Научная статья на тему 'Особенн ости инвестиционн ой деятельности в аграрном секторе'

Особенн ости инвестиционн ой деятельности в аграрном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТ / АПК / КРЕДИТЫ / ПРОГРАММА / ДЕФИЦИТ / INVESTMENTS / BUDGET / AGRICULTURAL SECTOR / CREDITS / PROGRAMME / DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимошенко Михаил Анатольевич

Дана оценка состояния дел в аграрном секторе. Показаны значение и роль инвестиций для развития аграрного комплекса России. Отмечено, что экономическое развитие сельского хозяйства не в полной мере соответствует требованиям рыночной экономики. Предложены меры по улучшению инвестиционного климата в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенн ости инвестиционн ой деятельности в аграрном секторе»

дят все сотрудники - от топ-менеджеров до менеджеров по работе с клиентами. Поэтому кампания введения внутреннего брендинга получается сложной с позиции ее составляющих.

Таким образом, распространение внутреннего брендинга в России затрудняется тем, что он находится на стыке интересов отдела кадров и отдела маркетинга. Здесь следует заметить, что на структурном уровне задача внутреннего брендинга в большинстве российских компаний не прописана, т.е. она не является формализованной функцией какого-либо подразделения: PR, HR или маркетинга. В то же время мы полагаем, что инициатором и основным локомотивом таких шагов должно выступать руководство компании. Продвижение бренда внутри организации не должно восприниматься сотрудниками как отдельная от стратегии рекламная кампания, а разработчиком и исполнителем - отдел маркетинга и PR в сотрудничестве с кадровым отделом.

Литература

1. Андрюшин В.В. Внутренний брендинг: реклама или новый подход к стратегии организации? URL : http://zhumaLHb.ru/a/andrjushin_w_w/051030_ wnutrennijbrending.shtmL

2. Богдановский Ф. Сотрудник и его бренд. 2005 // Материалы Интернет-журнала 4p.ru. URL : http://www.4p.ru/main/theory/1902.

3. Джанелл Барлоу. Быть в бренде. Бренд компаний сферы услуг создается их сотрудниками. URL : http://www.management.com.ua/ marketing.

4. Томас Гэд. 4D Брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. СПб. : Aveline Finland Oy, 2005. С. 73, 74.

Inner branding as an instrument of efficient management of staffing capital

There is regarded the basis, subject matter and analysis of the system of organization’s inner branding as an instrument of efficient management of staffing capital. The currency of the research is reasoned by the insufficient readiness of the methodological apparatus offorming the efficient system of inner branding in Russian companies that allows directing employees’ potential to successful promotion of organization’s brand.

Key words: brand, branding, inner branding, HR-branding, staffing capital, human capital, brand-platform.

м.а. тимошенко

(Волгоград)

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

Дана оценка состояния дел в аграрном секторе. Показаны значение и роль инвестиций для развития аграрного комплекса России. Отмечено, что экономическое развитие сельского хозяйства не в полной мере соответствует требованиям рыночной экономики. Предложены меры по улучшению инвестиционного климата в АПК.

Ключевые слова: инвестиции, бюджет, АПК, кредиты, программа, дефицит.

О положении дел в экономике аграрного сектора можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является определенным индикатором, указывающим на общее положение внутри страны.

Инвестиции - это имеющие денежную оценку объекты гражданских прав, предназначенные (выделенные) для внесения в любой не носящий противоправного характера объект деятельности в целях получения положительного социального эффекта [1, с. 679]. Любое государство регулирует свою инвестиционную деятельность законодательно. На каждом уровне законодательной власти имеются нормативные акты, в той или иной степени регулирующие инвестиционную деятельность: Конституция РФ, кодексы РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, региональные законодательные акты, местные законодательные акты. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны. Если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Анализ показывает, что во всех развитых странах сельскохозяйственная отрасль экономики пользуется государственной поддержкой. Ведь данная отрасль оказывает непосредственное влияние на продовольственную безопасность страны, что само по себе является мощным политическим аргументом на мировой арене. Спрос на продукцию АПК является неэластичным. сель-

© Тимошенко М.А., 2010

ское хозяйство - основополагающая отрасль любой экономики, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. сегодня вопрос о вложении инвестиций в сельское хозяйство является ключевым в развитии экономики РФ [2, с. 23]. До 1992 г. агропромышленный комплекс России являлся государственной, регулируемой отраслью со значительными объемами ежегодных капиталовложений, большая часть которых осуществлялась за счет средств государственного бюджета. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения. Но такой капиталоемкий сектор, каким является агропромышленный комплекс (далее АПК), не может функционировать без высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала. В связи с этим инвестиционная проблема становится ключевой для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу. Резкое сокращение государственного финансирования, отсутствие эффективной и обоснованной кредитной системы в сельском хозяйстве, жесткая налоговая политика, увеличение импорта сельскохозяйственной продукции способствовали тому, что отечественные сельскохозяйственные товаропроизводители лишились всех источников образования и накопления капитала, что, в свою очередь, негативно отразилось на функционировании отраслей, технологически связанных с сельским хозяйством [3, с. 67]. Сегодня объем инвестиций в сельское хозяйство ниже среднего уровня инвестиций в экономике. После известных событий 1991 г. сократилось присутствие государства на рынке капитала, и доля инвестиций в сельское хозяйство России значительно уменьшилась. Кроме того, незначительны и зарубежные инвестиции в АПК. Масштабы иностранных инвестиций, интенсивность их потока зависят от целого комплекса факторов -«инвестиционного климата», который включает в себя состояние экономики, социальноэкономическую стабильность, развитие инфраструктуры, уровень развития предпринимательства и т.д., которые оцениваются иностранными инвесторами при принятии решения, касающегося масштабов и направлений инвестиций. Современное состояние инвестиционного климата в России иностранными инвесторами оценивается как неудовлетворительное. Сектор кредитных и банковских услуг также не проявляет активного интереса к проектам инвестиций в сельскохозяйствен-

ное производство, что в условиях слаборазвитого лизинга привело к ситуации, когда основным источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий и организаций. Масштабный рост инвестиций возможен тогда, когда у инвесторов появится уверенность в том, что федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и предпринимают серьезные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата и увеличение притока инвестиций в сельское хозяйство через расширение льгот и гарантий. Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК на устойчивую траекторию экономического роста. Мировой опыт, а также российская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства, органов местного самоуправления в инвестиционном процессе восстановление и рост экономического потенциала России и ее регионов невозможны. Анализ уровня притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство показывает, что он продолжает оставаться низким. Это связано с тем, что сельское хозяйство - это отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что в определенной мере сказывается на уровне инвестиционной привлекательности [4, с. 9].

Практика и опыт рыночных преобразований позволяют сделать вывод, что запуск инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может и должен начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, и в первую очередь, как это ни парадоксально, с сельскохозяйственного производства, с той отрасли, которая сегодня испытывает наибольший спад. Особое значение сельского хозяйства для стимулирования инвестиционной деятельности обусловлено, во-первых, низкой капиталоемкостью и наименьшими сроками окупаемости капитальных вложений; во-вторых, для продукции этой отрасли характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. Кроме того, сельское хозяйство имеет сильные межотраслевые связи, в результате чего инвестиции в его развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал.

Дефицит бюджетных ассигнований в общем объеме инвестиций в АПК породил мас-

совое банкротство агропромышленных товаропроизводителей. Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности, необходимость активизации товарно-денежных отношений, демократизация инвестиционной деятельности требуют сегодня выработки новых, адекватных рыночным условиям подходов к инвестированию и обслуживанию аграрного сектора. В настоящее время в результате аграрных преобразований радикально изменились отношения инвесторов и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Современной системе инвестирования уже не свойственна та директивность, которая была характерна для доперестроечного времени. Казалась бы, что такая система должна была создать условия для межхозяйст-венной конкуренции. Однако проведенные исследования показывают, что инвестиционные отношения в сфере сельского хозяйства не в полной мере соответствуют требованиям рыночной экономики: недостаточно отработан механизм инвестирования; отсутствует государственная поддержка сельского хозяйства, обеспечивающая эффективное функционирование аграрного производства; убыточная деятельность сельскохозяйственных предприятий не позволяет обеспечивать возврат полученных инвестиций.

Среди главных причин низкой отдачи используемых бюджетных средств следует назвать следующие: недостаточное развитие эффективных механизмов государственного регулирования; издержки в хозяйственном управлении; недооценка роли внутрихозяйственных отношений и маркетинга для повышения результативности производства. На наш взгляд, именно от решения названного комплекса задач будет зависеть скорость формирования инвестиционного пространства в агропромышленном комплексе различных регионов.

Помимо этого, большое значение для повышения привлекательности инвестиций в российской экономике играет укрепление российской банковской системы, т. е. создание эффективных источников аккумулирования сбережений и превращение их в инвестиции. Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса, но и становится важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития. В инвестициях сегодня остро нуждаются практически все сферы и отрасли АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрас-

ли или жилищная сфера села. Поэтому создание предпосылок для массового притока инвестиций в аграрный сектор должно стать важнейшим элементом стратегии государственной аграрной политики на современном этапе. Наболевшей точкой народного хозяйства страны и большинства регионов остается продовольственная проблема, т. к. на рынке отечественных продуктов питания по-прежнему сохраняется значительная напряженность. В связи с этим во многих субъектах РФ разработаны программы стабилизации и развития АПК, соответствующие новой аграрной политике, нацеленной на решение продовольственной проблемы и ускорение социальноэкономического развития села.

Сезонность поступления сельскохозяйственной продукции и, соответственно, доходов от её реализации требует выделения отраслям АПК на льготных условиях краткосрочных и долгосрочных кредитов.

В качестве основной формы государственной поддержки АПК должны получить широкое распространение федеральные и региональные целевые программы, стимулирующие товарное производство тех видов продукции, которые необходимы для насыщения продовольственного рынка и достаточно конкурентоспособны.

Обеспечение устойчивости продовольственного обеспечения потребует государственного регулирования рынков продовольственных товаров, что позволит при возникновении по различным причинам дефицита отдельных видов продовольствия и повышения на них цен осуществлять товарные интервенции. Цены закупок и интервенций должны определяться на базе рыночных. Но при их падении до уровня, при котором не обеспечивается минимально необходимая доходность сельских товаропроизводителей, должны устанавливаться гарантированные защитные цены.

Для повышения устойчивости финансового положения товаропроизводителей следует применять обеспечиваемый государством залог сельскохозяйственной продукции, заключение форвардных, фьючерсных контрактов. Важным условием движения товаров от производителей к потребителям является создание эффективной рыночной инфраструктуры.

Весьма перспективно также установление долговременных продовольственных связей между производящими и потребляющими регионами. Их действенной формой может стать привлечение средств ввозящих регионов для

инвестиций в агропромышленные комплексы регионов - поставщиков продукции АПК.

Ввиду ограниченных возможностей инвестиционного обеспечения аграрного сектора необходимо изыскивать новые способы решения данной проблемы. Один из них - воссоздание в стране сельскохозяйственной кредитной кооперации. В России кредитная кооперация имеет продолжительную историю, а не возникает как что-то абсолютно новое в инвестиционной системе обслуживания сельскохозяйственных производителей и сельского населения. Как показывает проведённый историко-экономический анализ, в периоды финансово-экономических кризисов в России именно она играла ключевую роль в системе антикризисных мер финансового оздоровления аграрной экономики.

Значимый вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Отмечается устойчивая тенденция роста объёма инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования. В Волгоградской области по отдельным сельскохозяйственным предприятиям сумма вложений в последние годы колеблется от 2 до 42 тыс. руб. на га. Инвестиции в сельское хозяйство возросли, но являются недостаточными. Инвестиционная непривлекательность в аграрной отрасли, на наш взгляд, исходит из следующих объективных причин. Во-первых, слишком велик риск природных аномалий, которые могут полностью или частично ликвидировать все правильные шаги в реализации тех или иных инноваций. При этом инвестиции под них могут теряться полностью. Без нового механизма страхования рисков рассчитывать на инвесторов нельзя. Во-вторых, в сельском хозяйстве нет коротких периодов возврата вложенных средств и дивидендов. В-третьих, дивиденды, как правило, не сравнимы с теми, которые получают во всех несельскохозяйственных отраслях.

Инвестиционную политику в аграрном секторе следует осуществлять на основе следующих принципов:

- последовательное увеличение доли собственных средств предприятий в общем объеме капитальных вложений;

- расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов;

- усиление контроля со стороны государства за целевым расходованием средств госу-

дарственного бюджета, направленных на инвестиции;

- расширение практики страхования и гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов;

- стимулирование иностранных инвестиций [7, с. 22].

Вместе с тем требуется разграничить функции управления инвестициями на государственном, региональном и местном уровнях, обеспечивая полномочия каждого из них надежными, а главное, стабильными источниками финансирования, закрепленными законодательным путем.

Литература

1. Жилинский С.Э. Предпринимательское право : учеб. для вузов, 8-е изд., пересмотр. и доп. М. : Норма, 2007. С.679.

2. Горбунов Г. Продовольственная безопасность: национальный и международный аспекты // Экономика сельского хозяйства. 2009. №10. С.25.

3. Воротников И., Родионова И. Тенденции трансформации в АПК России // Экономика сельского хозяйства. 2009. №5. С. 67.

4. Скрынник Е. Б. О ходе реализации Госпро-граммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» и осуществлении антикризисных мер в АПК России // Экономика сельского хозяйства. 2009. №10. С. 9.

5. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. №446.

6. Некрасов Р., Болдов Д. Местная власть и Государственная программа развития сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства. 2009. №1. С.42.

7. Скрынник Е.Б. Земля - главный инвестиционный актив АПК // Экономика сельского хозяйства. 2009. № 11. С. 22.

Investment activity peculiarities in the agrarian sector

There is assessed the state of affairs in the agrarian sector. There is shown the significance and role of investments for Russia agrarian sector development. There is noted that economic progress of agriculture does not fully correspond to the requirements of market economy. There are suggested the measures for agriculture investment climate improvement.

Key words: investments, budget, agricultural sector, credits, programme, deficit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.