Научная статья на тему 'Основные трудности внедрения практико-ориентированного обучения культурологии в современном педагогическом вузе'

Основные трудности внедрения практико-ориентированного обучения культурологии в современном педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕТОД / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / "КУЛЬТУРНЫЙ ЛАГ" / CULTURE / PRACTICE-ORIENTED METHOD / EMPLOYMENT ACTIONS / TOLERANCE / "CULTURAL LAG"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Александр Геннадьевич

Автор показывает основные трудности внедрения учебной дисциплины «Культурология» в учебно-образовательный процесс в современном педагогическом ВУЗе. Особенность «Культурологии», как учебной дисциплины заключается в том, что она отражает вопросы понимания поведения человека, обусловленного глубокими внутренними регуляторами, которые сформированы под воздействием культуры: семейной, национальной, светской и т.д. Культура отражает предыдущий опыт человечества. Не каждое явление становится элементом культуры, но только то, которое имеет глубокую связь с другими элементами культуры. Современный студент, придя из школы в ВУЗ, уже имеет начальную подготовку для восприятия и понимания сложных моментов, однако влияние поликультурной, светской среды накладывает определённые трудности для подготовки преподавателя к преподаванию «Культурологии». Особенно сложно студентам из сельской местности понимать предмет и при этом ещё самим приспосабливаться к новой для них социокультурной обстановке города. Каждый студент первокурсник непременно дорожит своей национальной культурой и необходимо преподнести культурологию на таком уровне, чтобы не обидеть этого студента. Нужно объяснить студентам, что культурология это не математика и не история, которые пригодятся им в профессиональной деятельности, а это совсем иная междисциплинарная наука, которая обуславливает гармоничное сочетание других дисциплин, не позволяет думать, что одна наука важнее другой. По мнению автора статьи, чтобы успешно в рамках инновации решать математические задачи, необходимо хорошо изучать литературу, живопись, культурологию и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильин Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main difficulties in introducing practice-oriented teaching of culturology in the modern pedagogical institution of higher education

The author considers the main difficulties in introducing an educational subject "Culturology" into the teaching and educational process in the modern pedagogical institution of higher education. The key feature of " Culturology " as an educational subject lies in the fact that it reflects a knowledge of problems concerning human behavior resulting from the deep internal regulators, which are formed under the influence of culture: family, national, secular, etc. The culture reflects the previous experience of mankind. Not every phenomenon becomes an element of culture, but only one that has a deep connection with the other elements of culture. The modern student, passing from school to university, has already basic training for perception and understanding of complexities. However, the impact of the multicultural, secular environment puts on some difficulties for training teacher to teach "Culturology". It is particularly difficult for students from the countryside to understand the subject and at the same time some more at one's election adapt to their new social and cultural environment of the city. Each student freshman certainly sets a high value on his national culture. This is why it is necessary to present culturology at a such level so as not to hurt the student's feelings. It needs to explain to the students that culturology is not mathematics and history that will useful to them in their professional activities. It is a quite different multisubject science that provides the harmonious combination of other disciplines and doesn't fall into thinking that one science is more important than the other one. In the opinion of the present author, in order to successfully solve the mathematical problems within the innovation, you need to know the ropes in literature, painting, culturology, etc.

Текст научной работы на тему «Основные трудности внедрения практико-ориентированного обучения культурологии в современном педагогическом вузе»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/16PVN215.pdf DOI: 10.15862/16PVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/16PVN215)

УДК 372.8

Ильин Александр Геннадьевич

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета.

Россия, Елабуга1 Доцент, кандидат философских наук E-mail: sashailin@mail.ru

Основные трудности внедрения практико-ориентированного обучения культурологии в современном

педагогическом ВУЗе

1 Россия; ул. Казанская, д. 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 42360

Аннотация. Автор показывает основные трудности внедрения учебной дисциплины «Культурология» в учебно-образовательный процесс в современном педагогическом ВУЗе. Особенность «Культурологии», как учебной дисциплины заключается в том, что она отражает вопросы понимания поведения человека, обусловленного глубокими внутренними регуляторами, которые сформированы под воздействием культуры: семейной, национальной, светской и т.д. Культура отражает предыдущий опыт человечества. Не каждое явление становится элементом культуры, но только то, которое имеет глубокую связь с другими элементами культуры.

Современный студент, придя из школы в ВУЗ, уже имеет начальную подготовку для восприятия и понимания сложных моментов, однако влияние поликультурной, светской среды накладывает определённые трудности для подготовки преподавателя к преподаванию «Культурологии». Особенно сложно студентам из сельской местности понимать предмет и при этом ещё самим приспосабливаться к новой для них социокультурной обстановке города.

Каждый студент первокурсник непременно дорожит своей национальной культурой и необходимо преподнести культурологию на таком уровне, чтобы не обидеть этого студента.

Нужно объяснить студентам, что культурология это не математика и не история, которые пригодятся им в профессиональной деятельности, а это совсем иная междисциплинарная наука, которая обуславливает гармоничное сочетание других дисциплин, не позволяет думать, что одна наука важнее другой. По мнению автора статьи, чтобы успешно в рамках инновации решать математические задачи, необходимо хорошо изучать литературу, живопись, культурологию и т.д.

Ключевые слова: культура; практико-ориентированный метод; трудовые действия; толерантность; «культурный лаг».

Данная статья написана в рамках федерального контракта 05.042.12.0016 от 23.05.2014 по конкурсу № 2014-04.03-05-043-Ф-104.054.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ильин А.Г. Основные трудности внедрения практико-ориентированного обучения культурологии в современном педагогическом ВУЗе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/16PVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/16?Уга15

Современное образование переживает не простое время реформирования, применения и использования новых методик, подходов, необходимость которых продиктована временем. Хочется думается, что самое трудное уже позади. Сейчас в высшем образовании наметилась тенденция к эксперименту, исследованию, испытанию новых технологий обучения, что говорит о стабильности обстановки в образовании. В условиях нестабильности не возникает плодотворных идей для проведения различных инноваций.

Практико-ориентированный метод предполагает большее использование в учебном процессе первоисточников по темам изучаемого предмета. На основании изучения первоисточников, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя выстраивать соответствующую теорию изучаемой определённой темы.

Неопределённость общей концепции образования непременно повлияет и на качество обучения частным дисциплинам. Общая же концепция образования строится на основе социальных запросов общества. В условиях глобализации и развития информационного общества, возникает явление ускорения потока информации, переработать которую становится весьма непросто. Порой возникает желание отключить все источники информации. Однако индивид понимает, что такое изолированное положение не может иметь каких-то положительных результатов. Становится понятным, что информация нуждается в переосмыслении, так как она несёт в себе данные о тех предметах, социальной среде, политической ситуации, экономике, которые окружают человека. То, что можно назвать «бытие человека». Изменяя бытие можно влиять на сознание индивида. Можно привлекать его лучшие силы для воспроизводства бытия. Что бы не стать заложником информации о мире, необходимо её перерабатывать на том уровне, который позволил бы индивиду сохранить свою самость и не почувствовать себя песчинкой в мире знаний и информации.

Итак, неравномерное развитие индивида и информации приводит к ситуации несоответствия уровней личной подготовленности, если угодно, культуры человека и социальной реальности. Поскольку человек действует на уровне личного восприятия, то ему нужно на личном уровне осмыслить ту информацию, которая поступает в его сознание из социума в процессе обучения в ВУЗе или иным образом в процессе дальнейшей его социализации. Перед нами ситуация «культурного лага» - когда одни элементы культуры развиваются быстрее, а другие медленнее. Культура общая, информационная, развивается быстрее, а индивидуальная медленнее и не успевает ухватить те новшества, которые формируются в обществе. Так вот, человек, будущий специалист, должен в процессе обучения получить такие навыки, которые позволили бы ему в реальной социокультурной обстановке применить те навыки и знания, которые он получил в процессе своего обучения в ВУЗе. В данном случае речь пойдёт о студентах педагогических ВУЗов, изучающих предмет «культурологии».

Автор данной публикации сам разрабатывал рабочую программу для дисциплины «Культурология», которая входит в базовую часть модуля «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике». В аннотации к рабочей программе заявлено автором было следующее: «Дисциплина «Культурология» призвана сформировать на основе интеграции исторических, педагогических, философских знаний студентов, их профессиональные представления о культурном аспекте деятельности. Содержание дисциплины ориентирует будущего специалиста на интеграцию теоретических знаний с практикой деятельности педагога. По своему содержанию дисциплина «Культурология» является интегративной и призвана заполнить межпредметное образовательное пространство. Кроме сообщения слушателям специальных знаний, формирования и развития у них специальных умений и навыков, она призвана актуализировать их учебные достижения в области философии, социологии и

педагогики, должна способствовать развитию культуры студентов». Кроме этого, были выбраны следующие трудовые действия, которые студент должен усвоить в процессе изучения данной дисциплины: «ТДР.З.Формирование готовности к командной работе, к толерантному восприятию социальных, культурных и личностных различий». Ещё студент должен усвоить следующее: «ТДВ.2. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в объективном мире и мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения». Трудовые действия предполагают получение таких навыков, которые студент мог бы реализовать в практической деятельности. Данная деятельность безусловно будет обусловлена теми условиями, которые предъявляет общество специалисту, в данном случае педагогу. В начале статьи шла речь о социальных запросах к современным учащимся ВУЗов, о том, что ждёт их после окончания ВУЗа и что они должны будут совершать определённые профессиональные действия, обусловленные практикой. Так вот, практико-ориентированный метод предполагает как раз формирование таких профессиональных компетенций. Вместе с тем «Компетенцию можно рассматривать как набор квалификационных требований к качеству образования или профессии, а также в отношении функционирования человека как гражданина и других его социальных ролей. То есть, компетенции по отношению к индивиду являются внешними, объективными характеристиками, предлагаемыми обществом или образовательным институтом в качестве условия формирования компетентности» [5].

Разберём подробнее те трудовые действия, которые были заявлены автором как необходимые для подготовки специалиста-педагога. Итак, «ТДР.З.Формирование готовности к командной работе, к толерантному восприятию социальных, культурных и личностных различий», предполагает умение работать в команде, что вполне может быть связано с реальными условиями, когда происходит открытие большого количества человеческой энергии, свободного времени ввиду сокращения затрат на производство материальных благ. Вместе с этим сейчас сфера производства материальных благ и товаров переместилась в сферу производства информации. «Информационное общество невозможно представить без информатизации сфер образования и обучения. В связи с этим одной из стратегических целей современного образования является формирование нового типа интеллекта, иного способа и образа мышления, приспособленного к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира. Для этого конкурентоспособный специалист - выпускник вуза должен уметь не только самостоятельно добывать информацию, но и эффективно пользоваться ею в соответствии с поставленными профессиональными задачами» [7; 521]. Информация становится важнее всего, так как от неё зависит и производство товаров, и их потребление. Мало того, информация сама становится товаром. Одна из задач современного это оценка качества образования. «...Проблема, решаемая в информационном обществе при оценке качества образования - информационная открытость принятия решений и их обсуждения в обществе с возможной корректировкой результатов оценки качества. Пока нет независимых профессиональных и общественных структур информирования, широкого обсуждения проблем образования. Требуется переход к модели поддержки качества образования (от модели контроля качества), к разработке системы методических рекомендаций, инструментария для оценки достижений обучающегося, их публичного обсуждения в информационном обществе» [2; 4].

Формирование толерантного восприятия культурных различий предполагает сформированность у студента убеждённости в том, что это ничуть не ущемляет его собственную культурную принадлежность, не требует отказа от той культуры, которую он считает для себя родной и переход к той, по отношению к которой он должен проявить терпимость, толерантность. Формирование толерантности «осуществляется через

сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий» [8].

Таким образом, толерантное отношение не «разрушает» мировоззренческой, психологической и культурной целостности студента, напротив указывает ему, что такая целостность как раз и поддерживается способностью нести добро и смирение на личностном уровне. Личность не попадает в «мёртвую зону» созерцания Другого на обезличенном уровне. Наоборот, когда человек имеет «своё лицо», свою культурную идентичность, он будет через эту «самость» воспринимать представителей другой культуры. «Опыт возвращения человека к самому себе концентрировался в гуманитарных знаниях, культивировался в сфере гуманитарных наук» [9; 337]. по словам Э.Фромма «другой аспект процесса индивидуализации - растущее одиночество» [10; 32]. Ввиду того, что личность студента ещё не достаточно устоявшаяся и представления о толерантности, как правило, он имеет на уровне юношеской непосредственности, необходимо на теоретическом уровне поддержать ещё не укрепившуюся в жизни толерантность. Другими словами, нужно так поставить учебную программу занятий, что бы студент мог постепенно усвоить представления о самой толерантности, а также понимать её внутреннее культурологическое содержание, ведущее как раз к нахождению контактов с представителями другой культуры и одновременно с этим, к расширению взаимосвязи представлений о разных проявлениях своей культуры.

Что касается формирования социальной и личностной толерантности, то они должны быть в неразрывной связи с культурным уровнем личности студента. «Социализация вместе с тем, важна как педагогический феномен и интересна как часть становления личности в естественных взаимосвязях с другими личностями, а также переплетёнными с ней воспитанием и самовоспитанием» [3]. В современных условиях социальная реальность развивается быстрее, чем культура. Требования социальной среды являются важнее, чем культурное осмысление происходящего. «Активность, регулируемая субъективно значимыми ценностями, соотносится с процессами принятия цели. Постепенно внося изменения в целеполагание, они становятся механизмом оценки, контроля значимости побуждений, а при необходимости и условием коррекции их. Направляя поведение и деятельность, ценности могут охватывать и мало контролируемую сознанием область, на регуляцию которой не направляется произвольной активности, как часто бывает при неадекватной оценке трудной жизненной ситуации» [4]. У студента, как будущего специалиста-педагога, должны быть сформированы внутренние убеждения, устойчивые ценностные ориентации. Роль культурологии тут трудно недооценить.

В ситуации «культурного лага» важно удержать ситуацию под «контролем» культурологии, которая снимает границы социальной отсталости разных народов. В культурологии нет представления о передовых и отсталых культурах, все культуры отличаются своей особенностью, умение выделить эту особенность является главной задачей культурологии. В этом её практическая функция настоящего времени.

Трудности реализации практико-ориентированного обучения культурологии заключаются во многих аспектах. Студент, как правило, не обладает той подготовленностью, которая бы позволила приступить к формированию толерантности. Поэтому необходимо прежде дать теоретический материал для последующей практической апробации. Автор данной статьи и он же автор рабочей программы по культурологии в рамках федерального контракта 05.042.12.0016 от 23.05.2014 по конкурсу № 2014-04.03-05-043-Ф-104.054 посчитал необходимым использовать личностно-ориентированный подход в преподавании культурологии и составить рабочую программу таким образом, чтобы формировать представления о внутренних регулятивах поведения человека. Этому способствует «Переход к многообразию содержания образования, образовательных программ, создает предпосылки

для выбора индивидуальных образовательных траекторий, в соответствии с запросами и возможностями личности» [1; 4]. Большое внимание уделяется таким понятиям как совесть, мораль, этика, эстетика и т.д. Изучение же этапов развития культуры встроены в изучение описанных выше понятий. Так, например, в новой рабочей программе есть тема «Динамика культур». В рамках этой темы студенты изучают такие понятия как «культурный лаг», «культурная диффузия», «аккультурация», «инкультурация» и другие. «относительно медленное продвижение или изменение одного аспекта культуры, например запаздывание развития нематериальной культуры по сравнению с материальной, в частности технологией»

[9].

Таким образом, основные трудности, связанные с внедрением практико-ориентированного подхода в изучении культурологии следующие:

1. После окончания работы над первым этапом работы над грантом стало понятно, что необходима серьёзная теоретическая подготовка, прежде, чем приступать к реализации в практических условиях.

2. Трудовые действия выбраны верно, однако стоит определить, каким образом студент будет подготавливаться к многоаспектности и многогранности той обстановки, которая будет перед ним открываться при выходи в социум и в результате практической его деятельности в качестве учителя.

3. Задачи, которые сейчас стоят перед образованием, необходимо внедрять в рамках данной программы ориентируясь на практическую целесообразность. Один из аспектов данной целесообразности связан с профессионально-этическим становлением будущего специалиста, что зависит от внутренних задатков личности.

4. Необходимо отрегулировать механизм проверки знаний и практических навыков студентов, изучающих культурологию. Для этого нужно налаживать связь с другими предметами других модулях. Т.е. налаживать межмодульное взаимодействие, формируя некую целостность и непрерывность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вдовина С.А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6, ноябрь - декабрь 2013. [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf

2. Виноградова О. С. Качество образования в условиях информационного общества // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 5 (24), сентябрь - октябрь 2014. [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/87PVN514.pdf

3. Ильин А.Г. Народная мудрость, как средство воспитания толерантности в современном российском обществе // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 6, ноябрь - декабрь 2013. [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/99PVN613.pdf

4. Мартьянова Г.Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации// Вестник московского городского педагогического университета. серия: педагогика и психология. 2014, №2 (28) http://elibrary.ru/download/79931771.pdf

5. Попова М.В. Проблема компетентности в исследованиях датских ученых // Вестник московского городского педагогического университета. серия: педагогика и психология. 2014, № 1(27) http://elibrary.ru/download/36093575.pdf

6. Железняк В.Н. Компетенция жить // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. компетентностный подход. 2014, том 1. http://elibrary.ru/download/67664163.pdf

7. Кузнецова Е.М. Основные процессы информатизации высшего образования // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные

технологии._компетентностный_подход. 2014, том 1.

http://elibrary.ru/download/85179116.pdf

8. Толерантность - гармония в многообразии. http://www.tolerance.ru/tolerance.php

9. Культурный Лаг. Культурологический словарь. http://enc-dic.com/ sociology/Kulturnyi ^^^-3593/

10. Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм; пер. с англ. Г.Швейника.-Москва: АСТ, 2014.-284 [4]с. - (Новая флософия)

Рецензент: Масленникова Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общенаучных дисциплин Елабужского института казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева (КНИТУ-КАИ).

Ilin Alexander Gennadievich

Yelabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, Yelabuga E-mail: sashailin@mail.ru

The main difficulties in introducing practice-oriented teaching of culturology in the modern pedagogical institution

of higher education

Abstract. The author considers the main difficulties in introducing an educational subject "Culturology" into the teaching and educational process in the modern pedagogical institution of higher education. The key feature of " Culturology " as an educational subject lies in the fact that it reflects a knowledge of problems concerning human behavior resulting from the deep internal regulators, which are formed under the influence of culture: family, national, secular, etc. The culture reflects the previous experience of mankind. Not every phenomenon becomes an element of culture, but only one that has a deep connection with the other elements of culture.

The modern student, passing from school to university, has already basic training for perception and understanding of complexities. However, the impact of the multicultural, secular environment puts on some difficulties for training teacher to teach "Culturology". It is particularly difficult for students from the countryside to understand the subject and at the same time some more at one's election adapt to their new social and cultural environment of the city.

Each student - freshman certainly sets a high value on his national culture. This is why it is necessary to present culturology at a such level so as not to hurt the student's feelings.

It needs to explain to the students that culturology is not mathematics and history that will useful to them in their professional activities. It is a quite different multisubject science that provides the harmonious combination of other disciplines and doesn't fall into thinking that one science is more important than the other one. In the opinion of the present author, in order to successfully solve the mathematical problems within the innovation, you need to know the ropes in literature, painting, culturology, etc.

Keywords: culture; practice-oriented method; employment actions; tolerance; "cultural lag".

REFERENCES

1. Vdovina S.A., Kungurova I. M. Sushchnost' i napravleniya realizatsii individual'noy obrazovatel'noy traektorii // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Vypusk 6, noyabr' - dekabr' 2013. [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2013 -.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/40PVN613.pdf

2. Vinogradova O. S. Kachestvo obrazovaniya v usloviyakh informatsionnogo obshchestva // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Vypusk 5 (24), sentyabr' -oktyabr' 2014. [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014 -.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/87PVN514.pdf

3. Il'in A.G. Narodnaya mudrost', kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti v sovremennom rossiyskom obshchestve // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Vypusk 6, noyabr' -dekabr' 2013. [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2013 -.- Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/99PVN613.pdf

4. Mart'yanova G.Yu. Tsennostnaya sfera kak faktor regulyatornoy aktivnosti sub"ekta v trudnoy zhiznennoy situatsii// Vestnik moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. seriya: pedagogika i psikhologiya. 2014, №2 (28) http://elibrary.ru/download/79931771.pdf

5. Popova M.V. Problema kompetentnosti v issledovaniyakh datskikh uchenykh // Vestnik moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. seriya: pedagogika i psikhologiya. 2014, № 1(27) http://elibrary.ru/download/36093575.pdf

6. Zheleznyak V.N. Kompetentsiya zhit' // Formirovanie gumanitarnoy sredy v vuze: innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. kompetentnostnyy podkhod. 2014, tom 1. http://elibrary.ru/download/67664163.pdf

7. Kuznetsova E.M. Osnovnye protsessy informatizatsii vysshego obrazovaniya // Formirovanie gumanitarnoy sredy v vuze: innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii. kompetentnostnyy podkhod. 2014, tom 1. http://elibrary.ru/download/85179116.pdf

8. Tolerantnost' - garmoniya v mnogoobrazii. http://www.tolerance.ru/tolerance.php

9. Kul'turnyy Lag. Kul'turologicheskiy slovar'. http://enc-dic.com/sociology/Kulturnyj-Lag-3593/

10. Fromm E. Begstvo ot svobody / Erikh Fromm; per. s angl. G.Shveynika.-Moskva: AST, 2014.-284 [4]s. - (Novaya flosofiya)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.