Научная статья на тему 'Особенности адаптации детей-сирот в приёмных семьях'

Особенности адаптации детей-сирот в приёмных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1224
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / АДАПТАЦИЯ / ДЕПРИВАЦИЯ / ORPHANED CHILDREN / FOSTER CHILDREN / FOSTER FAMILIES / ADAPTATION / DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киреева Диана Александровна,

В статье рассматриваются психологические особенности детей, оказавшихся в условиях депривации; проблемы, которые могут возникнуть у приёмных родителей при усыновлении детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the adaptation of orphaned children in foster families

The article discusses the psychological characteristics of children who are in deprivation; problems that may appear in orphans.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации детей-сирот в приёмных семьях»

Особенности адаптации детей-сирот в приёмных семьях

The problem of the adaptation of orphaned children in foster families

Киреева Диана Александровна

Студент 1 курса Факультет Бухгалтерский учёт, анализ и аудит Самарский Государственный Экономический Университет Россия, Самара, ул. Советской Армии, 141 e-mail: angeldi20.00@mail.ru

Kireeva Diana Aleksandrovna

Student 1 term Faculty of Accounting, analysis and audit Samara State University of Economics Russia, Samara, st. Soviet Army, 141 e-mail: angeldi20.00@mail.ru

Научный руководитель Чеджемов Герман Асланбекович

Старший преподаватель Самарский Государственный Экономический Университет Россия, Самара, ул. Советской Армии, 141 e-mail: irongerman@mail.ru

Scientific adviser Chedzhemov Herman Aslanbekovich

Senior Lecturer Samara State University of Economics Russia, Samara, st. Soviet Army, 141 e-mail: irongerman@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются психологические особенности детей, оказавшихся в условиях депривации; проблемы, которые могут возникнуть у приёмных родителей при усыновлении детей-сирот.

Annotation.

The article discusses the psychological characteristics of children who are in deprivation; problems that may appear in orphans.

Ключевые слова: дети-сироты, приемные дети, приемная семья, адаптация, депривация. Key words: orphaned children, foster children, foster families, adaptation, deprivation.

Известно, что воспитание приемного ребёнка требует особых, отличных от воспитания своих собственных детей навыков и компетенций. Семьи, которые усыновляют или берут под опеку ребёнка, оставшегося без попечения родителей, нередко сталкиваются с большим количеством различных проблем, связанных с особенностями его развития и поведения, и далеко не всегда оказываются готовы к этому.

Результатом становятся отказ от детей и возвращение их в детские дома, неисполнение родительских обязанностей, жестокое обращение с ребёнком. Так, по данным государственной статистической отчётности, количество возвращённых детей с 2006 по 2017 год увеличилось на 6,3%. Поэтому при решении усыновить ребёнка не стоит спешить - ещё раз следует взвесить все «за» и «против», внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что ими движет и в какой степени, полностью ли самостоятельным является такое решение.

Надо помнить о том, что государство не несёт ответственности за ваше решение. Законодательство не предусматривает ни предоставление жилья, ни специальных льгот для усыновителей и усыновленных детей-придется рассчитывать только на свои силы.

Замещающий родитель должен многое знать и уметь, постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Ему необходимо помнить о разных проблемах, которые могут возникнуть при воспитании приёмных детей.

Самым важным этапом в формировании отношений в семье и развитии личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей, является период адаптации.

Адаптация - процесс привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация является очень важным этапом вхождения ребёнка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет зависеть дальнейшее развитие личности.

У детей этот период может проходить по-разному и занимать разное время. Всё зависит от особенностей ребенка, таких, как возраст, характер, опыт прошлой жизни, желания влиться в новую семью, а также от поддержки и отношения взрослых к ним.

Но, несмотря на все особенности проведения детей-сирот, можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство родителей в период адаптации. Чтобы их лучше понять рассмотрим основные периоды жизни ребёнка.

Все дети проходят примерно одинаковый путь развития во все основные периоды детства:

1) новорождённость и младенчество;

2) период раннего детства (от 1 года до 3 лет);

3) дошкольный возраст (от 3 лет до 7);

4) младший школьный возраст (от 7 дет до 11);

5) подростковый возраст (от 11 до15 лет).

Эти периоды проходят по-разному у обычных детей и у детей, находящихся вусловиях депривации. Депривация - психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей. Приёмным родителям необходимо знать эти различия.

Новорождённость и младенчество

Этот период длится с рождения до конца первого года жизни. В это время ребёнок биологически беспомощен, поэтому его связь (контакт) с матерью очень важна. Именно она осуществляет связь ребёнка с внешним миром, с её помощью малыш развивает сенсорику и учится понимать взрослых.

Дети, которые растут в условиях депривации, могут отставать в своем психическом и физическом развитии. В основном у них отсутствует комплекс оживления - основной критерий нормального психического развития. Он включает в себя такие реакции, как улыбка, активные движения ручками и ножками при общении со взрослыми, плач, крик для привлечения внимания; при общении с матерью ребёнок может «гулить».

Дети из дома ребёнка часто не проявляют эмоций при взаимоотношении с взрослыми. Они впадают в «летаргию» - лежат без движений и звуков, находятся в состоянии покоя. Они не радуются приближению взрослых, не делятся своими переживаниями (не плачут), не стремятся познать окружающих их мир. Из-за чего наблюдается задержка личностного и познавательного развития.

Период раннего детства от 1 года до 3 лет

К концу первого года жизни дети становятся самостоятельнее и более наблюдательными. Они начинают понимать свою принадлежность к конкретному полу. Ориентируясь на поведение родителей, мальчики и девочки

начинают формироватьразные основные виды деятельности. У мальчиков это предметно-орудийная деятельность, у девочек - коммуникативная. Поэтому на этом этапе очень важно наличие обоих родителей.

В это время складывается словарный запас (в среднем, у детей 1,5 лет - 10 слов, в 2 года - 200 слов, к 3 годам - 900-1000 слов), образное мышление, самостоятельность. У детей-сирот этот процесс носит замедленный характер. Для них характерен разрыв между овладением речи и её пониманием. Это объясняется тем, что в условиях депривации у ребенка есть острая необходимость понимать, о чем говорит взрослый (команды /распоряжения воспитателей), но нет потребности самому использовать речь.

Для малышей, находящихся в доме ребенка, характерны "ватные позы", тупиковые движения (сосание пальца, раскачивание тела, нецеленаправленные движения) и невыразительные мимика, позы. Особенностью их коммуникативной деятельности является отсутствие интереса в общении, эмоциональной реакции. Часто с новыми людьми они ведут себя безразлично, не чувствуют радости или страха. У некоторых из них реакция на нового человека может быть противоположной, они "облепляют" его, прижимаются, хотят быть ближе к нему. Но стоит помнить, что такие малыши не имеют привязанности, и интерес к новому лицу пропадает так же быстро, как и появляется.

Дошкольный возраст от 3 до 7 лет

В этом возрасте происходит отделение ребёнка от родителей, он начинает познавать окружающий его мир за пределами семьи. Появляется потребность в общении с другими людьми, активно развиваются отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте улучшается внимание, развивается память, способность планировать свои действия, происходит усвоение правил поведения и нравственных норм. Дети начинают производить оценку происходящего, лучше понимать своё отношение к вещам, порядкам.

У детей, находящихся в условиях депривации, наблюдается потребность во внимании и доброжелательности. Однако они всё так же остаются не заинтересованы в общении, сотрудничестве со взрослыми, уважении с их стороны. Ребёнок из детского дома не ждёт переживания и взаимопонимания со стороны взрослых. На этом этапе ещё больше усиливается разница в развитии детей, живущих в семьях, от детей, живущих вне семьи.

Младший школьный возраст от 7 дет до 11

В этот период у ребёнка активно развивается учебная и познавательная деятельность, он способен сам построить внутренний план действий, подчинить намерение интеллектуальной цели и обосновать свои поступки. У детей с 7 до 11 лет формируется самооценка; как правило, она складывается из мнения близких ему людей.

В результате того, что у детей-сирот нарушен эмоциональный контакт с окружающими, у них формируется низкая самооценка, которая в дальнейшем может мешать им приспосабливаться к среде. Для них также характерно шаблонное мышление, неумение самостоятельно справляться с ситуацией, брать на себя ответственность, излишняя эмоциональность, агрессивность, обиды. Всё это рождает потребительское отношение к взрослым.

Подростковый возраст от 11 до 15 лет

Для данного возраста характерно возмужание организма, развитие вторичных сексуальных признаков, формирование «чувства взрослости», которое выражается в желании быть самостоятельным, равным в правах со взрослыми человеком. У подростков расширяются интересы, восприятие становится избирательным, а деятельность целенаправленной. Отмечается интерес к самообразованию и формирование представления о будущей жизни.

Для детей из детского дома этот период является критическим. Отношения с другими людьми у них складываются на основе полезности, осложняется самосознание (нет уверенности в себе), трудно усваивается учебный материал и часто наблюдается плохое поведение, нет привязанности к людям.

Как и у детей, воспитывающихся в семьях, на данном этапе происходит формирование представлений о будущем, однако оно является более узким и затрагивает лишь ближайшее время. Выбор профессии обусловлен системой общественного воспитания. Подростки выбирают те учебные заведения, в которых они будут находиться на полном государственном обеспечении.

Адаптация детей в новом месте происходит по-разному. Кто-то будет с интересом рассматривать всё вокруг, стараться быстрее узнать новое место, а кто-то, наоборот, испугается, будет чувствовать себя чужим. Так же у детей может быть разная реакция на членов новой семьи. Одни будут по привычке отдавать предпочтение маме, бабушке, сестре, это связано с тем, что в доме ребёнка они не привыкли к мужчинам. Другие, более любопытные, будут больше внимания уделять папе, дедушке, брату, так как им не хватало мужской заботы. А третьи могут никому не отдать предпочтение.

Но, несмотря на все эти различия, психологи выделяют несколько стадий привыкания ребёнка к новым условиям.

Первая стадия

Эту стадию называют «Знакомство». В это время дети начинают привыкать к своим новым родителям, с удовольствием выполняют указания взрослых. Стоит обратить внимание, что на данном этапе они могут быть непоседливы, неусидчивы, суетливы. Это связано с тем, что ребёнок находится в лихорадочно - возбужденном состоянии, он уже начинает испытывать радость от нахождения в новой семье, от похвалы родителей, но одновременно с этим его не покидает чувство тревоги. Родители должны понимать, что малыш не сразу начнет узнавать своих родственников, запомнит их имена, так как ему очень трудно быстро справиться со всей новой информацией и впечатлениями.

Вторая стадия («Возврат к прошлому»)

На этой стадии начинается процесс притирания - взаимной адаптации. Этот этап является критическим как для ребёнка, так и для взрослого. Родителям трудно справиться с поведением малыша, для которого характерны приступы плача, гнева, тревоги, признаки депрессии, изменчивого поведения, используемого для привлечения внимания. Одни дети могут быть очень капризными и враждебно настроенными к окружению, им может казаться, что им не рады в новом доме, что родители ими не интересуются. Такие дети могут убегать из дома. Другие, наоборот, будут бояться ухода родителей, не смогут оставаться дома одни или отпускать взрослых даже ненадолго от себя.

Но постепенно на этом этапе ребёнок начинает приспосабливаться к новым правилам поведения, преодолевать трудности адаптационного периода.

Третья стадия («Привыкание»)

На этом этапе ребёнок хорошо усваивает правила поведения, без труда выполняет просьбы родителей. Он начинает чувствовать себя спокойно, естественно в новой семье. Всё реже вспоминает о прошлом. У него формируется привязанность к родителям, устанавливаются с ними доверительные отношения. В целом его поведение перестает отличаться от поведения детей, выросших в семье.

Говоря об адаптации, стоит помнить, что это процесс двухсторонний. Происходит как адаптация детей, так и родителей.

Список используемой литературы:

1. Соломатина Галина «Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье»

2. КиселёваН.А. Научная статья по психологии «Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях» [Электронныйресурс] URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problema-adaptatsii-priemnyh-detey-i-roditeley-v-zameschayuschih-semyah

3. Лев Семенович Выготский «Стадии психического развития личности ребенка.»

4. Уманская Елена Геннадьевна «Развитие личности в условиях депривации». [Электронныйресурс] .URL : http://www.koob.ru/umanskaya

5. Абросова Л. М, Девоян Н. Б., Игнатьева Н. Д., Пирогов Д. Г., Суковатова О. В. «Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие» [Электронныйресурс].URL: http://kdobru.ru/netcat_files/171/143/Nastolnaja_kniga_priemnogo_roditela._Prakticheskoe_posobie.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.