Научная статья на тему 'Основные тенденции социализации молодежи в современной России: теоретический анализ'

Основные тенденции социализации молодежи в современной России: теоретический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5204
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / YOUTH / SOCIALIZATION / SOCIAL INSTITUTIONS / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / SOCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хусяинов Т.М.

Целью данной работы является выделение наиболее значимых особенностей процесса социализации современной молодёжи. Основу работы составляют данные полученные в ходе исследования «Габитус факультета» и социализация студентов классического университете (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского)»; официальные статистические данные; материалы, опубликованные в современной научной литературе. Автор выделяет основные тенденции социализации современной российской молодёжи, отмечая высокий уровень влияния информационных технологий и средств массовой информации, развитие миграционных процессов и изменений в образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Trends of Socialization of Youth in Contemporary Russia: Theoretical Analysis

The objective of this article is the examination of special aspects of youth socialization. This article is based on results of research of «Faculty habitus» and socialization of students in a classical university (a case study of the faculty of social sciences of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod).; official statistics; materials published in contemporary scientific literature. The author considers the main youth socialization trends, which depends on IT and mass media influence, and changes in educational system.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции социализации молодежи в современной России: теоретический анализ»

РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

УДК 316

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

Т. М. Хусяинов. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, e-mail: timur@husyainov.ru

Резюме. Целью данной работы является выделение наиболее значимых особенностей процесса социализации современной молодёжи. Основу работы составляют данные полученные в ходе исследования «Габитус факультета» и социализация студентов классического университете (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского)»; официальные статистические данные; материалы, опубликованные в современной научной литературе. Автор выделяет основные тенденции социализации современной российской молодёжи, отмечая высокий уровень влияния информационных технологий и средств массовой информации, развитие миграционных процессов и изменений в образовательной системе.

Ключевые слова. Молодёжь, социализация, социальные институты.

Процесс социализации протекает на протяжении всей жизни человека, однако стоит отметить, что на ранних этапах формирования личности ее значение первостепенно, именно в периоды детства, юности и молодости закладывается основной потенциал личности, который влияет на всё ее последующее существование [7]. Социализация - это длительный процесс усвоения индивидом всей совокупности имеющихся в обществе социальных ценностей, норм и поведенческих стереотипов.

1 Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)"

Основная часть этого процесса происходит в семье и образовательных учреждениях, которые дети начинают посещать уже в раннем возрасте.

В связи с серьёзными социальными изменениями, происходящими во всех сферах жизни современного общества, само понятие «молодежь» и его границы в настоящий момент определяются различными исследователями по разному. Так, например, Ю.Г. Волков относит к категории "молодёжь" людей старшего возраста, обозначая этот возраст "ранняя зрелость" [4]. Мы же в своей работе будем ориентироваться на понятие, которое дано в "Стратегии государственной молодёжной политики", утверждённой распоряжением Правительства от 18.12.2006 [19], которая определяет, что к категории "молодёжь" относятся люди в возрасте от 14 до 30 лет.

Особенность молодежи как социально-демографической группы проявляется в том, что она принимает участие во всех сферах жизнедеятельности современного общества; значительно острее, чем другие группы чувствует и воспринимает перемены в социально-экономической, политической и духовной жизни, при этом значительно больше других расположена к политическим и социальным новациям в обществе [18, С. 23], в большей степени готова к переменам. Молодёжь XXI века в большинстве своём готова к социальной адаптации и интеграции [15, С. 13].

На фоне обострения и осложнения социально-экономической и политической обстановки в обществе проблемы социализации российской молодежи приобретают особую актуальность. Нарушение процесса социализации ведет к формированию у личности неправильного образа действий. Такой процесс будет десоциализацией индивида. Прежде всего, он проявляется в усвоении личностью черт, присущих отрицательной микросфере (преступные группы, сверстники по дворы и т.д.). При этом, в результате формирования неправильной модели поведения может возникнуть кризис личности на фоне крушения ожиданий. В некоторых случаях, если приобретенные знания не были жизненно необходимыми и индивид способен изменить модель своего поведения, может наступить процесс ресоциализации. Однако с учетом наслаивания новых знаний на предыдущий опыт и временных задержек данного процесса, полное и правильное усвоение модели общения становится редким случаем.

В процессе социализации молодёжь переживает период становления психофизиологической и социальной зрелости, адаптации к исполне-

нию новых социальных ролей - ролей взрослых. Данный возрастной период является временем высокого динамичного изменения и развития человека по ряду направлений.

Выделим кратко основные тенденции современного развития социализации молодёжи в России:

• Высокая степень влияния средств массовой информации и информационных технологий на процесс социализации современной российской молодежи. Значение средств массовой информации настолько велико в современном обществе, что для обозначения данного этапа многие социологи используют термин "информационное общество" [7]. Информационные технологии окружают человека повсюду, они проникли во все стороны жизни общества. Современные СМИ - это источник информации, позволяющий ориентироваться индивиду в окружающем мире и событиях происходящих в нём. Именно СМИ становится значительным фактором в современном процессе социализации молодёжи, т.к. именно средства массовой информации закладывают основные модели социального поведения, нормативные образы, и даже определяют нормы языка и общения. При этом отдельные исследователи отмечают, что СМИ зачастую способствуют развитию кризисной социализации, что, соответственно, оказывает негативное воздействие на современную российскую молодежь [20]. Так или иначе, вне зависимости от того, положительные эффекты или отрицательные имеет СМИ, их роль и влияние на процесс социализации современной молодёжи велико и сравнимо с другими институтами социализации. Современные тенденции молодёжной социализации показывают необходимость модернизировать прежние социальные институты, не отвечающие требованиям времени и сформировать новые. Весомую роль с ранних лет в жизни современной молодёжи начинают играть средства массовой информации, что следует брать во внимание при построении работы с молодёжью [26].

Другой важный фактор в процессе социализации современной молодёжи - развитие и широкое распространение сети Интернет. Интернет как глобальная система позволяет контактировать на людям находящимся на большом расстоянии в реальном времени - онлайн-общение, содержит в себе огромное количество интер-

нет-знаний: от классических произведений античных авторов до последних выступлений политиков, даёт представление о том, как выполнить практически любую деятельность, т.к. содержит практический опыт огромного количества пользователей, получить он-лайн-образование или онлайн-консультацию, даёт возможность получить общественные нормы или идеи различных субкультур. Молодёжь же как основной пользователь сети Интернет и информационных технологий в целом, ставится основным потребителем интернет-знаний, интернет-опыта и интернет-развлечений. Распространение Интернет-технологий создаёт необходимые условия для более раннего, по сравнению с предыдущими поколениями, включения современного молодого человека в социальную деятельность: компьютер - это современное орудие труда, современное орудие производства, современное средство высокоскоростной связи, современный источник информации, которым он овладевает уже в раннем возрасте, что позволяет овладевать социальными видами деятельности и принимать участие в экономической, политической, социальной, научной и культурной жизни современного общества.

• Рост значения правовой социализации в условиях нестабильного социально-экономического общества и необходимость формирования нравственно-правовой культуры у индивида [11, С. 432], правосознания и способности саморегуляции [6] сферы, делает получение высшего образования более доступным для молодежи, хотя его качество может быть недостаточно высоко. Обучение в ВУЗе становится основой профессионально-личностного и трудового развития будущих специалистов [19]. Особенно это актуально в связи с широким распространением инновационных технологий в современной трудовой сфере, роста доли интеллектуального труда [27], распространения технических устройств и информационных технологий, снижение доли низкоквалифицированного труда [28, С. 114].

• Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, переход общества от индустриального к постиндустриальном типу, сокращение сферы неквалифицированного и низкоквалифицированного труда, а также глубокие структурные изменения в сфере занятости выводят на передний план проблемы профессионализации, повышения квалификации и профессиональной мобильности [28,

С. 114]. Поэтому особое место в современном обществе для современной молодёжи занимает профессиональная и трудовая социализация. Современные исследования показывают, что в молодёжной среде усиливается прагматическая ориентация, а в ряду жизненных приоритетов на первый план выходит материальный достаток и жилищно-бытовой комфорт, эталоном в обществе становится преуспевающий и состоятельный молодой человек [23]. Для достижения этого идеала требуется успешная профессиональная и трудовая социализация, которая затруднена рядом проблем, с которыми сталкивается современная молодёжь при выходе на рынок труда [9].

• Работа с молодежью преимущественно строится по отраслевому принципу. В неё включены различные структуры государственной и муниципальной власти, но их действия далеко не всегда согласованы и скоординированы, а также недостаточно финансируются, что приводит к низкой эффективности подобных мер [1, С 122]. Подобные проблемы могут привести к снижению уровня здоровья молодёжи, распространению социальных девиаций, ухудшению демографической обстановки и низкой эффективности труда наиболее экономически активной группы населения.

• Существенное расслоение в современном российском обществе и, как следствие, неравные стартовые возможности у молодых людей. Современная социальная дифференциация даёт неравные возможности доступа молодёжи к качественному образованию, неравные шансы в трудоустройстве и достижении жизненного успеха, разный уровень доступа к инфраструктуре досуга и т.д. [1, а 123].

• Отход от идей коллективизма и возрастание индивидуализма, что во многом связано с ранее обозначенными тенденциями стремления к высокому достатку, серьёзным социальным расслоением, отсутствие эффективной помощи государства, а также влияние СМИ. Как утверждают исследователи в начале XXI века 70% молодежи считают, что нужно думать, прежде всего, о себе, своих интересах, своём деле, своём здоровье, своей семье, о детях и друзьях, т.к. будущее зависит только от них самих [23]. Данная тенденция может трактоваться как положительная, т.к. молодёжь в процессе социализации становится более самостоятельной, приспособленной и независимой, так и с негативной, из-за того,

что данный процесс усложняет процесс согласования своих личных интересов с общими, и может заметно проявиться в гедонистической направленности личности современного молодого человека.

• Развитие мультикультурного общества, процесс, который влияет на всех живущих в нём людей, а особенно молодёжь. Современная Россия характеризуется высоким уровнем внешней миграции [12], а также ростом образовательной миграции как среди российских студентов, которые отправляются для получения образования за рубеж, так для иностранцев, приезжающих в России [13]. Молодёжь как наиболее экономически, политически и социально активная группа населения более других воспринимают межкультурные и межэтнические контакты. При этом можно наблюдать как негативное отношение, приводящее к развитию экстремизма, так и толерантное, основанное на диалоге культур.

• Снижение политической активности молодёжи, лишь небольшая часть современной российской молодёжи осознаёт необходимость участия в политической жизни страны [10]. Хотя выше было отмечено, что молодёжь в наибольшей степени готова к изменениям, но судя по всему, это связана с более высоким уровнем приспособления и адаптации к новым политическим и экономическим условиям.

Кроме того, стоит отметить, что у российского молодежного социума есть особая специфика, которая заключается в том, что на его развитие влияют как глобальные проблемы, характерные для молодежи развивающихся и экономически развитых стран, так и национально-региональные особенности, которые связаны с социальной трансформацией современного российского общества [3].

На данный момент трансформационные процессы в российском обществе значительно влияют на неопределенность жизненных ориентиров и приоритетов современной молодежи, что осложняет процесс ее успешной социализации. Современные тенденции показывают необходимость модернизировать прежние социальные институты, не отвечающие требованиям времени и сформировать новые. Весомую роль в жизни современной молодёжи начинал играть Интернет и другие массовые коммуникации, что так же следует брать во внимание при работе с молодёжью.

Перспективы развития современной молодежи, ее успешная социализация во многом зависят от регулирования со стороны государства, в

рамках его молодежной политики, и внимания, которое уделяет общество воспитанию молодого поколения.

Литература

1. Антипьев А.Г., Захаров Н.Н. Социализация современной российской молодёжи: состояние и проблемы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №5 (15). - С. 121-126.

2. Бохан А.Е. Особенности социализации современной молодёжи в российском обществе // Интернет-журнал "НАУКОВЕДЕНИЕ". - 2012. - №2. - С. 1-5.

3. Букин В.П. Социализация молодёжи в современном российском обществе: региональный аспект // Гуманитарные науки. Социология. -2009. - №2 (10). - С. 122-130.

4. Волков Ю.А. Социализация молодежи // Биосоциология. -Ростов-на-Дону. - 2007.

5. Гасанова Г.Р. Самореализация студентов в условиях негативных демографических воздействий как проблема современного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/026_gasanova. pdf

6. Гусарова М.А. Особенности правовой социализации современной российской молодёжи в период аномизации // Общество: политика, экономика, право. - 2011. - №3. - С.149-153.

7. Зейтунян М.А. Проблема социализации молодёжи в информационном обществе: теоретическое осмысление // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - №2. - С. 1-5.

8. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2000. - №3. - С. 124128.

9. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Проблемы и преимущества выпускников вузов на российском рынке труда // Молодежь в меняющемся мире. Материалы V Региональная научно-практической конференции молодых ученых 13.03.2014 / Под ред. Перескоковой М.С., Никитиной Е.Н., Шиховой О.Н., Павленко Е.В. - Екатеринбург: изд-во УРАЛ. гос. пед. Ун-та

2014. - С. 176-179.

10. Кормщиков Д.А. Участие российской молодёжи в деятельности общественно-политических объединений // XIX Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Материалы докладов [сессия посвящена 300-летию со дня основания Нижегородской губернии: доклады] / Отв. за вып. Зверева И.А. - Княгинино: НГИЭИ, 2014. С. 233234.

11. Кузнецов Ю.В., Салмина И.Ю. Правовая социализация молодёжи как фактор развития гражданского общества // Вестник МГТУ. -2010. - Т. 13. - №2. - С. 431-438.

12. Лакомова А.А. Маргинальность мигрантов и их адаптация как ключевые проблемы в современном обществе // XIX Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Материалы докладов [сессия посвящена 300-летию со дня основания Нижегородской губернии: доклады] / Отв. за вып. Зверева И.А. - Княгинино: НГИЭИ, 2014. С. 234235.

13. Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Образовательная миграция: причины и особенности получения высшего образования за рубежом // Педагогика и просвещение. — 2015. - № 1. - С.36-50. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.1.13890

14. Мальцев А.А. Социализация личности в современном российском обществе: нормы, тенденции и механизмы: Автореферат Дис. ...канд.соц.наук. - М. - 2005. - 32 с.

15. Машихина Т.П. Современная молодёжь как особая группа в обществе // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире: Сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - С. 1315.

16. Маштакова А.Ю., Хусяинов Т.М. Теоретический анализ факторов успешной социализации студентов современного вуза // Сборник Тезисов 3-й Всероссийской Интернет-конференции «Грани науки 2014» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] - Казань.: Изд-во КФУ, 2014. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод CD-ROM; Adobe Acrobat Reader, ISSN 2227-8389. - С. 184-185.

17. Орлова В.В. Социализация молодёжи в условиях трансформации современного российского общества (на материалах Томской и Кемеровской областей): Автореферат Дис. ...докт.соц.наук. -

Улан-Удэ. - 2011. - 35 с.

18. Орлова В.В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума // Социум и власть. - 2011. - №1. - С. 23-27.

19. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».

20. Ромм М.В., Ромм Т.А. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе // Высшее образование в России. - 2010. -№12. - С.104-114.

21. Свавицкая Д.В. Роль СМИ в процессе социализации молодёжи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://youth.hse.spb.ru/sites/default/files/svavickaya_rol_smi_v_processe_social izacii_molodezhi.pdf

22. Селезнёва М.К. Социализация молодёжи в современном обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №40. - Т. 16. - С. 239-243.

23. Сизова И.Л., Ермилова А.В., Хусяинов Т.М. «Габитус факультета» и социализации студентов классического университета (на примере факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2014. - №4 (36). — С. 84-89.

24. Улезько Е.В. Актуальные проблемы социализации молодёжи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.secna.rU/media/f/gn2.pdf

25. Усынина Н.И. Высшая школа как важный агент в социализации молодёжи // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2012. - №3. - С. 95-98.

26. Фалеева Л.В. Вузовская социализация студентов (подходы, структура, факторы, механизмы) // Теория и практика общественного развития. 2013. №6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/6/pedagogika/faleeva.pdf

27. Хусяинов Т.М. Влияние СМИ на социализацию современной молодёжи // Международная научно-практическая конференция "Современное общество глазами молодежи". — Москва, 2011. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/images/doc/140417/140417_Husyainov.doc

28. Хусяинов Т.М. Современные тенденции развития рынка труда // Сборник Тезисов 2-й Всероссийской Интернет-конференции «Грани науки

2013» / Отв. ред. А.В. Герасимов. [Электронный ресурс] - Казань.: СМУиС, 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. - Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод CD-ROM; Adobe Acrobat Reader, ISSN 2227-8389. - С. 357-358.

29. Шульга М.М. Особенности процесса социализации в Высшей школе // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - №287. - С. 114-120.

— • —

Husjainov T.M. Osnovnye tendencii socializacii molodezhi v

sovremennoi rossii: teoreticheskij analiz // PEM: Psychology.

Educology. Medicine. - 2015. - № 2.

Abstract. The objective of this article is the examination of special aspects of youth socialization. This article is based on results of research of «Faculty habitus» and socialization of students in a classical university (a case study of the faculty of social sciences of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod).; official statistics; materials published in contemporary scientific literature. The author considers the main youth socialization trends, which depends on IT and mass media influence, and changes in educational system.

Keywords: youth, socialization, social institutions.

— • —

© Т.М. Хусяинов, 2015.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. — • —

Подписано в печать 25.10.2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.