolescence. Inadequately inflated self-esteem associated with alco-
hol consumption, and low self-esteem is a factor i
Употребление алкоголя в подростковом возрасте является одной из основных и наиболее острых проблем девиантной психологии. Значимость этой проблемы обусловлена тем, что алкогольная зависимость в подростковом возрасте формируется быстро и может привести к тяжелым необратимым последствиям. Основную научную проблему исследования составляет анализ личностных особенностей подростков, склонных к алкогольной зависимости. В качестве основных факторов, определяющих специфику алкогольной зависимости, на основании подходов А.Е. Личко и Л. А. Регуш [3; 5] мы выделяем акцентуации характера, самооценку и уровень притязаний.
Актуальность работы обусловлена необходимостью получения новых данных по проблеме факторов склонности к алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Научная и практическая ценность изучения особенностей акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний подростков, склонных к алкогольной зависимости, определяется тем, что знание этих закономерностей способствует разработке действенных программ коррекции употребления алкоголя в подростковом возрасте.
Выборку составили 90 подростков в возрасте от 12 до 16 лет. Выборка разделена на 3 подгруппы, по 30 человек в каждой, в зависимости от склонности к употреблению алкоголя с учетом подросткового возраста:
• нормотипическая группа - подростки, регулярно употребляющие алкоголь в боль-
© Горбунов К.Г., Журина Э.Ю., 2011
propensity for alcohol dependence.
шом объеме, с выраженным эффектом алкогольного опьянения, у которых выявлена склонность к алкогольной зависимости;
* группа сравнения - подростки, употребляющие алкоголь, у которых присутствует эффект алкогольного опьянения, но не выявлена склонность к алкогольной зависимости;
• контрольная группа - подростки, не имеющие опыта употребления алкоголя и не проявляющие склонности к алкоголизации.
Исследование проводилось на базе наркологической клиники ООО «Неро-Мед» и школы № 47 г. Омска.
Диагностический комплекс составили следующие методики:
1. Авторская анкета, разработанная на основе критериев склонности к алкогольной зависимости в подростковом возрасте, предложенных Е.А. Кошкиным, А.Е. Личко и В.С. Битенским [3]. С помощью данной анкеты выборка разделена на подгруппы;
2. Тест «Дети и ПАВ» [6] использован для выявления склонности к алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Тест состоит из двух частей. В первой части, содержащей 12 пунктов, оценивается воздействие неблагоприятных факторов, способствующих алкогольной зависимости. Во второй части, содержащей 40 пунктов, необходимо выделить проблемные ситуации, с которыми сталкивался подросток;
3. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера
у подростков (МПДО) А.Е. Личко [3] применен для диагностика акцентуаций характера подростков. Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи), по 13 утверждений в каждой;
4. Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Дембо - Рубинштейн
(адаптация А. М. Прихожан) использована для диагностики адекватности и стабильности самооценки подростков. Методика включает 6 основных шкал: ум, характер, авторитет у сверстников, умелые руки, внешность и уверенность в себе. По этим шкалам определяется реальный (самооценка) и идеальный (уровень притязаний) варианты. На основании соотношения самооценки по разным шкалам определяется ее стабильность.
Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистической программы 8Р88 (версия 11.0) [4]. Использованы следующие методы статистического анализа данных:
1. Коэффициент углового преобразования ф-Фишера, с помощью которого сравнивались данные анкеты и методик на выявление склонности к алкогольной зависимости. Применение данного критерия обусловлено особенностями обработки анкеты и методик, предполагающих анализ частоты встречаемости признака в выборке;
2. Н-критерий различий Крускала- Уоллиса использован для сравнения групп подростков с различной склонностью к алкогольной зависимости. Применение данного критерия в исследовании корректно, поскольку он предназначен для сравнения более двух независимых выборок и является непараметрическим, т. е. не требует нормального распределения данных;
3. и-критерий различий Манна - Уитни использован как вспомогательный для уточнения характера различий в группах подростков с разным уровнем склонности к алкогольной зависимости. Применение данного критерия в исследовании корректно, поскольку критерий предназначен для сравнения двух независимых выборок и является непараметрическим, т. е. не требует нормального распределения данных;
4. Коэффициент ранговой корреляции г8 Спирмена. С помощью этого метода выявлялись взаимосвязи исследуемых параметров в группах подростков с разным уровнем склон-
ности к алкогольной зависимости. Применение данного критерия в исследовании корректно, поскольку он предназначен для анализа взаимосвязи характеристик и является непараметрическим, т. е. не требует нормального распределения данных [4].
Относительно подросткового возраста граница употребления и злоупотребления алкоголем четко не определена. Основным критерием отклоняющегося поведения для подростков выступает критерий частоты употребления алкоголя [3]. Е.А. Кошкин, В.М. Гурто-венко и др. разделяют подростков в зависимости от частоты употребления алкоголя на группы с единичным, эпизодическим (не чаще 1 раза в месяц в течение года) и систематическим (не реже 1 раза в неделю) употреблением алкоголя. К критериям склонности к алкогольной зависимости различные авторы относят однократное употребление алкоголя в возрасте до 14 лет, размер дозы, предполагающей опьянение, задержание в состоянии опьянения и постановку на учет даже в случае эпизодического употребления алкоголя [1-3]. По мнению Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, алкогольная зависимость предполагает формирование как психологической, так и физиологической зависимости от приема психоактивного вещества.
В данной работе, при выделении групп подростков с различной степенью склонности к алкогольной зависимости, за основной критерий взята частота употребления с учетом таких показателей, как возраст начала употребления алкоголя, размер дозы и наличие опьянения.
Согласно А.Е. Личко, акцентуация характера представляет собой «дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях» [3, с. 3]. Самооценка, согласно определению И.И. Чесноко-вой, представляет собой структурный компонент самосознания личности, отражающий его эмоционально-оценочное отношение [7]. Л.А. Регуш указывает, что специфику употребления алкоголя в подростковом возрасте определяет неадекватная самооценка, которая характеризуется нестабильностью, может
быть как завышенной, так и заниженной [5]. Подростковый возраст характеризуется неус-
тойчивой и заниженной самооценкой при наличии высокого уровня притязаний, что способствует употреблению алкоголя и алкогольной зависимости.
На первом этапе исследования мы выделили подростков, употребляющих и не употребляющих алкоголь, а также среди подростков, употребляющих алкоголь, - группу риска со склонностью к алкогольной зависимости. Проанализировав проявление признаков риска алкоголизации подростков, мы сравнили их между собой для того, чтобы выделить признаки, характерные именно для подростков, склонных к алкогольной зависимости, а также для подростков, составляющих группу риска. Подростковый кризис сам по себе сопряжен с различными негативными переживаниями, деструктивными формами поведения, одной из которых может являться употребление алкоголя. В связи с этим выделение подростков, склонных к алкогольной зависимости, осуществлялось на основании совокупности различных признаков.
Исследование показало наличие значимых различий между экспериментальной и контрольной группами практически по всем признакам, за исключением конфликтов с друзьями. В то же время подростки, не употребляющие алкоголь и употребляющие алкоголь, но не склонные к алкогольной зависимости, не различаются ни по одному из признаков социальной дезадаптации.
Группу подростков, склонных к алкогольной зависимости, отличает от контрольной группы конфликтность в отношениях с родителями (ф=1,84; р<0,05), учителями (ф=2,17; р<0,05), большее количество пропусков занятий (ф=3,59; р<0,01) и желание попробовать всё (ф=2,48; р<0,01). Отсутствие конфликтности в отношениях с друзьями позволяет предположить, что именно сверстники, специфическое социальное окружение или подростковая субкультура являются средой, в которой формируется алкогольная зависимость.
Подростки, склонные к алкогольной зависимости, отличаются от подростков, употребляющих алкоголь, но не проявивших признаков зависимости, большей конфликтностью в отношениях с родителями (ф=1,84; р<0,05), друзьями (ф=2,49; р<0,01), пропусками занятий в школе (ф=2,17; р<0,05). В отношениях с учителями, также как и в стремлении всё попробовать значительных различий не выявлено. Видимо, это обусловлено тем,
что общение со взрослыми и отношение к жизни претерпевают значительные изменения именно на начальном этапе алкогольной зависимости, который не отслеживается учителями достаточно четко. Отношение к подросткам, у которых проявляются признаки алкогольной зависимости, меняется незначительно, поскольку большинство окружающих не воспринимают всю серьезность ситуации.
Конфликтность в отношениях с родителями отражает негативные аспекты переживания подросткового кризиса, в ходе которого употребление алкоголя может представлять собой форму протестного поведения и начальный этап алкогольной зависимости. Пропуски занятий в школе также могут быть спровоцированы разными причинами, напрямую не связанными с употреблением ПАВ. В этой ситуации именно конфликты с учителями и друзьями являются критериями, больше всего характеризующими склонность к алкогольной зависимости, в то время как стремление попробовать в жизни всё является одной из причин употребления алкоголя подростками.
Мы выявили, что у подростков, склонных к алкогольной зависимости, чаще всего выражены такие признаки, как навязчивые формы поведения, заболевание алкоголизмом или наркоманией близких родственников, низкая устойчивость к стрессам, которые наблюдаются более чем у половины подростков из этой группы. В то же время у подростков других групп эти признаки не выражены. Подростки, употребляющие алкоголь, но не проявившие склонности к алкогольной зависимости, в наибольшей степени характеризуются поиском новых ощущений, а у подростков, не употребляющих алкоголь, явно выражена неуверенность в себе. То есть признаки склонности к употреблению ПАВ у подростков с разным отношением к употреблению спиртного отличаются достаточно сильно. Признаки, которые в соответствии с методикой имеют большее значение, у подростков, склонных к алкогольной зависимости, выражены сильнее, чем в других группах. Кроме того, структура признаков склонности к употреблению ПАВ различается в разных группах.
Значительные отличия по большинству признаков характеризуют группы подростков, склонных к алкогольной зависимости, и подростков, употребляющих алкоголь. Такие признаки, как низкая устойчивость к стрессам (ф=3,45; р<0,01 и ф=3,08; р<0,01), трудности
по месту учебы (ф=2,57; р<0,01 и ф=3,8; р<0,01), непереносимость конфликтов и стремление уйти в мир иллюзий (ф=3,62; р<0,01 и ф=3,02; р<0,01), навязчивые формы поведения (ф=5,11; р<0,01 и ф=7,13; р<0,01), уходы из дома (ф=3,9; р<0,01), неблагоприятная наследственность (ф=6,08; р<0,01 и ф=4,66; р<0,01) сильнее всего отличают подростков, склонных к алкогольной зависимости, и от подростков, употребляющих алкоголь, и от подростков, не употребляющих алкоголь.
Это позволяет предположить, что склонность к зависимому поведению и, в частности, к алкогольной зависимости проявляется в низкой стрессоустойчивости, трудностях в учебной деятельности, навязчивых формах поведения, конфликтности и неблагоприятной наследственности. Эти признаки вмещают в себя и факторы, способствующие алкоголизации, и ее поведенческие проявления.
Но поведенческие проявления алкоголизации, особенно в подростковом возрасте, могут быть очень разнообразны. При этом бывает трудно отделить проявления подросткового кризиса от признаков начальной стадии алкогольной зависимости, поскольку само употребление алкоголя в подростковом возрасте может представлять собой форму протестного поведения или выражать стремление попробовать всё, доказать свою взрослость. В связи с этим вероятность алкогольной зависимости определяется по совокупности поведенческих проявлений.
Более подробное рассмотрение поведенческих проявлений склонности к алкогольной зависимости показывает, что для подростков из этой группы наиболее сильно проявляются снижение успеваемости и интереса к общественной жизни в школе, скрытность, резкая смена настроения, вспыльчивость, позиция самозащиты, напряженность в отношениях с родителями и стремление не ночевать дома. Проявление большей части этих признаков в поведении подростка требует от родителей пристального внимания, поскольку может быть связано с формированием алкогольной зависимости.
В то же время снижение успеваемости, резкая смена настроений, стремление к уединению могут быть проявлениями других проблем, не связанных с употреблением ПАВ, поскольку эти признаки выражены достаточно сильно и в группе подростков, не употребляющих алкоголь. Сравнение этих проявле-
ний у подростков в разных группах позволяет выделить признаки, наиболее характерные именно для подростков, склонных к алкогольной зависимости.
Результаты показывают, что группу подростков, склонных к алкогольной зависимости, наиболее сильно отличают такие признаки, как резкое снижение успеваемости (ф=3,06; р<0,01 и ф=2,47; р<0,01), потеря интереса к общественной жизни в школе (ф=3,71; р<0,01 и ф=4,58; р<0,01), скрытность (ф=7,49; р<0,01 и ф=6,01; р<0,01), вспыльчивость (ф=3,07; р<0,01 и ф=2,67; р<0,01), позиция самозащиты (ф=3,08; р<0,01 и ф=2,44; р<0,01), напряженность в отношениях с родителями (ф=4,4; р<0,01 и ф=2,93; р<0,01) и стремление не ночевать дома (ф=7,15; р<0,01 и ф=6,55; р<0,01). Эти признаки отличают поведение подростков, склонных к алкогольной зависимости и от подростков, употребляющих алкоголь, и от подростков, не употребляющих алкоголь.
Кроме того, значительные отличия характеризуют и такие поведенческие признаки, как отказ от утреннего туалета (ф=2,49; р<0,01), нездоровый внешний вид (ф=3,9; р<0,01), утверждение права употреблять спиртное (ф=3,26; р<0,01), потеря памяти на события в период опьянения (ф=2,49; р<0,01). Эти признаки наблюдаются только в группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, хотя встречаются далеко не у всех подростков в этой группе. Мы полагаем, что они характеризуют подростков, у которых алкогольная зависимость проявляется достаточно сильно и на начальном этапе такие проявления сравнительно редки.
Таким образом, к основным признакам алкогольной зависимости в подростковом возрасте можно отнести такие признаки, как конфликты с родителями и стремление не ночевать дома, пропуски занятий в школе, снижение успеваемости, потеря интереса к общественной жизни в школе, скрытность, вспыльчивость, позиция самозащиты в отношениях со взрослыми, которые проявляются на начальном этапе алкоголизации. Также характерными являются отказ от утреннего туалета, нездоровый внешний вид, утверждение права употреблять спиртное, потеря памяти на события в период опьянения, которые проявляются только у подростков, склонных к алкогольной зависимости. Кроме того, как предпосылки алкогольной зависимости в
подростковом возрасте могут рассматриваться низкая устойчивость к стрессам, непереносимость конфликтов и стремление уйти в мир иллюзий, неблагоприятная наследственность.
В целях выявления особенностей акцентуаций характера у подростков с заведомо разным отношением к употреблению алкоголя мы сравнили показатели по этому критерию в разных группах на основании средних значений по методике МПДО А.Е. Личко и подтвердили статистическую значимость выявленных различий с помощью критерия Крускала - Уоллиса.
Выявлено, что в группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, наиболее выражены такие типы акцентуаций характера, как лабильный и неустойчивый, а наименее выражены - циклоидный и астено-невротический типы. В группе подростков, употребляющих алкоголь, но не склонных к алкогольной зависимости, выражен гипер-тимный тип и не выражен лабильный, а в остальном картина совпадает с основной группой подростков.
В то же время различия характеризуют большинство акцентуаций характера в группах подростков с разным отношением к алкоголю. Выявлены различия гипертимной (Н=8,6; р<0,05), лабильной (Н=23,8; р<0,001), астено-невротической (Н=16,4; р<0,001), сен-зитивной (Н=10,1; р<0,01), тревожно-
педантичной (Н=11,9; р<0,01), интровертиро-ванной (Н=12,1; р<0,01), возбудимой (Н=7,8; р<0,05) и демонстративной (Н=7,9; р<0,05) акцентуаций характера.
Полученные различия позволяют нам предположить, что подростки с разным отношением к алкоголю различаются и по степени выраженности различных акцентуаций характера. Эти различия могут служить основой употребления алкоголя в подростковом возрасте, а также алкогольной зависимости.
Для того чтобы уточнить характер различий, мы также сравнили акцентуации характера в группах попарно, т. е. сравнили отдельно 1 и 2 группы, 1 и 3 группы, 2 и 3 группы с помощью критерия Манна - Уитни.
В группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, сильнее, чем в группе подростков, употребляющих алкоголь, проявляются лабильный (И=180; р<0,001), астено-невротический (И=226,5; р<0,001), сенситивный (И=266,5; р<0,01), тревожно-педантичный (И=290; р<0,05), интровертированный
(И=287; р<0,05) типы акцентуаций и слабее проявляются гипертимная (И=279,5; р<0,05) и демонстративная (И=301,5; р<0,05) акцентуации. Полученные результаты позволяют нам предположить, что большинство акцентуаций характера связаны со склонностью к алкогольной зависимости, но такие типы акцентуации характера, как гипертимный и демонстративный, напротив, сдерживают ее проявление и больше связаны с демонстративным употреблением алкоголя.
В группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, сильнее, чем в группе подростков, не употребляющих алкоголь, проявляются циклоидный (И=280; р<0,05), лабильный (И=157,5; р<0,001), астено-невро-тический (И=206,5; р<0,001), сенситивный (И=265; р<0,01), тревожно-педантичный (И=226,5; р<0,001), интровертированный (И=229; р<0,001), возбудимый (И=257,5; р<0,01) типы акцентуаций. Полученные результаты показывают, что большинство акцентуаций характера связано с алкогольной зависимостью, что подтверждает предположение А.Е. Личко о том, что наличие выраженной акцентуации характера само по себе служит фактором риска алкогольной зависимости.
В группе подростков, употребляющих алкоголь, сильнее, чем в группе подростков, не употребляющих алкоголь, проявляются гипер-тимый (И=281; р<0,05) и демонстративный (И=280,5; р<0,05) типы акцентуаций. Если соотнести эти результаты с тем, что данные типы акцентуаций характера значительно меньше выражены и в группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, мы можем предположить, что они определяют употребление алкоголя и связаны со стремлением попробовать в жизни всё, но со склонностью к алкогольной зависимости напрямую не связаны.
Следует заметить, что неустойчивый тип акцентуации характера выражен во всех группах подростков, независимо от отношения к употреблению алкоголя, хотя в группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, этот тип акцентуации проявляется несколько больше, чем в других группах, но различия незначительны. Это позволяет предположить, что данная акцентуация характеризует подростковый возраст как кризисный этап и в дальнейшем ее проявления сглаживаются.
Таким образом, склонность к употреблению алкоголя в подростковом возрасте определяется наличием выраженных акцентуаций
характера, за исключением гипертимной и демонстративной акцентуаций, которые более характерны для подростков, употребляющих алкоголь, но не проявляющих склонность к алкогольной зависимости, и неустойчивой, которая проявляется у подростков независимо от отношения к употреблению алкоголя.
Для выявления особенностей самооценки и уровня притязаний у подростков с заведомо разным отношением к употреблению алкоголя мы сравнили средние значения этих факторов в разных группах по методике Дембо -Рубинштейн, а также подтвердили статистическую значимость выявленных различий с помощью критерия Крускала - Уоллиса.
Самооценка подростков, склонных к алкогольной зависимости, достаточно низкая по всем параметрам, в то время как самооценка подростков, употребляющих алкоголь, но не склонных к алкогольной зависимости, завышенная в таких сферах, как умение делать многое своими руками, внешность и уверенность в себе.
Самооценка в группах подростков с разным отношением к употреблению алкоголя различается по таким параметрам, как ум (Н=8,7; р<0,05), характер (Н=24,3; р<0,001), авторитет у сверстников (Н=18; р<0,001), умение делать многое своими руками (Н=23,5; р<0,001), внешность (Н=34,1; р<0,001), уверенность в себе (Н=22,2; р<0,001). Полученные результаты позволяют нам предположить, что самооценка подростков, склонных к алкогольной зависимости, и подростков, употребляющих алкоголь, имеет ряд особенностей.
Уровень притязаний подростков, склонных к алкогольной зависимости соотносим с аналогичными показателями в группе подростков, не употребляющих алкоголь. Если учесть, что самооценка у них ниже, чем у подростков из контрольной группы, то можно предположить, что разрыв между самооценкой и уровнем притязаний является отличительной особенностью подростков, склонных к употреблению алкоголя. В то же время подростки, употребляющие алкоголь, характеризуются более высоким по сравнению с другими группами уровнем притязаний.
Уровень притязаний в группах подростков с разным отношением к употреблению алкоголя различается по таким параметрам, как ум (Н=23,9; р<0,001), характер (Н=27,2; р<0,001), авторитет у сверстников (Н=29,5; р<0,001), умение делать многое своими рука-
ми (Н=19,5; р<0,001), внешность (Н=24,2; р<0,001), уверенность в себе (Н=18,4; р<0,001). Полученные результаты позволяют нам предположить, что уровень притязаний подростков, склонных к алкогольной зависимости, и подростков, употребляющих алкоголь, имеет ряд особенностей.
Для того чтобы уточнить характер различий, мы также сравнили самооценку и уровень притязаний в группах попарно, т. е. сравнили отдельно 1 и 2 группы, 1 и 3 группы, 2 и 3 группы с помощью критерия Манна - Уитни.
Самооценка подростков, склонных к алкогольной зависимости, ниже самооценки подростков, употребляющих алкоголь, по всем параметрам: ум (И=261; р<0,001), характер (И=131,5; р<0,001), авторитет у сверстников (И=194; р<0,001), умение делать многое своими руками (И=133,5; р<0,001), внешность (И=90,5; р<0,001), уверенность в себе (И=164; р<0,001). Аналогичные отличия характеризуют уровень притязаний, который у подростков, склонных к алкогольной зависимости, также значительно ниже по всем параметрам: ум (И=231,5; р<0,001), характер (И=177; р<0,001), авторитет у сверстников (И=230,5; р<0,001), умение делать многое своими руками (И=217,5; р<0,001), внешность (И=233; р<0,001), уверенность в себе (И=267,5; р<0,01). Это позволяет нам предположить, что проявление склонности к алкогольной зависимости связано со снижением самооценки и уровня притязаний, хотя употребление алкоголя в подростковом возрасте само по себе к таким результатам не приводит.
Самооценка подростков, склонных к алкогольной зависимости, ниже самооценки подростков, не употребляющих алкоголь, по таким параметрам, как характер (И=239; р<0,01), умение делать многое своими руками (И=312,5; р<0,05), внешность (И=238,5; р<0,01), уверенность в себе (И=275,5; р<0,01). В то же время уровень притязаний подростков этой группы по сравнению с подростками, не употребляющими алкоголь, ниже только в параметре авторитета у сверстников (И=277; р<0,01). В целом различий между этими группами значительно меньше, чем в рассмотренном выше случае. Мы полагаем, что выявленный характер различий определяется снижением самооценки у подростков, склонных к употреблению алкоголя, в то время как уровень притязаний остается на прежнем уровне.
Значительно больше различий характеризуют подростков, употребляющих и не употребляющих алкоголь. Самооценка подростков, употребляющих алкоголь, выше самооценки подростков, не употребляющих алкоголь, по всем параметрам: ум (и=312,5; р<0,05), характер (и=309; р<0,05), авторитет у сверстников (и=245,5; р<0,01), умение делать многое своими руками (и=248; р<0,01), внешность (и=202,5; р<0,001), уверенность в себе (и=248; р<0,01). Аналогичные отличия характеризуют уровень притязаний, который у подростков, употребляющих алкоголь, также значительно выше по всем параметрам: ум (и=144,5; р<0,001), характер (и=134; р<0,001), авторитет у сверстников (и= 116; р<0,001), умение делать многое своими руками (и=185,5; р<0,001), внешность (и=149; р<0,001), уверенность в себе (и=176,5; р<0,001).
Это позволяет предположить, что употребляют алкоголь прежде всего подростки, у которых завышены самооценка и уровень притязаний, что указывает на связь подросткового кризиса с различными формами про-тестного поведения. В данном случае употребление алкоголя характеризует стремление продемонстрировать собственную взрослость, протестовать против контроля родителей, но при отсутствии предрасположенности такое поведение само по себе к алкогольной зависимости не приводит.
Таким образом, самооценка и уровень притязаний в группах подростков в зависимо-
сти от склонности к алкогольной зависимости и употреблению алкоголя различается по всем компонентам. Ниже всего самооценка в группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, выше всего - в группе подростков, употребляющих алкоголь, но не склонных к алкогольной зависимости. Уровень притязаний значительно выше в группе подростков, употребляющих алкоголь, по сравнению с двумя другими группами.
Для выявления взаимосвязи акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний подростков с разным отношением к употреблению алкоголя мы проанализировали и сравнили особенности проявлений этих характеристик в каждой группе.
В группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, мы выявили несколько взаимосвязей, как прямых, так и обратных, акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний (рис. 1).
Взаимосвязей акцентуаций характера и самооценки практически нет, за исключением астено-невротической акцентуации, которая обратно взаимосвязана с самооценкой ума (г8=-0,39; р<0,05) и умением многое делать своими руками (г8=-0,37; р<0,05). Мы полагаем, что незначительное число взаимосвязей самооценки и акцентуаций характера в этой группе подростков определяется тем, что самооценка подростков, склонных к алкогольной зависимости, не только изначально занижена, но и еще больше снижается вследствие злоупотребления алкоголем.
о
Г - гипертимный;
А - астено-невротический; Д - демонстративный;
Н - неустойчивый
У - ум, способности; УР - умелые руки
У - ум, способности; УР - умелые руки
Прямая взаимосвязь
Обратная взаимосвязь
Рис. 1. Взаимосвязи акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний у подростков, склонных к алкогольной зависимости
Кроме того, астено-невротическая акцентуация характера, которая проявляется в виде повышенной мнительности, утомляемости, раздражительности [5], может проявляться именно в снижении умственной и физической активности, а у подростков, склонных к алкогольной зависимости, эта взаимосвязь выражена еще сильнее, поскольку оценка своих способностей еще больше занижена, а акцентуация характера, напротив, выражена.
Взаимосвязей акцентуаций и уровня притязаний несколько больше. В частности, ги-пертимная акцентуация прямо взаимосвязана с уровнем притязаний в умении делать многое своими руками (г8=0,5; р<0,05), внешности (г8=0,45; р<0,05), уверенности в себе (г8=0,52; р<0,05).
Демонстративная акцентуация прямо взаимосвязана с уровнем притязаний во внешности (г8=0,36; р<0,05).
Неустойчивая акцентуация обратно взаимосвязана с уровнем притязаний в умении многое делать своими руками (г8=- 0,35; р<0,05).
Количество взаимосвязей акцентуаций характера с уровнем притязаний в этой группе подростков определяется, на наш взгляд, тем, что уровень притязаний подростков, склонных к алкогольной зависимости, остается достаточно высоким.
Взаимосвязи гипертимной и демонстративной акцентуаций характера с уровнем притязаний носят прямой характер, что соответствует проявлениям этих типов акцентуаций, в частности, таких как активность, самоуверенность, стремление произвести впечатление на окружающих, которые характерны и для под-
ростков с гипертимной, и с демонстративной акцентуациями характера. Неустойчивая акцентуация характера может проявляться в противоположных тенденциях в поведении, что и определяет характер выявленной взаимосвязи.
В целом выявленные взаимосвязи показывают, что у подростков, склонных к алкогольной зависимости, акцентуации характера больше связаны с уровнем притязаний, чем с самооценкой. Мы полагаем, что это связано со снижением самооценки в этой группе, в то время как уровень притязаний остается практически на том же уровне.
В группе подростков, употребляющих алкоголь, но не склонных к алкогольной зависимости, выявлено большое количество взаимосвязей, акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний. Подробнее рассмотрим взаимосвязи гипертимной и демонстративной акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний, поскольку они выражены в этой группе подростков значительно сильнее, чем в других группах (рис. 2).
Как уже указывалось, взаимосвязей акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний в группе подростков, употребляющих алкоголь, выявлено значительное количество. Каждая акцентуация взаимосвязана как минимум с одним из аспектов самооценки и уровня притязаний. Все взаимосвязи обратные.
Гипертимная акцентуация, которая выражена у подростков в этой группе, взаимосвязана с самооценкой ума (г8=-0,25; р<0,05), характера (г8=-0,47; р<0,05), авторитета у сверстников (г8=-0,43; р<0,05), а также уровнем притязаний характера (г8=-0,36; р<0,05).
0
О - тип акцентуации: Г - гипертимный;
Д - демонстративный
О
самооценка:
У - ум, способности;
Х - характер;
АС - авторитет у сверстников ----------Обратная взаимосвязь
О
уровень притязаний:
АС - авторитет у сверстников
Рис. 2. Взаимосвязи акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний у подростков, употребляющих алкоголь
Демонстративная акцентуация взаимосвязана с самооценкой характера (г5=-0,48; р<0,05) и авторитета у сверстников (г8=-0,35; р<0,05).
Мы полагаем, что обратный характер взаимосвязей этих типов акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний обусловлен тем, что эти акцентуации выражены максимально, самооценка ума, способностей и авторитета у сверстников не поднимается до такого высокого уровня. Кроме того, у подростков с выраженной гипертимной акцентуацией стремления неустойчивы, что проявляется, в частности, в менее высокой по сравнению с остальными параметрами самооценке и уровню притязаний характера. Также у подростков с выраженной демонстративной акцентуацией характера самооценка может зависеть от оценки окружающих, а представления о том, что окружающие недостаточно ценят их, может приводить к снижению самооценки, особенно в параметре авторитета у сверстников.
Также выявлен ряд взаимосвязей самооценки и уровня притязаний и акцентуаций, не характерных для этой группы подростков. Характер этих взаимосвязей обратный, т. е. аналогичен взаимосвязям с гипертимной и демонстративной акцентуациями.
Циклоидная акцентуация взаимосвязана с самооценкой характера (г8=-0,53; р<0,05), авторитета у сверстников (г8=-0,37; р<0,05), уверенности в себе (г8=-0,39; р<0,05) и уровнем притязаний ума (г8=-0,56; р<0,05), характера (г8=-0,37; р<0,05), авторитета у сверстников (г8=-0,45; р<0,05) и уверенности в себе (г8=-0,52; р<0,05).
Лабильная акцентуация взаимосвязана с самооценкой характера (г8=-0,37; р<0,05), уверенности в себе (г8=-0,35; р<0,05) и уровнем притязаний ума (г8=-0,45; р<0,05), характера (г8=-0,49; р<0,05), авторитета у сверстников (г8=-0,46; р<0,05), умения делать своими руками (г8=-0,36; р<0,05), внешности (г8=-0,55; р<0,05), уверенности в себе (г8=-0,53; р<0,05).
Астено-невротическая акцентуация взаимосвязана с самооценкой характера (г8=-0,42; р<0,05), уверенности в себе (г5=-0,38; р<0,05) и уровнем притязаний ума (г8=-0,47; р<0,05), авторитета у сверстников (г8=-0,42; р<0,05), уверенности в себе (г8=-0,44; р<0,05).
Сензитивная акцентуация взаимосвязана с самооценкой ума (г8=-0,37; р<0,05), уверенности в себе (г8=-0,47; р<0,05) и уровнем притязаний ума (г8=-0,4; р<0,05), уверенности в себе (г5=-0,38; р<0,05). Тревожно-педантичная
акцентуация взаимосвязана с самооценкой уверенности в себе (г8=-0,35; р<0,05).
Интровертированная акцентуация взаимосвязана с самооценкой уверенности в себе (г8=-0,45; р<0,05) и уровнем притязаний ума (г8=-0,53; р<0,05), характера (г8=-0,57; р<0,05), авторитета у сверстников (гк=-0,58; р<0,05), умения делать своими руками (г8=-0,55; р<0,05), внешности (г8=-0,43; р<0,05), уверенности в себе (г8=-0,63; р<0,05).
Возбудимая акцентуация взаимосвязана с самооценкой характера (г8=-0,53; р<0,05) и внешности (г8=-0,36; р<0,05).
Неустойчивая акцентуация взаимосвязана с самооценкой авторитета у сверстников (г8=-0,43; р<0,05) и уровнем притязаний ума (г8=-0,51; р<0,05), характера (г8=-0,45; р<0,05), авторитета у сверстников (г8=-0,51; р<0,05), умения делать своими руками (г8=-0,39; р<0,05), уверенности в себе (г8=-0,54; р<0,05).
В целом взаимосвязи показывают, что в этой группе подростков акцентуации, самооценка и уровень притязаний взаимозависимы, но характер этой зависимости обратный. Мы полагаем, что эта взаимозависимость определяет снижение вероятности формирования алкогольной зависимости при высоком уровне самооценки. Хотя завышенная самооценка сама по себе не является благоприятным фактором, в данном случае она препятствует развитию акцентуаций, наиболее неблагоприятных с точки зрения склонности к алкогольной зависимости.
В группе подростков, не употребляющих алкоголь, только две акцентуации характера обнаруживают прямые взаимосвязи с самооценкой и уровнем притязаний. Гипертимная акцентуация характера взаимосвязана с самооценкой авторитета у сверстников (г8=0,45; р<0,05), а тревожно-педантичная акцентуация характера взаимосвязана с уровнем притязаний во внешности (г8=0,36; р<0,05) (рис. 3).
Других взаимосвязей акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний у подростков, не употребляющих алкоголь, не выявлено, что указывает на разнообразие проявлений этих факторов при условии соответствия развития в подростковом возрасте возрастным нормам.
Таким образом, наибольшее количество взаимосвязей акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний наблюдается у подростков, употребляющих алкоголь, но не склонных к алкогольной зависимости.
О
тип характера:
Г - гипертимный;
Т - тревожно-педантичный
О -
самооценка:
АС - авторитет у сверстников
о
■ уровень притязании: внешность
Прямая взаимосвязь
Рис. 3. Взаимосвязи акцентуаций характера с самооценкой и уровнем притязаний у подростков, не употребляющих алкоголь
Подростки, склонные к алкогольной зависимости, характеризуются наличием ряда взаимосвязей акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний. Подростки, не употребляющие алкоголь, практически не демонстрируют взаимосвязей акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний.
Выводы:
1. К основным признакам алкогольной зависимости в подростковом возрасте можно отнести такие признаки, как конфликты с родителями и стремление не ночевать дома, пропуски занятий в школе, снижение успеваемости, потеря интереса к общественной жизни в школе, скрытность, вспыльчивость, позиция самозащиты в отношениях со взрослыми, которые проявляются на начальном этапе алкоголизации. Также характерными являются отказ от утреннего туалета, нездоровый внешний вид, утверждение права употреблять спиртное, потеря памяти на события в период опьянения, которые проявляются только у подростков, склонных к алкогольной зависимости. Кроме того, как предпосылки алкогольной зависимости в подростковом возрасте могут рассматриваться низкая устойчивость к стрессам, непереносимость конфликтов и стремление уйти в мир иллюзий, неблагоприятная наследственность.
2. Склонность к алкогольной зависимости в подростковом возрасте определяется наличием выраженных акцентуаций характера, за исключением гипертимной и демонстративной акцентуаций, которые более характерны для подростков, употребляющих алкоголь, но не проявляющих склонности к алкогольной зависимости, и неустойчивой, которая проявляется у подростков независимо от отношения к употреблению алкоголя.
3. Самооценка и уровень притязаний в группах подростков в зависимости от склонности к алкогольной зависимости и употреблению алкоголя различается по всем компо-
нентам. Ниже всего самооценка - в группе подростков, склонных к алкогольной зависимости, выше всего - в группе подростков, употребляющих алкоголь, но не склонных к алкогольной зависимости. Уровень притязаний значительно выше в группе подростков, употребляющих алкоголь, по сравнению с двумя другими группами.
4. Наибольшее количество взаимосвязей акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний наблюдается у подростков, употребляющих алкоголь, но не склонных к алкогольной зависимости. Подростки, склонные к алкогольной зависимости, характеризуются большим числом взаимосвязей акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний. Подростки, не употребляющие алкоголь, практически не демонстрируют взаимосвязей акцентуаций характера и самооценки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Якина А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 83-90.
2. Копыт Н. Я., Муратова И. Д., Сидоров П. И., Скворцова Е. С. Причины и особенности алкоголизации в подростково-юношеском возрасте : научный обзор / под ред. Ю. П. Лисицына. - М. : ВНИИМИ, 1980. - 60 с.
3. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология : руководство. - Л. : Медицина, 1991. - 304 с.
4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб. : Речь, 2007. -392 с.
5. Регуш Л. А., Лихтарников А. Л. Подросток в эпоху перемен / Жизненные проблемы подростков Санкт-Петербурга // Психология современного подростка. - СПб. : Питер, 2005. - С. 7-27.
6. Тест «Дети и ПАВ». - 1^1.: 1лйр://пагкотап-х.паго^ги/пагк.^т (16 ноября 2010).
7. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977. - 98 с.
В