Научная статья на тему 'Основные тенденции в развитии наземного обслуживания авиаперевозок в условиях глобализации'

Основные тенденции в развитии наземного обслуживания авиаперевозок в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗЕМНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВИАКОМПАНИЯ / АЭРОПОРТ / АЭРОПОРТОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ / GROUND HANDLING AVIATION / AIR TRANSPORT / AIRLINE / AIRPORT / AIRPORT OPERATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев А. В.

На основе анализа мирового опыта, определены и исследованы основные тенденции в развитии отрасли наземного обслуживания авиаперевозок как самостоятельного компонента отрасли воздушного транспорта (ВТ). Автором исследованы основные направления развития отрасли наземного обслуживания в условиях глобализации мирового авиатранспортного рынка в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC TENDENCIES OF WORLD AIR TRANSPORT GROUND HANDLING INDUSTRY DEVELOPMENT IN TERMS OF GLOBALIZATION

On the base of word air transport experience, the basic tendencies of world air transport ground handling industry development are formulated and presented. The basic directions of ground handling industry development in terms of globalization of in the world air transport market in medium terms perspective are presented by author as well.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции в развитии наземного обслуживания авиаперевозок в условиях глобализации»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВИАПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Андреев А.В., к.э.н., докторант Московского Государственного Университета Управления (ГУУ)

На основе анализа мирового опыта, определены и исследованы основные тенденции в развитии отрасли наземного обслуживания авиаперевозок как самостоятельного компонента отрасли воздушного транспорта (ВТ). Автором исследованы основные направления развития отрасли наземного обслуживания в условиях глобализации мирового авиатранспортного рынка в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: наземное обслуживание авиаперевозок, воздушный транспорт, авиакомпания, аэропорт, аэропортовые операторы

BASIC TENDENCIES OF WORLD AIR TRANSPORT GROUND HANDLING INDUSTRY DEVELOPMENT IN TERMS OF GLOBALIZATION

Andreev A., PhD (economics), a doctoral student at Moscow State University of Management (GUU)

On the base of word air transport experience, the basic tendencies of world air transport ground handling industry development are formulated and presented. The basic directions of ground handling industry development in terms of globalization of in the world air transport market in medium terms perspective are presented by author as well.

Keywords: ground handling aviation, air transport, airline, airport, airport operators

Ключевыми характеристиками современной отрасли Воздушного Транспорта (ВТ) России выступают: высокая социальная значимость, высокая капиталоемкость и техническая сложность основных средств. В условиях указанных отраслевых особенностей реализуются процессы интеграции отечественной отрасли ВТ в мировой авиатранспортный рынок, характеризующийся глобализацией, усложнением структуры, в связи с формированием новых отраслевых сегментов, а также обострением и диверсификацией конкуренции между его участниками. Структура конкурентного сегмента авиатранспортного рынка образуется тремя основными типами предприятий воздушного транспорта - авиакомпаниями, аэропортами, и операторами по наземному обслуживанию авиаперевозок. При этом, отрасль наземного обслуживания авиаперевозок (далее: НО) является самостоятельным компонентом отрасли ВТ, образующим отдельный конкурентный рынок. Соответственно, стимулирование конкурентной среды на формирующемся рынке наземного обслуживания должно являться приоритетным направлением развития отрасли ВТ России. Термин «наземное обслуживание», не имеющий официального определения, конкретизирован автором как комплекс авиационных работ и услуг при коммерческом обслуживании ВС, пассажиров и грузов, предоставляемых аэропортовыми операторами (АОНО), за исключением управления объектами централизованной аэропортовой инфраструктуры (ВПП, АВК и др.). Структура видов работ и услуг, образующих указанный комплекс наземного обслуживания, также не имеет единой классификации в мировой отрасли. Примером наиболее полной классификации, по мнению автора, выступает Директива 96/67/ЕС

- основной документ, регламентирующем отраслевое регулирование в странах ЕС, где содержится одиннадцать видов деятельности (далее: функции НО), образующих данный комплекс1 (см. рис. 1.). Как правило, операторы по наземному обслуживанию, основными категориями которых выступают авиакомпании, аэропорты и специализированные компании, не выполняют полный перечень работ, прежде всего, в силу большого количества их видов и разноплановости в их организации, фокусируясь на специфических функциях в рамках обобщающих бизнес процессов.

Влияние основных тенденций в развитии воздушного транспорта на рынок наземного обслуживания. На развитие отрасли наземного обслуживания и на её отдельных сегментов, оказывают воздействие как общеотраслевые тенденции мировой отрасли ВТ, так и внутриотраслевые тенденции. К числу тенденций мирового воздушного транспорта, оказывающих наибольшее влияние на отрасль наземного обслуживания, относятся:

Ежегодное увеличение объемов авиаперевозок. Мировой авиатранспортный рынок в период 1990 - 2010 гг. демонстрирует ежегодный средний рост объемов пассажирских авиаперевозок на 46%, грузовых авиаперевозок - на 5 - 7%. [5] Соответственно, рост рынка наземного обслуживания происходит естественным путем вследствие общего роста объемов перевозок. При этом, отдельную важность для отрасли наземного обслуживания представляет циклический характер изменений в темпах развития мирового рынка воздушных перевозок, выражающийся в чередовании колебаний роста и снижений объемов работ. Колебания объемов работ в отрасли наземного обслуживания, вследствие воздействия макроэко-

1. Супервайзинг и контроль

2. Обслуживание пассажиров

3. Обработка багажа

4. Обслуживание грузов и почты

5. Обслуживание на перроне

6. Коммерческое обслуживание ВС

7. Заправка авиа ГСМ

8. Техническое обслуживание ВС

9. Управление деятельностью экипажей

10. Транспортировка по аэродрому

11. Обслуживание бортпитанием

Рис. 1. Основные виды наземного обслуживания в соответствии с Директивой Совета Европы 96/67/EC от 15.10.1996 г.

1 EU Council Directive 96/67/EC of 15 October 1996 «Access to the ground handling market at Community airports»

номических, политических и иных факторов, могут составлять до 60% - например, в период подъема отрасли - период 2000 - 2005 гг., средний показатель совокупного годового темпа роста (CAGR) для отрасли составлял 14,6%. [5]

Консолидация основных типов предприятий мировой отрасли воздушного транспорта - авиакомпаний, аэропортов и операторов по наземному обслуживанию вследствие общемировой тенденции глобализации. К основным факторам воздействия, обуславливающим консолидацию отрасли ВТ, могут быть отнесены: дерегулирование (либерализация) различных авиатранспортных рынков, стремление всех типов предприятий отрасли ВТ к достижению «эффекта масштаба», в т.ч. путем создания альянсов, крупных холдинговых структур и т.д. При этом, одним из важных аспектов также является рост влияния альянсов всех типов предприятий отрасли ВТ на темпы развития мировой авиатранспортной отрасли в целом.

Формирование системы европейских аэропортов вследствие создания и развития Европейского союза (ЕС). Современная сеть европейских аэропортов сформировалась под влиянием прежней структуры Европы, состоявшей из отдельных государств. После объединения большей части западно - европейского региона в Европейский союз начался новый процесс - формирование единой системы европейских аэропортов. Ранее, в 80-х годах ХХ века, схожий процесс произошел в США. Значительное влияние на процесс формирования сети европейских аэропортов оказали такие факторы, как плотность проживания населения в отдельно взятых государствах, распределение городов, наличие традиционных туристических регионов и т.д. Указанное перераспределение авиатранспор-

тного рынка обуславливает новые возможности развития рынка наземного обслуживания.

Отраслевые тенденции в развитии наземного обслуживания авиаперевозок в мире. Вышеуказанные тенденции в развитии всей мировой отрасли ВТ, являются значимым фактором, воздействующим на формирование внутриотраслевых тенденций в области наземного обслуживания. Оценка воздействия выделенных тенденций и иных ключевых факторов на развитие мирового рынка наземного обслуживания представлена на рис. 2.

Основные направления развития мировой отрасли наземного обслуживания. Результаты исследования, представленные на рис.2., позволяют сделать вывод о том, что основными тенденциями мировой отрасли наземного обслуживания, оказывающим определяющее воздействие на её развитие, относятся: консолидация, передача наземного обслуживания на аутсорсинг профильным операторам и продолжающееся дерегулирование глобальных рынков. Влияние указанных тенденций дополняется рядом внутриотраслевых факторов, свойственных отрасли наземного обслуживания, к числу которых относятся: увеличение доли присутствия сетевых операторов на мировом рынке, изменение в структуре их собственников, развитие слияний, поглощений, формирование альянсов операторов и т.д.

Увеличение доли сетевых операторов на мировом рынке. В настоящее время, структура участников мирового рынка наземного обслуживания сильно фрагментирована - несмотря на тенденцию к консолидации отрасли, значительное количество локальных операторов в совокупности контролирует определяющую долю рынка

Тенденция отрасли (фактор воздействия) Ситуация сегодня ( период 2010 -2011г.г.) Прогноз развития в среднесрочной перспективе (2012 - 2014г.г.) Оценка силы воздействия

Консолидация рынка ■ Ведущие 10 глобальных операторов (АО-НО) контролируют 9% рынка; ■ Изменения в структуре собственности вероятны для большинства операторов; ■ Развитие слияний, поглощений, формирование альянсов операторов (АОНО); • ■ Определяющее воздействие

Дерегулирование / либерализация ■ В ряде регионов (включая РФ и СНГ) преобладает монопольная среда в АП ■ Развитие дерегулирования отрасли НО в Восточной Европе, СНГ и РФ; ■ Изменение нормативных механизмов регулирования конкуренции в области НО • СльІІи. вие

Аутсорсинг наземного обслуживания ■ Имеет незначительные объемы но в среднесрочном периоде получит значимое развитие ■ Приватизация обуславливает дальнейшее развитие аутсорсинга (в т.ч. в СНГ и РФ); ■ Фокусирование АК и АП на основной деятельности способствует развитию аутсорсинга НО профильным операторам (АОНО); ■ Сильное воздействие

Рост объемов работ ■ Восстановление после падения (кризис 2008 -2010г.г.) ■ Тенденция к общему росту объемов в среднесрочном периоде (2012 -2017гг.); ■ Опережающий рост объемов в области НО бюджетных АК и грузов (несвойственно для РФ); э ■ Значительное воздействие

Ценовая конкуренция / тарифы ■ Развитие программ сокращения расходов АК; ■ Рост интенсивности конкуренции ■ Прибыльность во многом зависит от индивидуальных конкурентных преимуществ операторов и эффекта масштаба; ■ Борьба за прибыль будет усиливаться; э ■ Значительное воздействие

Барьеры против проникновения на рынок наземного обслуживания ■ Уже существуют для проникновения новых АОНО в т.ч потенциальных; ■ Количество сетевых соглашений по выполнению НО ограничено ■ Правила регулирования (сертификация, лицензирование и т.д.) будут усиливаться в области качества, безопасности и т.д.. ■ Региональные «сетевые контракты» «АК -АОНО» станут значимым барьером для входа на рынок. Развитие практики «сетевых контрактов» будет продолжаться. э ■ Значительное воздействие

Рис. 2. Оценка воздействия отраслевых тенденций и иных ключевых факторов на развитие мирового рынка наземного обслуживания

Таблица 1. Структура собственников мировых компаний - сетевых аэропортовых операторов по наземному обслуживанию.

Сетевой оператор по НО Основной учредитель Основной вид бизнеса компании - учредителя

Swissport Ferrovial Строительство и девелопмент (часть в АП)

Servisair Derichebourg Воспроизводство и переработка материалов

Menzies Aviation Menzies pic Логистика и транспорт

Aviapartner Зі Финансовый (портфельный) инвестор

Flight care FCC Строительство и девелопмент

Acciona Acciona Строительство и девелопмент

ACIG BBA Aviation Аэропортовый бизнес

Celebi Celebi Family Туризм

объемом в 85%, на долю региональных сетевых операторов приходится около 15%, ведущая десятка глобальных компаний контролирует менее 10% рынка.

Данная структура рынка позволяет с высокой вероятностью спрогнозировать увеличение доли присутствия сетевых операторов на мировом рынке и изменение в структуре их собственников в среднесрочном периоде (продолжительностью 7-10 лет). Основной причиной выступает стремление участников рынка к достижению эффекта масштаба, что является естественным в условиях глобализации, а также представляет собой форму адаптации отрасли наземного обслуживания к усилению требований альянсов авиакомпаний в области цены и качества услуг. Вместе с тем, локальные операторы, скорее всего, сохранят свое присутствие на рынке и будут предлагать продукцию, максимально адаптированную к условиям конкретного аэропорта. Отрасль наземного обслуживания, развиваясь в рамках общих тенденций ВТ, имеет сильную зависимость от специфики местных условий, что является сдерживающим фактором процесса её консолидации.

Изменение структуры собственности операторов по наземному обслуживанию. Значительное количество локальных операторов, предоставляющих ограниченный набор услуг, в среднесрочной перспективе станет технологическим препятствием для обслуживания рейсов и ВС в максимально сжатые сроки, что является одной из причин их постепенного вытеснения с рынка сетевыми компаниями. Структура собственников крупнейших участников рынка наземного обслуживания является разнородной (см. таб.1.), что предполагает неизбежную реструктуризацию отрасли в т.ч. укрупнение сетевых операторов и формирование глобальных альянсов в области наземного обслуживания. Анализ структуры собственности десяти крупнейших мировых компаний, действующих на рынке наземного обслуживания, свидетельствует о том, что для большинства из них данный вид бизнеса является вспомогательным в их общем инвестиционном портфеле. Соответственно, его развитие не является для собственников высшим приоритетом.

Формирование альянсов в отрасли наземного обслуживания. Перераспределение групп участников мирового рынка наземного обслуживания в направлении увеличения доли сетевых операторов, постепенное снижение на нем доли авиакомпаний и аэропортов, является движущей силой для создания мировых альянсов в области наземного обслуживания. Формирование альянсов предполагает достижение следующих преимуществ для различных типов операторов:

Для сетевых операторов: выгода от участия в альянсе заключается в возможности использовать имеющиеся у них собственные ресурсы и опыт для управления бизнесом в отдельных локальных аэропортах с учетом специфики местных условий.

Для локальных операторов: партнерство либо членство в альянсе позволяет упрочить позиции на рынке, что соответствует экономическим законам и тенденциям, действующими в области рыночной конкуренции.

Примером международного альянса в области наземного обслуживания авиаперевозок является корпорация «Aviance», образующая группу из десяти компаний - операторов, действующих в 89 аэропортах 16 стран мира, расположенных на различных континентах. Суммарный годовой оборот указанного альянса в 2009г. превысил 1 млрд. 250 млн. евро, а общее количество работников составило 41500 человек. К числу компаний, образовавших альянс «Aviance» в 2000г., относятся: Flight Care (Испания, Бельгия, Италия), Aviance UK (Великобритания, Ирландия), Celebi Aviation (Турция, Венгрия, Индия), Alyzia (Франция), Jet Aviation (Швейцария), Laufer (Израиль), Fraport GS Austria (Австрия), ATS (США, Канада), Aviance Ghana (Гана), SEA (Италия). Стратегия данного альянса выражается в предоставлении качественных услуг в области наземного обслуживания в различных странах мира по единым стандартам, единой системе контрактов и под единым брендом.

Анализ потенциальных конкурентных преимуществ, получаемых оператором по наземному обслуживанию от участия в альянсе, позволяет категорировать данные преимущества на три основных группы: эксплуатационные, коммерческие и экономические.

К категории эксплуатационных конкурентных преимуществ могут быть отнесены: единые технологии работ, процедуры и система их аудитов, единая система подготовки персонала и обмен работниками, единая система управления качеством на основе международных и внутренних стандартов и т.д. Указанные преимущества обуславливают достижение синергетического эффекта в обла-

сти производственной деятельности участников альянса.

К категории конкурентных преимуществ в области коммерческой деятельности относятся единая система управления продажами, единая система контрактов с клиентами, рекламная и маркетинговая политика, участие в РЯ компаниях, общий интернет сайт, общая модель стандартного соглашения для клиентов альянса, единая клиентская база данных и переговорная политика при обсуждении контрактов с альянсами авиакомпаний. Указанные преимущества обуславливают достижение синергетического эффекта в области коммерческой деятельности участников альянса.

К категории финансово - экономических преимуществ, прежде всего, относится синергетический эффект в виде сокращения расходов, достигаемый в результате общих закупок техники, стандартизации парка оборудования, запчастей, форменной одежды, снижения сумм на страхование и т.д.

Таким образом, создание международных альянсов операторов по наземному обслуживанию авиаперевозок, является одной из наиболее перспективных форм их адаптации к общемировой тенденции глобализации. Результаты деятельности альянса «Лу1апсе» являются примером реализации его участниками трех групп конкурентных преимуществ, позволяющих достигнуть как сокращения эксплуатационных расходов, так и увеличить долю присутствия на рынке. Дополнительным преимуществом для альянсов выступает развитие авиакомпаниями практики заключения контрактов на выполнение наземного обслуживания в масштабе всей сети маршрутов, либо её сегментов - географических регионов, с потенциальным получением оптовых скидок «от общего объема работ» по сегментам сети маршрутов. Помимо этого, каждый участник альянса, может извлечь для себя более значимую выгоду при адаптации к другим общеотраслевым тенденциям в области развития отрасли, например, от передачи наземного обслуживания на аутсорсинг от авиакомпаний и аэропортов.

Прогнозирование основных направлений развития отрасли наземного обслуживания. Анализ воздействия тенденции глобализации позволяет выделить два возможных сценария (варианта) развития мировой отрасли наземного обслуживания авиаперевозок в среднесрочной (продолжительностью 7 - 9 лет ) перспективе:

Вариант №1. Сохранение существующего соотношения в структуре имеющихся групп участников мирового рынка наземного обслуживания с пропорциональным ростом каждой из групп участников при увеличении объемов рынка. При данном сценарии развития, органический рост бизнеса сетевых компаний - операторов рынка достигается, прежде всего, за счет естественного роста рынка услуг в области наземного обслуживания, увеличения количества пунктов присутствия на рынке, а также участия в передаче наземного обслуживания на аутсорсинг от авиакомпаний и аэропортов. Консолидация отрасли будет иметь умеренный темп развития, прежде всего, в форме слияний и поглощений единичных операторов региональными сетевыми компаниями среднего размера. Данный сценарий предполагает следующие направления в развитии наземного обслуживания:

- Структура участников мирового рынка наземного обслуживания продолжит сохранять выраженный фрагментированный характер;

- Продолжится давление авиакомпаний на операторов по НО в области ценовой политики и качества работ. При этом, давление на крупных сетевых операторов со стороны станет затруднительным.

Вариант №2. Консолидация мирового рынка наземного обслуживания в относительно короткий временной период (продолжительностью 8-10 лет). При данном сценарии развития, мировой рынок наземного обслуживания вызовет интерес у сильных финансовых групп и, вероятнее всего, произойдет покупка ими одного либо нескольких крупных сетевых операторов. При этом, структура участников мирового рынка наземного обслуживания значительно изменится вследствие увеличения доли сетевых операторов в среднесрочной перспективе (см. рис. 3.). После покупки сетевой компании - оператора по наземному обслуживанию, стратегическими инвесторами вероятнее всего будет реализована стратегия быстрого роста купленной компании, предполагающая возникновение следующих внутренних тенденций:

- Развитие отрасли наземного обслуживания обретет более стабильный характер и меньшую зависимость от циклических колебаний в объемах работ на авиатранспортном рынке вследствие воздействия внешних факторов - мировых кризисов и т.п.;

Рис. 3. Возможные результаты консолидации мирового рынка наземного обслуживания в среднесрочной перспективе

- Развитие отрасли наземного обслуживания будет иметь более высокий потенциал вследствие наличия возможностей по привлечению дополнительных инвестиций;

- Бизнес модели сетевых операторов по наземному обслуживанию будут адаптироваться к изменениям в области развития отраслевого рынка (внедрение сетевых контрактов, развитие дополнительных услуг и т.д.).

Заключение. Анализ развития мировой отрасли наземного обслуживания дает основание для следующих основных выводов:

- Определяющей тенденцией в развитии наземного обслуживания мире является консолидация отрасли и её направленность на достижение «экономии масштаба» под влиянием общемировой тенденции глобализации;

- В настоящее время имеет место развитие конкуренции качества между операторами, характеризующееся усложнением технологий и жесткой стандартизацией отрасли (внедрение международных отраслевых стандартов ЮSЛ, ISAGO и др.);

Анализ развития отрасли наземного обслуживания России и стран СНГ дает основание для следующих выводов:

- Развитие отрасли наземного обслуживания в РФ значительно отстает от общемировых показателей, конкурентный рынок находится в начальной стадии формирования. Основным барьером для формирования конкурентной среды в отрасли наземного обслуживания является недостаточный уровень развития нормативных механизмов регулирования и стимулирования конкуренции в

данной области;

- Современные процессы модернизации парка ВС, проводимые большинством российских авиакомпаний, и принятая программа модернизации инфраструктуры аэропортов РФ, определяют текущий момент как наиболее привлекательный для развития рынка наземного обслуживания в РФ.

Таким образом, развитие наземного обслуживания авиаперевозок, как неотъемлемой части конкурентного сегмента авиатранспортного рынка и самостоятельного компонента отрасли воздушного транспорта, должно являться приоритетным направлением в развитии указанной отрасли.

Литература:

1. Андреев А.В. Особенности формирования мировой отрасли наземного обслуживания воздушных перевозок как самостоятельной подотрасли воздушного транспорт // Бюллетень транспортной информации 2011, № 12

2. Barrett S.D. Airport competition in the deregulated European aviation market. An uprising in the theory of industrial structure. //Journal of Air Transport Management, 2002, № 6(1)

3. EU Council Directive 96/67/EC of 15 October 1996 «Access to the ground handling market at Community airports»

4. IATA Ground Handling International conference, Vienna 2006

5. IATA Ground Handling International conference, Marrakesh 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.