Научная статья на тему 'Основные виды конкурентных отношений в условиях развивающегося рынка'

Основные виды конкурентных отношений в условиях развивающегося рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1469
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды конкурентных отношений в условиях развивающегося рынка»

земельных участков с их характеристикой, объектов незавершенного строительства, которые могут быть использованы при относительно небольших затратах, и др.

Общий вывод состоит в том, что резервы улучшения экономической и финансовой работы в городах имеются и немалые. Задача состоит в их эффективном использовании.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабун Р.В. Экономика и финансы российских городов: состояние-2001 и задачи.- 2002. http://www.ASDG.ru.

2. Лусников М.А. Начальник электричества как решение муниципальных проблем. http://www.libertarium.ru.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Е.А. Кобец

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЫНКА

Структура становления конкурентных отношений в России носит сложный и специфический характер, несмотря на достаточный уровень их разработки в мировой практике. Механизм конкурентных отношений выражает особенности положения на рынке обособленных товаропроизводителей, с одной стороны, и потребителей их продукции, с другой, и выступает как совокупность форм и методов конкурентной борьбы с целью стимулирования товаропроизводителей для дальнейшей деятельности. Ведущими элементами их функционирования является выявление и анализ конкурентных позиций и формирование системы сравнительных рыночных преимуществ выпускаемой ими продукции, взаимосвязи конкуренции и конкурентоспособности, а также оценка современных тенденций динамики конкурентной борьбы, позволивших выявить новые формы ее проявления в различных конкурентных средах.

Основными признаками, по которым можно сгруппировать виды конкурентных отношений, являются субъекты конкуренции, характер отношений, функциональное назначение, методы действия, степень свободного проникновения на рынок, различие применяемых действий (рис. 1).

По субъектам конкуренции различают:

• индивидуальная - конкуренция между отдельными предприятиями;

• групповая - конкуренция между различными формами объединения предприятий;

• межгосударственная - конкуренция между странами.

По характеру отношений [2]:

• свободная;

• монополистическая;

• олигополия;

• монополия.

По функциональному назначению [1]:

• внутриотраслевая конкуренция предполагает сотрудничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбылей;

• межотраслевая конкуренция, то есть борьба между производителями в разных отраслях за наиболее выгодные сферы приложения капитала, способствующая направлению капитальных вложений с учётом реально существующих потребностей потребителей;

Рис. 1. Основные виды конкурентных отношений

• региональная конкуренция преследует цель не только успешно конкурировать на договорной основе своих предприятий с предприятиями из других регионов, но и конкурировать между собой в части различных льготных режимов со стороны федеральных властей;

• внутрипроизводственная конкуренция - когда основные подразделения одного предприятия конкурируют в достижении наилучших технико-экономических показателей своей деятельности;

• функциональная конкуренция возникает из-за того, что товары, имеющие одинаковое функциональное назначение, могут удовлетворить различными способами любую потребность покупателей;

• видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, не имеющих различия по каким-либо существенным характеристикам;

• предметная конкуренция происходит в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.

В практике реализации конкурентных отношений имеют место и такие её проявления, которые мы назвали протекционистской, корпоративной и временной видами конкуренции.

Протекционистский вид конкуренции функционирует, как правило, в условиях неразвитых рыночных отношений, когда руководство муниципальных образований, регионов, а по отдельным видам продукции и страны, принимают решения об искусственном недопущении на свои рынки товаров аналогов, которые не уступают или же превосходят по своим характеристикам товары, производимые на местах.

Вторым направлением в реализации этого вида конкуренции является административное навязывание местных товаров его потребителям в пределах контролируемой территории. Третье направление заключается в установлении для местных предприятий налоговых льгот, снижении тарифов на потребляемые ресурсы и финансовой поддержке в различных формах.

Если первые два направления проявляются в виде административных методов, то третье направление напрямую связано с повышением конкурентоспособности продукции экономическими методами. Такой вид конкурентных отношений на настоящее время получил довольно широкое распространение не только в России, но и в странах с развитой рыночной экономикой, но там это в основном касается реализации третьего направления.

Другой вид конкуренции, названный корпоративным, по своей основной сути близок к протекционистской. Но если в протекционистской конкуренции в основе механизма отношений лежит административный ресурс, то сущность корпоративной конкуренции основана на праве владения собственностью различных предприятий.

В России в последние годы сложились довольно крупные финансово-промышленные и промышленные группы, которые, как правило, в своём составе имеют предприятия или одного профиля по выпуску похожей продукции или же предприятия, составляющие единую технологическую цепочку. Продукция, изготавливаемая на таких предприятиях, имеет приоритетное значение перед аналогичной продукцией конкурентов, направляется на потребление внутри этих групп или же к потребителям, которые являются имущественно зависимыми от них. Такой вид конкуренции является эффективной до той поры, пока норма прибыли, получаемая от реализации продукции, является достаточной для воспроизводственной деятельности всех участников группы. И чтобы поддерживать её в необходимом размере, надо постоянно проводить эффективную инновационную политику, одновременно приумножая имущественные права на другие предприятия.

Протекционистский и корпоративный виды конкурентных отношений оказывают негативное влияние на распространение цивилизованных методов конкурентной борьбы, слабо стимулируют предприятие к повышению уровня конкурентоспособности своей продукции, и их изживание зависит от уровня развитости рыночных отношений.

Сущность названной нами «временной конкуренции» заключается в более быстром во времени, по сравнению с конкурентами, достижении тех или иных конкурентных преимуществ. Это может быть проведением НИОКР за более корот-

кий срок, чем это сделали конкуренты, с получением более качественного образца продукции или выигрыш во времени перед конкурентами в заключении сделок на реализацию продукции, или более быстрое достижение планируемых объёмов выпускаемой продукции, сопоставимых с конкурентными, и получение прибыли в размере, позволяющем осуществлять дальнейшее развитие предприятия во всех сферах деятельности, и так далее.

Недобросовестная конкуренция включает в себя действия хозяйствующих субъектов на дискредитацию конкурентов. Это распространение ложных, неточных сведений о конкурентах, введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа изготовления товара и его качества, незаконное использование товарного знака конкурентов и т.д. Методами недобросовестной конкурентной борьбы являются: демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, подделка продукции конкурентов, ложная информация и реклама, коррупция и т.д.

Ценовая конкуренция заключается в стремлении добиться успеха в конкуренции за счёт снижения цен и должна базироваться на снижении себестоимости продукта, а не за счёт демпинга.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надёжности, достигнутых благодаря техническому превосходству. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, инновации в новые продукты, улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.

Рассмотренные виды конкуренции могут быть как эффективными, так и неэффективными.

Эффективная конкуренция, как считает И. Шумпетер, возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическая конкуренция стимулирует стремление к получению сверхприбылей за счёт преимущества в издержках и качественного продукта. Эффективная конкуренция предполагает, что ни один из конкурентов не в состоянии влиять на условия производства и реализации товаров, а действия конкурентов не включают методы монополистической практики, запрещённые законом. В противном случае конкуренция будет неэффективной. Эффективная конкуренция должна быть также добросовестной, то есть не ущемлять права потребителей [3].

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что представленные виды конкурентных отношений базируются на классических моделях (монополия, олигополия, монополистическая и свободная) конкуренции, но в то же время каждая из них может иметь любое взаимосвязанное количество рассмотренных признаков.

Предложенная классификация основных видов конкурентных отношений в различных проявлениях требуют дальнейшего развития или уточнения по мере приближения к реальным рыночным условиям или же отдаления от них.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Борисов Е. Ф. Конкуренция и её экономическая роль, синтез конкуренции и монополии.-М.: Юрист, 2000. - 215 с.

2. Курс экономической теории / Под ред. А.В. Сидоровича.- М., 2001.

3. Шумпетер И. Теория экономического развития.- М.: Прогресс, 1982.- 216 с.

М.Н. Корсаков

КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

В рыночной экономике эффективность финансово-хозяйственной деятельности определяется размером получаемой предприятием прибыли. Возможности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.