Научная статья на тему 'Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма'

Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1621
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСТРЕМИЗМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Владимир Алексеевич

Исследуется модель оптимизации молодежной политики в Российской Федерации, ориентированная на профилактику экстремизма и радикализма в молодежной среде. Рассматривается феномен молодежного экстремизма, предлагаются конкретные шаги, позволяющие выстроить общегосударственную систему профилактики радикализма и ксенофобии в среде молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма»

В. А. Смирнов ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Исследуется модель оптимизации молодежной политики в Российской Федерации, ориентированная на профилактику экстремизма и радикализма в молодежной среде. Рассматривается феномен молодежного экстремизма, предлагаются конкретные шаги, позволяющие выстроить общегосударственную систему профилактики радикализма и ксенофобии в среде молодого поколения.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, экстремизм, социализация, Россия.

Современный мир переживает бурный рост радикальных, экстремистских проявлений в молодежной среде, направленных на разрушение традиционных общественных устоев, институтов, социальных практик. Данное обстоятельство ведет к эскалации риска, росту неопределенности, разрушению каналов воспроизводства общества. В России процессы молодежного протеста носят пока латентный и невыраженный характер, что не всегда дает возможность своевременно диагностировать и локализовать их. Однако Россия традиционно находится среди государств, где риски проявления экстремистских настроений достаточно велики, что объясняется многонациональным и многоконфессиональным характером государства. В этой ситуации особого внимания требует разработка и внедрение модели общенациональной системы противодействия экстремизму и снижения его проявлений в молодежной среде.

При рассмотрении феномена экстремизма мы опираемся на многолетний опыт исследования данного явления, накопленный лабораторией проблем молодежи Научноисследовательского института комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. Под экстремизмом понимается биологический и социально-психологический феномен, в основе которого лежит превышение пределов допустимого при наличии злого смысла или умысла1. Молодежный экстремизм представляет собой особую форму активности молодых людей, которая выходит за рамки общепринятых норм, типов, форм поведения и направлена на разрушение социальной системы или какой-либо ее части. При этом важно то, что такая активность является осознанной и имеет идеологическое обоснование либо в форме стройной идеологической концепции (национализм, фашизм, исламизм, панславянизм и т. д.), либо в виде обрывочных символов, архетипов, лозунгов. И в том, и в другом случае носитель экстремистской активности осуществляет действия, направленные на причинение вреда другому, социальной группе, обществу или государству в целом, имея в виду при этом какую-либо идею, концепцию или теорию.

При анализе молодежного экстремизма можно выделить несколько оснований для его типологии. Во-первых, направленность экстремистской активности. По данному критерию выделяются:

• экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот;

• религиозный экстремизм. В основе данного типа экстремистской активности лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения» и т. д.;

• политический экстремизм. Направлен против сложившейся политической системы государства, ее представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодежной среде идеи смены «старой» элиты. Так, в частности, один из лозунгов общероссийского движения «Наши» — это борьба с российской элитой и чиновничеством, которые определяются участниками движения как «пораженцы», не имеющие нравственных и интеллектуальных ресурсов для управления обществом;

• экстремизм в сфере молодежных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодежных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме этого, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространенной в обществе;

• социальный экстремизм. Базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ. Так, в частности, в ряде регионов России распространены погромы и избиения так называемых БОМЖей, что можно трактовать как социальный экстремизм, поскольку в основе такого поведения лежит определенная идеологическая концепция, основанная на идеях «чистоты социума».

В современной России, по данным социологических исследований2, наиболее значимым полем экстремизма являются межэтнические отношения (до 40 % опрошенных молодых людей в той или иной степени испытывают антипатию к представителям других национальностей), политические (12 %), религиозные (4-5 %). Таким образом, в аспекте направленности экстремистской активности преобладающим ее видом является межнациональный экстремизм, основанный на идеях национализма, расизма, шовинизма.

Следующим основанием типологии экстремизма является степень сформированности экстремистских установок. По данному критерию выделим:

• стихийный экстремизм, проявляющийся эпизодически и основанный на стереотипах, архетипах, традиционных социокультурных образах и мифах. Экстремистская активность такого типа выражается спонтанно, аффективно, в ситуациях столкновений с представителями другой национальности, вероисповедания, культуры. В сознании носителя данного типа отсутствуют четкие когнитивные установки экстремистского толка, есть лишь некоторые смутные ощущения, эмоции, стереотипы и образы. К данному типу экстремисткой активности относится так называемый бытовой национализм, проявляющийся в недоверии, ссорах и конфликтах между представителями разных наций, проживающих рядом;

• организованный экстремизм. Основан на системной модели мира, в рамках которой экстремистская активность рассматривается как один или единственный метод улучшения мира и решения существующих проблем. Данный тип экстремистской активности реализуется в рамках экстремистских субкультур, радикальных организаций, группировок, сект, для которых такой тип поведения становится системообразующим видом деятельности.

На сегодняшний день в России преобладает стихийный тип экстремистской активности. Это, с одной стороны, позволяет снизить социальную напряженность в обществе

в силу низкого уровня организованного молодежного экстремизма (например, по сравнению с ростом политического экстремизма в среде европейской молодежи), но с другой — требует особых форм организации системной профилактической работы, так как в стране очень высок уровень стихийного экстремизма, имеющего латентный характер и проявляющегося в редких, но жестоких действиях молодых людей (например, события в Кондопоге).

При построении системы профилактической работы важно грамотно и обдуманно обозначить объект, предмет и цели такой деятельности. Выделяя объект профилактической работы, необходимо учитывать иерархичный характер деятельности по профилактике молодежного экстремизма, в связи с чем сам объект предстает как система, включающая несколько уровней.

1. Вся молодежь, проживающая на территории Российской Федерации в возрасте от 12 до 25 лет. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувств незащищенности, невостребованности, создание условий для полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет, имеющие потенциальную возможность оказаться в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность попадания в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

• выходцы из неблагополучных, социально дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

• «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как форму времяпрепровождения;

• дети, подростки, молодежь независимо от аскриптивного статуса, имеющие склонность к ненормативной агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

• участники молодежных субкультур, неформальных объединений, устойчивых и склонных к девиациям уличных компаний;

• члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

Кроме этого, при рассмотрении объекта профилактической работы важно учитывать

социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. На этот период приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти референтную группу, доминантным поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы — они», ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию, и т. д. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 (17) до 22 (25) лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не детерминировано практически

никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации свободы, социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность усиливается в силу низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных акциях протеста может рассматриваться как возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, аномии, желанию найти круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи.

Предмет профилактической работы выделяется нами на основе дихотомии «личность — среда», поэтому основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы:

• на оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств конструктивного взаимодействия, положительных эмоций, реальных социальных проектов, достижимых перспектив, реального опыта решения молодежных проблем;

• формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, создание на его месте конструктивных социальных зон;

• создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включение его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и всего социума в целом. Итогом такой работы должно стать развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

• разработку системы психокоррекционной работы, направленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:

1. Создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде российской молодежи.

2. Создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, ответственной личности.

3. Создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

4. Развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи.

5. Развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп.

6. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала российской молодежи.

При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности. Предлагаемые модели основаны на нескольких базовых предположениях. Во-первых, необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. Поэтому необходимо выстраивать систему профилактической работы с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие

среду и личность и не затрагивающие базовых и системообразующих основ. Во-вторых, как уже отмечалось, главное внимание должно быть сосредоточено на особой социальнопсихологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возраст от 14 до 22 лет. В-третьих, в основе организации системы профилактической работы, особенно с кризисным возрастом, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, сопровождаются профессионально подготовленными специалистами, причем не всегда являющимися представителями официальных институтов.

1. Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.

В основе данной модели лежит идея сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия государства должны быть направлены на усиление воспитательного воздействия семьи, школы, средних специальных и высших учебных заведений, молодежных общественных объединений, средств массовой информации. Вся жизнедеятельность подростка и молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования Российской Федерации, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности институт. Важнейшими направлениями профилактики становится искусственное повышение возраста «взросления» путем введения двенадцатилетнего обязательного среднего образования, а также расширение системы заочного, очно-заочного, дистанционного среднего специального и высшего образования. Создание подобной ситуации позволит усилить социализирующую и контролирующую функцию семьи, а также ближайшего сообщества, в котором существует и действует молодой человек. Увеличение количества лет, затрачиваемых на получение среднего образования, позволяет пережить «кризисный» подростковый возраст в рамках традиционных институтов социализации (школа, семья). Кроме этого, важнейшим элементом деятельности государства в рамках данной модели должна стать эффективная социальная политика, направленная на повышение жизненных шансов и возможностей для социально незащищенных слоев молодежи, через решение важнейших социальных проблем, таких как обеспечение жильем и трудоустройство. В основе модели лежит средовой подход, когда государство создает такие условия для молодого человека, которые снижают риск проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие контролируемых и финансируемых государством молодежных средств массовой информации, способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию, а не формировать в среде молодежи только ценности обогащения, свободного секса и консумеризма. Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы деятельность общественных объединений была эффективной и привлекательной для молодого поколения, необходима системная целенаправленная поддержка его деятельности, создание условий для развития материально-технического, кадрового, инновационного потенциала объединений. Кроме этого необходимо создать механизмы для реального решения социальных проблем подростков и молодежи через систему детских и молодежных общественных объединений, для чего их деятельность должна курироваться и обеспечиваться государством.

Среди положительных особенностей модели выделим:

• наличие инфраструктуры, способной к реализации модели (система образования, система органов по делам молодежи и молодежных учреждений, общероссийские молодежные общественные объединения — РСМ, ДИМСИ, ФДПО и др.);

• высокий кадровый потенциал в лице педагогов, социальных работников, психологов, работников молодежной сферы, ориентированных на государственно-традиционный тип профилактической работы с молодежью.

Однако важнейшим недостатком модели является то, что она ориентирована на авторитарный тип социального управления, что ведет к игнорированию интересов молодежи, снижению их собственной социальной активности. Кроме этого модель не создает механизма управления латентными процессами, происходящими в молодежной среде (появление и деятельность неформальных молодежных объединений).

2. Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур.

В основе данной модели лежит деятельность государства по разработке механизмов, направленных на оптимизацию деятельности разнообразных молодежных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Многие из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер. Теоретическим основанием данной модели являются разработки европейских, американских и отечественных ученых (в России работы, направленные на исследование молодежных субкультур, появились только в последние годы), которые могут быть объединены в рамках теории peer group3. Именно молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных субкультур. Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели.

Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение и(или) переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специально подготовленными специалистами. В основе данной стратегии лежит механизм управляемого «гедонистического риска»4. Государство, в лице органов по делам молодежи, создает поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска,— альпинизм, спидвэй, сноуборд, скайдайвинг и т. д. При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» субкультуры и перевод ее в новое деятельностное русло.

Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, позитивных или же имитирующих экстремистскую активность. Государство создает и финансирует деятельность молодежного объединения, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности, и втягивает в сферу влияния этого объединения максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодежи. Важно отметить, что государство должно не просто инициировать неформальное движение, но и при помощи средств массовой коммуникации создавать его привлекательный для молодежи образ, формировать установку на потребность участия в нем.

Рассматриваемая модель профилактической работы имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей. В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных специалистов, учреждений, работающих с молодежными субкультурами, недостаточной информированности государственных органов о молодежных субкультурах и протекающих в них процессах. Кроме этого, реализация данной модели требует достаточно серьезных материальных и финансовых вложений в молодежную сферу.

В целом наиболее оптимальным вариантом сегодня является синтетическая модель, включающая в себя основные элементы первой и второй. Именно исходя из такого подхода далее будут сформулированы основные направления государственной молодежной политики, реализация которых позволит снизить рост экстремистских проявлений в молодежной среде.

Основные направления профилактики экстремизма в молодежной среде.

1. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде. Ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:

• разработка и принятие федерального закона о молодежи, рассматривающего молодое поколение как стратегический ресурс нации, а молодежную политику в качестве важного направления национальной безопасности государства. В законе должны быть сформулированы основные подходы к формированию и реализации национальной молодежной политики, интегрирующей в себе деятельность государства и институтов гражданского общества по развитию молодого поколения и включению его в социокультурное пространство современной России;

• разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение жизненных шансов молодого поколения и внедрение системы эффективной поддержки социально незащищенных групп молодежи;

• разработка и внедрение в России ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создание современного правового поля их жизнедеятельности;

• внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», выделение молодежного экстремизма в качестве особой формы экстремистской активности, ужесточение наказания за вовлечение подростков и молодых людей в экстремистскую деятельность;

• внесение изменений в Федеральный закон «О средствах массовой информации», ужесточающих ответственность руководителей и редакторов СМИ за пропаганду агрессии, национализма, шовинизма, экстремистских проявлений непосредственно в молодежной среде;

• внесение изменений в Федеральную программу патриотического воспитания, переориентация ее с военно-патриотической в сторону развития гражданственности, толерантности, формирования ценностей культуры мира;

• разработка и принятие федеральной программы профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде, основанной на современных научных исследованиях и достижениях;

• разработка нормативных правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи. Необходимо

периодическое психологическое обследование молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, акцентуаций, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т. д.;

• внедрение обязательной (один раз в пять лет) сертификации педагогов, социальных работников, психологов, работников молодежной сферы, направленной на выявление психологических проблем, связанных с профессиональным «выгоранием» и повышением уровня агрессии. Разработка системы профилактики и реабилитации для них;

• внесение изменений в уставы муниципальных образований, закрепляющих нормативный правовой статус органов по делам молодежи и запрещающих их сокращение или ликвидацию (внедрение Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ряде муниципальных образований привело к ликвидации органов по делам молодежи, объединению их с системой спорта и культуры).

2. Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде. Успешная профилактика экстремизма в молодежной среде невозможна без системы научно-методического и аналитического сопровождения этой деятельности. Данное направление ориентировано на создание механизмов изучения феномена российского молодежного экстремизма, организацию системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современности форм и методов профилактической работы. В рамках направления предполагается осуществление следующих мероприятий:

• разработка методического инструментария и проведение ежегодного мониторинга «Дети и молодежь России», направленного на изучение проблем, социального самочувствия детей, подростков и молодежи, исследование девиаций в молодежной среде, анализ развития и деятельности молодежных субкультур;

• формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи;

• издание и распространение в регионах научных и научно-методических работ по организации системы профилактики экстремизма в молодежной среде;

• создание интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодежных центров, клубов, руководителей общественных объединений, посвященного проблемам профилактики молодежного экстремизма;

• создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии лабораторий по исследованию региональных аспектов молодежного экстремизма, радикального поведения, молодежных субкультур;

• введение учебной дисциплины «Социальная экстремология» в высших учебных заведениях, готовящих педагогов, психологов, социальных и молодежных работников;

• создание на базе молодежных учреждений и центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодежного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодежными субкультурами, их ресоциализации;

• ведение реестра детских и молодежных субкультур с описанием их численности, основных форм и средств деятельности.

3. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности. Направление ориентировано на формирование на территории России площадок, в рамках которых подростки и молодые люди будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в

нереализованном виде могут привести их в неформальные объединения девиантной направленности. Среди основных мероприятий данного направления выделим:

• разработку и актуализацию в общественном сознании молодежи новой ценностной модели, базирующейся на принципах толерантности, культуры мира, патриотизма, гражданской ответственности;

• создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта (через систему создания ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для экстремалов, организацию и проведение специализированных смен в общероссийских летних оздоровительных лагерях);

• организацию и проведение общероссийских соревнований по экстремальным видам спорта;

• учреждение общероссийских молодежных СМИ (радио- и телеканалы, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т. д. в среде молодежи;

• инициирование общероссийских молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит решение разнообразных молодежных проблем (в том числе институционализация движений футбольных фанатов через привлечение их к организованным формам реализации собственной активности);

• организацию и проведение бесплатных фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп-культура и т. д.);

• разработку и проведение общероссийского конкурса «Неформальные лидеры России», направленного на выявление, обучение и включение в продуктивную деятельность лидеров неформальных молодежных объединений, групп, движений;

• разработку системы воспитательной и организаторской работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи;

• создание бесплатных центров, звукозаписывающих студий, площадок для реализации творческого потенциала представителей молодежных субкультур (граффити, музыкальные субкультуры);

• развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;

• создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых и уличных групп и компаний;

• развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т. д.;

• создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих свободное время учащихся и студентов;

• строительство площадок для экстремальных видов спорта;

• создание и развитие молодежных советов при государственных органах власти, включенных в процесс управления развитием региона.

4. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма. Направление ориентировано на подготовку и переквалификацию специалистов, работающих с подростками и молодежью, в соответствии с современным этапом развития радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде. Оно предполагает:

• изменение государственного образовательного стандарта для психологов, педагогов, социальных и молодежных работников с целью выделения образовательного модуля,

связанного с изучением феномена молодежного экстремизма и форм и методов его профилактики;

• создание на базе крупных российских университетов образовательных центров для подготовки (переподготовки) специалистов по профилактике молодежного экстремизма;

• формирование общероссийской команды тренеров, работающих в сфере инновационных методик профилактики экстремизма в молодежной среде;

• создание специализированных научно-методических изданий, посвященных проблеме молодежного экстремизма;

• организация переподготовки школьных психологов, социальных работников, специалистов молодежной сферы;

• внедрение механизмов повышения квалификации работников детских домов, приютов, колоний и т. д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация системы тренингов и семинаров для руководителей детских и молодежных общественных объединений, координаторов молодежных движений региональных отделений политических партий;

• создание межведомственных региональных и муниципальных комиссий по профилактике молодежного экстремизма;

• открытие кабинетов социальной психиатрии.

Рост радикальной активности подростков и молодежи в России требует от государства внедрения инновационных, системных моделей профилактической работы, направленной на снижение экстремистских проявлений в молодежной среде. В основе такой работы должны лежать косвенные, «мягкие» формы включения молодежи в позитивные, конструктивные, социально приемлемые виды активности. При этом деятельность по профилактике экстремистской активности должна строиться с учетом особенностей социализации российской молодежи, существующих и действующих молодежных субкультур, латентности многих процессов, определяющих поведение молодого россиянина.

Примечания

1 См.: Томалинцев, В. Н. Введение в социальную экстремологию : учеб. пособие / В. Н. Томалинцев, А. А. Козлов СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 84.

2 См.: Анализ условий и факторов формирования экстремистских настроений в среде петербургской молодежи и определение стратегии профилактики экстремизма : аналит. отчет по итогам социолог. исслед. (Гос. контракт № 215/06 от 5 сент. 2006 г.) Исследование выполнено на кафедре социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ

3 В отечественной научной литературе нет однозначной трактовки термина peer group, который может быть условно переведен как «группа сверстников», «группа равных». В данном случае имеется в виду не только равенство по возрасту, но также равенство по положению в обществе.

4 Подробней см.: Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина. М. : Владос, 2004. 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.