Научная статья на тему 'Основные теоретические подходы к исследованию феномена молодежных субкультур'

Основные теоретические подходы к исследованию феномена молодежных субкультур Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6884
908
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ / КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ / СИМВОЛИЗМ / РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / СТИЛЬ / YOUTH SUBCULTURE / SOCIALIZATION / MAIN APPROACHES / GENERATION GAP / SYMBOLISM / DEVELOPING SYSTEM / STYLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронова Анастасия Владимировна

Цель: проанализировать основные теоретические подходы к изучению молодежных субкультур с точки зрения социологии, психологии, антропологии и др.. Методы: при написании статьи использовались методы анализа и синтеза, метод систематизации материала, применялись принципы объективности и научности. Результаты: представлены основные подходы к изучению молодежных субкультур: синергетический, когнитивный, классовый и расовый подходы и многие другие. Рассматривается история зарождения субкультуры скинхедов в рамках анализа классового подхода, а также описывается стиль Тедди-боев как молодежной субкультуры с целью раскрытия теории символизма. Область применения: статья представляет научный интерес для специалистов в области социологии и социальной работы, так как рассмотренные подходы к анализу молодежных субкультур способствуют детальному описанию изучаемого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES TO RESEARCH OF THE PHENOMENON OF YOUTH SUBCULTURES

Purpose: to analyse the main theoretical approaches to studying of youth subcultures from the point of view of sociology, psychology, anthropology and others. Methodology: in article were used different methods such as analysis and synthesis, and also a method of systematization of a material. These methods are based on the principles of objectivity and scientific character. Results: presents the main approaches to studying of youth subcultures. These main approaches include the following: synergetic, cognitive, class and race approaches and many others. Considers the history of origin of subculture of skinheads within the framework of analysis of a class approach, and also describes the style of Teddy Boys as youth subculture on purpose to analysis of the theory of symbolism. Practical implications: article represents scientific interest for experts in area of sociology and social work as the considered approaches to analysis of youth subcultures promote the detailed description of the studied phenomenon.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические подходы к исследованию феномена молодежных субкультур»

УДК 316.723 - 053.6

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Воронова А.В.

Цель: проанализировать основные теоретические подходы к изучению молодежных субкультур с точки зрения социологии, психологии, антропологии и др..

Методы: при написании статьи использовались методы анализа и синтеза, метод систематизации материала, применялись принципы объективности и научности.

Результаты: представлены основные подходы к изучению молодежных субкультур: синергетический, когнитивный, классовый и расовый подходы и многие другие. Рассматривается история зарождения субкультуры скинхедов в рамках анализа классового подхода, а также описывается стиль Тедди-боев как молодежной субкультуры с целью раскрытия теории символизма.

Область применения: статья представляет научный интерес для

специалистов в области социологии и социальной работы, так как рассмотренные подходы к анализу молодежных субкультур способствуют детальному описанию изучаемого явления.

Ключевые слова: молодежная субкультура; социализация; основные подходы; конфликт поколений; символизм; развивающаяся система; стиль.

THE MAIN THEORETICAL APPROACHES TO RESEARCH OF THE PHENOMENON OF YOUTH SUBCULTURES

Voronova A.V.

Purpose: to analyse the main theoretical approaches to studying of youth subcultures from the point of view of sociology, psychology, anthropology and others.

Methodology: in article were used different methods such as analysis and synthesis, and also a method of systematization of a material. These methods are based on the principles of objectivity and scientific character.

Results: presents the main approaches to studying of youth subcultures. These main approaches include the following: synergetic, cognitive, class and race approaches and many others. Considers the history of origin of subculture of skinheads within the framework of analysis of a class approach, and also describes the style of Teddy Boys as youth subculture on purpose to analysis of the theory of symbolism.

Practical implications: article represents scientific interest for experts in area of sociology and social work as the considered approaches to analysis of youth subcultures promote the detailed description of the studied phenomenon.

Keywords: youth subculture; socialization; main approaches; generation gap; symbolism; developing system; style.

В настоящее время существует множество молодежных субкультур. Многообразие молодежных неформальных течений является следствием упадка базовой культуры, ее не способности удовлетворить потребности подрастающего поколения, молодежные субкультуры являются результатом «духовного кризиса общества» [8, с. 32]. Именно поэтому, молодежь предпочитает обособленность путем создания своего «мира» с помощью какой-либо субкультуры.

В настоящее время не существует единого подхода к изучению феномена молодежной субкультуры. Вследствие чего в научной теории сложилось множество подходов к анализу данного явления.

Колесин И. Д., рассматривая походы к изучению различных моделей культуры, выделяет системно-динамический, синергетический и другие [2].

Системно-динамический подход рассматривает молодежную субкультуру как сложную систему с совокупностью взаимосвязанных элементов, претерпевающую различные изменения и имеющую несколько фаз своего развития: зарождение, угасание на время либо приобретение новых черт, а также адаптирование к изменениям, происходящим в социуме.

Синергетический подход отображает процесс взаимодействия молодежных неформальных объединений. Практически все молодежные субкультуры взаимодополняются, переплетаются, перетекают одни в другие.

Исследователями также выделяется когнитивный подход при анализе молодежных субкультур, который состоит в рассмотрении молодежного неформального объединения как своеобразной системы познания действительности, через которую молодежь получает информацию об окружающем мире, его иерархии ценностей и нормах поведения [7].

Кроме вышеприведенных подходов к исследованию явления молодежных субкультур выделяют также функционалистский подход. Данный подход рассматривает изучаемое явление с точки зрения социального института, который выполняет функцию социализации молодого человека в обществе, его адаптации к изменяющимся условиям жизни, к нормам общества, оказывает помощь в преодолении социальных и психоэмоциональных трудностей в период перехода к самостоятельной взрослой жизни.

При анализе феномена молодежных субкультур Соколов М. обращается к исследованиям Говарда Шварца и Джерри Якобса, где они выделяют следующие направления в исследовании и характеристике молодежных неформальных объединений, а именно «реконструкцию жизненных миров и изучение социальных форм» [6].

Концепция реконструкции предполагает тщательное изучение, воспроизведение и описание идеологических установок, мировоззрения и

системы ценностей представителей конкретной молодежной субкультуры, ее системы миропонимания.

Направление анализа социальных форм или инструктивистская концепция представляет собой изучение социальных форм как нормы поведения и взаимодействия между участниками в молодежной субкультуре. Представители неформальных молодежных объединений определяют правила, способные обеспечить должное существование молодежного неформального объединения. Возникновение символических форм связано с необходимостью адаптации к окружающему миру путем создания «свода» правил в своей неформальной группе [5].

Молодежные субкультуры как молодежное явление, зародившееся в XX веке с самого своего возникновения и по настоящее время порождает множество споров и неоднозначных оценок в различных науках.

Изучение явления молодежных субкультур с точки зрения социологии происходит в системе взаимодействия социологического знания с другими науками, занимающихся исследованием общества и отдельно взятой личности: антропологией, этнологией, психологией и другими. Данное взаимодействие проявляется в американской социологии второй половины XX столетия [1].

В Америке в данный период молодежь рассматривалась как самостоятельная группа общества со своей системой взглядов на жизнь, общественные процессы, иерархией ценностей, мировоззрением и картиной мира. Выделение молодого поколения в автономную социальную группу связано, прежде всего, с увеличением уровня жизни населения, улучшением экономической ситуации в стране, вследствие чего, крайне популярным стало получение высшего образования, что привело к «продлению» юности. В результате этого у молодых людей появилось больше времени на досуговую деятельность, что возможно, могло повлиять на развитие неформальных молодежных течений с конца 40-х годов XX века [1]. Появление молодежных

субкультур способствовало дальнейшему выделению молодежи в отдельную группу со своей культурой.

С точки зрения антропологии представляются интересными исследования американского антрополога М. Мид в работе «Культура и преемственность. Изучение конфликта, поколений». М. Мид в данной работе вводит понятие «конфликт поколений» («generation gap») и изучает взаимодействие и взаимовлияние отношений между поколениями, общественным развитием и типом семьи. Исследователь отмечает, что активный рост молодежных субкультур и конфликтов «отцов и детей» приходится на период научнотехнического прогресса и активного развития социальной сферы, когда молодежь сама является двигателем прогресса и в меньшей мере обращается к опыту старшего поколения [10].

Взгляды известного американского социолога и антрополога К. Гирца повлияли на формирование стилевого подхода к анализу молодежных субкультур [1]. Данный подход находит свое отражение и в концепции М. Брейка. Исследователь утверждает, что стиль для представителя молодежного неформального объединения является средством для самопредставления, для самоутверждения [11].

Таким образом, сопоставление исследований антропологии, психологии и этнологии американскими социологами помогло в многостороннем анализе молодежи. Благодаря совокупности исследований в различных областях знаний обозначились основные подходы к изучению молодежных субкультур. Важно также отметить, что изучение любого объекта невозможно в рамках какого-либо одного научного знания. Взаимодействие различных наук способствует более разностороннему и комплексному анализу исследуемого явления.

Рассмотрим еще два подхода к исследованию молодежных субкультур, развивавшихся с середины 60-х годов на Западе [4], а именно классовый и расовый подходы.

Классовый подход («сопротивление через ритуалы») был предложен английскими социологами. Омельченко Е., рассматривая классовый подход, приводит исследования социологов Дэвида Доунса и Пола Уиллиса, которые стали основными при анализе данного подхода. Д. Доунс занимался анализом молодежных субкультур, отличавшихся девиантным поведением, локализованных в Лондоне. Исследователь доказал, что девиантное поведение у молодого поколения не имеет зависимости от уровня благополучия, свободного времени, наследственных факторов либо от вовлеченности в криминальные структуры. Д. Доунс считал, что отклоняющееся от норм, принятых в обществе, поведение имеет истоки в образовательной системе, которая игнорирует увлечения и возможности средних и слабых учащихся рабочих классов.

Средние и слабые ученики рассматривались социологом в контексте наличия у молодых людей культурных ресурсов. По этой причине данная категория молодежи не была должным образом вовлечена в образовательный процесс и вследствие этого в трудовую сферу. Таким образом, Д. Доунс обращает внимание на влияние проблем, связанных с организацией образовательного процесса и вовлечения рабочей молодежи в трудовую сферу на разрешение проблемы, касающейся досуговой деятельности [4].

Другой социолог Пол Уиллис, согласно Омельченко Е., занимаясь изучением жизнедеятельности молодежи в английской средней школе, также утверждал, что средние и слабые ученики из рабочего класса не проявляют внимания к образовательным ценностям, принятым в школе, так как данные ценности и знания, получаемые в школьные годы, считались для них не способными принести пользу во взрослой жизни. У молодых людей из рабочего класса формируется совершенно другая система ценностей, другие предпочтения в жизнедеятельности и способах проведения досуга. Они обосабливаются в свою отдельную группу, не понимая, что своим поведением

прокладывают себе путь к малоквалифицированной работе и вследствие этого к малому заработку [4].

Рассматривая классовый подход необходимо обратить внимание на понятие «символического потребления». С целью анализа данного понятия рассмотрим стиль Тэдди боев (англ. Teddy Boys), появившихся в 50-х годах XX века [4]. Представители данной субкультуры чаще всего были из рабочего класса и в большинстве случаев не имели возможности для продвижения по социальной лестнице. Молодые люди старались добиться этого хотя бы на символическом уровне при помощи одежды в стиле людей из высших классов. Как раз в 50-е годы возродилась мода на костюм, носивший название «Edwardian suit» в честь короля Эдуарда VII (вследствие этого - Тедди), который состоял из брюк-дудочек, сюртука с двойным воротником, галстука-бантика и трости [9]. С помощью данного костюма, снова вошедшего в моду и создаваемого известными модельерами Англии и продававшим их представителям элиты, молодые люди их рабочего класса могли символически подняться с самого низкого социального уровня до самого высокого.

Приведем пример стиля еще одной молодежной субкультуры - скинхедов (бритоголовых), которые также являлись выходцами из бедных классов. Стиль данного молодежного объединения изначально был стилем рабочих горожан Англии середины XX века [3] и включал в себя следующее: тяжелые рабочие ботинки с плотным стальным носком - буцы (boots), теплая байковая рубашка, джинсы с подтяжками и короткая стрижка (отсюда - название skinhead, т.е. бритоголовый). Данный стиль являлся отражением и носителем ценностей данной субкультуры, а именно отображал мужской характер, коллективизм, трудолюбие, целеустремленность, проявление агрессии, силу и достоинство.

Важно отметить что субкультура скинхедов в самом своем зарождении была многонациональной и основывалась на музыке реггей. Ситуация изменилась в связи с экономическим кризисом в Великобритании и огромным наплывом темнокожих приезжих, занявших многие рабочие места. Для

примирения со сложившейся ситуацией одни молодые люди из рабочей среды вовлекались в молодежные субкультуры тэдов или модов, а другие примкнули к субкультуре скинхедов. Скины собирались в своих районах и действовали агрессивно по отношению к иммигрантам и особенно неграм, по вине которых, по мнению молодых скинхедов, произошла невостребованность молодежи на рынке труда [4].

Расовый подход представляется не менее важным в анализе явления молодежных субкультур. В работах по медицине и психологии о молодежи исследователи уже давно приводят доказательства того, что девиантное поведение способно передаваться от одного поколения к другому, а также существует точка зрения, что некоторые расы более предрасположены к девиантному поведению, например, афроамериканцы. Но в середине 70-х годов [4] исследователи пришли к выводу, что концепция отклоняющегося поведения в рамках расового подхода в основном была построена на суждениях о нормах поведения среднего белого класса, и, вследствие этого, любое другое поведение не соответствующее данному воспринималось как девиантное.

Таким образом, молодежная субкультура представляет из себя достаточно многогранное понятие. Существует множество подходов к трактовке феномена молодежных субкультур, но в качестве основных подходов в анализе данного явления необходимо выделить системно-динамический, функционалистский подходы, а также теорию конфликта поколений. Явление молодежных субкультур невозможно исследовать в рамках какого-либо одного научного знания, поэтому социология, анализируя данный феномен аккумулирует опыт, накопленный другими науками в области изучения молодежи, а именно антропологии, этнологии, психологии и др.

Список литературы

1. Белоусова А. А. Некоторые аспекты исследования молодежных субкультур в американской социологии ХХ столетия. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210186851.pdf (дата обращения: 21.12.2011).

2. Колесин И. Д. Подходы к изучению социокультурных процессов //

Социологические исследования. 1999. № 1. URL:

http://ecsocman.hse.ru/data/905/896/1217/06_kolesin.pdf (дата обращения: 8.01.2012).

3. Кратко о скинхедах // Форум антифашистского информационноаналитического портала. URL: http://forum.antifa.ru/showthread.php?t=241 (дата обращения: 28.04.2012).

4. Омельченко Е. Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи // Центр изучения молодежи «ПОКОЛЕНИЯ.КЕТ» при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров. URL: http://www.regioncentre.ru/generation/scienceaboutyouth/scienceaboutyouth1/ (дата обращения: 14.09.2011).

5. Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования. URL:

http ://www.countries.ru/library/typology/subkultura.htm (дата обращения:

22.12.2011).

6. Соколов М. Как писать этнографию молодежной субкультуры. URL:

http://subculture.narod.ru/texts/unpublished/sokolov.htm (дата обращения:

28.04.2012).

7. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений:

когнитивный подход. URL: http://subculture.narod.ru/texts/book2/sokolov.htm

(дата обращения: 28.04.2012).

8. Тарасов А. Меняющиеся субкультуры. Опыт наблюдения за скинхедами // Свободная мысль. 2006. № 5. С. 19-32.

9. Тедди-бои. URL: http://neformal.net.ua/subkultury/teddi-boi/ (дата

обращения: 28.04.2012).

10. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. [Пер. с англ.] // Культурологические тексты. URL: http://www.countries.ru/library/texts/mid.htm (дата обращения: 28.04.2012).

11. Youth Subcultures. URL: http://kompost.ru/nt_______eng_-page0.html (дата

обращения: 14.03.2011).

References

1. Belousova A. A. Nekotorye aspekty issledovaniya molodezhnykh subkul'tur v amerikanskoy sotsiologii XX stoletiya [Some aspects of research of youth subcultures in the american sociology of the XX century]. http://www.isras.ru/abstract_bank/1210186851.pdf (accessed December 21, 2011).

2. Kolesin I. D. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological researches], no. 1 (1999). http://ecsocman.hse.ru/data/905/896/1217/06_kolesin.pdf (accessed January

8, 2012).

3. Kratko o skinkhedakh [Briefly about skinheads]. http://forum.antifa.ru/showthread.php?t=241 (accessed April 28, 2012).

4. Omel'chenko E. Kratkiy obzor otechestvennykh i zarubezhnykh teoriy molodezhi [The short review of domestic and foreign theories of youth]. http://www.regioncentre.ru/generation/scienceaboutyouth/scienceaboutyouth1/ (accessed September 14, 2011).

5. Slyusarevskiy N. N. Subkul'tura kak ob”ekt issledovaniya [Subculture as object of research]. http://www.countries.ru/library/typology/subkultura.htm (accessed December 22, 2011).

6. Sokolov M. Kak pisat' etnografiyu molodezhnoy subkul'tury [How to

write ethnography of youth subculture].

http://subculture.narod.ru/texts/unpublished/sokolov.htm (accessed April 28, 2012).

7. Sokolov M. Subkul'turnoe izmerenie sotsial'nykh dvizheniy: kognitivnyy podkhod [Subcultural demension of social movements: cognitive approach]. http://subculture.narod.ru/texts/book2/sokolov.htm (accessed April 28, 2012).

8. Tarasov A. Svobodnaya mysl' [Free thought], no. 5 (2006): 19-32.

9. Teddi-boi [Teddy Boys]. http://neformal.net.ua/subkultury/teddi-boi/ (accessed April 28, 2012).

10. Mid M. Kul'tura i preemstvennost'. Issledovanie konflikta mezhdu pokoleniyami [Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap]. http://www.countries.ru/library/texts/mid.htm (accessed April 28, 2012).

11. Youth Subcultures. http://kompost.ru/nt______eng_-page0.html (accessed

March 14, 2011).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Воронова Анастасия Владимировна, аспирант кафедры социальной работы и теологии

Мурманский Государственный Технический Университет ул. Спортивная, 13, г. Мурманск, 183010, Россия e-mail: sentyabrina_n@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Voronova Anastasiya Vladimirovna, Postgraduate Student of social work and theology department

Murmansk State Technical University

13, Sportivnaya street, Murmansk, 183010, Russia

e-mail: sentyabrina_n@mail. ru

Рецензент:

Недосека Е. В., старший преподаватель, кандидат социологических наук, Мурманский Государственный Технический Университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.