80
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
6. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
7. Ульенкова УВ. Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях / УВ. Ульенкова, Н.П. Кондратьева // Дефектология. -2004. - № 1. - С. 29-35.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
© Коротовских Т.В.*
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье представлены результаты экспериментального изучения основ готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова дошкольник, общее недоразвитие речи, обучение грамоте, готовность к школьному обучению.
Начало обучения процессам чтения и письма - один из сложных этапов в жизни ребенка, как в психологическом, так и физиологическом плане. Корнев А.Н., Кулешова Л.А., Ткаченко Т.А. отмечают, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) готовность к обучению грамоте ниже, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической системы, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, лексико-грамматического строя и связной речи [2, 3, 5]. Причинами трудностей при обучении грамоте являются не только нарушения устной речи, но и недостаточный уровень развития высших психических функций (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Шашкина).
Нищева Н.В. отмечает необходимость систематической, целенаправленной работы по преодолению общего недоразвития речи и обучения грамоте старших дошкольников. Каше Г.А. указывает, что целенаправленное формирование способности к усвоению звукового и морфемного состава слова у дошкольников с ОНР, может предотвратить возникновение нарушений письменной речи [4]. Под готовностью к обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников (Н.И. Гуткина,
О.А. Денисова) [1].
Доцент кафедры Педагогического и специального образования, кандидат психологических наук.
Коррекционная педагогика
81
Хамидулина Р.М. отмечает, что обучению грамоте должна предшествовать коррекционно-логопедическая работа по следующим направлениям:
- развитие фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа;
- работа по коррекции звукопроизношения;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие грамматических навыков, пониманием и употреблением предлогов, практическим освоением различных синтаксических конструкций;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений;
- развитие зрительно-пространственной ориентации [6].
Для реализации данных направлений используются современные методики В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Г.А. Ванюшиной, й, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Радуга» города Шадринска. Количество детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте, составило 10 человек, все дети имеют логопедическое заключение по результатам ПМПК - общее недоразвитие речи.
Экспериментальное исследование включало пять авторских методик.
Методика 1. Исследование зрительного восприятия (Н.В. Нищева).
Цели: 1) Выявить, соотносит ли ребенок и узнает ли цвета в соответствии с возрастными нормативами: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный; 2) Выявить, знает ли ребенок плоские и объемные геометрические формы. Процедура исследования включает три задания.
Задание 1. Ребенка просят подобрать каждому гномику предметы такого же цвета, как и его одежда.
Задание 2. Ребенка просят показать на картинке шарики определенного цвета.
Задание 3. Ребенка просят показать определенную геометрическую фигуру в соответствии с возрастными нормативами.
Анализ результатов эксперимента показал, что 40% детей основные цвета называют, но путают, геометрические фигуры различают; 20% детей соотносят цвета, но затрудняются при определении предмета нужного цвета, геометрические фигуры различают, называют даже цилиндр и куб; 40% детей уверенно соотносят цвета и показывают предметы нужного цвета и геометрической формы.
Методика 2. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и прак-сиса (Н.В. Нищева). Цели: 1) Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в
82
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
схеме собственного тела); 2) Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (умение складывать картинки из частей). Процедура исследования так же включала три задания.
Задание 1.
— Ребенка просят показать, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к девочке, изображенной на картинке.
— Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева и справа от девочки.
Задание 2.
— Ребенка просят показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
— Ребенка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо.
Задание 3.
Ребенку предлагают составить картинку.
— Из двух, трех, четырех частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев картинку, которую собрал логопед.
— Из четырех-шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.
Данные исследования зрительно-пространственного гнозиса и праксиса показали, что 20 % детей (Катя Е., Яна С.) правильно выполнили задания: «что находится слева, справа от девочки», «покажи левый глаз», «подними правую руку», «Возьмись левой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз» и т.д. Дети хорошо ориентируются в пространстве и в собственном теле. Без труда составляют картинки из частей.
30 % детей (Ярик К., Дима К., Аня С.) также правильно выполнили задания, но они долго думали, были не решительными, нуждались в повторе задания и в помощи логопеда.
10 % детей (Стасик М.) правильно выполнили первую часть задания, с односложными инструкциями, но со второй частью не справился. Он слабо ориентируется в своём теле, очень долго думал где правая и левая рука. При составлении картинок предпринимал очень много попыток, но выполнил задание.
30 % детей (Дима В., Кирил К., Андрей У) плохо ориентируются в собственном теле, поэтому не смогли показать правую руку, левый глаз и т.д. Картинки собирали только с помощью логопеда.
Методика 3. Исследование графического навыка (Н.В. Нижегородцева).
Цель: исследовать состояние развития графического навыка. Процедура исследования. Ребенку дают лист бумаги в клеточку, на котором пишут с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших - два маленьких и т.д., и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки.
Коррекционная педагогика
83
Анализ экспериментальных данных показал, что все дети группы 100% испытывают трудности в формировании графического навыка. Дети выполняли задание медленно и неаккуратно, допускали ошибки при воспроизведении образца, пропускали лишние клеточки, выходили за поля, не соблюдали размер рисунка, наблюдалось несоблюдение строки.
Методика 4. Исследование состояния фонематического восприятия (А.М. Быховская, Н.А. Казова). Цели: выявить, дифференцирует ли ребенок: 1) оппозиционные звуки; 2) оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; 3) звуки, смешиваемые в произношении.
Процедура исследования.
Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают отраженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов.
Ба - па - ба, па - ба - па и т.д.
Задание 2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать картинку с указанным изображением.
Кот - кит; дом - дым.
Мышка - мишка; уточка - удочка и т.д.
Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать изображение на картинке.
Коса - коза; кочка - кошка.
Суп - зуб; челка - щелка и т.д.
В результате проведенной диагностики было выявлено, что 40 % детей затрудняются и ошибаются при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении, 60 % детей дифференцируют оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении.
Методика 5. Исследование состояния фонематического анализа и синтеза (А.М. Быховская, Н.А. Казова). Цели: Выявить, выделяет ли ребенок заданный звук из слова, начальный ударный гласный из слова.
Задание 1.
Ребенку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят продолжительный звук «р-р-р-р». Затем ребенку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание собаки». Логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон.
Задание 2.
Ребенку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, с акцентом на начальный ударный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.
Анализ экспериментальных данных показал, что 50 % детей затруднялись в выделении звука в начале слова и допускали множественные ошибки, 30 % детей дети сомневались, иногда допускали ошибки, путали один звук с другим, 20 % детей уверенно и правильно выделяли звук.
84
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
На основе полученных данных, выделили три уровня готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в соответствии с балловыми показателями. Высокий уровень не был выявлен ни у одного ребенка. Средний уровень - 6 детей (60 %). Низкий уровень - 4 ребенка (40 %).
Таким образом, полученные экспериментальным путем данные подтверждают необходимость в специально организованном процессе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.
Список литературы:
1. Детская логопсихология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / О.А. Денисова и др.; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гум. изд. центр Владос, 2008. -С. 121.
2. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / авт.-сост. Л.А. Кулешова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 156 с.
3. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2006. - 181 с.
4. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. - изд. 3, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб., 2014. - 203 с.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи: методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 112 с.
6. Хамидулина Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе / Р.М. Ха-мидулина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2009. - 243 с.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
© Тараканова О.Н.*
Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации «Крестьянская застава», г. Москва
В статье подробно описаны приемы работы с детьми, имеющими задержки речевого развития и даны рекомендации родителям, воспитывающих таких детей.
Ключевые слова: задержка речевого развития, речевое подражание, слуховое восприятие, способность понимать сказанное, способность говорить.
У читель-логопед.