Научная статья на тему 'Основы новой архитектурной типологии дошкольных учреждений'

Основы новой архитектурной типологии дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2217
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЖИЛАЯ ЧАСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЧАСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / ЧЛЕНЕНИЕ / КОМБИНАТОРИКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / МАТРИЦА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Долгов Александр Владимирович, Сычева Елена Борисовна

Статья посвящена разработке новой архитектурной типологии дошкольных учреждений на основе вычленения функциональных частей из структуры первичного объекта исследования: жилой, общественной и хозяйственной в качестве самостоятельных объектов с их последую-щим соединением во множественных комбинациях. Долгов А.В., Сычева Е.Б., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Долгов Александр Владимирович, Сычева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы новой архитектурной типологии дошкольных учреждений»

УДК 72.01

ДОЛГОВ А. В. СЫЧЕВА Е. Б.

Основы новой архитектурной типологии дошкольных учреждений

Долгов

Александр

Владимирович

кандидат архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН,

директор института

«УралНИИпроект

РААСН»

e-mail:mail@uniip.ru

Сычева

Елена

Борисовна

старший научный сот руд ник ин ститута «УралНИИпроект РААСН»

e-mail: selena@uniip.ru

Статья посвящена разработке новой архитектурной типологии дошкольных учреждений на основе вычленения функциональных частей из структуры первичного объекта исследования: жилой, общественной и хозяйственной в качестве самостоятельных объектов с их последующим соединением во множественных комбинациях.

Ключевые слова: дошкольные учреждения, жилая часть, общественная часть, хозяйственная часть, типология, членение, комбинаторика, классификация, матрица.

DOLGOV A. V.

SYCHEVA E. B.

THE FOUNDATIONS OF A NEW ARCHITECTURAL TYPOLOGY OF PRE-SCHOOL

The article is devoted to the development of new architectural typology of pre-school institutions. The typology is based on isolation of the functional parts of the structure of the primary object of the study: residential, public and economic as independent objects.

Keywords: pre-school institutions, residential part, the public part, the economic part of typology, division, combinatorics, classification, matrix.

С момента появления первого отечественного «народного детского сада» в 1866 г. и до настоящего времени непрерывно создаются и совершенствуются не только педагогические методики по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, но и типы зданий, в которых осуществляются эти процессы. Сегодня разработано множество типовых проектов дошкольных учреждений, различающихся между собой по наполняемости, архитектурной композиции, типам конструктивных решений, составу и качеству дополнительных услуг. Однако за последние годы типологический ряд объектов претерпел ряд изменений, появились новые типы зданий. Актуальной является проблема реагирования сложившейся архитектурной типологии зданий на социальные и демографические перемены. Назрела необходимость в новой типологии, которая обладала бы гибкостью и многовариантностью, что необходимо в условиях динамических преобразований в современном обществе и окружающем мире.

В соответствии с определением, данным в Большой Советской Энциклопедии (19691978), типология (от греч. typos — отпечаток, форма, образец и... логия) — это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение

систем объектов и их группировка (или комбинаторика) с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

Рассмотрим подробнее эти две специфические операции.

1 Членение первичного объекта на части

В целом здание дошкольного учреждения (детского сада) в соответствии с протекающими там функциональными процессами можно рассматривать как систему специфических пространств: пространств жизнедеятельности детей, пространств жизнеобеспечения и соединяющих их коммуникативных пространств.

В основу членения положено представление объекта исследования (детского сада) в качестве многофункционального комплекса, включающего три составные части: жилую, общественную и хозяйственную (Иллюстрации 1, 2).

Если рассматривать все три части как самостоятельные объекты, то в каждую часть должен быть организован свой индивидуальный вход с прилегающей территории.

Выделенные три основные части представляют собой функциональные блоки помещений, обладающие определенными типологическими особенностями.

Иллюстрация 1. Функциональная схема детского сада общего типа

Иллюстрация 2. Проявление типологических признаков функциональных блоков на примере идеального детского сада для Ближнего Востока (арх. Baker Kavanagh)

1.1 Жилая часть

Жилая часть включает в себя групповые ячейки — «квартиры», в которых протекают основные процессы жизнедеятельности дошкольника: досуг, образование, питание, сон. Блок групповых помещений предназначен для дневного или круглосуточного проживания постоянного состава детей и воспитывающих их взрослых.

Проектируется по принципу малоэтажного блокированного жилого дома с индивидуальными входами с индивидуальных участков (предпочтительно) либо по принципу малоэтажного секционного дома. В этом случае допускается общий вход с общей лестницей не более чем на четыре дошкольные группы.

При сложившейся затесненной застройке в крупных городах в ближайшем будущем будет возможно размещение игровых площадок на крыше зданий дошкольных организаций, как это делается в других странах, при условии обеспечения всех норм безопасности (над новой редакцией документов работают сейчас в Минздравсоцразвития и Роспотребнадзоре).

Для создания в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата необходимо, чтобы интерьеры, фасады, участки для игр по характеру напоминали привычную для детей жилую среду.

В составе группового блока представлены все непременные компоненты жилой ячейки, а именно:

• прихожая — раздевальная;

• туалетная;

• кухня — буфетная;

• общая комната — групповая;

• спальня;

• кладовые и т. п.

Жилая часть является базовой частью любого детского сада (Иллюстрация 3).

1.2 Общественная часть

Общественная часть предназначена для периодического кратковременного пребывания детей, используется детьми всех групп. Проектируется по принципу малого общественного здания досугового назначения, включающего в свой состав: вестибюль с гардеробом и туалетами, фойе, залы музыкальный и физкультурный (возможно, бассейн, актовый зал), помещения для занятий, подсобные и служебные помещения и т. п. (Иллюстрация 4).

Для автономного существования необходим отдельный вход.

Общественная часть, в отличие от зоны хозяйственных помещений, в которую доступ детей нежелателен,

предназначена для массовых мероприятий и индивидуальных занятий с детьми. В этой связи блок медицинских помещений логичнее включить в зону общественных помещений, нежели в хозяйственную часть, так как он предназначен для медицинского обслуживания детей и должен быть приближен к местам пребывания детей.

В целях более интенсивного использования площадей общественного блока, а также уплотнения графика работы педагогического состава возможно обслуживание детей, не посещающих конкретный детский сад.

1.3 Хозяйственная часть

Хозяйственная часть в зависимости от количества групповых ячеек и принципа организации их обслуживания может включать в себя различный набор блоков: блок служебно-бытовых помещений; блок постирочной; пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах, или буфет-раздаточную и т. п. (Иллюстрация 5).

Иллюстрация 3. Схема жилой части и групповой ячейки детского сада

Иллюстрация 4. Схема общественной части детского сада

Иллюстрация 5. Схема хозяйственной части детского сада

Обязательно имеет отдельный вход и холл для обслуживания посетителей (общий или раздельный для каждого функционального блока).

Проектируется по принципу зданий сервисного обслуживания.

2 Комбинаторика

2.1 Основные типы комплексов

В зависимости от поставленных задач перед дошкольным учреждением выделенные три части могут компоноваться в различных сочетаниях.

2.1.1 Тип «I» — комплекс детского сада с полным циклом обслуживания

Это традиционный тип, полный, самодостаточный, независимый (Иллюстрация 6).

2.1.2 Тип «I*» — учебно-воспитательный комплекс «детский сад — начальная школа» с полным циклом обслуживания (модификация типа «I»)

Представляет собой единое образовательное учреждение на базе объединения дошкольного образовательного учреждения и начальных классов общеобразовательной школы.

Учебно-воспитательный комплекс «детский сад — начальная школа» проектируется в одном здании при условии взаимной функциональной и пространственной изоляции школьного и дошкольного отделений, как в здании, так и на участке. В этом варианте общественная и хозяйственная части у них общие (Иллюстрация 7).

Одним из преимуществ такого объединения является принцип ди-

Иллюстрация 6. Комплекс детского сада с полным циклом обслуживания

Иллюстрация 7. Учебно-воспитательный комплекс «детский сад — начальная школа» с полным циклом обслуживания

намического перетекания возрастных групп по блокам учебно-воспитательного комплекса. При демографических колебаниях, когда доля школьников увеличивается, а число дошкольников временно сокращается, часть ученических классов начальной школы допускается размещать в свободных групповых ячейках и наоборот. Для реализации этого принципа планировка групповой ячейки должна быть универсальной, легко трансформируемой [1].

2.1.3 Тип «II» — комплекс детского сада без хозяйственной части, с централизованным обслуживанием (приготовление пищи, стирка белья)

Обслуживание сети таких детских садов без хозяйственно-бытового блока осуществляется централизованными комбинатами детского питания и прачечными (Иллюстрация 8).

Переход к взаимосвязанной системе дошкольных учреждений с централизованным административным и хозяйственным обслуживанием позволяет решать проблемы приближения детских дошкольных учреждений к жилью, применения встроенных, встроенно-пристроен-ных и пристроенных детских садов. Эта система предоставляет возможность организации детских дошкольных учреждений самой различной вместимости [2].

Вынесение из здания детского дошкольного учреждения кухни и постирочной имеет не только экономическое, функциональное

Иллюстрация 8. Комплекс детского сада с централизованным Иллюстрация 9. Сеть детских садов с централизованным обслу-

обслуживанием (приготовление пищи, стирка белья) живанием (приготовление пищи, стирка белья, образовательные

услуги)

и гигиеническое значение, но и влияет на архитектурно-художественное решение здания, освобождая архитектора от решения головоломных технологических задач [2].

2.1.4 Тип «III» — детский сад, включающий только групповые ячейки, с централизованным обслуживанием (образовательные услуги, приготовление пищи, стирка белья)

Детские сады малой и пониженной вместимости, состоящие из небольшого количества групповых ячеек, могут быть как отдельно стоящими зданиями, так и пристроенными, встроенно-пристроенными или встроенными в нижние этажи жилых домов (Иллюстрация 9).

Основные проблемы малогрупповых детских садов:

• детские сады малой вместимости, как правило, не могут себе позволить иметь в своем штате достаточное количество специалистов, обеспечивающих полноценную реализацию образовательной программы;

• кроме того, они не имеют необходимых залов (музыкального и физкультурного), бассейна и других специализированных помещений.

Такие детские сады могут обслуживаться центрами дошкольного образования, находящимися в пешеходной доступности для ребенка (для города — до 300 м). В них могут быть разные формы организации занятий в группах: либо воспитатели приводят детей на заня-

тия в образовательное учреждение, либо его квалифицированные педагоги проводят занятия в группах детского сада.

Возможна модель создания целой сети садов-«спутников», прикрепленных к крупному, территориально досягаемому детскому центру, оснащенному залами, бассейном и студиями для занятий, имеющего в своем штате квалифицированных специалистов разного профиля.

Прикрепление детских садов малой вместимости к крупному учреждению дошкольного образования, методический контроль за работающими там педагогами, возможность проводить несколько раз в неделю занятия на площадях курирующей организации с помощью ее специалистов могли бы стать решением проблемы.

Хозяйственно-бытовое обслуживание, как и во втором варианте, осуществляется централизованными предприятиями.

Медицинское обеспечение осуществляется на основании договора с дошкольной организацией, имеющей в штате медицинского работника, либо с территориальным лечебно-профилактическим учреждением.

2.1.5 Тип «III*» — детский сад, включающий только групповые ячейки (Иллюстрация 10)

Это могут быть:

• группы кратковременного пребывания детей (без организации питания и сна);

• семейные дошкольные группы (приготовление пищи, стирка белья и т. п. организуется владельцем частного предприятия);

• иные подобные им виды дошкольных организаций.

2.2 Основные классификации объектов

2.2.1 Классификация по функциональному составу (типы комплексов)

Наиболее существенной функционально-классификационной категорией, влияющей на характер архитектурной организации объектов дошкольных учреждений, является сборка его основных функциональных частей в различных комбинациях. По этому признаку можно выделить следующие типы комплексов детского сада (Таблица 1).

Ш* Детский сад, вкпючающт . только групповые ячейки

Иллюстрация 10. Детский сад, включающий только групповые ячейки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I - комплекс детского сада с полным циклом обслуживания;

I* - учебно-воспитательный комплекс «детский сад - начальная школа» с полным циклом обслуживания;

II - комплекс детского сада без хозяйственной части с централизованным обслуживанием (приготовление пищи, стирка белья);

III - детский сад, включающий только групповые ячейки, с централизованным обслуживанием (образовательные услуги, приготовление пищи, стирка белья);

III*- детский сад, включающий только групповые ячейки;

IV - детский сад, включающий хозяйственную часть, но без общественной части (нерациональная комбинация);

V - центр дошкольного образования с пищеблоком и без пищеблока;

VI - только хозяйственная часть (не имеет признаков дошкольного учреждения);

VII - отсутствие частей (отсутствие объекта).

Условные обозначения для классификации 2.2.1:

- жилая часть;

- общественная часть;

- хозяйственная часть;

- начальная школа.

Таблица 1 .Типы комплексов детского сада

2.2.2 Классификация по количественному составу блоков помещений

Жилая часть:

0. Отсутствие групповых ячеек.

1. Малогрупповой детский сад вместимостью до 80 мест.

2. Многогрупповой детский сад вместимостью до 350 мест.

Общественная часть:

0. Отсутствие блоков общественной части.

1. Общественная часть с малым составом помещений: допустимый минимум помещений по требованиям СанПиН.

2. Общественная часть с развитым составом помещений: оптимальный (или превышающий оптимальный) состав помещений, требуемый СанПиН.

Хозяйственная часть:

0. Отсутствие блоков хозяйственной части.

1. Хозяйственная часть с малым составом помещений: допустимый минимум помещений по требованиям СанПиН.

2. Хозяйственная часть с развитым составом помещений: оптимальный (или превышающий оптимальный) состав помещений, требуемый СанПиН.

Термин «малогрупповой», а не «малокомплектный» детский сад выбран не случайно. Под «малокомплектным» детским садом подразумевается детский сад с разновозрастными группами малой наполняемости. «Малогрупповой», так же как и «многогрупповой» детский сад по аналогии с «малоквартирным» и «многоквартирным» жилым домом сообщает о количественном составе групповых ячеек, что более важно для формообразования объекта.

Выявленную трехчастность комплекса детского сада можно дополнить блоком классных ячеек начальной школы в случае создания учебно-воспитательного комплекса «детский сад — начальная школа». Общее расчетное число мест отдельно стоящего здания «детский сад — начальная школа» не должно превышать 350 мест.

Начальная школа:

1 Малый состав классных ячеек.

2 Большой состав классных ячеек.

2.2.3 Классификация по характеру размещения [3]

О — отдельно стоящее здание вместимостью до 350 мест;

П — пристроенное (встроенно-пристроенное) к жилому дому вместимостью до 150 мест;

В — встроенное в первые этажи жилого дома вместимостью до 80 мест.

Классификация по характеру размещения для отдельно стоящего здания (О) может быть дополнена классификацией по срокам эксплуатации объекта.

2.2.4 Классификация по срокам эксплуатации объекта на одном месте

Ок — капитальное здание, продолжительные сроки эксплуатации (до 100 и более лет);

Ом — мобильное здание модульного типа (из сборно-разборных, или объемных, или трансформируемых конструктивных элементов), оперативный монтаж и демонтаж, срок службы зависит от изменяемой потребности в объекте (до 20 лет);

Ос — самодвижущийся групповой модуль (совмещенный со стационарной ходовой частью или инвентарной в виде подкатной тележки, а также фургон), полностью готовый к эксплуатации (до 1 месяца) [4].

Так на основании условных обозначений параметров, принятых в пе-

речисленных выше классификациях, можно рассмотреть все возможные их комбинации по формуле:

Шифр объекта = тип комплекса + (наполняемость частей) + размещение Примеры:

• Шифр объекта Ш-(1.0.0) — В, что означает «Комплекс малогруппового детского сада (вместимостью до 80 мест), включающий только групповые ячейки, встроенный в первые этажи жилого дома. Имеет централизованное обслуживание (образовательные услуги, приготовление пищи, стирка белья)».

• Шифр объекта V-(0.2.2) — Ок, что означает «Центр дошкольного образования (развитый состав помещений) с кафе-столовой, расположенный в отдельно стоящем капитальном здании».

• Шифр объекта V-(0.1.0) — Ос, что означает «Самодвижущийся модуль школы развития, полностью готовый к эксплуатации». Архитектурная типология зданий

и комплексов дошкольных учреждений может иметь второй типологический уровень, характеризующий назначение объекта, и быть дополнена классификациями по виду деятельности учреждения и по возрастному составу его воспитанников.

2.2.5 Классификация дошкольных учреждений по виду деятельности [3]

1 Детский сад присмотра и оздоровления.

2 Детский сад компенсирующего вида.

3 Детский сад комбинированного вида.

4 Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей.

2.2.6 Классификация дошкольных учреждений по возрасту воспитанников [3]

1 Детский сад для детей всех возрастных групп (до 7 лет).

2 Детский сад для детей раннего возраста (от 2 мес. до 3 лет).

3 Детский сад для детей предшколь-ного (старшего дошкольного) возраста (от 5 до 7 лет).

Используя классификации 2.2.5

и 2.2.6, можно дать развернутую характеристику объекта по формуле: Шифр объекта = тип комплекса + (наполняемость частей) + размещение/(назначение)

Например: шифр объекта

1-(2.2.2) — Ок/(3.1), что означает: «Комплекс многогруппового детско-

го сада (вместимостью до 350 мест) с полным циклом обслуживания, расположенного в отдельно стоящем капитальном здании, комбинированного вида, предназначенного для детей всех возрастных групп (до 7 лет)».

Перечисленные классификации позволяют разработать матрицу возможных вариантов формообразования объектов и дать им объемную многоаспектную характеристику. В рамках данной статьи представлены лишь некоторые примеры из разработанных типологических таблиц.

Заключение

Изменения в демографических процессах и социально-экономических отношениях приводят к пересмотру требований населения к дошкольным учреждениям РФ. Данный процесс непрерывен. Поэтому существующая система дошкольных учреждений и отдельные здания вынуждены модернизироваться: то развиваться, то сокращаться вплоть до полной деградации. Изменениям подвержены как количественные, так и качественные характеристики дошкольных учреждений.

Общество ограничено в ресурсах, которые могут быть использованы для достижения баланса между своими потребностями и возможностями. Кроме того, необходимо использовать для этих целей уже имеющиеся дошкольные учреждения, которые даже если вовсе не отвечают современным требованиям, тем не менее, закрепляют данную функцию за территориями и имуществом поселений.

Одним из способов повышения эффективности системы дошкольных учреждений и отдельных зданий является их модернизация и управление в соответствии с типологической матрицей, которая позволяет зафиксировать существующую и сформировать оптимальную модель системы дошкольных учреждений конкретного поселения (области, страны) для определения способов ее достижения наиболее экономичным и быстрым путем, одновременно учитывая педагогические новации.

Список использованной литературы

1 МГСН 4.07-05. Дошкольные образовательные учреждения. URL: http://snipov.net/c_4673_ snip_111511.html (дата обращения: 15.08.2012).

2 Змеул С. Г., Махонько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений. М., 2004. С. 90-91.

3 СанПиН 2.4.1.2660-10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. М., 2010.

4 Денисова Т. А. Особенности архитектурно-пространственной организации объектов в мобильных комплексах быстрого реагирования. ИИЬ: http://www.science-education.rU/pdf/2012/5/8.pdf (дата обращения: 08.12.2012).

5 Сычева Е. Б. Инфраструктура дошкольных учреждений. Испытание временем//Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2. С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.