Научная статья на тему 'Особенности адаптации первокурсниц с разным уровнем здоровья к умственной нагрузке'

Особенности адаптации первокурсниц с разным уровнем здоровья к умственной нагрузке Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА / ГРУППА ЗДОРОВЬЯ / УМСТВЕННАЯ НАГРУЗКА / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / ADAPTATION / BLOOD PRESSURE / HEART RATE VARIABILITY / HEALTH GROUP / MENTAL LOAD / HEART RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Огарышева Наталья Владимировна

Адаптация к комплексу специфичных для высшей школы факторов сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Характер и направленность адаптации к действию этих факторов зависит от индивидуальных характеристик организма, в том числе и от уровня здоровья. Поэтому в группах студенток-первокурсниц, различающихся уровнем здоровья, проведен анализ структуры сердечного ритма, уровня частоты сердечных сокращений и артериального давления в состоянии покоя и в ответ на умственную нагрузку. Проведенный анализ показал, что в состоянии покоя у испытуемых группы 1 преобладают парасимпатические влияния на ритм сердца, в группах 2 и 3 симпатические. Во время умственной нагрузки у студенток группы 1 зарегистрировано снижение влияния автономного контура регуляции на ритм сердца и усиление центрального. В группах 2 и 3 отмечаются незначительные изменения парасимпатических и симпатических влияний на ритм сердца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Огарышева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Incorporation into the system of specific high-school factors requires significant efforts of the body’s compensatory and adaptive systems. The nature and direction of such adaptation is influenced by the individual features of the body, including the health state. In this context, the analysis of heart rate structure, heart rate level and blood pressure was conducted among first-year female students with various health levels, at rest and following mental workload. The analysis demonstrated predominant parasympathetic effects on the heart rate at rest among the students of the 1 st arm and sympathetic effects in the 2 nd and 3 rd arms. During mental workload, the students in the 1 st arm demonstrated reduced effects of the autonomous heart rate regulation and amplification of the central stimulation. The groups 2 and 3 showed minor changes of parasympathetic and sympathetic heart rate effects.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации первокурсниц с разным уровнем здоровья к умственной нагрузке»

УДК 378.172-055.2

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ К УМСТВЕННОЙ НАГРУЗКЕ

Н.В. Огарышева Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: ogar.nat@gmail.com

Адаптация к комплексу специфичных для высшей школы факторов сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Характер и направленность адаптации к действию этих факторов зависит от индивидуальных характеристик организма, в том числе и от уровня здоровья. Поэтому в группах студенток-первокурсниц, различающихся уровнем здоровья, проведен анализ структуры сердечного ритма, уровня частоты сердечных сокращений и артериального давления в состоянии покоя и в ответ на умственную нагрузку. Проведенный анализ показал, что в состоянии покоя у испытуемых группы 1 преобладают парасимпатические влияния на ритм сердца, в группах 2 и 3 - симпатические. Во время умственной нагрузки у студенток группы 1 зарегистрировано снижение влияния автономного контура регуляции на ритм сердца и усиление центрального. В группах 2 и 3 отмечаются незначительные изменения парасимпатических и симпатических влияний на ритм сердца.

Ключевые слова:

Адаптация, артериальное давление, вариабельность ритма сердца, группа здоровья, умственная нагрузка, частота сердечных сокращений.

Интенсификации обучения, изменение форм и методов преподавания сопровождаются значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем, что непосредственно сказывается на состоянии не только психического, но и соматического здоровья студентов [1]. Согласно исследованию, проведенному в Пермской государственной фармацевтической академии, 48,7 % студентов 3-го курса к началу учебного года имели нарушения адаптации, которые в 43,3 % случаев выражались в ее напряжении, в 2,7% - в неудовлетворительном состоянии и в 2,7% - в срыве. К концу учебного года нарушения адаптации имели 67,6 % студентов. При этом в три раза возросло число студентов, имеющих неудовлетворительную адаптацию [2].

Высокие умственные, нервно-психологические нагрузки у студентов, особенно первого курса, требуют постоянной оценки функциональных резервов физиологических систем. Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на действие разнообразных стрессоров. Параметры сердечного ритма широко используются для оценки реакции организма в ответ на внешнее воздействие, в том числе и на умственную нагрузку. Они позволяют судить о состоянии вегетативной нервной системы. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что значительная часть индивидуумов реагирует на умственную деятельность в условиях дефицита времени увеличением частоты сердечного ритма, повышением артериального давления [3], снижением высокочастотного компонента ритма сердца (HF) и увеличением низкочастотного (LF) в суммарном спектре [4]. Исследования N. Hjortskov еt а! (2004) [5] выявили, что LF-компонент может и не меняться, тогда как HF-компонент снижается и увеличивается коэффициент LF/HF. В этом случае сдвиги в сторону преобладания симпатического тонуса являются результатом ослабления парасимпатического тонуса. Таким образом, вегетативная реактивность может служить одной из оценок характера адаптации студентов к учебной деятельности.

Цель исследования: выявление особенностей срочной адаптации к умственной нагрузке у студенток с разным уровнем здоровья.

Задачи: изучить особенности регуляции ритма сердца в покое у испытуемых с разным

Огарышева Наталья Владимировна, канд. биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и медицины Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. E-mail: ogar.nat@gmail.com Область научных интересов: физиологические компоненты адаптации студентов, начинающих обучение в ВУЗе.

уровнем здоровья; выявить специфику реакций срочной адаптации на умственную нагрузку у студенток с разным уровнем здоровья.

Методы исследования

В исследовании приняли участие студентки 1-го курса естественно-научного факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Возраст испытуемых составил 17-19 лет. Все исследования проводились в первой половине дня, до начала учебных занятий.

По данным медицинских профилактических осмотров студентки были разделены на три группы:

1-я группа - здоровые лица, не предъявляющие никаких жалоб, не имеющие в анамнезе хронических заболеваний или нарушений функций отдельных органов и систем, у которых при обследовании не найдено отклонений от установленных границ нормы (п = 14);

2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе острое и хроническое заболевание, не сказывающееся на функциях жизненно важных органов и не влияющее на трудоспособность (п = 26);

3-я группа - больные хроническими заболеваниями, требующие систематического врачебного наблюдения (п = 12) [6].

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы измеряли частоту сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления, регистрировали вариабельность ритма сердца (ВРС) [7] до и после умственной нагрузки. Умственная нагрузка (УН) - решение в уме арифметических задач (умножение двухзначных чисел).

Структура сердечного ритма позволяет судить о характере адаптации организма к окружающей среде и определить степень напряжения адаптационных механизмов. Кардиоинтер-валограмму регистрировали в течение 5 минут в положении сидя в условиях покоя и во время решения в уме арифметических задач.

На основе статистического, автокорреляционного и спектрального анализа отрезков ЭКГ, проведенной аппаратными средствами, рассчитывались основные показатели сердечного ритма:

• мода (Мо, с) отражает наиболее устойчивый в данных условиях уровень функционирования сердечно-сосудистой системы;

• амплитуда моды (АМо, %) зависит от симпатических влияний, отражает стабилизационный эффект централизации управления ритмом сердца;

• коэффициент вариабельности ритма сердца (CV, %) является нормированным показателем суммарного эффекта регуляции;

• квадратный корень из суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов (RMSSD, мс) отражает активность парасимпатического звена вегетативной регуляции;

• индекс напряжения (ИН, ед.) - степень преобладания активности центральных механизмов регуляции над автономными;

• мощность спектра в диапазоне высоких частот (HF) связана с парасимпатическими влияниями на ритм сердца;

• мощность спектра в диапазоне низких частот или вазомоторные волны (LF) характеризуют симпатические влияния на пейсмекерные клетки синусового узла;

• мощность спектра в диапазоне очень низких частот (VLF) является чувствительным индикатором управления метаболическими процессами и хорошо отражает энергодефицитные состояния;

• индекс централизации (ГС) отражает степень централизации управления ритмом сердца.

Полученные результаты обрабатывали с использованием программы Statistica с оценкой достоверности различий по ¿-критерию Стьюдента.

Результаты и их обсуждение

Вегетативные проявления умственной деятельности человека связаны главным образом с изменением активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Поэтому мы проанализировали показатели деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов c разным уровнем здоровья в состоянии покоя и во время умственной нагрузки. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Частота сердечных сокращений в состоянии покоя у испытуемых 1 -й группы находится на уровне возрастной нормы - 75,86 уд/мин, у 2-й и 3-й групп - немного выше, 82,08 и 83,83 уд/мин соответственно. Сравнительный анализ показал (табл. 1), что уровень показателя в состоянии покоя и во время умственной нагрузки достоверно ниже у студентов 1 -й группы, чем 3-й. Достоверных различий ЧСС до умственной нагрузки между испытуемыми группы 1 и 2 нет, тогда как во время устного счета они достигают уровня достоверности.

Уровень систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления как в состоянии покоя, так и после умственной нагрузки у студенток группы 1 ниже, чем 2 и 3. Различия достигают уровня достоверности при сравнении групп 1 и 3, 2 и 3 (табл. 1). Так, САД в состоянии покоя у студенток групп 1 и 2 ниже на 6-11 мм рт. ст., чем в группе 3; во время УН -на 7-12 мм рт. ст. О тонусе артериальных сосудов можно судить по показателю ДАД. У студенток групп 1 и 2 в состоянии покоя он составил 68,86 и 71,15 мм рт. ст., соответственно, что достоверно ниже, чем в группе 3 - 76,88 мм рт. ст.. Во время устного счета диастолическое давление незначительно повышается во всех группах и остается выше у студенток группы 3, чем 1 и 2 (на 9,14 и 6,51 мм рт. ст. соответственно).

Двойное произведение (ДП) - интегральный показатель, отражающий уровень энергетических затрат на деятельность сердечно-сосудистой системы. В состоянии покоя его значения у испытуемых группы 1 ниже на 10-14 усл. ед., чем в группах 2 и 3. Во время умственной нагрузки энергетические затраты организма повышаются во всех группах, но остаются достоверно ниже у испытуемых 1 -й группы (табл. 1).

Таблица 1. Некоторые показатели вариабельности ритма сердца у студентов с разным уровнем здоровья

Показатели Группа 1 (п=14) Группа 2 (п=26) Группа 3 (п=12)

Ф УН Ф УН Ф УН

ЧСС 75,86±2,753 84,00±3,853 82,08±2,58 95,84±2,48' 83,83±1,74 94,43±2,48

САД 109,00±1,673 110,14±2,423333 113,15±1,40 115,69±1,77 119,88±3,372 122,54±1,682

ДАД 68,86±1,3333 71,29±1,3 5 3333 71,15±0,85 73,92±0,74 76,88±2,382 80,43±1,822222

ДП 82,61±3,063 86,52±4,8633 92,71±2,92' 99,37±2,88' 97,14±5,31 109,18±6,27

Мо 796,00±30,7733 745,14±37,343 698,69±17,9111 635,15±13,971П 684,33±19,03 638,00±17,42

АМо 41,16±1,853 40,99±2,89333 56,13±5,411 49,43±3,44 49,92±2,72 53,51±1,80

СУ 6,41±0,253 6,41±0,46 6,15±0,39 6,72±0,46 5,15±0,42 5,31±0,302

RMSSD 49,29±7,5533 29,57±3,54 32,38±3,28' 26,62±3,41 23,67±4,25 21,57±2,60

ИН 80,14±13,26333 142,43±25,17 234,38±36,86' 234,54±37,47 193,50±31,39 214,71±37,70

ОТ 1,03±0,20333 0,52±0,123 0,64±0,12 0,68±0,25 0,23±0,062 0,24±0,04

ЬЕ 0,67±0,10 1,20±0,28 0,77±0,12 0,97±0,22 0,50±0,11 0,62±0,10

УЬЕ 0,28±0,03 0,38±0,05 333 0,35±0,06 0,28±0,04 0,24±0,03 0,18±0,03

ОТ% 47,21±5,02 3333 22,70±2,54 32,96±1,841И 28,15±2,11 21,90±2,67222 23,64±2,74

ЬЕ% 34,37±3,3233 55,99±2,87 44,62±2,80 1 52,68±1,08 49,25±3,74 59,19±2,2022

УЬЕ% 18,41±3,453 21,31±1,573 22,41±2,09 19,17±1,46 28,83±2,64 17,16±1,16

1С 1,65±0,42333 4,22±0,64 2,54±0,41 3,09±0,31 4,43±0,682 4,01±0,55

Примечания:

1. ДАД - диастолическое артериальное давление; ДП - двойное произведение; ИН - индекс напряжения; САД - систолическое артериальное давление; УН - умственная нагрузка; Ф - фон; ЧСС -частота сердечных сокращений; АМо - амплитуда моды; СУ - коэффициент вариабельности ритма сердца; НЕ - мощность спектра высокочастотного компонента; 1С - индекс централизации; LF -мощность спектра низкочастотного компонента; Мо - мода; RMSSD - квадратный корень из суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов; VLF - мощность спектра сверхнизкочастотного компонента.

2. Различия между группами, где 1 - по отношению к группе 1, 2 - по отношению к группе 2, 3 - по отношению к группе 3, с уровнем достоверности р < 0,05, р < 0,01, р < 0,005, р < 0,001.

Показатели вариабельности ритма сердца отражают влияние вегетативной нервной системы на деятельность организма. Был проведен сравнительный анализ показателей, отражающих влияние парасимпатического, симпатического и центрального уровней регуляции ритма сердца. Парасимпатические показатели - мода (Мо), квадратный корень из суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов (RMSSD), мощность спектра в диапазоне высоких частот (HF), симпатические - амплитуда моды (АМо), мощность спектра в диапазоне низких частот (LF) и центральные - коэффициент вариабельности сердечного ритма (CV), индекс напряжения (ИН), индекс централизации (ГС).

Сравнительный анализ показателей в состоянии покоя показал, что у испытуемых 1-й группы парасимпатические влияния на ритм сердца выше, чем в группах 2 и 3 (табл. 1). Показатель Мо в состоянии покоя составил в 1-й группе 796,00 мс, что достоверно выше, чем в группе 2 - 698,69 мс (р = 0,006) и группе 3 - 684,33 мс (р = 0,007). Во время умственной нагрузки уровень показателя снижается во всех группах, но остается выше в группе 1. RMSSD в состоянии покоя достоверно выше в группе 1 на 16,91 (р = 0,022) и 25,62 (р = 0,013) мс, чем в группах 2 и 3. Устный счет сопровождается снижением показателя RMSSD во всех группах, наиболее выраженным в группе 1. Таким образом, различия между группами нивелируются. Анализ мощности спектра в диапазоне высоких частот (абсолютные и относительные значения) показал, что у испытуемых группы 1 уровень показателя в состоянии покоя и во время УН выше, чем в группах 2 и 3. Различия достигают уровня достоверности между группами 1 и 3 как в покое (р = 0,03), так и во время устного счета (р = 0,04) и между группами 2 и 3, но только в покое (р = 0,029).

Анализ показателей АМо и LF, отражающих симпатические влияния на ритм сердца, показал (табл. 1), что их уровень в группе 1 ниже, чем в 2 и 3. Амплитуда моды в состоянии покоя в группе 1 составила 41,16 %, что достоверно ниже, чем группах 2 и 3 - 56,13 и 49,92 % соответственно. Во время УН уровень показателя достоверно выше в группе 3, чем 1 (на 12,51 %, р = 0,001). Мощность спектра в диапазоне низких частот (абсолютные и относительные значения) в состоянии покоя выше во 2-й группе, чем 1-й и 3-й. Устный счет сопровождается повышением LF, наиболее выраженным в 1-й группе (более чем в 1,5 раза по сравнению с фоном). Это свидетельствует о повышении симпатических влияний на ритм сердца во время УН.

Данные сравнительного анализа показателей центрального контура регуляции ритма сердца представлены в табл. 1. Коэффициент вариабельности сердечного ритма - нормированный показатель суммарного эффекта регуляции - достоверно выше в покое у испытуемых группы 1 на 1,26 %, чем 3 (р = 0,013). Во время УН различия достигают уровня достоверности между группами 2 и 3 (6,72 и 5,31 % соответственно). Индекс напряжения отражает преобладание центральных механизмов регуляции на ритм сердца над автономными. Его значения в группах 2 и 3 (234,38 и 193,50 ед. соответственно) свидетельствуют о напряженности механизмов адаптации. В состоянии покоя значения ИН достоверно ниже у студентов группы 1, чем 2 и 3. Во время УН значения показателя повышаются у студентов группы 1 и 3 на 62,29 и 21,21 ед. соответственно, в группе 2 повышение незначительное - 0,16 ед. Таким образом, во время устного счета различия между группами нивелируются. Анализ значений индекса централизации показал, что в покое влияние центрального контура регуляции на ритм сердца более выражено у испытуемых группы 3, чем 1 и 2. ГС выше более чем в 2,7 раза у студентов группы 3, чем в группе 1 (р = 0,001), и в 1,7 раза, чем в группе 2 (р = 0,017). Во время устного счета значения ГС повышаются в группах 1 (на 2,57) и 2 (на 0,55), в 3 незначительно снижаются (на 0,42) и становятся выше у студентов группы 1, чем 2 и 3.

Выводы

1. Уровень артериального давления и частота сердечных сокращений как в состоянии покоя, так и во время умственной нагрузки у студенток 1-й группы ниже, чем в группах 2 и 3.

2. В состоянии покоя у испытуемых 1-й группы преобладают парасимпатические влияния на ритм сердца, в группах 2 и 3 - симпатические.

3. Во время умственной нагрузки у студенток 1-й группы зарегистрировано снижение влияния автономного контура регуляции на ритм сердца и усиление центрального. В группах 2 и 3 отмечаются незначительные изменения парасимпатических и симпатических влияний на ритм сердца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Нечаева Л.А. Активный образ жизни и здоровья студента. - Ташкент: Медицина, 1988. - 341 с.

2. Воронина Э.В. Изучение адаптации студентов к учебной деятельности / Э.В. Воронина, С.С. Дубровина, Т.А. Силина, Е.В. Бажина // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы V Междунар. нач.-практ. конф. - СПб.; Челябинск: ЦНИТ «АСТЕРИ-ОН»; Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. - С. 62-63.

3. Федоров Б.М. Стресс, кардиологические аспекты // Физиология человека. - 1997. - Т. 23. -№ 2. - С. 89-99.

4. Горбунов Н.П., Кузнецова О.Б. Влияние умственной нагрузки на структуру сердечного ритма у студентов // Оздоровление средствами образования и экологии: материалы III Междунар. нач.-практ. конф. - Ч. 2. - Челябинск; М.: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та; ЗАО «Ор-бита-М», 2006. - С. 187-189.

5. Hjortskov N. The effect of mental stress on heart rate variability and blood pressure during computer work / N. Hjortskov, D. Rissen, A.K. Blangsted, N. Fallentin, U. Lundberg, K. Sogaard // Eur. J. Appl. Physiol. - 2004. - V. 92. - № 1-2. - P. 84-89.

6. Громбах С.М. Оценка здоровья детей и подростков при массовых осмотрах // Вопр. охр. мат. - 1973. - Т. 18. - № 7. - С. 3-7.

7. Баевский Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р.М. Баевский, О.И. Кириллов, С.З. Клецкин. - М.: Наука, 1984. - 221 с.

Поступила 10.11.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.