Научная статья на тему 'Основные затруднения и ошибки старшеклассников в выборе профессии'

Основные затруднения и ошибки старшеклассников в выборе профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3660
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / выбор профессии / профессиональное общение / профессиональное самоопределение / Professional orientation / choosing a career / professional communication / professional self-determination

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганеева А. А.

В статье раскрыты основные тенденции профессионального самоопределения выпускников школы. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the main trends of professional self-determination of graduates. Complete guide in choosing a career helps schoolchildren not only to organize their training activities (when they consciously study school subjects, they need in their future working life), but also introduces some calmness in the attitude of students to their future (when the optimistic life and professional perspective protect young people from temptations of modern life). Vocational guidance assumes a broad set of measures, going beyond just pedagogy and psychology, to assist in choosing a profession.

Текст научной работы на тему «Основные затруднения и ошибки старшеклассников в выборе профессии»

УДК 37

ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И ОШИБКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

© А. А. Г анеева

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой

Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, Проспект Ленина, 49.

Тел.: +7 (917) 427 30 30.

E-mail: aag_63@list.ru

В статье раскрыты основные тенденции профессионального самоопределения выпускников школы. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии.

Ключевые слова: профориентация, выбор профессии, профессиональное общение, профессиональное самоопределение.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком -то смысле является ее логическим завершением. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии.

Целенаправленно учитель не проводит профориентационную работу в школе со старшеклассниками, поскольку им в большинстве случаев не удается избегать некоторых типичных ошибок в выборе будущей профессии.

Е. А. Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии:

- отношение к выбору профессии как к выбору постоянного пристанища в мире профессий. Это порождает ощущение фатальности выбора, ведь неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема создает определенные сложности старшеклассникам при выборе профессии, если не ведется целенаправленная правильно ориентированная работа с ними. Необходимо пояснить, что каждый труд важен для общества. В цивилизованных странах непрестижные работы высоко оплачиваются;

- выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. С одной стороны, следует прислушиваться к мнению товарищей, которые хорошо знают друг друга и могут дать обоснованные советы. Очевидно, что многие выпускники делают профессиональный выбор «за компанию»;

- перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию. Необходимо объяснять школьникам, что в каждой профессии есть прекрасные люди;

- отождествление школьного предмета с профессией. Многие учебные предметы преподаются слишком академично и фактически оторваны от

практики. Образование обычно носит более консервативный характер, тогда как реальная практика больше ориентирована на решение конкретных проблемных вопросов. И их решение предполагает особые сложности профессионального общения с коллегами, руководителями, заказчиками, клиентами и другими людьми, о чем в школе говорят явно недостаточно;

- устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Многие технические профессии ранее включали значительный элемент ручного и даже рутинного труда, а также были связаны с не очень благоприятными условиями. На многих современных предприятиях работники работают в гораздо более комфортных условиях. В настоящее время на производстве все большее количество технологических процессов автоматизируется и не требует, как раньше, больших физических и психологических затрат;

- неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Явный не-учет своих склонностей и своей готовности часто приводит к тому, что намеченные цели не достигаются, или за достижения приходится расплачиваться своим здоровьем, что никак не связано с успешным выбором, приносящим удовлетворение и счастье человеку;

- незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии. Здесь также возможны трудности при достижении намеченных целей и трудности уже в самой профессиональной деятельности. Например, работа, требующая отличного здоровья, выносливости, стрессоустойчивости, может не только вызвать у неподготовленного человека нервные срывы и психические заболевания, но и привести к авариям и катастрофам, которые могут иметь весьма тяжелые последствия для окружающих;

274

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

- незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии [1].

К типичным ошибкам, выделенным Е. А. Климовым, Е. Ю. Пряжниковой и Н. С. Пряжни-ковым, добавляют другие ошибочные действия многих самоопределяющихся людей:

1. В поиске консультантов и советчиков люди нередко обращаются в коммерческие психологические центры, где с клиентов берут достаточно высокие гонорары.

2. Излишнее доверие к психологам -профконсультантам, которые хотя и стараются оказать эффективную помощь, но не всегда удачно это делают.

3. Неспособность и нежелание задумы -ваться о перспективах развития общества и производства [2].

0. Ягодкина выделяет три группы типичных ошибок при выборе профессии:

1. Незнание мира профессии. Многие школьники не обладают информацией о содержании профессий. Выбирая профессию, толком не представляют, чем данный специалист занимается, и на вопрос, что делает, например, экономист, могут ответить «экономит». Нередко ошибки объясняются устаревшим представлением о характере и условиях труда в конкретной профессии. Часто реальная ценность профессии гораздо скром -нее «раздутого» представления о ее престижности. О престижности профессии нередко судят по конкурсу абитуриентов.

2. Незнание своего здоровья, способностей и требований к ним, предъявляемых профессией.

3. Незнание правил выбора профессии.

Автор классификации данных типичных

ошибок предлагает разные правила, следование которым поможет старшекласснику их избежать:

- выбор профессии должен быть подсказан не только любовью к учебному предмету, но и реальным представлением человека о своих возможностях;

- рискованно переносить отношение к человеку - специалисту в данной профессии на его профессию;

- подавать документы в учебное заведение за компанию с приятелями чревато большими неприятностями.

Приведенные различными авторами классификации типичных ошибок при выборе профессии показывают, что они во многом похожи, порою даже повторяются. При внимательном их изучении учитель может оказать реальную помощь старшекласснику в выборе профессии [3].

Выбор профессии напрямую связан с готовностью старшеклассника к нему. Понятие «готовность» как категория анализа развивалось как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке. Так, школа Д. М. Узнадзе развивала

понятие установки личности именно как её общей готовности. Эти исследования были проанализированы и окончательно разработаны А. Г. Асмоловым

[4].

Н. Д. Левитов определяет готовность как «наличие у субъекта определенных способностей».

В. А. Крутецкий и Л. А. Кандыбович понимают под готовностью «синтез свойств личности и её целенаправленное выражение» [1].

Таким образом, обобщая все определения, мы делаем вывод о том, что готовность - это активно -действенное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности. Возникновение состояния готовности к деятельности, как утверждают авторы вышеназванного определения, начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов. Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению сформировавшейся готовности в предметных действиях, применяет определенные средства и способы деятельности, сравнивает ход выполняемой работы и её промежуточные результаты с намеченной целью, вносит коррективы. В формировании состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание.

Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру. В своем труде М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович выделяют следующие компоненты готовности к деятельности:

- мотивационный (ответственность за решение задачи);

- ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности);

- операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.);

- волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей);

- оценочный (оценка своей подготовлен -ности и соответствия процесса решения проф ессиональных задач оптимальным образцам)

[5].

По мнению Л. Н. Кабардовой, о степени готовности обучаемых к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых профессионально -ориентированных навыков и умений. С этой целью ею был разработан опросник для определения профессиональной

готовности, в основу которого был положен принцип оценки обучаемыми:

- своих возможностей в реализации определенных умений (трудовых, социальных и др.);

- своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий;

- своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия) в будущей профессиональной деятельности [6].

Достаточная выраженность этих компонентов

- показатель высокого уровня готовности обу-чаемого, его активности, самостоятельности в процессе деятельности. Понятие «готовность к деятельности» является категорией анализа личности с позиции деятельностного подхода. Именно с этой позиции данное понятие развивается в многочисленных педагогических и психологических исследованиях.

Разница между вышеуказанными подходами проявляется и в содержании понятия готовности. Если в первом направлении исследований готовность, прежде всего, понимается как психическое состояние, то во втором она трактуется как устой -чивая характеристика личности. Об этом гово -рит один из исследователей данной проблемы Н. П. Улина. Ею выделены общая и специальная готовность к профессиональному самоопределению. Первая из них подразумевает готовность к выбору и приобретению определенного типа профессии, а вторая - готовность к самоопределению по профилю или конкретной профессии.

С. И. Вершинин определяет готовность к выбору профессии как внутреннюю убежден -ность и осознанность фактора выбора профессии , осведомленность о мире профессий, о том, какие психологические и физические требования профессия предъявляет человеку.

Целый ряд исследований посвящен данной проблеме в области общей и профессиональной педагогики (О. А. Абдуллина, В. П. Беспалько, К. М. Дурай -Новакова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.). Они рассматривают профессиональнопедагогическую готовность специалиста как необходи-

мую предпосылку для решения профессиональных задач. Готовность выпускника к различным видам педагогической деятельности освещена в работах М. В. Дементьевой, М. И. Дьяченко, Н. В. Ипполитовой, Н. М. Яковлевой и др.

В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но ни в одной из них не ставилась цель рассмотреть процесс формирования готовности старшеклассников к выбору профессии в условиях раздельного обучения мальчиков. Между тем, специальное изучение данного вопроса свидетельствует о том, что большинство учащихся имеют весьма ограниченное представление о профессиях вообще, не знают об их особенностях, у них недостаточно сформированы потребность и желание к выбору профессии.

Проанализировав исследования

С. И. Вершинина, В. А. Крутецкого,

Л. А. Кандыдович, Н. Д. Левитова, М. В. Ретивых [7] и многих других, мы пришли к выводу о том, что готовность к принятию решения о профессиональном выборе понимается как сформированность у субъекта выбора структуры личностных механизмов, обеспечивающих адекватный выбор одной из альтернатив его дальнейшего профессионального самоопределения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов В. А. Как выбирать профессию М.: Просвещение, 1984. 159 с.

2. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения М. 2002. 400 с.

3. Ягодкина О. Чтобы не ошибиться в выборе профессии 2005. №9. С. 88-89

4. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования М.: МГУ, 1984. 104 с.

5. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности Минск: БГУ, 1978. 176 с.

6. Фадеева Е. И. От выбора профессии к успеху в жизни: Учебно-методическое пособие М.: Перспектива, 2008. 128 с.

7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Киев, 1988. 198 с.

8. Ретивых М. В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению Магнитогорск, 1998. 442 с.

В редакцию поступила 15.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.